Критерии самооценки в период старения: на примере городских и сельских жителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование различия критериев самооценки в период старения городских и сельских жителей, и их влияние на переживания проблемы старения личностью человека?
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности геронтогенеза.
2. Провести анализ психологической литературы посвящённой формированию самооценки в период старения.
3. Провести психодиагностическое исследование.
4. Провести сравнительный анализ полученных в ходе психодиагностического исследования данных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3
1. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ НА ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ СТАРЕНИЯ
7
1.1. Геронтология в системе наук о человеке
7
1.2.Социально- психологические механизмы влияющие на развитие самооценки в период старения
15


2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПЕРИОД СТАРЕНИЯ
23
2.1. Эмпирическая база исследования
23
2.2. Сравнительный диагностический анализ факторов влияющих на самооценку в период старения у сельских и городских жителей
28



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38

ГЛОССАРИЙ
42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Бакалаврская работа.doc

— 329.50 Кб (Скачать документ)

Подтверждением влияния социума на самооценку, является восприятие стариками стереотипное представление общества о старости. Негативное мнение о старости в обществе приводит к тому, что представители данного возраста теряют веру в себя, свои способности и возможности.

На основе анализа психологических исследований, в соответствии с целью, объектом и предметом исследования, нами была выдвинута гипотеза о том, что самооценка личности в пожилом возрасте у городских и сельских жителей в значительной степени обусловлена не комплексом личностных особенностей, а социально- психологическими условиями, влияющими на позитивную переоценку ценностей и целостную картину жизненного пути, обретение новых жизненных смыслов.

В процессе проведения исследования, на первоначальном этапе, нами был сделан вывод, что в период старения, сельские жители находятся в более благоприятных социально- психологических условиях, чем городские и менее подвержены воздействию негативных факторов. Это выражается в том, что они имеют возможность посвятить себя внукам, больше проводить времени с родными и близкими, с которыми они совместно проводят время и ведут домашнее хозяйство. Для них существенным является то, что близкие находятся рядом.

Жизнь пожилых людей в селе более разнообразна. Все происходящие события заполняют собой все их индивидуальное пространство и время. В настоящем и в будущем они видят положительное. Для сельских респондентов характерна направленность на близких и родных. Все сельские респонденты, написали, что они чувствуют поддержку родных и близких и не ограниченны в общении и взаимодействии с ними. Эти  и ряд других факторов не могут  положительно не влиять на самооценку сельских стариков.

В отличии от них, у городских жителей, как правило, настроение снижено, преобладают в основном тревожные опасения: одиночества, беспомощности, обнищания, смерти. Интерес к внешнему миру, к новому у них снижается, круг интересов у них суживается, появляется повышенный интерес к переживаниям прошлого, отмечается повышенная чувствительность к различным неприятным телесным ощущениям.

Проблемы взаимоотношений с близкими и родными в городской группе респондентов, в совокупности с проблемами большого города, приводят к тому, что они находятся постоянно под воздействием стрессоров. Это всё сказывается на их внутренних переживаниях. Чаще всего, это влечёт за собой снижение самооценки.

И те, и другие, при всей разности, всё же имеют общие качества. И для тех и других, небольшие события, становятся делом целого дня. Они радуются тому, что в их жизни происходит что- то новое.

Второй этап исследования, был посвящён психодиагностике, с целью сравнить самооценку сельских и городских жителей. В результате, можно сделать следующие выводы:

-большая часть исследуемых нами сельских жителей направлены на достижение успеха в тех или иных ситуациях.

-период старения воспринимается по-разному у городских и сельских жителей, что в свою очередь влияет на самооценку.

-показатель самооценки у сельских жителей выше, чем у городских.

-личностные особенности выступают как фактор более адекватной самооценки, и развиты они больше у сельских жителей.

-проживающие в сельской местности пожилые люди, выше оцениваю своё положение, так как чувствуют свою нужность.

-сельские жители склонны считать себя ответственными за то, что с ними происходит.

-пожилые люди, проживающие в городе, характеризуются более низким уровнем самооценки, зачастую они не удовлетворены собой.

-сельские жители чувствуют более высокий эмоциональный комфорт, т.е. они уравновешены, спокойны, оптимистичны. Их волную проблемы родственников, проблемы общества. Эмоциональное реагирование на процесс старения более спокойно.

