Критерии самооценки в период старения: на примере городских и сельских жителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование различия критериев самооценки в период старения городских и сельских жителей, и их влияние на переживания проблемы старения личностью человека?
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности геронтогенеза.
2. Провести анализ психологической литературы посвящённой формированию самооценки в период старения.
3. Провести психодиагностическое исследование.
4. Провести сравнительный анализ полученных в ходе психодиагностического исследования данных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3
1. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ НА ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ СТАРЕНИЯ
7
1.1. Геронтология в системе наук о человеке
7
1.2.Социально- психологические механизмы влияющие на развитие самооценки в период старения
15


2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПЕРИОД СТАРЕНИЯ
23
2.1. Эмпирическая база исследования
23
2.2. Сравнительный диагностический анализ факторов влияющих на самооценку в период старения у сельских и городских жителей
28



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38

ГЛОССАРИЙ
42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Бакалаврская работа.doc

— 329.50 Кб (Скачать документ)

              В отечественной науке принята следующая схема возрастной периодизации:

-            Пожилой возраст 60-74 года мужчины, 55-74 года женщины.

-            Старческий возраст 75-90 лет мужчины и женщины.

-            Долгожители – 90 лет и старше мужчины и женщины.

С этим определением периодов согласуется и классификация Всемирной организации Здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет — к старому, а 90 лет и старше - к долгожителям.

Как известно, на практике пожилыми людьми обычно считают людей, вышедших на пенсию. Однако, это мерило не может быть универсальным, так как пенсионный возраст в разных странах различен. Вместе с тем, женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей стране, они имеют право получать пенсию по старости с 55 лет, тогда как мужчины - с 60 лет. К тому же Законом "О пенсионном обеспечении в РФ" предусмотрены различия в пенсионном возрасте и для разных социально-профессиональных групп. Тем не менее, в подавляющем большинстве стран мира к пожилым людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше.

Многие авторы справедливо отмечают, что разграничения на периоды является условными, поскольку календарный (хронологический) и биологический, а также психологический возраст не всегда совпадают.

Изучение учёными старости, привело к тому, что они едины во мнении, что, как и другие возрасты жизни, всё зависит, прежде всего, от того, какой деятельностью заполнена старость. Можно выделить несколько разных социально-психологических типов старости.

Первый тип – активная, творческая старость, когда ветераны долго не уходят на заслуженный отдых, а, расставшись с профессиональным трудом, продолжают участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи, короче – живут полнокровной жизнью, не ощущая какой-либо ущербности.

Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической адаптированностью, но энергия этих пенсионеров направлена главным образом на устройство собственной жизни – материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование, на что раньше им недоставало времени.

Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение сил в семье. Поскольку домашняя работа неисчерпаема, им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.

Четвертый тип – люди, смыслом жизни которых стала забота об укреплении собственного здоровья, которая не только стимулирует достаточно разнообразные формы активности, но и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди (чаще мужчины) склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней, их сознание и самосознание отличается повышенной тревожностью.

Все эти 4 типа старости И. С. Кон считает психологически благополучными и замечает, что есть и отрицательные типы развития. К таковым могут быть отнесены агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием агрессивного мира, критикующие все кроме себя. Другой вариант негативного проявления старости – разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности. [8]

А.И. Анциферова, отечественный психолог,  отмечает, что представления человека о пройденном пути, позволяет одним мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживать уход на пенсию. У  них отличается высокая активность, которая связана с позитивной установкой на будущее. Нередко эти люди воспринимают установку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Занятия новым делом установление дружеских контактов,  сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью  и увеличивают  ее продолжительность.[9]

У других развивается пассивное отношение к жизни, оно отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижается показатели теста интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тяжелое  чувство ненужности. Такие люди тяжело переживают свой поздний возраст не борются за себя, погружаются в прошлое и,  будучи физически здоровыми быстро дряхлеют.[10]

Не зависимо от того, как человек воспринимает своё старение, Д.Б Бромлей выделил пять стратегий приспособления в этом возрасте.[11] Разделяются они следующим образом:

1. Конструктивная стратегия.

