Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа
Целью работы является исследование различия критериев самооценки в период старения городских и сельских жителей, и их влияние на переживания проблемы старения личностью человека?
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности геронтогенеза.
2. Провести анализ психологической литературы посвящённой формированию самооценки в период старения.
3. Провести психодиагностическое исследование.
4. Провести сравнительный анализ полученных в ходе психодиагностического исследования данных.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ НА ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ СТАРЕНИЯ
7
1.1. Геронтология в системе наук о человеке
7
1.2.Социально- психологические механизмы влияющие на развитие самооценки в период старения
15
2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПЕРИОД СТАРЕНИЯ
23
2.1. Эмпирическая база исследования
23
2.2. Сравнительный диагностический анализ факторов влияющих на самооценку в период старения у сельских и городских жителей
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
ГЛОССАРИЙ
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ НА ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ СТАРЕНИЯ | 7 |
1.1. Геронтология в системе наук о человеке | 7 |
1.2.Социально- психологические механизмы влияющие на развитие самооценки в период старения | 15
|
2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПЕРИОД СТАРЕНИЯ | 23 |
2.1. Эмпирическая база исследования | 23 |
2.2. Сравнительный диагностический анализ факторов влияющих на самооценку в период старения у сельских и городских жителей | 28
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 38
|
ГЛОССАРИЙ | 42
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 47
|
ПРИЛОЖЕНИЯ | 52 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития психологической науки, возрастает интерес к специфическим проблемам личности на различных этапах её жизни. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати. Однако, не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология детей. Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция - всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.
Старение населения – одна из основных проблем, тревожащих в настоящее время почти все без исключения страны мира. Вековая мечта человечества о продлении жизни стала актуальной научной проблемой. Пожилые люди стали отдельной демографической, социальной и медико-биологической категорией, требующей специального подхода к решению своих проблем.
В последние годы интерес к проблемам людей старшего поколения заметно возрос. Но, к сожалению, приходиться констатировать тот факт, что систематического изложения проблем психологии личности в зрелом возрасте явно недостаёт. Интерес психологов, в основном, сосредоточен на проблемах профессиональной деятельности, на определённых ситуациях и так далее, а не на процессе онтогенетического развития. Во многих учебных пособиях не затрагиваются значительные характеристики пожилого возраста, не рассматриваются такие аспекты как нравственность, духовность и тому подобное.
Таким образом, сохранения активной жизни в пожилом возрасте – одна из актуальных тем современных научных исследований. В данном контексте следует рассматривать такие вопросы, как факторы старения (прекращения трудовой деятельности, сужение привычного круга общения и другое), адаптация к новым внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей, предпочитаемые копинг- механизмы (механизмы совладения со сложными ситуациями) и другое.
В последнее десятилетие в научной литературе всё чаще встречаются утверждения о старости как о возрасте развития (М.Д. Александрова, 1974; Л.И. Анцыферова, 1994, 1996; М.В. Ермолаева, 2002; Т.В. Карсаевская, 1997; О.В. Краснова, А.Г. Лидерс, 2000; В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 2000; О.В. Краснова, 2006 и др.). Не смотря на то, что указанные и многие другие исследователи позднего онтогенеза отмечают, что этот процесс не является простым продвижением к большей эффективности и приросту, но состоит из сочетания периодов приобретения и упадка, остаётся открытым вопрос о том, что позволяет личности пожилого человека развиваться, какие условия этому способствуют.
Отдельной главой в ряду проблем пожилого возраста стоит самооценка, которая на различных этапах развития человека играет немаловажную роль. Достаточно сказать, что ни одна сколько-нибудь крупная теория личности не обошла данного конструкта. Самооценка и всё, что связано с человеческим «Я», расценивается в качестве чрезвычайно важного личностного образования, служащего мощным регулятивным фактором поведения.
Анализ научной литературы показывает, что, не смотря на то, что самооценка трактуется по-разному в различных психологических теорий, они все сходятся во мнении, что самооценка действует как часть самосознания. При всей бесспорности такой точки зрения, она кажется слишком общей.
Малоизученными остаются критерии самооценки при различных социальных условиях. В связи с этим, и в совокупности с проблемами старения, на наш взгляд кажется актуальным исследование критериев самооценки в период старения городских и сельских жителей.
Основываясь на вышеизложенном, мы сформулировали проблему исследования следующим образом: Каковы различия критериев самооценки в период старения городских и сельских жителей, и как они укладываются в схему переживания проблем старения личностью?
Объектом исследования являются психологические особенности пожилого возраста.
Предмет исследования: динамика развития самооценки пожилых людей на примере городских и сельских жителей.
Целью работы является исследование различия критериев самооценки в период старения городских и сельских жителей, и их влияние на переживания проблемы старения личностью человека?
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности геронтогенеза.
2. Провести анализ психологической литературы посвящённой формированию самооценки в период старения.
3. Провести психодиагностическое исследование.
4. Провести сравнительный анализ полученных в ходе психодиагностического исследования данных.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что самооценка личности в пожилом возрасте у городских и сельских жителей в значительной степени обусловлена не комплексом личностных особенностей, а социально- психологическими условиями, влияющими на позитивную переоценку ценностей и целостную картину жизненного пути, обретение новых жизненных смыслов.
