Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:23, контрольная работа
Термин «психология» происходит от двух греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука). Буквально, наука о душе. Психология – это наука о психических процессах, прихических состояниях и психических свойствах индивида. Она изучает закономерности развития и функционирования психологической деятельности человека.
1. Введение………………………………………………………………………...1
2. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру……….….2-6
3. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их………………………………………………………………....6-13
4. Соотнесите психологические понятия и их определения:…………………13
а) сознание
б) самосознание
в) бессознательное
1. Высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;
2. Совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не дает ответа;
3. Высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя.
5. Заключение…………………………………………………………………….14
6. Список литературы……………………………………………………………15
Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.
Смысл - субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.
Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов). Рассмотрим эту схему с точки зрения целостности сознания.
Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня сознания.
Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.
Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значениями рефлексивного уровня сознания.
Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслами рефлексивного уровня сознания.
Сознание проявляется и присутствует во всех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда:
Подобного рода ситуации возникают
перед людьми практически непрерывно,
поэтому сознание как высший уровень
психической регуляции
В последних работах В. П. Зинченко, наряду с другими психологами, признает ограниченность любой модели сознания, в которой не представлен его духовный слой: «В своих ранних работах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в человеческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и рефлексивный слои». Наличие духовного слоя для психологов в настоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушевлять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои.
Бессознательное —
совокупность психических
Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения.
Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно –
психические явления органически включены в субъективную реальность.
К сфере бессознательно - психического относится та часть психики,
познавательные образы которой непосредственно неосознаваемы. Об их
существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы. Итак, проявления бессознательного в сознании:
Бессознательная память - это та память, которая связана с
долговременной и генетической памятью. Это та память, которая
управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание
мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на
которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно
отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а
бессознательная речь - это внутренняя речь.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и
характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.
Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы,
потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые
ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях,
действиях, психических явлениях.
Одно из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки.
В основе другой группы бессознательных явлений лежит
непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов,
событий – всего, имеющего для человека малую значимость.
Третья группа бессознательных явлений личностного характера
относится, к разряду представлений и связана с восприятием,
памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и
мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном
сознании, а сновидения – и вовсе без его контроля.3
Сознательно ставя перед собой цель, которой желаешь бессознательно, можно добиться того единства, которое и приведет к выполнению цели жизни. Так думал античный философ Аристотель, об этом же говорит и психоаналитик ХХ века З. Фрейд.
Наличие сознательного и
индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том,
что принижается значение одной из противоположностей. Рассмотрим один из вариантов такой потери, когда принижают значение сознательного, уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая относится к сфере сознания, бессознательное не следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Инфляция эго-сознания проявляется как героическая позиция». В случае агрессии бессознательного, слова «познай себя и ты познаешь весь мир» интерпретируются как исключительнаят направленность на бессознательное. Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к научно – популярной и художественной литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.
Третий тип бессознательных явлений - те, о которых говорит 3. Фрейд
касающихся личностного бессознательного. Это - желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.
«Взаимосвязь сознания и бессознательного является основной
предпосылкой психоанализа, и только она дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.
Было бы неверно на том основании,
что бессознательное и
Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.
Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что любой психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит под воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы
также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае
совпадает со скрыто или потенциально сознательным.
К понятию бессознательного мы пришли путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, т.е. вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления - здесь прежде всего приходится иметь дело с некоторым количественным, т.е. экономическим, моментом, - которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все
другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.
Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем
вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается
нами во время нашей психоаналитической работы как сопротивление.
Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о
вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример
бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное:
скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по
себе и без дальнейшего не может стать сознательным».5
3. Соотнесите психологические понятия и их определения
а) Сознание – 1) высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;
б) Самосознание – 3) высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя;
в) Бессознательное – 2) совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не дает ответа.
Вывод: раскрыли содержание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Удалось достичь поставленной цели и решить выдвинутые задачи.