Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:23, контрольная работа

Описание

Термин «психология» происходит от двух греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука). Буквально, наука о душе. Психология – это наука о психических процессах, прихических состояниях и психических свойствах индивида. Она изучает закономерности развития и функционирования психологической деятельности человека.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...1
2. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру……….….2-6
3. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их………………………………………………………………....6-13
4. Соотнесите психологические понятия и их определения:…………………13
а) сознание
б) самосознание
в) бессознательное
1. Высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;
2. Совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не дает ответа;
3. Высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя.
5. Заключение…………………………………………………………………….14
6. Список литературы……………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Психология контрольная.docx

— 48.79 Кб (Скачать документ)

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.

  Смысл - субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.

   Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов). Рассмотрим эту схему с точки зрения целостности сознания.

  Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня сознания.

Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится  с чувственной тканью бытийного  слоя сознания.

Мир идей, понятий, житейских  и научных знаний соотносится  со значениями рефлексивного уровня сознания.

   Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслами рефлексивного уровня сознания.

   Сознание проявляется и присутствует во всех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда:

  • возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
  • требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
  • надо осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход;
  • человек оказывается в ситуации, содержащей потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают  перед людьми практически непрерывно, поэтому сознание как высший уровень  психической регуляции поведения  постоянно функционирует.

В последних работах В. П. Зинченко, наряду с другими психологами, признает ограниченность любой модели сознания, в которой не представлен  его духовный слой: «В своих ранних работах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в человеческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и рефлексивный слои». Наличие духовного слоя для психологов в настоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушевлять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои.

      Бессознательное — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.       

Сознание и бессознательное  постоянно переплетаются во  многих  действиях человека, они способны влиять друг на друга и  психику  человека  в  целом. Иногда мы сознательно доверяемся  бессознательному  («внутреннему  голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти  более  подходящего  решения.

 Используя мысль Д.И.  Дубровского,  можно  сказать,  что  бессознательно  –

психические явления органически включены в  субъективную реальность.

К  сфере  бессознательно  -  психического  относится та  часть психики,

познавательные  образы  которой непосредственно   неосознаваемы.   Об   их

существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего  мира.  В  то  же  время бессознательное  не  отделено   неприступной   стеной   сознательного.   Но возможности  перевода   очень   специфичны,   затруднены,   а   во   многом непосредственно   недостижимы.   Итак,   проявления   бессознательного    в сознании:      

  Бессознательная  память  -  это  та  память,  которая   связана   с

долговременной  и  генетической  памятью.  Это  та  память,  которая

управляет мышлением, воображением, вниманием,  определяя  содержание

мыслей  человека в данный момент времени,  его  образы,  объекты,  на

которые  направлено  внимание.  Бессознательное мышление   особенно

отчетливо выступает в процессе решения  человеком творческих задач, а

бессознательная речь - это внутренняя речь.     

 Есть и  бессознательная   мотивация,  влияющая  на  направленность  и

характер  поступков,  многое  другое,  не  осознаваемое  человеком  в психических процессах, свойствах и состояниях.   

 Бессознательное в личности  человека -  это  те  качества,  интересы,

потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но  которые

ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных  реакциях,

действиях, психических явлениях.

   Одно  из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки.

В  основе  другой  группы   бессознательных   явлений   лежит

непроизвольное  забывание имен, обещаний, намерений, предметов,

событий – всего, имеющего для человека малую  значимость.

    Третья  группа бессознательных  явлений  личностного  характера

относится, к разряду представлений и  связана  с восприятием, 

памятью  и воображением:  сновидения,  грезы,  мечты.  Грезы  и 

мечты  происходят  при  работающем,  но  несколько ослабленном 

сознании, а сновидения – и вовсе без его контроля.3   

Сознательно  ставя  перед собой цель, которой желаешь бессознательно, можно добиться  того  единства, которое и приведет к выполнению цели  жизни.  Так  думал  античный  философ Аристотель, об этом же говорит и психоаналитик ХХ века З. Фрейд. 

