Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа
Целью работы является исследование различия критериев самооценки в период старения городских и сельских жителей, и их влияние на переживания проблемы старения личностью человека?
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности геронтогенеза.
2. Провести анализ психологической литературы посвящённой формированию самооценки в период старения.
3. Провести психодиагностическое исследование.
4. Провести сравнительный анализ полученных в ходе психодиагностического исследования данных.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ НА ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ СТАРЕНИЯ
7
1.1. Геронтология в системе наук о человеке
7
1.2.Социально- психологические механизмы влияющие на развитие самооценки в период старения
15
2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПЕРИОД СТАРЕНИЯ
23
2.1. Эмпирическая база исследования
23
2.2. Сравнительный диагностический анализ факторов влияющих на самооценку в период старения у сельских и городских жителей
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
ГЛОССАРИЙ
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
6 человек отметили, что бояться оставаться одни, т.к. начинают думать об отношениях с близкими, при этом, чаще всего, мысли негативного характера. Они проводят день в парке или среди таких же стариков, как и они. Одиночество - испытывают практически все наши городские респонденты.
Большинство сельских жителей не испытывают таких проблем. Предпочтительным занятием, на ряду с воспитанием внуков, является ведение домашнего хозяйства, общение с близкими, соседями и так далее. В высказываниях респондентов, преобладает мнение о том, что им некогда думать о плохом, так как надо передать свои знания своим младшим родственникам.
Можно сделать вывод, что в отличии от городских жителей, сельские жители находятся в более благоприятном положении, чувствуя потребность в своих знаниях, своих умениях, находясь рядом с родными и близкими.
Существенная разница прослеживается и в удовлетворённости в общении с другими людьми. Большая часть городских жителей (18 человек), отмечают, что начали замечать недоговорённости со стороны других, стали более обидчивыми, более раздражительными. При этом, сами иногда срываются, что не может удовлетворять их в общении.
Сельские респонденты более удовлетворены общением. На наш взгляд, это связанно с тем, что большинство стариков в сёлах живут со своими детьми и имеют большие возможности для общения с ними и с соседями, чем городские жителями.
Таким образом, можно сделать выводы, что сельские респонденты находятся в более благоприятных социально- психологических условиях, чем городские и менее подвержены воздействию негативных факторов. То, что первые живут со своими детьми и имеют возможность больше времени проводить с ними, позволяет почувствовать свою нужность. Они предъявляют к себе более высокие требования, менее подвержены стрессам. Всё это положительно влияет на самооценку сельских стариков. Проблемы взаимоотношений с близкими и родными в городской группе респондентов, в совокупности с проблемами большого города, приводят к тому, что они находятся постоянно под воздействием стрессоров. Это всё сказывается на их внутренних переживаниях. Чаще всего, это влечёт за собой снижение самооценки.
2.2. Сравнительный диагностический анализ факторов влияющих на самооценку в период старения у сельских и городских жителей
Помимо вышеприведённых анкетирования и беседы, нам потребовалось провести психодиагностическое исследование, чтобы сравнить самооценку сельских и городских жителей. С этой целью, нами для диагностики самооценки личности мы включили такие методики, которые позволяют оценивать следующие особенности психологии человека:
- потребность в достижении;
- самосознание личности;
- самооценка, уровень притязаний.
Методика 1. «Потребность в достижении».[19]
Целью методики являлось выявление у испытуемых тенденции к улучшению результатов, переживанию успеха (неудачи в деятельности, неудовлетворительности в достигнутом, настойчивости в достижении своих целей, уверенности в себе) (Приложение 1).
На рисунке 2.2.1 можно увидеть, что у сельских жителей, мотивация на достижение успеха выше, чем у городских.
Рисунок 2.2.1.Сравнительные данные по тесту "Потребность в достижении" городских и сельских жителей
По результатам нашего исследования, большая часть исследуемых нами сельских жителей (16 человек) направлены на достижение успеха в тех или иных ситуациях. Можно сказать, что чувство значимости для других и удовлетворённость своим положением, сильно влияет на это. На наш взгляд, сельские пожилые люди осознают, что являются значимыми лицами для своих детей и внуков, и стараются в соответствии с этим действовать. Так же, можно отнести это в счёт того, что в принципе, сельская жизнь насыщенна больше деятельностью, чем городская.
