Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 19:46, курсовая работа
Психологическое консультирование родителей применяется при широком спектре возникающих проблем с их детьми. Многие психологические проблемы детского возраста со временем полностью проходят, но при отсутствии должного содействия могут длиться несколько лет, причиняя ребенку значительные страдания и вызывая отклонения в развитии. В таких случаях целью консультирования обычно является создание условий для возможно более быстрого выздоровления, а в некоторых случаях – устранение проблемы, которая сама по себе не может исчезнуть.
Глава 1. Теоретические основы к пониманию проблемы детского непослушания.
Введение……………………………………………………………………..3
1.1. Детское непослушание……………………………………………….5
1.2. Психологические особенности периода детства…………………..7
1.2.1.Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет..7
1.2.2.Характеристика кризиса дошкольного детства………...9
1.3.Особенности консультирования родителей по проблеме детского непослушания……………………………………………………………….11
Выводы………………………………………………………………………19
Глава 2. Классификация запросов и консультационных сценариев по проблеме
2.1. Классификатор запросов….....................................................................21
2.2. разработка консультационных сценариев
2.2.1.Сценарий №1……………………………………………..22
2.2.2. Сценарий №2…………………………………………….32
2.2.3. Сценарий №3……………………………………………40
Библиография для консультанта…………………………………………....48
Библиография для клиента………………………………………………….50
И еще одна негативная сторона наказаний: они провоцируют отождествление себя с агрессором. Это означает, что ребенок начинает чувствовать, что агрессивный способ обращения с людьми - это норма их взаимоотношений и что быть агрессивным - правильно. Впоследствии он так же станет воспитывать своих детей.
Наказание никогда не должно быть первым шагом после совершения проступка. Это - последнее, крайнее средство. И уж совсем не следует наказывать ребенка, если он искренне раскаивается в содеянном. Наказание в таком случае может надолго, если не навсегда, отвратить ребенка от желания извиниться, ожесточить его сердце. Чувство стыда - сигнал того, что у ребенка здоровая совесть, а ошибки послужат для него хорошим уроком. И здесь нужно пойти ему навстречу, дать ему понять, что вы принимаете его раскаяние и верите ему.
Вывод:
Таким образом,
мы рассмотрели теоретические
8. Первое
и самое главное, что нужно осознать родителям
- это дать почувствовать ребенку, что
его любят.
Глава 2. Классификация запросов и консультационных сценариев.
2.1. Классификатор запросов.
I.Клиент:
II. Непослушание обусловлено семейным факторами:
III. Возможные причины непослушания:
IV. Непослушание вследствие синдрома дефицита внимания и гиперактивности:
V. Непослушание обусловлено половой принадлежностью:
Клиент: Ольга, 35 лет.
Цель: оказание психокоррекционной помощи клиенту по запросу.
Задачи:
Запрос: хочу, чтобы ребенок изменил своё поведение.
Проблема: не знаю, что делать - хочу знать.
Локус жалоб: субъективный – на ребенка, объективный – на психологическую ситуацию.
Самодиагноз: неблагоприятная ситуация
Этап, время | Содержание работы консультанта | Содержание работы клиента | Примечания |
П Р И В Е Т 10 м и н у т |
Встречает
клиента у дверей. Здравствуйте.
Здесь вы можете оставить свои вещи. Проходите, пожалуйста. Проходят, садятся. Вам удобно? Здесь будет проходить наша консультация. Пауза. Давайте познакомимся. Как мне лучше Вас называть? Очень приятно. Меня зовут Елена. Визитная карточка. Я закончила Череповецкий Государственный Университет по специальности практический психолог, занимаюсь психологическим консультированием по проблемам воспитания детей уже пять лет. Я должна сказать Вам, Ольга, что психологи не дают советов и не выписывают рецептов. Моя помощь будет заключаться в том, что я попытаюсь помочь Вам увидеть Вашу ситуацию с другой стороны, иначе отнестись к ней и, на основе этого принять какое-либо решение или изменить свое поведение. Всё, что Вы здесь скажете Будет анонимно и конфиденциально, т.е. никто ни о чем не узнает. Пауза. У Вас есть какие-нибудь вопросы? Тогда давайте начнём работу. Расскажите немного
о себе. Спасибо. Что
Вас сюда привело? То есть, Вы хотели
бы поговорить о Ваших взаимоотношениях
с сыном и об отношениях между сыном и
отчимом. Хорошо. Тогда давайте начнём работу. |
Добрый день
Спасибо. Ольга Нет, я
всё поняла. Мне 35 лет, я второй
раз замужем, от первого брака есть
сын Дима. Работаю я кондуктором , мой
муж Алексей – бригадир на заводе. Понимаете…. Мой
первый муж попал под машину… , Диме тогда
было всего 3 года..., сейчас ему 8, отчима,
