Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 19:46, курсовая работа
Психологическое консультирование родителей применяется при широком спектре возникающих проблем с их детьми. Многие психологические проблемы детского возраста со временем полностью проходят, но при отсутствии должного содействия могут длиться несколько лет, причиняя ребенку значительные страдания и вызывая отклонения в развитии. В таких случаях целью консультирования обычно является создание условий для возможно более быстрого выздоровления, а в некоторых случаях – устранение проблемы, которая сама по себе не может исчезнуть.
Глава 1. Теоретические основы к пониманию проблемы детского непослушания.
Введение……………………………………………………………………..3
1.1. Детское непослушание……………………………………………….5
1.2. Психологические особенности периода детства…………………..7
1.2.1.Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет..7
1.2.2.Характеристика кризиса дошкольного детства………...9
1.3.Особенности консультирования родителей по проблеме детского непослушания……………………………………………………………….11
Выводы………………………………………………………………………19
Глава 2. Классификация запросов и консультационных сценариев по проблеме
2.1. Классификатор запросов….....................................................................21
2.2. разработка консультационных сценариев
2.2.1.Сценарий №1……………………………………………..22
2.2.2. Сценарий №2…………………………………………….32
2.2.3. Сценарий №3……………………………………………40
Библиография для консультанта…………………………………………....48
Библиография для клиента………………………………………………….50
Этап | Консультант | Клиент |
П Р О Щ А Й 5 М И Н У Т |
Итак, Мария, мы
с Вами беседовали о поведении вашей старшей
дочери. В ходе этой беседы мы выяснили,
что непослушание Лизы это способ привлечь
к себе ваше внимание, которого ей теперь
не хватает. Я считаю, что
мы с вами сегодня неплохо поработали,
если у вас возникнет желание
обсудить эту или другую ситуацию,
я буду рада встретиться с Вами
снова. Обычно я принимаю по вторникам
с 10 утра до15 часов и по понедельникам
и средам с 14 до 19 часов вечера. Вот
моя визитка. До свидания. |
Спасибо! До свидания. |
Заключение.
Клиент: Мария, 28 лет, домохозяйка, замужем, двое детей.
Характеристика: холерический тип темперамента, эмоционально неустойчива, возбуждена мотивирован на взаимодействие.
Причина обращения: непослушание старшей дочери.
Прогнозируемое поведение: использование методик саморегуляции, релаксации, постепенное углубленное решение проблемы, вторичный визит.
Рабочая гипотеза подтвердилась: причина непослушания девочки – поиск внимания со стороны матери, занятой вторым ребенком.
Рекомендации:
применение методов саморегуляции, релаксация,
пересмотр собственного поведения матери.
Клиент: Светлана , 54 года.
Цель: оказание психокоррекционной помощи клиенту по запросу.
Задачи:
Запрос: хочу, чтобы ребенок изменил своё поведение.
Проблема: не знаю, что делать - хочу знать.
Локус жалоб: субъективный – на ребенка, объективный – на психологическую ситуацию.
Самодиагноз: неблагоприятная ситуация.
Этап, время | Содержание работы консультанта | Содержание работы клиента | Примечания |
П Р И В Е Т 10 м и н у т |
Встречает
клиента у дверей. Здравствуйте.
Здесь вы можете оставить свои вещи. Проходите, пожалуйста. Проходят, садятся. Вам удобно? Здесь будет проходить наша консультация. Пауза. Давайте познакомимся. Как мне лучше Вас называть? Очень приятно. Меня зовут Елена. Визитная карточка. Я закончила Череповецкий Государственный Университет по специальности практический психолог, занимаюсь психологическим консультированием по проблемам воспитания детей уже пять лет. Я должна сказать Вам, Ольга, что психологи не дают советов и не выписывают рецептов. Моя помощь будет заключаться в том, что я попытаюсь помочь Вам увидеть Вашу ситуацию с другой стороны, иначе отнестись к ней и, на основе этого принять какое-либо решение или изменить свое поведение. Всё, что Вы здесь скажете будет анонимно и конфиденциально, т.е. никто ни о чем не узнает. Пауза. У Вас есть какие-нибудь вопросы? Тогда давайте
начнём работу. Расскажите немного
о себе. Спасибо. Что Вас сюда
привело? То есть, Вы хотели бы поговорить о поведении вашего внука? Хорошо. Тогда давайте начнём работу. |
Добрый день
Спасибо. Светлана Нет, я
всё поняла. Я пенсионерка,
нигде не работаю… живу вместе с
внуком Сашенькой… его маму, мою
дочь, сбила машина… а его отец
