Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа
Целью работы является исследование различия критериев самооценки в период старения городских и сельских жителей, и их влияние на переживания проблемы старения личностью человека?
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности геронтогенеза.
2. Провести анализ психологической литературы посвящённой формированию самооценки в период старения.
3. Провести психодиагностическое исследование.
4. Провести сравнительный анализ полученных в ходе психодиагностического исследования данных.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ НА ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ СТАРЕНИЯ
7
1.1. Геронтология в системе наук о человеке
7
1.2.Социально- психологические механизмы влияющие на развитие самооценки в период старения
15
2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПЕРИОД СТАРЕНИЯ
23
2.1. Эмпирическая база исследования
23
2.2. Сравнительный диагностический анализ факторов влияющих на самооценку в период старения у сельских и городских жителей
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
ГЛОССАРИЙ
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Достаточно негативное влияние на самооценку в период старения оказывают распространенные в обществе стереотипы. Под воздействием негативных мнений многие представители поздней взрослости теряют веру в себя, свои способности и возможности. Они обесценивают себя, теряют самоуважение, испытывают чувство вины, у них падает мотивация и, следовательно, снижается и социальная активность.[15]
Таким образом, стареющий человек попадает в уникальную для него по степени сложности и непривычности ситуации неопределенности. Человеку приходится самостоятельно вырабатывать требования к своему поведению, в чем и заключается одна из трудностей жизни в этот период.
Г. Крайг пишет о том, что мнение о своих возможностях и способностях оказывают значительное влияние на эффективность деятельности. Некоторые пожилые люди твердо уверены в том, что в скором времени они потеряют память и будут не в состоянии делать то, что удавалось ранее, что они частично потеряют контроля над своей жизнью. Под влиянием таких мнений они действительно утрачивают и свою компетентность, и контроль над обстоятельствами жизни. [16]
При всём при этом, самооценка как психологический феномен в старости рассматривается достаточно противоречиво. Во многих работах высказывается мнение о том, что возраст не влияет на самооценку, самоуважение, другие авторы отмечают факт возрастного влияния. При этом по отдельным данным самооценка снижается, захватывая сферы состояния здоровья, самочувствия и многие другие (Виноградов), а по другим данным характерен высокий уровень самооценки в позднем возрасте в сочетание со свойствами неустойчивости и неадекватности по типу завышения.
А.В Бороздина и О.Н Молчанова в своей работе описывают результаты исследования самооценки.[17]
При описании себя наиболее, часто упоминаемыми у мужчин являются категории деловой сферы, женщины делают акцент главным образом на личностные качества. Значительное место в описании занимает сфера интересов, увлечений. Часть людей констатирует общий интерес к миру, но большинство указывают конкретные увлечения. Среди особо распространенных чтение, просмотр фильмов, вязание, прогулки, проведение бесед.
Существенной в самоописании является сфера социальных контактов и в частности семьи особенно значима эта сфера для женщин. Также важное место занимает описание здоровья, самочувствия. Все перечисленные темы являются важными для всего жизненного цикла человека, но у престарелых некоторые из них особо акцентируются.
У престарелых в вопросе выделения ведущего элемента самооценки, как основы регуляции поведения, ориентация идет на реальную самооценку, а не на идеальную, что типично для предыдущих периодов жизненного цикла. [18]
Наряду с общими особенностями имеют место резко выраженные индивидуальные различия самооценки. Это является, по-видимому, следствием общего закона геронтогенеза - закона разнообразия проявляющегося в том, что показателем состояний, функций или свойств в этом периоде приобретают усиливающуюся вариативность, значительно превышающую таковую в группах людей зрелого возраста.
Большинство авторов сходятся во мнении о том что:
- в пожилом возрасте каждому человеку требуется время для перестройки стиля жизни и сознания; эта деятельность зависит от индивидуальных особенностей и объективных обстоятельств, что подставляет собой процесс адаптации к самому процессу старения.
- существенным фактором такой адаптации является рациональная организация и правильный выбор занятий.
- семья выполняет компенсаторную функцию, то есть становится основной сферой межличностных контактов.
