Консультирование родителей по вопросам непослушания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание

Психологическое консультирование родителей применяется при широком спектре возникающих проблем с их детьми. Многие психологические проблемы детского возраста со временем полностью проходят, но при отсутствии должного содействия могут длиться несколько лет, причиняя ребенку значительные страдания и вызывая отклонения в развитии. В таких случаях целью консультирования обычно является создание условий для возможно более быстрого выздоровления, а в некоторых случаях – устранение проблемы, которая сама по себе не может исчезнуть.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы к пониманию проблемы детского непослушания.
Введение……………………………………………………………………..3
1.1. Детское непослушание……………………………………………….5
1.2. Психологические особенности периода детства…………………..7
1.2.1.Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет..7
1.2.2.Характеристика кризиса дошкольного детства………...9
1.3.Особенности консультирования родителей по проблеме детского непослушания……………………………………………………………….11
Выводы………………………………………………………………………19
Глава 2. Классификация запросов и консультационных сценариев по проблеме
2.1. Классификатор запросов….....................................................................21
2.2. разработка консультационных сценариев
2.2.1.Сценарий №1……………………………………………..22
2.2.2. Сценарий №2…………………………………………….32
2.2.3. Сценарий №3……………………………………………40
Библиография для консультанта…………………………………………....48
Библиография для клиента………………………………………………….50

Работа состоит из  1 файл

Консультирование родителей по проблеме детского непослушания.doc

— 287.50 Кб (Скачать документ)
 
Этап Консультант Клиент
 
 
П

Р

О

Щ

А

Й 

5

М

И

Н

У

Т

Итак, Ольга, мы с Вами беседовали о поведении  вашего сына, о взаимоотношениях в  вашей семье. В ходе этой беседы мы выяснили, что все началось два месяца назад после того, как ваш муж наказал Диму за очередное опоздание. После этого Дима перестал его слушаться, а когда понял, что вы не на его стороне перестал слушаться и вас. Мы пришли к выводу,  что непослушание вашего сына вызвано недостатком вашего внимания и любви.

Хотелось бы поговорить с самим Димой, чтобы  понять, как он сам воспринимает эту ситуацию. 

Тогда давайте  договоримся о дне и часе. Послезавтра  в 17:00 вас устроит?

Если у вас  что то изменится сообщите по телефону.

До свидания.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Я согласна привести Диму, хочу разобраться  во всем. 

Да. 

Спасибо! До свидания.

 

  Заключение.

  Клиент: Ольга, 35 лет, второй раз замужем, есть сын от первого брака 8 лет.

  Характеристика:  сангвиник, эмоционально устойчива, мотивирована на взаимодействие.

  Причина обращения: непослушание сына, поиск  причин.

  Прогнозируемое  поведение: использование методик  саморегуляции, постепенное углубленное  решение проблемы, вторичный визит  с ребенком.

  Рабочая гипотеза подтвердилась: причина непослушания – поиск внимания матери, поиск подтверждения ее любви.

  Рекомендации: применение методов саморегуляции, релаксация, рекомендован визит на сеанс семейного консультирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Сценарий  №2.
 

    Клиент: Мария, 28 лет.

    Цель: оказание психокоррекционной помощи клиенту  по запросу.

    Задачи:

  1. Эмпатическое слушание в рамках ситуации, заявленной клиентом.
  2. Сбор психологической информации, выяснение причин ситуации, расспрос по жизненной проблеме клиента.
  3. Выяснение причин, проверка консультативных гипотез.
  4. Психокоррекционное воздействие: обсуждение с клиентом практических рекомендаций по решению ситуации, разработка альтернативного поведения.
  5. Завершение работы: передача ответственности за дальнейшее развитие, подведение итогов работы, заключение контракта на дельнейшую работу.

    Запрос: хочу, чтобы ребенок изменил своё поведение.

    Проблема: не знаю, что делать - хочу знать.

    Локус жалоб: субъективный – на ребенка, объективный  – на психологическую ситуацию.

