Курс лекций по психологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:52, курс лекций

Описание

1. Под управлением понимается функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности и реализация их программы и целей. В социальном управлении в отличие от других главными компонентами выступают либо люди как члены организации, либо организационные подразделения. Индивиды либо самостоятельно, либо в составе групп могут выступать субъектами и объектами управления, т.о. ключевыми понятиями являются организационный субъект, объект.

Содержание

Теоретические основы
1. Управление как социальный феномен.
2. Предмет науки и управления.
3. Этапы развития науки и управления.
4. Характерные черты и особенности основных управленческих культур.
5. Уровни психолого-управленческой проблематики.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по психологии управления.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

   Формальная  структура – совокупность связей и отношений между членами группы, которые определяются формальными предписаниями. Неформальная структура – реально складывающаяся в организации структура связей коммуникации и влияния. Наличие в группе функциональной структуры является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся.

   Выделяют  также социометрическую и коммуникативную  структуры групп. Социометрическая структура – совокупность связей между ее членами, которые характеризуются взаимными предпочтениями и отвержениями. В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения – симпатии и антипатии, феномены межличностный привлекательности и популярности. Основными характеристиками социометрической структуры являются:

   – характеристики социометрического статуса членов группы – положение, которое занимают члены группы;

   – характеристики взаимных эмоциональных  предпочтений и отвержений;

   – наличие микрогрупп, члены которых  связаны отношениями взаимных выборок.

   Коммуникативная структура группы – совокупность связей между членами группы, которые характеризуются процессами приема и передачи информации. Основными характеристика коммуникативной структуры группы являются:

   – положение, которое занимают члены  группы в системе коммуникации;

   – чистота и устойчивость коммуникативных связей в группе;

   – тип коммуникативных связей между  членами группы: централизованные и  децентрализованные.

   Структура социальной власти и влияния –  совокупность связей между ее членами, которая характеризуется направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Основные характеристики:

   – системы связей, которые лежат  в основе руководства группой;

   – системы связей, которые связаны  с неформальным влиянием, т.е. с феноменом  лидерства.

   2. Образование формальных групп, которые выступают структурными элементами социальных организаций и институтов происходит как правило вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединения в рамках данной конкретной группы. Число механизмов вхождения индивидов в формальную малую группу в первую очередь относится привлекательность. Неформальные группы образуются на основе потребностей индивидов в общении, участии и принадлежности. К механизму вхождения в неформальную группу относится идентификация, подражание, внушение, эмпатия.

   1. Концепция Л.И.Ушанского.

   Поэтапное развитие группы представляется как  последовательная схема стадий, которая характеризуется качественными различиями в степени выраженности таких параметров как направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность. Целостными характеристиками группы выступают: сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, межгрупповая и внутригрупповая активность.

   Первая  стадия развития группы: группа конгломерат. Второй этап – номинальная группа. Она характеризуется внешним формальным объединением вокруг предписанных социальных задач. Третий этап – группа ассоциация. Начальная межличностная интеграция. Четвертый этап – группа кооперация. Свойственна не только интеграция в сфере межличностных отношений, но и деловые отношения. Пятый этап – группа автономия. Она обладает высоким внутренним единством. Если происходит эта автономия, то – шестой этап – группа корпорация; если не происходит – группа коллектив. Отличается интегративным единством, организованностью, подготовленностью, психологической коммуникативностью. Свойственна  интеграция с другими группами.

   2. Концепция А.В.Петровского.

   Развитие  группы идет по двум основным критериям:

   1) По степени опосредованности  межличностных отношений, содержанием совместной деятельности

   2) Общественная зависимость

   По  первому критерию уровень развития группы можно определить начиная  от диффузной группы и заканчивая высокоорганизованными группами, в которых межличностные отношения максимально подчинены целям совместной деятельности. По второму критерию: группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Т.о. характеризуется динамикой изменения свойств по обоим параметрам. Американский психолог Такмек предложил модель развития группы, которая основана на выделении двух основных сфер трудовой жизнедеятельности: механическая и деловая. В сфере деловой активности Такмек выделяет следующие стадии:

   – ориентировка в задаче и поиск  оптимального способа ее решения;

   – эмоциональные реакции, вызываемые в ответ на требование, предъявляемое  членам группы в связи с решением задач и противоречащее их собственным  намерениям;

   – информационный обмен между участниками групповой деятельности, в целях достигнуть более глубокого взаимопонимания;

   – активные совместные действия по решению  поставленной задачи.

   В сфере межличностной активности Такмек выделяет следующие стадии:

   – ориентация во взаимоотношениях и поиск  взаимоприемлемого поведения индивида в группе;

   – внутренний конфликт, который связан с нарушением взаимодействия, и отсутствие единства в группе;

   – развитие групповой сплоченности, т.е. преодоление разногласий и разрешение конфликта;

   – образование ролевой структуры группы, которая соответствует содержанию групповой задачи и сложившихся межличностных отношений;

   Изменения в выделенных средах протекают взаимосвязано, а противоречия между ними могут  рассматриваться как механизмы  группового развития.

