Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:52, курс лекций
1. Под управлением понимается функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности и реализация их программы и целей. В социальном управлении в отличие от других главными компонентами выступают либо люди как члены организации, либо организационные подразделения. Индивиды либо самостоятельно, либо в составе групп могут выступать субъектами и объектами управления, т.о. ключевыми понятиями являются организационный субъект, объект.
Теоретические основы
1. Управление как социальный феномен.
2. Предмет науки и управления.
3. Этапы развития науки и управления.
4. Характерные черты и особенности основных управленческих культур.
5. Уровни психолого-управленческой проблематики.
Курс лекций по психологии управления
Теоретические основы
1. Управление как социальный феномен.
2. Предмет науки и управления.
3. Этапы развития науки и управления.
4. Характерные черты и особенности основных управленческих культур.
5.
Уровни психолого-
1. Под управлением понимается функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности и реализация их программы и целей. В социальном управлении в отличие от других главными компонентами выступают либо люди как члены организации, либо организационные подразделения. Индивиды либо самостоятельно, либо в составе групп могут выступать субъектами и объектами управления, т.о. ключевыми понятиями являются организационный субъект, объект.
Организация представляет собой форму объединения группы людей, деятельность которых сознательно координируется субъектом управления, для достижения общих целей и для упорядочения совместной деятельности. Субъектом управления является носитель предметно-практической деятельности, источник управленческой активности, который направлен на определенный объект управления. Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческой воздействие. Социальное управление – непрерывный процесс воздействия руководителя на организованную группу людей по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов.
Система управленческих отношений опирается на два социально-психологических управления:
1) Собственно управление
2)
Подчинение (восприимчивость и
В зависимости от типологических черт разными людьми неодинаково переживается само чувство подчинения:
1) Строптивое подчинение: работник воспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанное отношение. Для него характерно слабое понимание мотивов подчинения.
2)
Равнодушное подчинение: работник
вполне удовлетворен своим
3)
Инициативное подчинение: человек
осознает необходимость
Субъект и объект управления в совокупности взаимосвязей составляют систему управления, которая характеризуется информационным обеспечением, процедурой принятия и исполнения решений. Система управления характеризуется:
– функциями и целями деятельности;
– конкретным набором составных частей, которые находятся в подчинении;
– режимом внешних связей (субординация, договорные отношения);
–
правовым регулированием структуры
связей, полномочий, деятельности системы
управления в целом и ее элементов.
2. Руководитель в настоящее время, любого уровня призван решать две взаимосвязанные задачи:
1)
Овладеть теоретическими
2)
Уметь творчески применять
Предметом науки управления являются управленческие отношения, т.е. это отношения между субъектом и объектом управления, отношения между членами организации (на одном и том же уровне). Управленческая деятельность отличная от других видов.
Основные психологические особенности в управленческой деятельности:
– больше разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;
– неалгоритмический, творческий характер деятельности, которая осуществляется при недостатке информации и в условиях часто меняющейся нередко противоречивой обстановки;
– ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;
– значительная роль коммуникативной функции;
–
высокая психическая
Главной целью управленческой деятельности является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности руководимого коллектива по решению стоящих перед ним задач. Продуктами являются управленческие решения и практические действия, которые необходимы для функционирования организации в требуемом режиме.
Развитие науки управления можно разделить на три этапа:
1)
Возникновение и развитие
2) Рационализм управления далеко не единственный и далеко не лучший путь в повышении эффективности деятельности организации. Поэтому в 30-40 гг возникла и развивалась «доктрина человеческих отношений». Она основывалась на всемерном учете человеческого фактора. На основе этой доктрины осуществлялась выработка рекомендаций по совершенствованию человеческих отношений, развитию участия членов организации в управлении и повышению эффекта лидерства.
3) Подходы на основе современной теории управления:
– системный. Его сторонники считали недостатком всех предшествующих теорий сосредоточение внимания только на отдельных элементах управления.
– ситуационный. Теория систем выявляет какие элементы входят в организацию, образуя систему, но она сама по себе не отвечает на вопрос какие из этих элементов наиболее важны. В центре внимания оказывается ситуация (набор обстоятельств). Суть этого подхода: не существует унифицированного и эффективного управления во всех ситуациях; эффективность управления достигается прежде всего мобильностью и приспособляемостью к той среде, в которой работает данная организация.
– количественный. Нашел свое отражение в следующих управленческих концепциях:
1.
Концепция операционного
2.
Концепция управленческих
3. Концепция математического и научного управления. Мировая ситуация требует обеспечить все более научных характер управления. Для этого нужно использовать различные математические модели и концепции.
Четыре культуры управления:
1)
Американская. Рассматривает управление
как специальный вид
2) Японская. Предусматривает подготовку руководителя прежде всего по средствам опыта. Управленцы различного уровня целенаправленно проводились через цепочку схем должностей в разных подразделениях фирмы. При этом происходило обучение не только делу, но и искусству человеческих отношений.
3)
Европейская. Имеет школы
4)
Советская. Она отличается
– противоречивость крайности
– жизнеспособность
– непредсказуемость действий и поступков
– уважительное отношение к чужому опыту и образу жизни
– стремление ускорить и трансформировать все лучшее из мирового опыта.
5. Уровни психологической проблематики:
–
профессионализм науки
– практическая направленность современного развития науки управления.
– ориентация на количественное увеличение, многослойность управленческого аппарата, усиление дифференциации управленческого труда.
– усиление технической оснащенности, технологическое усложнение управленческого труда.
– ориентация на человека, как на наивысшую ценность всего процесса управления.
Несколько
уровней психолого-
1)
Психологические аспекты
–
психологические особенности
– психологический анализ личности руководителя;
– психологические требования к личностный качествам руководителя;
–
психологические аспекты
– индивидуальный стиль управления руководителя и проблемы его коррекции.
2)
Психологические аспекты
–
возможности использования
– закономерности формирования благоприятного социально-психологического климата в организации;
– закономерности формирования оптимальных межличностных взаимоотношений в организации и проблема психологической совместимости;
– формальная и неформальная структура организации;
– мотивация труда членов организации;
– ценностные ориентации в организации и управление процессом их формирования.
3)
Психологические аспекты
– проблемы создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия;
– проблема управленческого общения;
–
оптимизация взаимоотношений в
звене руководитель-
– информированность как фактор повышения эффективного управления.
Основные функции менеджмента.