    Самодиагноз:

Этап, время Содержание работы консультанта Содержание работы клиента Примечания
П 

Р 

И 

В 

Е 

Т 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10 

м

и

н

у

т

Встречает клиента у дверей. Здравствуйте.

Здесь вы можете оставить свои вещи.

Проходите, пожалуйста. Проходят, садятся.

Вам удобно?

Здесь будет  проходить наша консультация.

Пауза.

Давайте познакомимся. Как мне лучше Вас называть?

Очень приятно. Меня зовут Елена.

Визитная  карточка. Я закончила Череповецкий Государственный Университет по специальности практический психолог, занимаюсь психологическим консультированием по проблемам  воспитания детей уже пять лет. Я должна сказать Вам, Ольга, что психологи не дают советов и не выписывают рецептов. Моя помощь  будет заключаться в том, что я попытаюсь помочь Вам увидеть Вашу ситуацию с другой стороны, иначе отнестись к ней и, на основе этого принять какое-либо решение или изменить свое поведение.

Всё, что Вы здесь  скажете будет анонимно и конфиденциально, т.е. никто ни о чем не узнает.  Пауза. У Вас есть какие-нибудь вопросы?

Тогда давайте  начнём работу.

Расскажите немного  о себе. 
 
 
 
 
 
 

Спасибо. Что  Вас сюда привело? 
 
 
 
 

То есть вы хотели бы поговорить об изменениях в поведении старшей дочери и разобраться в их причинах?

Хорошо, тогда давайте начнем работу.

Здравствуйте. 

Хорошо. 

Да. 

Мария. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нет, мне  все понятно. 

Я живу с мужем, Виктором в своей квартире, у нас двое детей. Старшей –  Лизе 5 лет. Младшей – Варе 4 месяца. 

Я пришла из-за Лизы, она очень изменилась, из веселого общительного ребенка она  превратилась в непослушного и замкнутого. Я не могу понять почему. 
 
 
 

Да. 

Давайте.

 
 
 
 
 
Присоединение по имени 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Прояснение  психологической помощи, передача ответственности  клиенту, гарантия анонимности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эмпатийное слушание, невербальное присоединение. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  контракта на работу

 
Р

А

С

С

П

Р

О

С 
 
 

П

О 

П

Р

О

Б

Л

Е

М

Е 

25 

м

и

н

у

т

История развития проблемы

Постарайтесь  вспомнить, когда вы в первый раз  заметили, что ее поведение изменилось? 
 
 
 

Что вы хотите этим сказать? 
 
 

А из-за чего Лиза находилась у бабушки? 
 
 
 

Итак, мы выяснили, что вы обнаружили изменения  в поведении ребенка две недели назад, после ее приезда от бабушки.

Отношения с окружающими

Теперь  обсудим, как вы относитесь к сложившейся  ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сама… 
 

А что  вы понимаете под самостоятельностью Лизы? 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вы разочарованы ее поведением?

А как  относится к изменению поведения  Лизы ваш муж?

Гипотеза: непослушание вследствие возрастных изменений.

А что  говорит сама Лиза? 

Совсем  ничего не делает? 
 
 
 

Плохо ли в ее возрасте смотреть мультфильмы и играть в куклы? 

То есть, если я вас правильно поняла, ее непослушание сводится к невыполнению домашних дел и в отказе сидеть с Варей.

Таким образом, мы посмотрели на ваше отношение к поведению Лизы и отношение вашего мужа.

Причины

Теперь  давайте подумаем о возможных  причинах.

Как вы можете объяснить ее поведение?

Гипотеза: влияние неправильного  воспитания бабушки.

Почему  вы так думаете? 
 

Скажете, сколько времени вы уделяли Лизе до рождения Вари? 

А сколько  времени вы уделяете ей теперь?

Гипотеза: непослушание как  поиск внимания матери. 

То есть теперь вы не уделяете Лизе столько  внимания, любви и заботы?