он категорически не принимает. Что бы
он не сказал, Дима не слушает. Он даже
меня перестал слушаться. Меня это очень
сильно беспокоит. Да! Да. Давайте. |
Присоединение по имени Прояснение
психологической помощи, передача ответственности
клиенту, гарантия анонимности Эмпатийное слушание,
невербальное присоединение. Заключение контракта на работу |
Р А С С П Р О С П О П Р О Б Л Е М Е 25 м и н у т |
История
развития проблемы
Постарайтесь
вспомнить, когда впервые вы почувствовали,
что ваш сын перестал вас слушаться? Что вы хотите этим
сказать? Гипотеза:
непослушание как
следствие обиды
на отчима. Итак, мы выяснили, что вы обнаружили данную ситуацию два месяца назад. Отношения с окружающими Теперь давайте
обсудим, как вы относитесь к сложившейся
ситуации. А как относится
к сложившейся ситуации ваш муж? Не рано ли отчаиваться? Скажите, а как
Дима реагирует на происходящее. Гипотеза:
непослушание вследствие
потери поддержки и
любви матери. Расскажите, а
как прошло знакомство вашего сына
с Алексеем? Почему вы так
решили? Итак, мы обсудили ваше отношение к сложившейся ситуации и отношение ваших близких. Причины Теперь давайте подумаем о возможных причинах. В чем вы видите
причину его непослушания? Почему вы так
думаете? Чем объясняет
его поведение ваш муж? Гипотеза:
гиперопека в детском
возрасте. Вы согласны
с ним? Гипотеза:
поиск внимания матери. Что по-вашему значит
избалован? Мы попытались выяснить возможные причины сложившейся ситуации. Динамика. А были ли когда-нибудь улучшения или ухудшения Ваших отношений? |
Это было месяца два назад. Леша переехал жить к нам, мы расписались. Дима потихоньку привыкал к новому члену нашей семьи, и все было бы хорошо, если бы Леша не был таким пунктуальным. Дима
очень любит играть во дворе с
ребятами, обычно, я отпускаю его до
7 часов вечера, но бывало он возвращался
немного позже положенного, объясняя это
тем, что было очень весело и не хотелось
уходить. Я не ругала его за это, но просила
в следующий раз не задерживаться. А Леша
просто терпеть не может, когда опаздывают.
В первый раз за свое опоздание Дима выслушал
выговор, в следующий раз Леша его наказал
ремнем. После этого Дима очень обиделся
и перестал слушаться сначала Лешу, а потом
видя, что я не против таких мер и меня. Мне жалко Диму, он просто заигрался и снова опоздал. Я как раз была на работе… И вообще, я считаю, что сначала нужно было добиться расположения ребенка, а уже потом применять воспитательные средства. А теперь что…, все действия Леши будут проходить через эту обиду и восприниматься в искаженном виде. Все! даже хорошие! Он уже и сам не рад, что так поступил, да прошлого не вернешь. Он несколько раз пытался наладить отношения с Димой: организовывал семейный ужин; покупал билеты в кино; хотел в поход сходить, только все напрасно. И я совершенно не знаю, что теперь делать. Да, знаю,
что рано, но… просто руки опускаются… Сначала он очень злился на Лешу, говорил, что не хочет с ним жить. Я попыталась показать ему, что Леша по-своему прав, что нельзя постоянно приходить позже положенного, что он уже большой и может следить за временем сам. Вот только Дима на это мне сказал, что раз я его защищаю, то он для меня важнее и люблю я его больше. После этого он убежал в свою комнату и закрылся. Меня он после этого тоже перестал слушаться. Вы знаете, я представила Лешу Диме на моем Дне Рождения, он как раз тогда пришел первый раз. Мне даже показалось, что они друг другу понравились. Леше
уже 42, он давно мечтал о сыне и
поскорее хотел познакомиться с
Димой. А Дима после ухода гостей
долго интересовался кто это
был. Мне кажется, что причина в его отношениях с Лешей. Общий язык они так и не смогли найти, да еще в самом начале это наказание ремнем. Да и я начала защищать Лешу, чем сделала только хуже. Да потому что после этого Дима и на меня обиделся, он больше не делится со мной своими секретами, переживаниями, фантазиями… Между нами словно пропасть образовалась… Он считает,
что ребенок просто избалован, все было
для него и ему просто не хватает мужского
воспитания. Отчасти да. Мужского воспитания действительно не доставало, после смерти первого мужа я воспитывала Диму одна. А вот с тем, что он избалован, я не согласна. Это значит,
что все желания и прихоти
ребенка сразу же выполняются. Дима
конечно примерным мальчиком не был, часто
ходил с синяками и царапинами, но и особых
проблем он мне тоже не доставлял. Да у нас постоянно… то все более-менее, то хуже некуда… |
Открытый вопрос Резюме. Директива. Открытый
вопрос Закрытый
вопрос Открытый
вопрос Открытый
вопрос Открытый
вопрос Резюме. Директива. Открытый
вопрос Открытый
вопрос Открытый
вопрос Открытый
