Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа
Целью работы является исследование различия критериев самооценки в период старения городских и сельских жителей, и их влияние на переживания проблемы старения личностью человека?
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности геронтогенеза.
2. Провести анализ психологической литературы посвящённой формированию самооценки в период старения.
3. Провести психодиагностическое исследование.
4. Провести сравнительный анализ полученных в ходе психодиагностического исследования данных.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ НА ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ СТАРЕНИЯ
7
1.1. Геронтология в системе наук о человеке
7
1.2.Социально- психологические механизмы влияющие на развитие самооценки в период старения
15
2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПЕРИОД СТАРЕНИЯ
23
2.1. Эмпирическая база исследования
23
2.2. Сравнительный диагностический анализ факторов влияющих на самооценку в период старения у сельских и городских жителей
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
ГЛОССАРИЙ
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
10. Мои близкие считают меня ленивым.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.
12. Терпения во мне больше, чем способностей.
13. Мои родители слишком строго контролировали меня.
14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.
17. Я усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изображениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше чем способностей.
Код: ответы «да» на вопросы 2,6,7,8,14,16,18,19,21,22;
ответы «нет» на вопросы 1,2,3,4,5,9,11,12,13,15,17,20,
Тест: Оценка уровня притязаний
Инструкция: «Вам предложен опросник из 42-х высказываний. В процессе работы с опросником Вы читаете по порядку каждое из приведенных в бланке высказываний и решаете, в какой степени Вы согласны с ним или не согласны. В зависимости от этого Вы обводите кружком на правой стороне бланка одну из следующих цифр: +3, если полностью согласны; +2, если согласны; +1, если скорее согласны, чем не согласны; -3, если Вы совершенно не согласны; -2, если не согласны; -1, если скорее не согласны, чем согласны; 0, если Вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его. Все высказывания относятся к тому, о чем Вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается».
ОПРОСНИК МОТИВАЦИИ
1.Исследование мне уже порядком надоело
2.Я работаю на пределе своих сил
3.Я хочу показать всё, на что способен
4.Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к
высокому результату
5. Мне интересно, что получится
6.Задание довольно сложное
7.То, что я делаю, никому не нужно
8.Меня интересует, лучше ли мои результаты или хуже,
чем у других
9.Мне бы хотелось поскорее заняться своими делами -3 –2 –1 0 +1 +2 +3
10.Думаю, что мои результаты будут высокими -3 –2 –1 0 +1 +2 +3
11.Эта ситуация может причинить мне неприятности -3 –2 –1 0 +1 +2 +3
12.Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется
его превзойти
13.Я проявляю достаточно старания
14.Я считаю, что мой лучший результат не случаен -3 –2 –1 0 +1 +2 +3
15.Задание большого интереса не вызывает
16.Я сам ставлю перед собой задачи
17.Я беспокоюсь по поводу своих результатов
18.Я ощущаю прилив сил
19.Лучших результатов мне не добиться
20.Эта ситуация имеет для меня значение
21.Я хочу ставить все более и более трудные цели -3 –2 –1 0 +1 +2 +3
22.К своим результатам я отношусь равнодушно -3 –2 –1 0 +1 +2 +3
23.Чем дольше работаешь, тем становится более интересно-3 –2 –1 0 +1 +2 +3
24.Я не собираюсь «выкладываться» в этой работе -3 –2 –1 0 +1 +2 +3
25.Скорее всего мои результаты буду низкими -3 –2 –1 0 +1 +2 +3
26.Как ни старайся, результат от этого не изменится -3 –2 –1 0 +1 +2 +3
27.Я бы занялся сейчас чем угодно, только не
этим исследованием
28.Задание достаточно простое
29. Я способен на лучший результат
30. Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть -3 –2 –1 0 +1 +2 +3
31.Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на
пути к цели
32.Мне безразлично, какими будут мои результаты в сравнении
с другими
33.Я увлекся работой над заданием
34.Я хочу избежать низкого результата
35.Я чувствую себе независимым
36.Мне кажется, что я зря трачу время и силы. -3 –2 –1 0 +1 +2 +3
37.Я работаю вполсилы
38.Меня интересуют границы моих возможностей -3 –2 –1 0 +1 +2 +3
39.Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших -3 –2 –1 0 +1 +2 +3
40.Я сделаю все, что в моих силах для достижения цели -3 –2 –1 0 +1 +2 +3
41.Я чувствую, что у меня ничего не выйдет
42.Испытание-это лотерея
Обработка данных предполагает преобразование ответов в баллы по правилу либо прямого перевода, либо обратного. Баллы подсчитываются по каждому из 15 компонентов мотивационной структуры с помощью специального ключа. Номера тех высказываний, ответы которых преобразуются в баллы по правилу прямого перевода, даны без индексов, а высказывания, преобразуемые по правилу обратного перевода снабжены индексом «0».