Мы попытались выяснить возможные причины сложившейся  ситуации.

Динамика.

А были ли когда-нибудь улучшения или ухудшения ситуации?

 

Две недели назад. Когда она вернулась от бабушки, моей свекрови, она живет недалеко от города в деревне. Лиза провела у нее целый месяц. После этого она совершенно изменилась, не хочет мне помогать, стала более замкнутой – слова не вытащишь.

Лизу  словно подменили, я уже думаю  не наговорила ли бабка ей чего про  меня, у нас со свекровью не очень  хорошие отношения.

Да она  в садике ветрянку подхватила, а  ни я, ни муж и тем более Варя не болели ей, а я слышала, что  это заразно, вот мы и решили перестраховаться. Возможность ее взять была только у свекрови. 
 
 
 

Мне неприятно, что она себя так ведет, меня это  раздражает… Знаете первые дни мне  казалось, что это пройдет само собой, но лучше не становится. Иногда она даже просьбу что-нибудь принести игнорирует. А ее игрушки, они валяются по всей квартире и сколько я не просила их собрать все напрасно. А у меня Варя, мне теперь совершенно некогда убирать все за нее. Пусть привыкает сама. 

Да, сама, ведь ей скоро 6 исполниться, пусть учится быть самостоятельной.

Ну… она  сама может поливать цветы в доме, убирать свои игрушки, помогать мне  по хозяйству: иногда пол подмести, иногда посуду вымыть. Хотя знаете, мне легче сделать это самой, нужно только чтобы кто-то посмотрел за Варей, а Лиза категорически отказывается. А ведь она больше всех хотела сестренку.

Да, я  думала , что будет не так.

Он говорит, что это пройдет, что она взрослеет, проявляет характер, а с Варей  не остается потому что ей  пока не интересно.

Она ничего не объясняет, просто ничего не делает и все.

Ну как  же, придет из садика, заберется куда-нибудь подальше от всех, чтобы ее не трогали  и будет играть в куклы, или  будет смотреть мультфильмы…

Конечно нет, но ведь и помогать нужно. А она  как будто и не слышит ни одной  из моих просьб. 
 
 

Да, именно так. 
 
 
 
 

Ей точно  бабка что-нибудь наговорила, ведь не мог же ребенок так сильно измениться.

Она точно  в деревне все делала за Лизу, вот и избаловала.

Я домохозяйка, поэтому, бывало мы с ней и в  садик не пойдем, вместе сходим в  магазин, поиграем… 

Ну вы сами понимаете, маленький ребенок, времени совершенно не на что не хватает. Целый день как белка  в колесе. 

…Получается, что да… 
 
 
 
 
 

Да с  каждым днем все хуже и хуже…

 
Директива 
 
 
 
 
 

Уточняющий  вопрос. 
 

Открытый  вопрос. 
 
 
 
 

Резюме. 
 
 

Директива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эхо. 
 
 

Уточняющий  вопрос. 
 
 
 

Открытый  вопрос. 
 
 

Отражение чувств. 

Открытый  вопрос 

Открытый  вопрос. 

Абсолютизация 
 
 
 

Закрытый  вопрос. 
 

Обратная  связь. 
 

Резюме. 
 
 

Директива. 

Открытый  вопрос. 
 
 

Открытый  вопрос.

Открытый  вопрос. 
 

Открытый вопрос. 
 
 

Обратная  связь. 

Резюме 
 

Закрытый  вопрос

 Гипотезы:

  1. Возрастные изменения.
  2. Неправильное воспитание бабушки.
  3. Поиск внимания матери.
П

Р

О

В

Е

Р

К

А 
 

Г

И

П

О

Т

Е

З 
 

15 

м

и

н

у

     т

Опишите пожалуйста конкретный случай, когда непослушание Лизы проявилось особенно ярко. 
 
 

Как вы отреагировали на это? 
 

Каким образом вы ее наказали? 
 
 
 
 

А теперь вспомните пожалуйста ситуацию, когда  Лиза выполнила то, о чем вы ее попросили. 
 