Методы исследования: междисциплинарный теоретический анализ научной литературы, беседа, анкетирование, тестирование, а также методы математической статистики.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в углублении психологического понимания специфики формирования самооценки в пожилом возрасте на примере городских и сельских жителей.
Полученные данные позволяют прогнозировать осложнения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста, а также осуществлять необходимые мероприятия по профилактике и коррекции их социально-психологической дезадаптации и дальнейшему личностному развитию. Полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы в учебных курсах по геронтопсихологии, педагогической психологии и психологии развития, а также психологами, работающими с людьми пожилого возраста.
База исследования. Исследование проводилось на базе двух центров социального обслуживания населения г. Ставрополя и п. Шпаковское.
На разных этапах работы к участию в исследовании было привлечено 40 пенсионеров в возрасте 55-65 лет.
1. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ НА ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ СТАРЕНИЯ
1.1. Геронтология в системе наук о человеке
За последнее время, наблюдается тенденция к изменению социального статуса человека в старости, которое вызвано, рядом обстоятельств. В их череде, прежде всего, хочется отметить, прекращение или ограничение трудовой деятельности, трансформация ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений как в социально - бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, что диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социально- психологической работы с пожилыми людьми. Важность повседневного внимания к решению социально- психологических проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения. Несмотря на повышение внимания, которое привлекает к себе процесс старения человека, многие вопросы до сих пор остаются неразработанными. Нет еще и точного определения понятия старость. Встречаются так же и такие определения как пожилой возраст, поздняя взрослость, старческий возраст. В демографическом энциклопедическом словаре (1985 г.) приводится следующее определение: «Старость – биопсихологическое и социально-историческое понятие с условными и меняющимися границами на разных этапах историко-эволюционного развития человечества и в различных эколого-популяционных и социальных группах».[1]
Однако, нам хотелось бы отметить, что помимо биопсихологического и социально- исторического аспекта, которые к сожалению не передают всей гаммы переживаний, это ещё и заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой.[2] Иначе говоря, в жизни человека с определенного возраста проявляются инволюционные признаки, что выражается уже во внешнем виде старого человека, уменьшении его жизненной активности, ограниченности физических возможностей.
Проблема старения не нова. Она занимала ум человека уже в глубокой древности. Первые определения старения и его причины относятся еще к античной эпохе. Великий древнегреческий врач Гиппократ (V-IV в. до н. э.) считал старость результатом утечки природного тепла и высыхания организма. Философ Платон указывал, что на старение особенно влияет образ жизни в среднем возрасте.[3]
В течение длительного времени развития человечества наука вбирала в себя новые знания, создаваемые специалистами различных отраслей: врачами и физиологами, философами и биологами, психологами и социологами, историками и правоведами. В своих трудах о проблемах старости писали Цицерон, Аристотель, Роджерс, Бэкон, Ж.-А. Кондорсе. Миры и легенды о вечной молодости, долголетии и бессмертии, создавались и поддерживались на протяжении всего развития человечества религией.
Однако действительно глубокие исследования процесса старения начались с появлением научной геронтологии – науки, которая изучает нормальный процесс старения человека, его основные проявления и факторы, влияющие на характер, типы и интенсивность старческих изменений. Появление геронтологии связывают обычно с именем английского философа Ф. Бэкона. Бэкон считал, что систематического исследования процессов старения могут быть открыты причины старости. Он полагал, что самое большое влияние на процесс старения.
В России первые труды, посвященные вопросам продления активной старости относится к середине XVIII века, например, книга русского врача И. Фишера «О старости, ее степенях и болезнях».[4]
Основоположением научной геронтологии в России считается выдающийся русский ученый И. И. Мечников. Геронтология в современном ее понимании сформировалась к середине XX века. Одной из задач геронтологии является изучение особенностей старения, связанных с влиянием средовых факиров, образа жизни, труда, социальных связей и взаимоотношений.[5]
Анализ литературы по проблемам возрастной психологии показал, что определение понятия старость относиться к числу «вечных проблем». Ведутся дискуссии вокруг того, что считать старостью, ее первыми проявлениями, что такое возраст старости и каковы его границы.[6] Трудности в определении связанны, прежде всего, с тем, что старение – процесс длительный, плавный, и не существует точной границы, которая отделяет старость от среднего возраста. В целом, старение – процесс индивидуальный, у одних людей он начинается раньше, у других позже.
Сопоставление различных возрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю картину в определения границ старости, которые колеблются в широких пределах от 45 до 70 лет.
Ю. Б. Гарнавский предлагает весь период позднего возраста делить на отдельные группы: пожилой возраст (его еще называют инволюционным или предстарческим) – от 50 до 65 лет; старческий возраст - от 65 и выше (50; с.4) Е. С. Авербух, отечественный психиатр условно выделяет возраст 45-60 лет как пост репродуктивный (климактерический) период, предшествующий пожилому (предстарческому - 60-75 лет) и старческому (75-90 лет) возрастом. По мнению автора людей свыше 90 лет следует считать долгожителями.[7]
Информация о работе Критерии самооценки в период старения: на примере городских и сельских жителей