Результаты исследования позволили сделать вывод, что гипотеза нашего исследования о том, что самооценка личности в пожилом возрасте у городских и сельских жителей в значительной степени обусловлена не комплексом личностных особенностей, а социально - психологическими условиями, влияющими на позитивную переоценку ценностей и целостную картину жизненного пути, обретение новых жизненных смыслов, была подтверждена.

Полученные данные позволяют прогнозировать осложнения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста, а также осуществлять необходимые мероприятия по профилактике и коррекции их социально-психологической дезадаптации и дальнейшему личностному развитию. Полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы в учебных курсах по геронтопсихологии, педагогической психологии и психологии развития, а также психологами, работающими с людьми пожилого возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

 

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1.

Адаптация

приспособление, привыкание организма к новым условиям.

2.

Ведущая деятельность

теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

3.

Возраст

качественно специфическая ступень онтогенетического развития. В жизни человека принято выделять следующие возраста: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 - 3), дошкольный возраст (от 3 до 6-7), младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12), отрочество (от 11-12 до 15-17), юность (от 15-17 до 19-21), молодость (от 19-21 до 25-30), зрелость (от 25-30 до 55-60), старость (от 55-60 и старше). Каждый возраст в человеческой жизни имеет определяется нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития.

4.

Возрастная психология

раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики, его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому.

5.

Возрастные кризисы

теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу.

6.

Восприятие

 

целостное отражение предметов, событий, возникающее при непосредственном воз­действии раздражителя на рецепторные поверхности органов чувств.

7.

Деятельность

 

активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздейст­вии на нее. Деятельность складывается из действий.

8.

Иерархия мотивов

система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.

9.

Личность

человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определенные индивидуальные качества

10.

Моральные (нравственные) чувства

 

высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.

11.

Одиночество

тягостное ощущение увеличивающегося раз­рыва с окружающими, постоянное ощущение покинутос­ти, ненужности.

12.

Психологический возраст

относительно заданный цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

13.

Самооценка

ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

14.

Самосознание

оценка человеком своих потребностей, мотивов, влечений, способностей и личност­ных качеств.

 

Сознание

высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

15.

Социализация

процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

16.

Уверенность в себе

 

 

 

готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из-за опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия, то имеет место самоуверенность.

17.

Я- концепция

 

 

 

система представлений человека о самом себе. В рамках единой Я-концепции выделяют различные ее составляющие: 1. Я-физическое как схема собственного тела; 2. Я-социальное, соотносимое со сферами социально интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой; 3. Я-экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.     Авербух Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте.- Л.: 1969.

2.     Александрова М.Д. Очерк о психофизиологии старения.- Л.: 1965.

3.     Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии.- Л.: 1974.

4.     Александрова Ю.В. Динамика соотношения и отношения к Другому у взрослого человека. – автореф. дисс. М., 1999

5.     Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет.- М.: 1998.

6.     Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости. //Психол. Журнал. Том 22 №3. 2001- с.3 – 15

7.     Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психолог. Журнал// Том 15 №3. 1994 – с. 99 – 105.

8.     Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М., 1998

9.     Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте.- М.: 2000

10. Галкин Р.А., Гехт И.А., Ларионов Г.П. и др. Браки, заключаемые в старших возрастных группах // Проблемы социальной гигиены. 2001. №1. с.8 - 11

11. Галкин Р.А., Гехт И.А., Котельников Г.П. Некоторые обоснования необходимости медико-социальной адаптации к старости. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. №2. с.15- 17.

12. Говоров В.С. Жить долго.- Краснодар.: 1988.

13. Грегор О. Не стареть это искусство.- М.: 1986.

14. Гуфеланд Х. Время жить: искусство преодоления жизни.- СПб.:2004.

15. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста.- Л.: 1980.

16. Курсаевская Л.М. Человек стареющий.- М.: 1989

17. Краснова О.В. Теоретические вопросы  подготовки людей к выходу на пенсию. // Психология зрелости и старения №4(12). 2000. с.5 – 31

18. Крайг Г. Психология развития.- СПб.: 2000

19. Крикштопайтис М.И. Проблемы физиологических основ предупреждения раннего старения человека. // Физиология человека. 1993. Том 16 №5. с.161-167

20. Крутько В.Н. Профилактика старения: контуры новой науки // Физиология человека. 2000. №5. с.137-144

21. Максимова С.Г.  Социально - психологические аспекты дезадаптации  лиц пожилого возраста и старческого возраста //  Клиническая геронтология №5-6, 2000. с.58-63.

