Курс лекций по психологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:52, курс лекций

Описание

1. Под управлением понимается функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности и реализация их программы и целей. В социальном управлении в отличие от других главными компонентами выступают либо люди как члены организации, либо организационные подразделения. Индивиды либо самостоятельно, либо в составе групп могут выступать субъектами и объектами управления, т.о. ключевыми понятиями являются организационный субъект, объект.

Содержание

Теоретические основы
1. Управление как социальный феномен.
2. Предмет науки и управления.
3. Этапы развития науки и управления.
4. Характерные черты и особенности основных управленческих культур.
5. Уровни психолого-управленческой проблематики.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по психологии управления.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

Курс  лекций по психологии управления

Теоретические основы

1. Управление как  социальный феномен.

2. Предмет науки  и управления.

3. Этапы развития  науки и управления.

4. Характерные черты  и особенности  основных управленческих  культур.

5. Уровни психолого-управленческой проблематики.

   1. Под управлением понимается функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности и реализация их программы и целей. В социальном управлении в отличие от других главными компонентами выступают либо люди как члены организации, либо организационные подразделения. Индивиды либо самостоятельно, либо в составе групп могут выступать субъектами и объектами управления, т.о. ключевыми понятиями являются организационный субъект, объект.

   Организация представляет собой форму объединения  группы людей, деятельность которых сознательно координируется субъектом управления, для достижения общих целей и для упорядочения совместной деятельности. Субъектом управления является носитель предметно-практической деятельности, источник управленческой активности, который направлен на определенный объект управления. Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческой воздействие. Социальное управление – непрерывный процесс воздействия руководителя на организованную группу людей по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов.

   Система управленческих отношений опирается  на два социально-психологических  управления:

   1) Собственно управление

   2) Подчинение (восприимчивость и подверженность  к целенаправленному воздействию субъекта управления).

   В зависимости от типологических черт разными людьми неодинаково переживается само чувство подчинения:

   1) Строптивое подчинение: работник воспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанное отношение. Для него характерно слабое понимание мотивов подчинения.

   2) Равнодушное подчинение: работник  вполне удовлетворен своим положением, т.к. это освобождает его от принятия ответственных решений.

   3) Инициативное подчинение: человек  осознает необходимость подчинения; чувство долга у него переходит в привычку, но не заглушает инициативу. В основе – критическая оценка руководства и признание его авторитета.

   Субъект и объект управления в совокупности взаимосвязей составляют систему управления, которая характеризуется информационным обеспечением, процедурой принятия и исполнения решений. Система управления характеризуется:

   – функциями и целями деятельности;

   – конкретным набором составных частей, которые находятся в подчинении;

   – режимом внешних связей (субординация, договорные отношения);

   – правовым регулированием структуры  связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и ее элементов. 

   2. Руководитель в настоящее время, любого уровня призван решать две взаимосвязанные задачи:

   1) Овладеть теоретическими основами  рационального управления, т.е. овладеть  наукой управления.

   2) Уметь творчески применять положения  этой наукой, т.е. владеть искусством  управления.

   Предметом науки управления являются управленческие отношения, т.е. это отношения между субъектом и объектом управления, отношения между членами организации (на одном и том же уровне). Управленческая деятельность отличная от других видов.

   Основные  психологические особенности в управленческой деятельности:

   – больше разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

   – неалгоритмический, творческий характер деятельности, которая осуществляется при недостатке информации и в условиях часто меняющейся нередко противоречивой обстановки;

   – ярко выраженная прогностическая природа  решаемых управленческих задач;

   – значительная роль коммуникативной  функции;

   – высокая психическая напряженность, которая называется большой ответственность за принимаемые решения.

   Главной целью управленческой деятельности является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности руководимого коллектива по решению стоящих перед ним задач. Продуктами являются управленческие решения и практические действия, которые необходимы для функционирования организации в требуемом режиме.

   Развитие  науки управления можно разделить  на три этапа:

   1) Возникновение и развитие классической  теории научного менеджмента.  Начало 20 в и конец 20-х гг 20 в. Классический метод основывался на жестком рационализме в управлении. Наиболее полное отражение сути этого этапа в концепции «научного управления» Ф.Тейлора, «идеальной бюрократии» М.Вебера и А.Файоль наука администрирования.

   2) Рационализм управления далеко  не единственный и далеко не  лучший путь в повышении эффективности деятельности организации. Поэтому в 30-40 гг возникла и развивалась «доктрина человеческих отношений». Она основывалась на всемерном учете человеческого фактора. На основе этой доктрины осуществлялась выработка рекомендаций по совершенствованию человеческих отношений, развитию участия членов организации в управлении и повышению эффекта лидерства.