   Понятие «групповая сплоченность» – основной параметр развития малой группы. Оно используется для обозначения таких социально-психологических характеристик группы как:

   – уровень психологической общности;

   – единство членов группы;

   – теснота и устойчивость межличностных  взаимоотношений и взаимодействий;

   – степень эмоциональной привлекательности  группы для ее членов.

   Уровень сплоченности малой групп определяется чистотой и устойчивостью коммуникативных связей в ней.

   3. Исследование взаимодействие индивида и малой группы связано с одной стороны с изучением группового давления, а с другой стороны с изучением феномена лидерства. Групповое давление – совокупность явлений, которые обусловлены теми воздействиями или влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, а также на установки и поведение. В условиях присутствия других лиц у индивидов снижается: чувствительность, объем и концентрация внимания,  точность выполнения простых арифметических действий,  генерирование оригинальных идей; повышается:  сила мышечного напряжения,  продуктивность внимания,  показатели долговременной памяти.

   Социальная  ингибиция – подавление, угнетение  психических функций под влиянием группы. Социальная фасилитация –  поддержка или усиление этих характеристик. В условиях группового взаимодействия у индивидов снижается точность восприятия сложных объектов при их кратковременном предъявлении. Также снижается качество генерируемых идей. Повышается точность восприятия простых объектов, времени. Повышается способность к определению в неодинаковых объектах сходных элементов. Все эти данные говорят об усилении тенденции к согласованности мнений и оценок в условиях группового взаимодействия.

   Конформизм. В ходе экспериментов было выяснено, что за внешне сходным конформным поведением могут скрываться принципиально различные по психологическим механизмам его варианты.

   Первый  вариант: одни испытуемые были убеждены в том, что решили задачу правильно. Такое поведение – эффект группового внушения. Влияние на индивида на неосознанном уровне.

   Второй вариант: испытуемые отвечали, что они не согласны с мнением группы, но они не хотели открыто высказывать свое мнение, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой – внешний конформизм или приспособленчество.

   Третий  вариант: испытуемые говорили о сильном внутреннем конфликте, который был связан с расхождением своего мнения с мнением группы, но при этом они делали собственный выбор в пользу мнения группы и были убеждены в правильности группового мнения.

   Конформность  определяется там тогда, где фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы. На степень выраженности конформизма оказывают влияние следующие факторы: пол (женщины более конформны); возраст (молодой и старческий возраст); психическое и физическое состояние.

   Степень конформности зависит от численность группы, т.е. вероятность конформизма возрастает с ростом численности группы. Конформизм как явление следует отличать от конформности как личностного качества. Если говорить о конформности как о черте характера, то человеку свойственно проявлять сильную зависимость от группового давления в различных ситуациях. Конформизм связан с проявлением высокой зависимости от группы в конкретных ситуациях. Ситуационный конформизм связан со значимостью самой группы для индивида.

   Феномен негативизма по отношению к группе – выраженное постоянное сопротивление группе и противопоставление себя группе – является не противоположным конформизму, а частным проявлением зависимости от группы.

   Лидерство в малой группе – феномен воздействия  или влияния личности на социально-психологические явления (мнения, оценки, установки, отношения) и поведение группы или отдельных ее членов. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, которые складываются в группе. Главными признаками лидерства являются:

   – высокий уровень активности и  инициативности человека при решении  группой совместных задач;

   – большая информированность о  решаемой задаче, о ситуации в целом  и членах группы;

   – большое соответствие поведения  мнениям, позициям, ценностям, принятым в данной группе;

   – более яркое проявление личностных качеств, которые являются эталоном для данной группы;

   Основными функциями лидера являются:

   – организация совместной жизнедеятельности  в различных ее сферах;

   – выработка и поддержание групповых норм и правил поведения в группе;

   – внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

   – принятие ответственности за групповые  результаты;

   – установление и поддержание благоприятного социально-психологического климата  в группе.

   Лидерство и руководство  в структуре организации  групповой деятельности и общении

   1. Лидерство и руководство.

   2. Типы лидеров.

   3.Теории  лидерства.

   1. Под лидерством принято понимать один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Лидер – член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной специфической и, как правило, значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию коллективной если совместной деятельности для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.

   О понятии «лидер»:

   1) Лидер не выдвигается группой  на соответствующий пост, а спонтанно  занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы.

   2) Лидер выдвигается на роль  неофициального руководителя, а  следовательно с его личностью идентифицируется специфическая система групповых норм и ценностей, которая не исчерпывается системой официально принятых значений.

   3) Лидер выдвигается на соответствующую роль в условиях не только специфической, но и всегда достаточно значимой для группы ситуации.

   Лидерство по своей природе является результатом  одновременно как объективных факторов: интересы, цели, потребности и задачи группы в конкретной ситуации: индивидуальные психологические особенности как инициатора и организатора групповой деятельности под динамикой лидерства подразумеваются всевозможные изменения, которые связаны как с содержанием, так и с масштабами лидерства. Причиной смены лидера в малой группе обычно оказывается его несоответствие к требованиям, нормам, целям и задачам группы. Говоря о руководстве и лидерстве необходимо учитывать качества и отличия, которые существуют между этими понятиями:

Информация о работе Курс лекций по психологии управления