Коррекционно-развивающая работа по преодолению трудностей по математике с детьми младшего школьного возраста с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:58, лекция

Описание

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики младшими школьниками с ЗПР.

Работа состоит из  1 файл

коррекция зпр 2.docx

— 467.02 Кб (Скачать документ)

Коррекционно-развивающая  работа по преодолению трудностей по математике с детьми младшего школьного  возраста с ЗПР

 

                                                                         учитель-дефектолог: Грицай Л.С.

 

 

Среди учебных  предметов, вызывающих повышенные трудности  в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в  дошкольном возрасте, но особенно четко  наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный  характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности  в освоении математики младшими школьниками  с ЗПР.

Содержание  учебного материала по отдельным  разделам программы для многих детей  оказывается непосильным, а медленный  темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу  в установленные сроки.

Наибольшее  количество проблем возникает при  решении задач. На втором месте идут трудности при решении примеров. Третье место занимают проблемы со знанием таблицы сложения и умножения.

Учитывая  специфичность математического  содержания, совершенно естественно, что  основные проблемы по этому предмету связаны с формированием познавательного (когнитивного) компонента и его  отдельных составляющих. Наиболее значимыми  среди них являются:

  • недостатки в пространственных представлениях, затрудняющие понятия числового ряда и его свойств;
  • недостаточное развитие понятийного мышления, создающее трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких примеров, в запоминании схемы рассуждения при решении типовых задач;
  • низкий уровень развития логических операций (сравнения, обобщения, абстрагирования), слабость развития которых не позволяет ребенку выделять существенные признаки изучаемых понятий, классифицировать их и систематизировать;
  • особенность мышления школьников с ЗПР – его конкретность, однолинейность и инертность. В этом случае ребенку трудно отвлечься от сюжетной стороны задачи, сделать верные умозаключения, оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи данными, перейти от одного способа решения к другому, подобрать способ решения при измененных условиях.

 

          Однако  эти недостатки не являются  непреодолимыми. Хорошо известно, что  логика – тренируемая функция.  Даже при постоянном выполнении  интеллектуальных тестов их результат  с каждым разом улучшается  за счет обучающей способности.  Систематические упражнения дают  еще больший эффект. Постоянно  тренируемые интеллектуальные процессы  и качества станут помощниками,  а не препятствием в овладении  миром чисел и логики.

 

 

Таблица трудностей по математики

 

 

Трудности в учебе

Причина трудностей:

недостаточное развитие…

Развивающие упражнения, рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудности при решении арифметических примеров

  • Пространственных отношений

 

 

  • «Разложи фигуры в нужном порядке»
  • «Собери картинку из частей»
  • «Пуговицы»
  • «Магические квадраты»
  • «Дорисуй вторую половину»
  • Наглядно-образного мышления
  • Составление фигур-головоломок
  • Преобразование фигуры
  • «Шьем ковер-самолет»
  • «Сосчитай все треугольники»
  • «Найди два одинаковых рисунка
  • Умения планировать свои действия
  • «А что было дальше…»
  • «Подбери ключик к рассказу»
  • «Волшебные превращения»
  • «Измени расположение фигур»
  • Произвольного внимания
  • «Решай задачки в уме»
  • «Черно-белая таблица»
  • «Слушай внимательно»

 

 

 

 

Трудности при решении математических задач

  • Словесно-логического мышления
  • «Собери сокровища»
  • «Найди спрятанные слова»
  • «Что общего между словами (понятиями)?»
  • «Найди подходящее слово»
  • «Верни все на свое место» или «Расставь слова по порядку»
  • «Парные аналогии»
  • «Вставь пропущенные цифры»
  • Памяти (не может сохранить в памяти все условие задачи»
  • «Запомни цифры с помощью кода»
  • «Придумай код и запомни фразы»
  • «Повторение – мать учения»
  • Концентрации и устойчивости внимания»
  • Перепутанные линии
  • «Перепиши без ошибок»
  • «Найди ошибки»
  • «Укротитель букв»
  • Умения ориентироваться на систему требований и планировать свои действия
  • «Охотник за словами»
  • «Подбери ассоциации»
  • «Прочитай. Запомни. Повтори»
  • Поиск закономерностей
  • «Выполни правильно условия»

 

 

 

 

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления

 

 

  • Преобразование фигуры

 

  1. Сложи фигуру из 6 квадратов. Переложи 2 спички так, чтобы в фигуре осталось 4 квадрата.

 

       
       



 

    

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дана фигура, похожая на стрелку. Надо переложить 4 спички так, чтобы получилось 4 треугольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Попробуй из 7 одинаковых спичек составить два равных квадрата.

 

 


 

 

 

 

 

 

  1. В этой фигуре, похожей на настольную лампу, переложи 4 спички так, чтобы получилось 4 одинаковых треугольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перед тобой фигура, состоящая из 4 квадратов. Сделай ее состоящей из 3 квадратов, переложи всего три спички.

 

 

   
   



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перед тобой домик из 6 спичек. А ты, переложив всего 2 спички, преврати его во флажок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Переложи 6 спичек так, чтобы из корабля получился танк.

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

  • Сосчитай все треугольники. Сколько их всего?

 

 

 

 

 

  • Найди два одинаковых рисунка.

Упражнения на увеличение объема внимания

 

 

  • Игра «Пуговицы»

Задание: внимательно посмотри и запомни, где какая пуговица лежит. Повтори расположение пуговиц на своем поле.

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

  • Игра «Магические квадраты»

Задание: перед тобой таблица, в которой в беспорядке расположены числа от 1 до 25. Но в ней всего 16 чисел. Назови (напиши) пропущенные числа.

 

 

1

 

18

 

5

 

9

 

3

 

13

 

22

 

6

 

8

 

19

 

7

 

21

 

25

 

10

 

4

 

15


 

 

 

 

Упражнения на усиление концентрации и устойчивости внимания

 

  • Игра «Перепутанные линии»

Задание: проследите каждую линию от начала до конца и поставьте в пустой клеточке соответствующий номер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Игра «Заклинание на пятерку»

Задание: перепишите без ошибок заклинания.

 

 

АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНСЕНДАССАС  ДЕЛТА

 

РЕТАРБРЕРТАР НОРАСНА  ДЕБАУГА КАЛЛИХАРРРА ФИЛЛИТАНДЕРА

 

ГРУМОМОНД ВАТЕРПА СИРАФИНАЕТРОРИЕНТАС  ЕМИНАДРЕФИЛМАН


Информация о работе Коррекционно-развивающая работа по преодолению трудностей по математике с детьми младшего школьного возраста с ЗПР