через полгода нашел себе другую…
и ребенок оказался ему не нужен…
вот я и взяла его к себе…
он так похож на свою мать… Я не справляюсь
с Сашей, он меня не слушается, я не знаю
что делать. Да. Еще я хотела
бы знать как мне следует себя
вести. |
Присоединение по имени Прояснение психологической
помощи, передача ответственности клиенту,
гарантия анонимности Эмпатийное слушание,
невербальное присоединение. Заключение контракта на работу |
Р А С С П Р О С П О П Р О Б Л Е М Е 25 м и н у т |
История
развития проблемы
Постарайтесь вспомнить, когда впервые вы почувствовали, что ваш внук перестал вас слушаться? Гипотеза:
гиперактивность. А сколько лет
вашему внуку? А как давно
вы забрали его от отца? У вас в городе
есть родственники? Я вас понимаю,
когда умирает близкий человек
это очень больно, но нельзя отчаиваться,
ведь вы не одни, с вами внук. Итак, мы с вами выяснили, что вы забрали Сашу месяц назад, и с тех пор он не слушается вас. Отношения с окружающими Теперь обсудим
как вы относитесь к сложившейся
ситуации. В чем проявляется
его непослушание? Что вы имеете в
виду? Гипотеза: непринятие личности бабушки. Вы разочарованы? Не рано ли отчаиваться? Скажите, а как
отец ребенка отреагировал на то, что
вы забираете Сашу к себе? Итак, мы обсудили ваше отношение к сложившейся ситуации. Причины Теперь давайте подумаем о возможных причинах. В чем вы видите
причину его непослушания? Гипотеза:
кризис трех лет. Светлана, я должна вам сказать, что такое поведение вашего внука может быть вызвано кризисным состоянием его возраста. Кризис трех лет носит характер бунта против воспитателя, изменяется отношение ребенка к людям и к собственной личности. В этот период ребенок может ругать взрослого, делать все наоборот, стремиться к самостоятельности и это нормально. Мы попытались выяснить возможные причины сложившейся ситуации. Динамика. А сейчас расскажите, наблюдались ли улучшения или ухудшения? |
Я поняла это сразу же как забрала его, он такой подвижный, ни минуты не сидит спокойно, да это все ничего, если бы он слушался, а он ни в какую. Ему три
года. Месяц назад…Я знала, что этим кончиться, ведь он теперь свободный мужчина, зачем обременять себя. Нет, родственников
нет… муж умер давно…а теперь и
Алены… нет… Я держусь,
я знаю, что должна воспитать Сашу…
вместо Алены… Я очень люблю Сашу… но ведь так же нельзя… он конечно еще маленький, но все равно должен понимать, что нужно слушаться старших… Он делает
все наоборот. Я говорю ему: «Пойдем
гулять?». Он не соглашается. «Хорошо, тогда
останемся дома!» - говорю я. «Нет, гулять!»
- заявляет он. И так что бы я ни сказала.
А я ведь представляла себе все не так. Я думала мы с ним отлично поладим, а пока не выходит… Немного… Нет, я
не отчаиваюсь, просто я скучаю по дочери… Он сначала
сопротивлялся… для приличия… потом
согласился. А теперь и не вспоминает
о нем, даже не позвонит, вот и отец! Ему тоже
тяжело… я знаю…Остался без мамы,
родной отец отказался… Ему еще
трудно понять, что мама больше не придет…
никогда… он бывает спросит меня: «Баб,
а где мама?»… Даже сердце кровью
обливается… Вот он и протестует
против меня… не слушает… бывает даже
дуррой обзовет… наслушался наверно от
детей в парке… Не знаю… все как-то одинаково… |
Директива. Открытый
вопрос. Открытый
вопрос. Открытый
вопрос. Самораскрытие. Резюме. Директива. Уточняющий
вопрос. Уточняющий
вопрос. Отражение чувств. Закрытый
вопрос. Открытый
вопрос. Резюме. Директива. Открытый
вопрос Интерпретация. Резюме Закрытый вопрос |
Гипотезы:
П Р О В Е Р К А Г И П О Т Е З 15 м и н у т |
Опишите пожалуйста
конкретный случай, когда непослушание
Саши проявилось особенно ярко. А теперь
вспомните пожалуйста ситуацию, когда
Саша слушался вас? Мы обсудили, что наблюдались как ухудшения, так и улучшения ситуации. Но я хотела бы знать, почему вы пришли именно сейчас. |
Вчера мы с Сашей
гуляли в парке около дома, долго
гуляли, я устала, позвала его домой,
а он не в какую. Я его и уговаривала, и
наказать грозилась, а он никак не идет
и все тут. Я тогда разозлилась, взяла его
за руку и потащила домой… слез было…
да и сопротивлялся он сильно… потом еще
пол часа у порога лежал и плакал… Потом
успокоился, принес мне книжку, попросил
прочитать. Он слушается,
когда мы с ним заняты чем-то интересным,
какой-нибудь игрой. Недавно мы играли
в песочнице, я учила его печь