22. Максимова С.Г., Луницин Б.Г. Социальные фрустрации лиц пожилого и старческого возраста в контексте социально-психологической дезадаптации .//Клиническая геронтология №7. 2001. с.38-45.

23. Марковина С.Г. Особенности адаптации пожилых //Социологические исследования 1977. №12. с.48-56.

24. Медведев Ж.А. Парадоксы геронтологии // Будь здоров 1999. №3. с.8-13.

25. Медицинские и социальные проблемы в геронтологии. Материалы и тезисы докладов международного семинара по проблемам пожилых. Самара, 1996 г.

26. Миколайчук Е.Н. Пожилой человек в современном обществе //Мед. консультация 1999. №4. с.1-5.

27. Мотыгина И.А. Психологические и психические аспекты медицинской помощи пожилым и старикам. //Медицинская помощь.1999. №2 с.9-11.

28. Петрилл С. Генетические и средовые  связи между общими и специальными когнитивными способностями у престарелых. //Иностранная психология 2001. №14. с.17-24.

29. Петрова Н.Н. Психо-социальная адаптация в кризисном периоде. //Журнал прикладной психологии. 1999. №4. с.17-20.

30. Полищук Ю.И. Баранская И.В. Разрушение высших личностных смыслов как важный фактор развития невротических расстройств в позднем возрасте. //Клиническая геронтология. 2001. №5. с.17-21.

31. Пухальская Б. Старость как фаза развития человека. //Старость. Популярный справочник.- М.: 1996.

32. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности. //Вестник  - СПб- университета. Сер 6.Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. 1995. вып. 3 с. 39-74.

33. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога.-М.: 1998.

34. Сачук Н.Н., Панина Н.В., Москалец Г.М. Проблемы адаптации к выходу на пенсию. //Геронтология и гериатрия.- М.: 1981.

35. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки психологии.- СПб.: 2000.

36. Современные формы организации медико-социальной помощи лицам старших возрастов. Медицинская газета, 1997

37. Сосновский Б.А Лабораторный практикум по общей психологии.- М.: 1979.

38. Старость и ее закономерности //ред. Косинская Н.С.- Л.: 1963.

39. Сусловская М. Психологические проблемы старого человека. //Старость. Популярный справочник.- М.: 1996.

40. Тарнавский Ю.Б. Чтобы осень была золотой.- М.: 1988.

41. Толстых А. Возрасты жизни.- М.: 1988.

42. Филд Д. Социальные связи в старости: результаты Боннского и Берлинского лонгитюдных исследований. //Иностранная психология. 1997. №8. с.52-63.

43. Холл У.Дж. Новое в геронтологии: Обзор.//Международный журнал медицинской практики. 2000. №5. с.37-44.

44. Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии.- М.: 1999.

45. Чеботарев. Д.Ф. Слово о старости.- М.: 1992.

46. Черноушек М.К. Психология жизненной среды. – М., 1989

47. Чикин С.Я. Сколько жить человеку.- М.: 1988.

48. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. –М., 1997

49. Шабалян С.А. Актуальные проблемы медико-социальной помощи населению старших возрастных групп в России. Здравоохранение РФ. Журнал. - М, 1999, № 3

50. Шапиро В.Д. Человек на пенсии.- М.: 1994.

51. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР.- М.: 1983.

52. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное.- М.: 1996..

53. Щавель С.С. Социализация и социальная защита пенсионеров. // Общество и экономика.1999. №1. с.153-168.

54. Эйтнер С., Эйтнер А. Некоторые социально-генетические вопросы геронтологии.//Советское здравоохранение. 1978. №4 с.65-69.

55. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1995

56. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Уч. пособие.- М.:  1999.

57. Bromley D. B. The Psychology of Human Ageing. London. 1996 - 201с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Тест- опросник «Исследование  мотивации достижения успеха и мотивации боязни неудачи

 

 

Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной шкалы – небольшого теста-опросника. Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – «да» или «нет».

 

Суждения.

          1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.

          2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.

          3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.

          4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

          5. По моему мнению, большинство людей живут далёкими целями, а не близкими.

          6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

          7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем  деятельные.

          8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

          9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

Информация о работе Критерии самооценки в период старения: на примере городских и сельских жителей