№ | Компонент мотивационной структуры | Номер высказывания |
1. | Внутренний мотив | 15, 23, 33 |
2. | Познавательный мотив | 5, 22, 38 |
3. | Мотив избегания | 11, 17, 34 |
4. | Состязательный мотив | 8, 22, 39 |
5. | Мотив смены деятельности | 1, 9, 27 |
6. | Мотив самоуважения | 12, 21, 30 |
7. | Значимость результатов | 7, 22, 36 |
8. | Сложность задания | 6, 28 |
9. | Волевое усилие | 2, 13, 37 |
10. | Оценка уровня достигнутых результатов | 19, 29 |
11. | Оценка своего потенциала | 18, 31, 41 |
12. | Намеченный уровень мобилизации усилий | 3, 24, 40 |
13. | Ожидаемый уровень результатов | 10, 25 |
14. | Закономерность результатов | 14, 26, 42 |
15. | Инициативность | 4о, 16, 35 |
Тест « Самооценка»
Подумайте над предлагаемыми ниже утверждениями, указав по 4-х бальной системе свое отношение к ним. При этом баллы должны обозначать следующее:
Я думаю об этом:
очень часто – 4 балла;
часто – 3 балла;
иногда - 2 балла;
редко – 2 балла
никогда - 1 балл.
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. постоянно чувствую ответственность за работу.
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое здоровье
7. Я выглядеть глупцом.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я не умею как следует говорить с людьми.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен (скромна).
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня очень многого.
19. Люди особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто волнуюсь понапрасну.
24. Я чувствую себя не ловко, когда вхожу в комнату , где уже сидят люди.
25. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
26. Я чувствую себя скованным (скованной)
27. Я уверен (а) , что люди почти все принимают легче. чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случится какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том как люди относятся ко мне.
30. Как жаль , что я не так общителен (а).
31. В спорах я только тогда, когда уверен (а) в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.
Обработка результатов.
Оценка от 0 до 25 баллов означает , что вы в основном уверены в своих действиях;
от 26 до 45 баллов – средний уровень самооценки;
от 46 и выше – низкий уровень самооценки (переживание по поводу критических замечаний в свой адрес, сомнение в правильности своих действий).
53
[1] Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии. М. 1999.
[2] Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Уч. пособие.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 85
[3] Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Уч. пособие.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 85.
[4] Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. М. 1998.
[5] Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии. М. 1999
[6] Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.Медецина. 1996.
[7] Авербух Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте. Л. 1969. С.6.
[8] Толстых А. Возрасты жизни. М. 1988.
[9] Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости. //Психол. Журнал. Том 22 №3. 2001- с.3 - 15
[10] Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психолог. Журнал// Том 15 №3. 1994 – с. 99 – 105.
[11] Bromley D. B. The Psychology of Human Ageing. London. 1996
[12] Авербух Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте. Л. 1969
[13] Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. Л. 1980
[14] Сусловская М. Психологические проблемы старого человека. //Старость. Популярный справочник. М. 1996. с.41-47.
[15] Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости. //Психол. Журнал. Том 22 №3. 2001- с.3 - 15
[16] Грейс Крайг. Психология развития.- СПб., 2000
[17] Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте. М., 2000
[18] Там же
[19] Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М.: 1998.
[20] Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М.: 1998.
[21] Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М.: 1998.
Информация о работе Критерии самооценки в период старения: на примере городских и сельских жителей