 

Мы обсудили, что наблюдались как улучшения, так и ухудшения ситуации.

Но я  хотела бы знать, почему вы пришли именно сейчас.

Буквально на днях я попросила ее нагреть Варе детское пюре, мало того, что пошла она только после того как я пятый раз попросила, так она мне еще и пюре принесла холодное, не знаю что она делала на кухне 10 минут.

А как  тут отреагируешь? Естественно я  ее наказала за это.

…Меня тогда это из себя вывело… Я накричала на нее, сказала, что она делать ничего не умеет, что мне тяжело справляться одной, а она даже помочь не хочет… Сорвалась, понимаю…

Я попросила ее убрать игрушки, и так как Варя спала, я помогла ей. Я прибиралась в комнате, а Лиза бегала по всей квартире в поиске раскиданных игрушек. Вместе мы очень быстро все собрали. 
 
 

Я чувствую, что-то не так с Лизой… Самостоятельно разобраться мы не смогли… Вот я и решила придти.

Директива 
 
 
 
 

Открытый  вопрос. 

Уточняющий  вопрос. 
 
 
 
 

Открытый  вопрос. 
 
 
 

Резюме. 
 

Директива.

 
Этап Консультант Методы
 
П

С

И

Х

О

К

Р

Р

Е

К

Ц

И

О

Н

Н

О

Е 
 

В

О

З

Д

Е

Й

С

Т

В

И

Е 

35 

минут

Когнитивный компонент

1. «Осознание причины»

Необходимо  понимать, что в жизни ребенка  при рождении второго малыша меняется очень многое: его как правило  стесняют в пространстве, урезают в проявлении внимания, волей-неволей лишают статуса исключительности. Но самое страшное, если старший перестанет чувствовать себя любимым.Это может произойти, если у мамы с ее безумной занятостью не найдется несколько минут в день, чтобы провести их рядом с первым ребенком.

Очень часто детство старших преждевременно заканчивается с рождением младшего ребенка в семье. Но детство ему положено и он будет стараться его заполучить. Поэтому совсем неудивительно, если он без восторга будет откликаться на необходимость посидеть с «любимой» сестренкой, вместо того, чтобы пойти погулять.

Важно понимать, что , конечно, старший ребенок может быть вам помощником, но для этого он не должен воспринимать это как вечную, обременительную обязанность. Старший ребенок охотнее откликнется на просьбу посидеть с малышом, а не на долженствование.

Старшие дети как правило, вынуждены проявлять особую активность, чтобы вернуть и удерживать любовь своих родителей. Из них как правило вырастают очень ответственные и активные взрослые. 

2. Ролевая игра

Цель: поставить  клиента в новую ситуацию.

Инструкция: «Пожалуйста, представьте, что Вы с женой никогда не ссоритесь…»  

Эмоциональный компонент.

1. Дыхание эмоций

Цель: дать выход  эмоциям, расслабиться

Ход: «Сосредоточься на своих негативных эмоциях, задержи  дыхание и с силой выдохни. Расслабься. Повторим ещё раз». 

2. Медитация  «Облако»:

Цель: освобождение от негативных эмоций, поиск позитивного  пути реагирования на проблему.

Инструкция: «Закройте глаза. Расслабьтесь. Ваши руки становятся все тяжелее и тяжелее. Ваше тело мягкое и податливое, приятное тепло разливается во все уголки тела. Вы превращаетесь в облако и т.д.» 
 

Поведенческий компонент.

1. Построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив. 

2. Игровая ситуация

Цель: использование  новых форм поведения

Инструкция: «Давайте вернёмся к ситуации и проиграем  её снова, только Вы измените своё поведение».

 
Информирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Постановка  в рефлексивную ситуацию 
 
 
 

Релаксация 
 

Медитация. 
 
 
 
 
 

Конкретное  пожелание. 

Ролевое указание.

Информация о работе Консультирование родителей по вопросам непослушания