Ведение домашнего хозяйства, в совокупности со свободным временем, даёт дополнительную возможность пожилым людям планировать улучшение домашнего убранства, двора и так далее. Наличие рядом детей, позволяет надеяться на то, что практически все начинания будут совместными усилиями доведены до конца. В психологическом плане, поведение пожилых людей направлено не на самостоятельное решение проблем, а на стремление решать их коллективно с близкими и родными.
Наблюдения, проведённые нами в процессе исследования, показали, что сельские пожилые люди, высоко оценивают не только свои качества, но и качества своих близких и родных, что позволяет им быть более стимулированными в достижении целей. В большей мере, они болезненно переносят неудачи своих близких, чем свои. Осознание своих неудач может не на долго выбить их из активной жизнедеятельности, что не приводит к проблемам взаимоотношений между ними и близкими, и не влияет на осознания себя как личности. Переживание неудач, изменяет отношение пожилых людей к ситуации, но не к себе и не к людям. Чаще всего, в такой ситуации, проблема решается совместно.
В силу социально- психологических аспектов, у большинства городских жителей, преобладающей направленностью является направленность на избегание неудачи. Сама социальная ситуация такова, что старики чувствуют себя брошенными обществом, и стараются перенести свои переживания на что- либо другое. Чаще всего, это защита путём обвинения всех и вся вокруг в своих проблемах или внутреннее восприятие себя как уже «отслужившего своё».
Методика 2. «Оценка уровня притязаний»[20]
Данная методика предназначена для диагностики уровня притязаний. Респондентам предлагался тест – опросник мотивации, содержащий 42 утверждения. По поводу которых, возможны несколько вариантов ответов. Среда порождает в субъекте многокомпонентный мотивационный отклик, на основе которого строится сложно – функциональная система постановки и решения задачи. Проблемная ситуация приводит к актуализации целого ряда потребностей, среди которых познавательные, социальные, а также потребности более высокого уровня индивидуальности, уровня самосознания, в частности, потребность сохранения и повышения самоуважения или ценности своего «Я».
На основе этих потребностей субъект оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозирует возможные последствия. Мотивация, соответствующая напряженной деятельности, связанной с достижением цели определенного уровня трудности, включает целый ряд элементов характеризующих особенности взаимодействия субъекта со средой. В связи с этим исследовались следующие мотивационные элементы: внутренний мотив, познавательный мотив, мотив избежания, состязательный мотив, мотив смены деятельности, мотив самоуважения, значимость результатов, сложность задания, волевое усилие, оценка уровня достигнутых результатов, оценка своего потенциала, намеченный уровень мобилизации усилий, ожидаемый уровень результатов, закономерность результатов, инициативность. (Приложение 3). Результаты исследования показывают, что в пожилом возрасте уровень притязаний, у сельских и городских жителей тоже имеет существенные различия. (Рис.2.2.2.)
Рисунок 2.2.2. Сравнительный анализ оценки уровня притязаний городских и сельских жителей в период старения.(1. Внутренний мотив. 2. Познавательный мотив. 3. Мотив избегания. 4. Состязательный мотив. 5 Мотив смены деятельности. 6. Мотив самоуважения. 7. Значимость результатов. 8. Сложность задания. 9. Волевое усилие. 10. Оценка уровня достигнутых результатов. 11. Оценка своего потенциала. 12. Намеченный уровень мобилизации усилий. 13. Ожидаемый уровень результатов. 14. Закономерность результатов. 15. Инициативность.)
По рисунку можно увидеть, что существенные различия отмечаются в проявлениях: внутреннего мотива, мотива смены деятельности, мотива самоуважения, значимости результатов, оценки уровня достигнутых результатов, оценки своего потенциала, инициативности (всё в сторону сельских жителей) и мотива избегания (в сторону городских жителей). Таким образом, можно констатировать, что оценка уровня притязаний выше у сельских жителей, нежели у городских.
Методика 3. «Самооценка»[21]
На завершающем этапе нашего исследования, нами была применена тестовая методика «Самооценка». Целью исследования являлось определение уровня самооценки (высокий, низкий, средний). Для этого исследуемым предлагалось 32 утверждения. По поводу утверждений возможны были несколько вариантов ответов в пятибалльной системе. (Приложение 3).