Характеризует зрелую личность, хорошо интегрированную, которая наслаждается жизнью, созданными тесными и близкими отношениями с другими людьми. Такие люди терпеливы, гибки, осознают себя, свои достижения, возможности  и перспективы. Они принимают факты пожилого возраста, включая выход на пенсию и, в  конечном счете, смерть. Представители этого типа сохраняют способность наслаждаться едой, работой, игрой и могут, и могут еще,  сексуально активны.

2. Стратегия «Зависимый тип».

Вторая стратегия также общественно приемлема, но имеет тенденцию к пассивности и зависимости. Индивид хорошо интегрирован, но полагается на других людей в обеспечение его материально и ждет от других эмоциональной поддержки. Он доволен выходом на пенсию, свободой от работы, хорошо понимает свои личные качества, сочетает чувства общей удовлетворенности жизнью с тенденцией к сверхоптимизму, непрактичность.

3. Стратегия «Оборонительный тип».

Менее конструктивная модель приспособления к пожилому возрасту. Такие люди преувеличенно эмоционально сдержанны, несколько прямолинейны в своих поступках и привычках любят быть само обеспеченными, неохотно принимают помощь от других людей. Они избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими жизненными либо семейными проблемами, отказываются от помощи, доказывая себе то, что они независимы. Их отношение к старости пессимистично, они не видят преимуществ,  в старости и завидуют молодым людям. Эти люди с небольшой неохотой и только под давлением окружающих оставляют профессиональную работу. Оборонительную позицию  они временами занимают по отношению ко всей семье, что выражается в избежании проявления своих претензий и жалоб в адрес семьи. Защитным механизмом, используемым ими против страха смерти и обездоленности является активность «через силу» постоянная подпитка внешними действиями.

4. Стратегия «Враждебный».

Люди этого типа агрессивны, взрываются, подозрительны, имеют тенденцию к перекладыванию на окружающих собственных претензий и приписыванию им вины за все свои неудачи. Они мало реалистичны в оценки действительности. Недоверие заставляет их замыкаться и избегать контактов с другими людьми. Они отгоняют мысль о переходе на пенсию, ибо, как и люди с оборонительным отношением, используют механизмы разрядки напряжения  через активность, с отягощением. Эти люди не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Это соединяется с враждебным отношением к молодым людям иногда переносом этого отношения на весь мир.

5. Самоненавидящий.

Люди, использующие эту стратегию отличаются от предыдущей тем, что агрессия направлена на себя. Такие люди критикуют и призирают собственную жизнь. Они пассивны, иногда в депрессии,  недостаточно инициативны. Они пессимистичны, не верят, что могут повлиять на свою жизнь, чувствуют себя жертвой обстоятельств. Люди этого типа хорошо осознают, факты старения, но они не завидуют, молодым, они не бунтуют,  против собственной старости лишь безропотно принимают, что шлет судьба. Смерть не беспокоит их, ее они воспринимают как избавление от страданий.

Однако, все стратегии поведения в процессе старения, обусловлены психологическим развитием и особенностями личности в пожилом возрасте.

Некоторые авторы отрицают, какие либо существенные изменения личности в старости. Другие все соматические и психические изменения, да и саму старость считают заболеванием (Пархен и другие) Объясняют они это тем, что старость почти всегда сопровождается различными недугами и всегда заканчивается смертью.[12]

Две противоположные точки зрения, влекут за собой и массу других личностных теорий. При этом, что бы не говорилось, требуется учитывать тот факт, что старость требует всех сил личности, чтобы приспособится к окружающей обстановке.

Анализируя всё вышесказанное, можно лишь констатировать тот факт, что  личность человека  по мере его старения изменяется, но старение протекает по-разному, в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологические (образ жизни,  семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческой активности). «Человек стареет так и таким образом, как он жил в течение жизни и каким он был как личность». [13]

 

 

1.2.Социально- психологические механизмы, влияющие на развитие самооценки в период старения

 

 

Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. Внутренний мир  личности, ее самосознание всегда были в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе («образ Я») и с тем, каким он хотел бы быть. Самосознание предполагает  осознание своего «Я», во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представления о себе в сопоставлении с другими людьми,  Самосознание помогает человеку сохранить себя и свое «Я», а также регулировать всю сложную систему внутреннего психического мира.