   3) Подходы на основе современной  теории управления:

   – системный. Его сторонники считали  недостатком всех предшествующих теорий сосредоточение внимания только на отдельных элементах управления.

   – ситуационный. Теория систем выявляет какие элементы входят в организацию, образуя систему, но она сама по себе не отвечает на вопрос какие из этих элементов наиболее важны. В центре внимания оказывается ситуация (набор обстоятельств). Суть этого подхода: не существует унифицированного и эффективного управления во всех ситуациях; эффективность управления достигается прежде всего мобильностью и приспособляемостью к той среде, в которой работает данная организация.

   – количественный. Нашел свое отражение  в следующих управленческих концепциях:

   1. Концепция операционного менеджмента.  Управленцу не достаточно знать  науку управления, он должен знать  социологическую, экономическую,  математическую теорию систем и т.д.

   2. Концепция управленческих решений.  Главным в деятельности управленца  является принятие решений. Должно  включать формирование его готовности  принимать правильные и своевременные решения.

   3. Концепция математического и  научного управления. Мировая ситуация требует обеспечить все более научных характер управления. Для этого нужно использовать различные математические модели и концепции.

   Четыре  культуры управления:

   1) Американская. Рассматривает управление  как специальный вид деятельности, а сам менеджер является профессионалом, обладающим специальным образованием. Была создана инфраструктура управления в виде 100 школ бизнеса. В основе американской культуры управления был положен англосаксонский генотип, ядром которого является рационализм. В данной культуре – индивидуализм, опора на собственные силы и конкурентный прагматизм.

   2) Японская. Предусматривает подготовку  руководителя прежде всего по  средствам опыта. Управленцы различного уровня целенаправленно проводились через цепочку схем должностей в разных подразделениях фирмы. При этом происходило обучение не только делу, но и искусству человеческих отношений.

   3) Европейская. Имеет школы бизнеса  и центры повышения квалификации  по управлению как и американцы. Управление как вид деятельности не входит в первую десятку.

   4) Советская. Она отличается высокой  эффективностью и результативностью  в экстремальных условиях и относительной неэффективностью в нормальных условиях. Управленческую деятельность в советские времена отличал научный и обоснованный характер. Для советской управленческой культуры характерна приоритетность государственность проблем к проблемам отдельного человека. Умение приспособиться к изменяющимся обстоятельствам, непредсказуемость поведения, готовность пойти на нестандартные решения. Менталитет – базовых и достаточно стабильных психологический ориентиров, установок, моделей поведения, традиций, привычек и навыков, которые унаследованы от прошлых поколений и присущи данной социальной группе или определенной культурной традиции. Черты менталитета:

   – противоречивость крайности

   – жизнеспособность

   – непредсказуемость действий и поступков

   – уважительное отношение к чужому опыту и образу жизни

   – стремление ускорить и трансформировать все лучшее из мирового опыта.

   5. Уровни психологической проблематики:

   – профессионализм науки управления.

   – практическая направленность современного развития науки управления.

   – ориентация на количественное увеличение, многослойность управленческого аппарата, усиление дифференциации управленческого труда.

   – усиление технической оснащенности, технологическое усложнение управленческого труда.

   – ориентация на человека, как на наивысшую  ценность всего процесса управления.

   Несколько уровней психолого-управленческой проблематики:

   1) Психологические аспекты деятельности  руководителя:

   – психологические особенности управленческого  труда;

   – психологический анализ личности руководителя;

   – психологические требования к личностный качествам руководителя;

   – психологические аспекты принятия решения;

   – индивидуальный стиль управления руководителя и проблемы его коррекции.

   2) Психологические аспекты деятельности  организации как субъекта и  объекта управления:

   – возможности использования психологических  факторов для решения управленческих задач;

   – закономерности формирования благоприятного социально-психологического климата в организации;

   – закономерности формирования оптимальных  межличностных взаимоотношений в организации и проблема психологической совместимости;

   – формальная и неформальная структура  организации;

   – мотивация труда членов организации;

   – ценностные ориентации в организации  и управление процессом их формирования.

   3) Психологические аспекты взаимодействия  руководителя с членами организации:

   – проблемы создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия;

   – проблема управленческого общения;

   – оптимизация взаимоотношений в  звене руководитель-подчиненный;

   – информированность как фактор повышения  эффективного управления.

   Основные  функции менеджмента.

Информация о работе Курс лекций по психологии управления