Анализ психологической литературы показал, что в психологии, постепенно центр тяжести все больше перемещался на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и приближением смерти – этапами, которые в не меньшей мере порождают кризисы и напряженность у людей соответствующих возрастов. Старость – биопсихологическое и социально-историческое понятие с условными и меняющимися границами на разных этапах историко-эволюционного развития человечества и в различных эколого-популяционных и социальных группах
Сопоставление различных возрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю картину в определения границ старости, которые колеблются в широких пределах от 45 до 70 лет. Характерно, что почти во всех возрастных классификациях старости можно увидеть тенденцию к ее дифференцированности на подпериоды. При этом нужно учитывать, что с ее наступления процесс старения не заканчивается, он продолжается, и существуют большие различия между стареющими людьми.
В соответствии с подходами, выделяется пенсионный возраст, границы которого устанавливаются государством, функциональный возраст, который отражает возрастную динамику физиологических функций, определяется генетическим компонентом, образом жизни, перенесенными заболеваниями, стрессовыми ситуациями, физической, психической и интеллектуальной активностью, психологический возраст - группа показателей, характеризующих возрастные измерения психики, биологический возраст – показатель уровня износа структуры и функций организма.
Авторы отмечают, что разграничения на периоды является условными, поскольку календарный (хронологический) и биологический, а также психологический возраст не всегда совпадают.
Всё это позволило сделать следующие выводы:
Анализ проблем теории и практики психологии пожилого возраста определяют с разных точек зрения – хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и т.п.
Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей.
Влияние социальных - психологических механизмов развития личности в период старения, не вызывает сомнения.
Представление о самом себе у старого человека зависит главным образом от актуальной жизненной ситуации.
Низкая самооценка и самоуважение прослеживаются у людей оказавшихся в особо неблагоприятных социальных условиях и чувствующих себя заброшенными, беспомощными, никому не нужными.
Негативное влияние на самооценку в период старения оказывают распространенные в обществе стереотипы. Под воздействием негативных мнений многие представители поздней взрослости теряют веру в себя, свои способности и возможности.
2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПЕРИОД СТАРЕНИЯ
2.1. Эмпирическая база исследования
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, нами была выдвинута гипотеза о том, что самооценка личности в пожилом возрасте у городских и сельских жителей в значительной степени обусловлена не комплексом личностных особенностей, а социально- психологическими условиями, влияющими на позитивную переоценку ценностей и целостную картину жизненного пути, обретение новых жизненных смыслов.
В процессе достижения цели, нами поэтапно решались следующие задачи исследования:
1. Проанализировать особенности геронтогенеза.
2. Провести анализ психологической литературы посвящённой формированию самооценки в период старения.
3. Провести психодиагностическое исследование.
4. Провести сравнительный анализ полученных в ходе психодиагностического исследования данных.
Исследование проводилось на базе двух центров социального обслуживания населения г. Ставрополь и п. Шпаковское. На разных этапах работы к участию в исследовании было привлечено 40 пенсионеров в возрасте 55-65 лет.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе нами было проведено анкетирование и беседа, на втором психодиагностическое исследования, на третьем проведён сравнительный анализ полученных данных.
Основываясь на анализе психологической литературы, на первом этапе, нами была подготовлена анкета:
1. Ваш возраст?
2. Ощущаете ли Вы изменения, происходящие с вами в Вашем возрасте?
3. Вы живете один или с родственниками?
4. Расскажите о своей семье?
5. Как Вы считаете, как относятся близкие к Вам?
6. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?
7. Удовлетворены ли Вы общением с другими людьми?
Ответы респондентов позволили нам определить, насколько переживается ими процесс старения.
Опрос показал, что большинство респондентов переживают процесс старения, но при этом, на вопрос: «Ощущаете ли Вы изменения, происходящие с вами в Вашем возрасте?», нами была сразу определена разница между сельскими и городскими жителями. Так в оценках городских жителей превалировало сниженное самочувствие, самооценка, усиление чувства малоценности, неуверенность в себе, недовольство собой. Ими было отмечено, что, как правило, настроение снижено, преобладают в основном тревожные опасения: одиночества, беспомощности, обнищания, смерти (9 чел). 6 человек отметили, что они стали более раздражительными, пессимистичными. Интерес к внешнему миру, к новому у них снижается. Все им не нравится. Многие написали о том, что круг интересов у них суживается, появляется повышенный интерес к переживаниям прошлого (16 чел.). Наряду с этим, практически все отмечают повышенную чувствительность к различным неприятным телесным ощущениям.