пирожки из песка. Он выполнял все
мои просьбы: подавал мне формочки,
лопатку, приносил сумку со скамейки
и относил ее обратно. Он так наигрался,
что пришел домой и сразу же лег спать. Эта ситуация… когда мне пришлось тащить его домой… а он и дома плакал, да так громко и обиженно… у меня даже давление поднялось… не хочу, чтобы эта ситуация когда-либо повторилась. |
Директива Открытый
вопрос. Резюме. Директива. |
Этап | Консультант | |
П С И Х О К Р Р Е К Ц И О Н Н О Е В О З Д Е Й С Т В И Е 35 минут |
Когнитивный
компонент
Кризис трех лет – психологически кризис, впервые в сознании ребенка появляется понятие «Я». Кризис проходят все дети, но все переживают его по-своему. Чаще всего он характеризуется: негативизмом (когда поведение ребенка идет вразрез с поведением взрослого); упрямством (когда ребенок настаивает на чем-то, причем не потому, что ему действительно этого хочется, а потому что он уже это потребовал); строптивостью, которая направлена против норм социального воспитания; своеволием, т. е. Тенденцией ребенка к самостоятельности; реакцией обесценивания, когда ребенок может ругать, обзывать взрослого и при этом следить за его реакцией; реакцией протест – бунт; деспотизмом, если ребенок в семье единственный, это желание проявить власть над взрослыми; симптомом ревности, если детей несколько, ребенок не готов делиться вниманием взрослого. Таким образом, кризис трех лет имеет характерные черты по которым его можно узнать. При
наступлении кризиса взрослым следует
набраться терпения и контролировать
свое поведение. 2. Посмотри со стороны Цель: постановка клиента в рефлексивную позицию Ход: «Представьте, что вы – ваш внук. Что вы думаете?… чувствуете»?... обсуждение и анализ ситуации. Эмоциональный
компонент. 1. Принятие чувств. Цель: отреагирование невыраженного чувства, достижение его пика. Ход: «Закройте
глаза, расслабьтесь. Вернитесь к этому
чувству, когда вы думаете о том, что вас
сильно беспокоит и заставляет переживать.
Какое оно? Прочувствуйте его до конца.
Опишите его. Оно сильное? Не уходите от
него теперь – примите его полностью». 2. Переоценка чувств. Цель: переоценка клиенткой чувства горя (смерть дочери). Ход: «Найдите в
этом чувстве что-нибудь положительное.
Что оно Вам даёт? Как Вы можете
его использовать?…и т. д.» Поведенческий
компонент
Цель: отыскание резервов организма для борьбы с негативным состоянием. Инструкция:
«Расположите Ваши ладони вверх. Создайте
образ негативной ситуации, положите его
на левую ладонь. На правую складывайте
все те ресурсы организма, которые помогают
Вам справляться с этой ситуацией: чувства,
состояния, эмоции, ценности, способности.
Ваших ресурсов должно быть в 1.5 – 2 раза
больше, чем того, что есть на левой ладони.
Когда Вы поймете, что ресурсов гораздо
больше, попросите свои руки сойтись. Они
должны сойтись сами, без Вашей помощи.
Ладони должны плотно сжаться». 2 . Релаксация Цель: обучить техникам расслабления. Ход: «Всякий раз, когда Вы чувствуете, что раздражаетесь, Вы можете применить простую и эффективную технику. Я Вас научу. Итак, сядьте удобно, расслабьтесь и сосредоточьтесь на телесных ощущениях. Внимание на правой руке. Последовательно ощутите кончики пальцев, ладонь, запястье, локтевой сустав, плечо. Если Вы сравните эту руку с другой, Вы можете почувствовать, что правая рука расслабилась, стала более тяжелой только от того, что Вы сосредоточили на ней свое внимание. Представляйте себе далее, что правая рука тяжелеет, что она сильнее стала надавливать на опору, наливаясь тяжестью. Плечо также опускается, расслаблено и приятно тяжелое. Оставьте правую руку отдыхать и переключите внимание на левую руку, проделайте с ней то же самое. Затем переходите на область подбородка и, двигаясь вверх, расслабляйте все лицо, затылок. Зафиксируйте ощущения приятной тяжести и расслабления во всех мышцах. Направляя свое внимание на другие участки тела, добейтесь ощущения приятной тяжести, расслабленности во всех мышцах тела. Скажите себе: «Тело отдыхает. Голова отдыхает. Покой». Запомните свои ощущения, а также запомните свое ровное, спокойное, «ленивое» дыхание в этом состоянии. Закончив упражнение, медленно потянитесь вверх. Откройте глаза». |
Информирование. Эмоциональный
поток Метод переоценки. Техника якоря (НЛП) Метод релаксации. |
Информация о работе Консультирование родителей по вопросам непослушания