Результаты данной методики показали, что из общего количества респондентов городских и сельских жителей у 8 человек завышенная самооценка (у 5 городских и 3 сельских). 18 человек имеют среднюю самооценку (6 городских и 12 сельских жителей) и 14 человек - низкую самооценку (9 городских и 5 сельских жителей) (Рис.2.2.3).
Рисунок 2.2.3. Сравнительный анализ самооценки у лиц пожилого возраста проживающих в сельской и городской местности
В чем же причина неадекватной самооценки? Осознание себя как субъекта деятельности с окружающими людьми, имеет многофакторную основу. Одним из факторов является восприятие себя относительно окружающих людей. Немаловажное значение здесь имеет сравнение своего положения с положением окружающих людей. В соответствии с этими пожилые люди строят не только своё поведение, но и примиряют на себя определённые правила взаимодействия.
Сознание человека всегда анализирует то, что происходит вокруг него и примеряет на себя принципы нравственной морали. Сознание стариков, как бы не утверждалось, изменчиво в определённой степени, в зависимости от того, как относятся к ним другие и на основе чего строятся с ним взаимоотношения. В случае если поддерживают пожилого человека, стараются создать для него необходимые для проживания условия, то и самооценка человека будет более адекватной. Выполнение того или иного действия может привести как к достижению цели, что в свою очередь опять будет отражаться на самооценке субъекта.
Другой фактор- это самоощущение нужности пожилым человеком. У сельских жителей, как мы уже отмечали это выше, такое ощущение присутствует в отличие от городских жителей. В их семьях, он является активным субъектом взаимодействия к мнению которого прислушиваются, просят у него совета.
Проведённое на основе анализа психологической литературы эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:
1) Период старения воспринимается по разному у городских и сельских жителей;
2) Пожилые люди характеризуются разным уровнем самооценки;
3) Личностные особенности (особенности самосознания, мотивационно- потребностной и эмоциональной сфер) выступают как фактор более адекватной самооценки, и развиты они больше у сельских жителей;
4) Пожилые люди, проживающие в сельской местности, выше оцениваю своё положение. Они склонны считать себя ответственными за то, что с ними происходит. Пожилые люди проживающие в городе, характеризуются низким и средним уровнем самооценки, зачастую они не удовлетворены собой.
5) Пожилые люди, проживающие в сельской местности, оптимистично настроены по отношению к будущему (мотив достижения). Для них характерно разнообразие интересов, они обладают высоким уровнем принятия других, удовлетворены общением. Для пенсионеров проживающих в городе, характерно ожидание проблем, трудностей, а также отсутствие каких либо ожиданий, при оценке прошлого они отмечают, что сделав всё, что должны были для детей и общества, они остались в результате одни. Для этой группы характерно наличие пассивных интересов или отсутствие любимого занятия. В общении с родственниками они ожидают от близких поддержки и выражают страх оставаться одному, они не удовлетворены общением.
6) Сельские жители чувствуют более высокий эмоциональный комфорт, то есть они уравновешены, спокойны, оптимистичны. Их волную проблемы родственников, проблемы общества. Эмоциональное реагирование на процесс старения более спокойно, опять же у сельских жителей.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что гипотеза исследования состоявшая в предположении о том, что самооценка личности в пожилом возрасте у городских и сельских жителей в значительной степени обусловлена не комплексом личностных особенностей, а социально- психологическими условиями, влияющими на позитивную переоценку ценностей и целостную картину жизненного пути, обретение новых жизненных смыслов, была подтверждена.
Анализ психологической литературы, позволил определить, что проблемы теории и практики психологии пожилого возраста существовали и существуют, в связи с недостаточной изученностью этого периода. На это указывает то разнообразие определений пожилого возраста и в частности временной периодизации в научных трудах разных направлений психологии. Одной из острейших и дискуссионных проблем для науки является, на сколько существенны ограничение жизнедеятельности пожилых людей.
На ряду с этим, учённые приходят к общему мнению о том, что влияние социальных - психологических механизмов на развития личности в период старения, не вызывает сомнения. Также как один из факторов развития самосознания, претерпевает изменение самооценка, в зависимости от тех социальных условий, в которых оказывается человек.
Информация о работе Критерии самооценки в период старения: на примере городских и сельских жителей