Человек, как известно, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Человек включается в деятельность и общение и там черпает некоторые существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает с тем, чего от него ожидают окружающие.  Самооценка может меняться под воздействием определённых факторов, отношение к себе является характерологической особенностью личности, которая завершает его структуру характера, обеспечивает его целостность и наиболее тесно связана с целями жизни и деятельности выполняя функцию саморегулирования и контроля развития способствуя образованию и стабилизации личности. 

Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Человек включает в деятельность  и в общение важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает с тем, что ожидают от него окружающие, справляться с их мнением, чувствами и требованиями. В конечном счёте, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя (учится ли он, способствует чему либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит совсем наоборот. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что наблюдают в себе, с тем, что видит в других людях.

Таким образом, можно сказать, влияние социально- психологических механизмов развития личности в период старения, не вызывает сомнения. Психологи приводят различные причины, рассматривая эти механизмы, при влиянии  на самооценку. Однако и  здесь нет общего мнения. Большинство выделяют, что основными причинами обрыв привычных социальных и психологических связей, отношения личности пожилого человека к себе, что приводит по существу к социальной деривации, неблагоприятно воздействующей на личность. Это эффект усиливается в большинстве случаев в ситуации физического и  психологического одиночества, столь частой в позднем возрасте.

Изменение статуса человека в старости вызванного,  прекращением или ограничением трудовой деятельности  трансформацией ценностных ориентиров самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально - бытовой так и психологической адаптации к новым условиям.

Старость приносит с собой и изменение привычных жизненных стандартов, и болезни, и тяжелые душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Речь идет не только и не столько о материальных трудностях (хотя и они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности - все это ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности. Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилому человеку.

Главная драма пожилого человека (если не считать инвалидность, тяжелую болезнь, или нищету, или бесприютность) драма невостребованности - нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности.

Больше того, потенциал пожилого человека чаще всего внешне не соответствует (или соответствует очень мало) менталитету новых поколений. Но у них всех есть общая основа, куда более значимая, чем расхождения,- общечеловеческие ценности. У старшего человека они прошли свое индивидуальное бытие, у молодого - чаще всего существенно иное. Нарушение преемственности поколений, предполагающей, - если исходить из принципа природосообразности, что старшее существует ради младших и умирает, оставляя им жизнь, - нарушение такого единства болезненно для всех и во все времена.

Всё это, влияет на одну из важнейших систем, входящих в понятие личности - на образ самого себя. Это представление человека о себе, своей внешности, возможностях, способностях, преимуществах и недостатках, а также эмоциональное отношение к себе. Представление о самом себе у старого человека зависит главным образом от актуальной жизненной ситуации. В человеческой жизни, с момента его осознания своего «Я», имеет место тенденция  к поддержанию постоянного представления о собственном «Я». Постоянство образа «Я» очень важно для сохранения личностного и эмоционального равновесия. Внезапное разрушение самооценки и восприятие собственного «Я» может проявляться в виде неврозов и даже психозов. Важную роль играет обратная информация, получаемая по поводу себя от среды, в которой живет человек.[14]

Психологи придерживаются мнения, что этот возраст связан со снижением самоуважения и устойчивости самооценок. Но и здесь не всё просто. В среднем пожилые люди (глубокая старость – вопрос особый) склонны воспринимать и оценивать себя вполне положительно, нисколько не ниже, чем лица среднего возраста. Это зависит от того, в каких условиях оказался человек. Низкая самооценка и самоуважение прослеживаются у людей оказавшихся в особо неблагоприятных социальных условиях и чувствующих себя заброшенными, беспомощными, никому не нужными.

Информация о работе Критерии самооценки в период старения: на примере городских и сельских жителей