 Наличие  сознательного  и  бессознательного  в  психике  усложняет   задачу

индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое,  найти  гармонию.  Этого можно достигнуть лишь путем  самопознания.  Углубляясь  в  себя,  важно  не потерять   ориентацию   в    поиске    соотнесенности    сознательного    и бессознательного.  Потеря  ориентации  заключена  в  том, 

 


  1. Д.И. Дубровский «Информация. Сознание. Мозг». Москва: «Высшая  школа», 1980;

 

что  принижается значение одной из противоположностей. Рассмотрим один  из  вариантов  такой потери,  когда   принижают   значение   сознательного,   уходят   в   сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает  в  ту часть психики, которая  относится  к  сфере  сознания,  бессознательное  не следует  понимать  как  нечто  аморфное,  оно  обладает   динамичностью   и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли  человек оказаться  во  власти  бессознательного?  Думается,  что   да.   Инфляция  эго-сознания  проявляется   как героическая позиция». В случае  агрессии  бессознательного,  слова  «познай себя  и  ты  познаешь  весь  мир»   интерпретируются   как   исключительнаят направленность  на бессознательное. Погружение в этот  мир,  поиски  скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают  с презрением относиться к науке,  к  научно  –  популярной  и  художественной литературе,  к  прогрессивным  явлениям  общественной  жизни.  Этим   самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.  

 Третий  тип бессознательных явлений  -  те,  о  которых  говорит  3.  Фрейд

касающихся  личностного бессознательного. Это - желания,  мысли,  намерения, потребности, вытесненные  из  сферы  человеческого  сознания  под  влиянием цензуры. Каждый  из  типов  бессознательных  явлений  по-разному  связан  с поведением человека и его сознательной регуляцией. 

 «Взаимосвязь   сознания  и   бессознательного   является   основной

предпосылкой  психоанализа, и только  она  дает  ему  возможность  понять  и приобщить науке часто наблюдающиеся и  очень важные патологические  процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ  не  может  перенести  сущность психического в сознание, но  должен  рассматривать сознание  как качество психического, которое может присоединяться или  не присоединяться  к  другим его качествам.

   Было  бы неверно на том основании,  что бессознательное и  сознание  -  это противоположные  друг  другу  понятия,   приравнивать   бессознательное   и сознательное   к   животной   и   человеческой   психике    соответственно.

     Бессознательное  -  это  столь  же  специфически  человеческое  психическое проявление, как и сознание,  оно  детерминировано  общественными  условиями существования человека, выступая  как  частичное,  недостаточно  адекватное отражение мира в мозгу человека. 

 Быть  сознательным - это прежде всего чисто описательный  термин,  который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт  показывает нам  далее,  что  любой  психический   элемент,   например   представление, обыкновенно  не  бывает  длительно  сознательным.   Наоборот,   характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит под  воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в  данный  момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть  таковым,  однако  может вновь стать сознательным при известных, легко  достижимых  условиях.  Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что  оно  было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было  бессознательным,  мы

также  дадим  правильное  описание.  Это  бессознательное  в  таком  случае

совпадает со скрыто или потенциально сознательным.

  К  понятию бессознательного мы  пришли путем разработки  опыта,  в  котором большую роль играет душевная  динамика.  Мы  видели,  т.е.  вынуждены  были признать,  что  существуют  весьма  напряженные   душевные   процессы   или представления - здесь  прежде  всего приходится  иметь дело  с некоторым количественным, т.е. экономическим, моментом, - которые могут  иметь  такие же последствия для душевной жизни, как и все 


  1. М.К. Мамардашвилли «Проблема сознания и философское призвание». Москва, 1988;

 другие  представления,  между прочим, и такие последствия, которые могут  быть  осознаны  опять-таки  как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными. 

 Состояние,  в  котором  они  находились   до   осознания,   мы   называем

вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается

нами  во время нашей психоаналитической работы как сопротивление. 

 Понятие   бессознательного  мы,  таким   образом,  получаем  из  учения   о

вытеснении.   Вытесненное   мы   рассматриваем    как    типичный    пример

бессознательного. Мы  видим,  однако,  что  есть  двоякое  бессознательное:

скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное,  которое само  по

себе  и без дальнейшего не может  стать сознательным».5

        3. Соотнесите психологические понятия и их определения

 

а) Сознание – 1) высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;

б) Самосознание – 3) высокоорганизованный психический  процесс, обеспечивающий единство, целостность  и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя;

в) Бессознательное – 2) совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не дает ответа.

     Вывод: раскрыли содержание понятий «сознание» и «бессознательное»  и сопоставили их.

 

 

 


  1. З. Фрейд  «Психология  бессознательного», 1990;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Удалось  достичь поставленной цели  и  решить выдвинутые задачи.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"