В ответах сельских жителей, такого пессимизма нами отмечено не было. 9 человек отметили, что чувствуют физическую усталость и лёгкие недомогания, но при этом, они активно участвуют в жизни семьи, работая на огороде, присматривая за скотом и выполняя работу по дому. В числе существенных изменений, рассматривается возможность посвятить себя внукам, больше проводить времени с родными и близкими. При этом одна из наиболее актуальных проблем и у городских и у сельских жителей, это завершение трудовой деятельности. И те, и другие, чувствуют, что ещё могли бы работать, при этом только 12 человек ещё продолжают работать.
Условия городской жизни, невозможность благоустроится, стеснённость проживания в квартирах, является причиной того, что 16 человек городских респондентов живут отдельно от своих выросших детей. Сельские респонденты, все живут в собственных домах со своими родственниками. На наш взгляд, это является не малозначимым, для гармоничности самооценки. Беседа с некоторыми респондентами, позволила сделать выводы, что городские жители, менее удовлетворены своим положением. Чаще всего, в их речах, прослеживается пессимизм. Они отмечают, что не хотят мешать жить своим детям самостоятельно, при этом, выражая явную неудовлетворённость тем, что дети живут отдельно. Им хотелось бы, чтобы родственники чаще их навещали, помогали материально, и так далее.
Сельские жители, с большим интересом рассказывают о своей семье, о том, как они совместно проводят время и ведут домашнее хозяйство. При этом, они отмечают, что имеют возможность помогать своим детям и внукам советами. Для них является большим подспорьем, что близкие находятся рядом.
Жизнь пожилых людей в селе более разнообразна. Все происходящие события заполняют собой все их индивидуальное пространство и время. Для городских жителей, проблемой становится однообразность.
И те, и другие, при всей разности, всё же имеют общие качества. И для тех и других, небольшие события, становятся делом целого дня. Они радуются тому, что в их жизни происходит что- то новое.
Говоря о своих родных, городские жители, больше оперируют прошлым. Они могут рассказывать о том, что было в детстве с их детьми, как они росли, чего добились и как. При этом, говоря о настоящем, они чаще всего прибегают к негативным оценкам.
Сельские жители, больше говорят о настоящем. При этом, они, отмечая свои план, видели в реализации своих родственников и близких. В настоящем и в будущем они видят положительное.
Кроме того, нами было отмечено, что городские респонденты больше заостряют внимание на себе и своих проблемах. Больше всего их волнует, как они доживут, и что с ними будет. Для сельских респондентов характерна направленность на близких и родных. Они больше переживают не за себя, а за них. Так ими отмечалось, что проблемы дома, являются для них более актуальными, нежели проблемы их здоровья.
Неоднозначна ситуация и с отношением близких к пожилым людям. 12 городских респондентов написали, что на их взгляд, родственники стараются избегать их общества, реже приходя в гости, ссылаясь на занятость.6 человек отметили, что они не нужны своим близким. Это создаёт неудовлетворённость своим положением.
Все сельские респонденты, написали, что они чувствуют поддержку родных и близких и не ограниченны в общении и взаимодействии с ними. Это показывает, на сколько их положение более удовлетворительно, относительно положения городских жителей. Следует отметить, что в процессе старения, личности важно чувствовать свою нужность. От этого зависит, насколько удовлетворяется его самооценка. При дефиците общения, старики начинают думать, что вина в этом лежит на них самих. При этом эта мысль укрепляется с каждым разом всё больше и больше. Психологи отмечают, что желание быть понятыми и желание общаться, являются одними из факторов стабилизации самооценки в юношеском возрасте.
Вопрос: «Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?», вызвал определённые затруднения у городских жителей. Многие отмечали, что им трудно определить любимое занятие. Так 4 человека (мужчины) ответили, что они ждут вечера, так как вечером они играют в домино с соседями. Но о деятельности в течение дня, они ни чего определённого сказать не могли.
Информация о работе Критерии самооценки в период старения: на примере городских и сельских жителей