вопрос Уточняющий
вопрос Резюме Закрытый вопрос |
Гипотезы:
П
Р О В Е Р К А Г И П О Т Е З 15 м и н у т |
Опишите
пожалуйста конкретный случай, когда
Дима своим поведением просто вывел
вас из себя. Я вас понимаю, это очень неприятно, когда все ваши усилия остаются невостребованными. Скажите,
а были ли улучшения ситуации? То есть, вы хотите сказать, что он как и прежде начал вам рассказывать о том, что произошло интересного за день, но потом, не получив подтверждения вашей любви, ушел. Мы обсудили, что были и улучшения, и ухудшения ситуации. Но я
хочу знать, почему вы пришли именно сейчас? |
Это было
неделю назад… Мы с Лешей купил билеты
в кинотеатр на мультфильм «Ледниковый
период -3», Диме очень нравится этот мультфильм,
1 и 2 часть он очень часто смотрит (они
есть у него на дисках). И вы представляете,
когда мы сообщили ему об этом и подарили
билет, он посмотрел сначала на нас, потом
на билет, потом бросил его на стол и сказав,
что никуда не пойдет, ушел в комнату. Вот
и вся его благодарность! …Однажды
он пришел из школы очень радостный,
сел рядом со мной и начал рассказывать
как его класс занял первое место в «Веселых
стартах», какие там были конкурсы и как
он с ними справлялся… Потом так серьезно
посмотрел и спросил: «Мам, а ты кого больше
любишь меня или его?» Я замешкалась, не
знала, что ответить, а он встал и ушел. Да, так. Мне кажется, что я все больше и больше начинаю винить себя, да и на Лешу я злюсь, что так вышло. Это постоянное напряжение… я так больше не могу… |
Директива Отражение
чувств. Открытый
вопрос. Обратная
связь. Резюме. Директива. | |||
Этап | Консультант | Методы | ||||
П С И Х О К Р Р Е К Ц И О Н Н О Е В О З Д Е Й С Т В И Е 35 минут |
Когнитивный
компонент
Для
ребенка очень важна любовь матери,
ведь это самый близкий и родной
человек. И когда ребенок начинает
сомневаться в истинности ее любви,
он начинает проверять ее…непослушанием.
У него возникает вопрос: «Будет ли мама
любить меня вредного и непослушного или
она любит меня только за то, что я слушаюсь?» 2. Посмотри со стороны Цель: постановка клиента в рефлексивную позицию Ход:
«Представьте, что вы – ваш ребенок.
Что вы думаете?… Представьте, что вы
– ваш муж …» обсуждение и анализ ситуации Эмоциональный
компонент. 1. Принятие чувств Цель: отреагирование невыраженного чувства, достижение его пика. Ход: «Закройте
глаза, расслабьтесь. Вернитесь к
этому чувству, когда вы думаете
о том, что вас сильно беспокоит и заставляет
переживать. Какое оно? Прочувствуйте
его до конца. Опишите его. Оно сильное?
Не уходите от него теперь – примите его
полностью». 2. Переоценка чувств. Цель: переоценка клиенткой чувства вины Ход: «Найдите
в этом чувстве что-нибудь положительное.
Что оно Вам даёт? Как Вы можете его использовать?…и
т. д.» Поведенческий
компонент. 1. Прогулка по доске. Цель: снятие напряжения Ход: «Ольга, Вам
было бы полезно выполнить следующее упражнение.
Встаньте. Закройте глаза. Представьте,
что Вы идёте по тонкой досочке. Делая
шаг вперёд, говорите вслух: «Я разрешаю
себе чувствовать…» На следующий шаг:
«Я разрешаю себе делать…» 2. Релаксация Цель: обучить техникам расслабления. Ход: «Всякий раз, когда Вы не находите взаимопонимания с сыном, Вы можете применить простую и эффективную технику. Я Вас научу. Итак, сядьте удобно, расслабьтесь и сосредоточьтесь на телесных ощущениях. Внимание на правой руке. Последовательно ощутите кончики пальцев, ладонь, запястье, локтевой сустав, плечо. Если Вы сравните эту руку с другой, Вы можете почувствовать, что правая рука расслабилась, стала более тяжелой только от того, что Вы сосредоточили на ней свое внимание. Представляйте себе далее, что правая рука тяжелеет, что она сильнее стала надавливать на опору, наливаясь тяжестью. Плечо также опускается, расслаблено и приятно тяжелое. Оставьте правую руку отдыхать и переключите внимание на левую руку, проделайте с ней то же самое. Затем переходите на область подбородка и, двигаясь вверх, расслабляйте все лицо, затылок. Зафиксируйте ощущения приятной тяжести и расслабления во всех мышцах. Направляя свое внимание на другие участки тела, добейтесь ощущения приятной тяжести, расслабленности во всех мышцах тела. Скажите себе: «Тело отдыхает. Голова отдыхает. Покой». Запомните свои ощущения, а также запомните свое ровное, спокойное, «ленивое» дыхание в этом состоянии. Закончив упражнение, медленно потянитесь вверх. Откройте глаза». 3.Построение
системы различных вариантов
действий клиента (в виде |
Информирование Эмоциональный
поток Метод
переоценки. Конкретное
пожелание Метод
релаксации. Релаксация Конкретное пожелание. |
Информация о работе Консультирование родителей по вопросам непослушания