Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:52, курс лекций
1. Под управлением понимается функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности и реализация их программы и целей. В социальном управлении в отличие от других главными компонентами выступают либо люди как члены организации, либо организационные подразделения. Индивиды либо самостоятельно, либо в составе групп могут выступать субъектами и объектами управления, т.о. ключевыми понятиями являются организационный субъект, объект.
Теоретические основы
1. Управление как социальный феномен.
2. Предмет науки и управления.
3. Этапы развития науки и управления.
4. Характерные черты и особенности основных управленческих культур.
5. Уровни психолого-управленческой проблематики.
Формальная структура – совокупность связей и отношений между членами группы, которые определяются формальными предписаниями. Неформальная структура – реально складывающаяся в организации структура связей коммуникации и влияния. Наличие в группе функциональной структуры является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся.
Выделяют также социометрическую и коммуникативную структуры групп. Социометрическая структура – совокупность связей между ее членами, которые характеризуются взаимными предпочтениями и отвержениями. В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения – симпатии и антипатии, феномены межличностный привлекательности и популярности. Основными характеристиками социометрической структуры являются:
– характеристики социометрического статуса членов группы – положение, которое занимают члены группы;
– характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отвержений;
– наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборок.
Коммуникативная структура группы – совокупность связей между членами группы, которые характеризуются процессами приема и передачи информации. Основными характеристика коммуникативной структуры группы являются:
– положение, которое занимают члены группы в системе коммуникации;
– чистота и устойчивость коммуникативных связей в группе;
– тип коммуникативных связей между членами группы: централизованные и децентрализованные.
Структура социальной власти и влияния – совокупность связей между ее членами, которая характеризуется направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Основные характеристики:
– системы связей, которые лежат в основе руководства группой;
– системы связей, которые связаны с неформальным влиянием, т.е. с феноменом лидерства.
2. Образование формальных групп, которые выступают структурными элементами социальных организаций и институтов происходит как правило вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединения в рамках данной конкретной группы. Число механизмов вхождения индивидов в формальную малую группу в первую очередь относится привлекательность. Неформальные группы образуются на основе потребностей индивидов в общении, участии и принадлежности. К механизму вхождения в неформальную группу относится идентификация, подражание, внушение, эмпатия.
1. Концепция Л.И.Ушанского.
Поэтапное развитие группы представляется как последовательная схема стадий, которая характеризуется качественными различиями в степени выраженности таких параметров как направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность. Целостными характеристиками группы выступают: сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, межгрупповая и внутригрупповая активность.
Первая стадия развития группы: группа конгломерат. Второй этап – номинальная группа. Она характеризуется внешним формальным объединением вокруг предписанных социальных задач. Третий этап – группа ассоциация. Начальная межличностная интеграция. Четвертый этап – группа кооперация. Свойственна не только интеграция в сфере межличностных отношений, но и деловые отношения. Пятый этап – группа автономия. Она обладает высоким внутренним единством. Если происходит эта автономия, то – шестой этап – группа корпорация; если не происходит – группа коллектив. Отличается интегративным единством, организованностью, подготовленностью, психологической коммуникативностью. Свойственна интеграция с другими группами.
2. Концепция А.В.Петровского.
Развитие группы идет по двум основным критериям:
1)
По степени опосредованности
межличностных отношений,
2) Общественная зависимость
По первому критерию уровень развития группы можно определить начиная от диффузной группы и заканчивая высокоорганизованными группами, в которых межличностные отношения максимально подчинены целям совместной деятельности. По второму критерию: группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Т.о. характеризуется динамикой изменения свойств по обоим параметрам. Американский психолог Такмек предложил модель развития группы, которая основана на выделении двух основных сфер трудовой жизнедеятельности: механическая и деловая. В сфере деловой активности Такмек выделяет следующие стадии:
– ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения;
– эмоциональные реакции, вызываемые в ответ на требование, предъявляемое членам группы в связи с решением задач и противоречащее их собственным намерениям;
– информационный обмен между участниками групповой деятельности, в целях достигнуть более глубокого взаимопонимания;
– активные совместные действия по решению поставленной задачи.
В сфере межличностной активности Такмек выделяет следующие стадии:
– ориентация во взаимоотношениях и поиск взаимоприемлемого поведения индивида в группе;
– внутренний конфликт, который связан с нарушением взаимодействия, и отсутствие единства в группе;
–
развитие групповой сплоченности, т.е.
преодоление разногласий и
– образование ролевой структуры группы, которая соответствует содержанию групповой задачи и сложившихся межличностных отношений;
Изменения в выделенных средах протекают взаимосвязано, а противоречия между ними могут рассматриваться как механизмы группового развития.
Понятие «групповая сплоченность» – основной параметр развития малой группы. Оно используется для обозначения таких социально-психологических характеристик группы как:
–
уровень психологической
– единство членов группы;
– теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействий;
–
степень эмоциональной
Уровень
сплоченности малой групп определяется
чистотой и устойчивостью
3. Исследование взаимодействие индивида и малой группы связано с одной стороны с изучением группового давления, а с другой стороны с изучением феномена лидерства. Групповое давление – совокупность явлений, которые обусловлены теми воздействиями или влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, а также на установки и поведение. В условиях присутствия других лиц у индивидов снижается: чувствительность, объем и концентрация внимания, точность выполнения простых арифметических действий, генерирование оригинальных идей; повышается: сила мышечного напряжения, продуктивность внимания, показатели долговременной памяти.
Социальная
ингибиция – подавление, угнетение
психических функций под
Конформизм. В ходе экспериментов было выяснено, что за внешне сходным конформным поведением могут скрываться принципиально различные по психологическим механизмам его варианты.
Первый вариант: одни испытуемые были убеждены в том, что решили задачу правильно. Такое поведение – эффект группового внушения. Влияние на индивида на неосознанном уровне.
Второй вариант: испытуемые отвечали, что они не согласны с мнением группы, но они не хотели открыто высказывать свое мнение, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой – внешний конформизм или приспособленчество.
Третий вариант: испытуемые говорили о сильном внутреннем конфликте, который был связан с расхождением своего мнения с мнением группы, но при этом они делали собственный выбор в пользу мнения группы и были убеждены в правильности группового мнения.
Конформность определяется там тогда, где фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы. На степень выраженности конформизма оказывают влияние следующие факторы: пол (женщины более конформны); возраст (молодой и старческий возраст); психическое и физическое состояние.
Степень конформности зависит от численность группы, т.е. вероятность конформизма возрастает с ростом численности группы. Конформизм как явление следует отличать от конформности как личностного качества. Если говорить о конформности как о черте характера, то человеку свойственно проявлять сильную зависимость от группового давления в различных ситуациях. Конформизм связан с проявлением высокой зависимости от группы в конкретных ситуациях. Ситуационный конформизм связан со значимостью самой группы для индивида.
Феномен негативизма по отношению к группе – выраженное постоянное сопротивление группе и противопоставление себя группе – является не противоположным конформизму, а частным проявлением зависимости от группы.
Лидерство в малой группе – феномен воздействия или влияния личности на социально-психологические явления (мнения, оценки, установки, отношения) и поведение группы или отдельных ее членов. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, которые складываются в группе. Главными признаками лидерства являются:
– высокий уровень активности и инициативности человека при решении группой совместных задач;
– большая информированность о решаемой задаче, о ситуации в целом и членах группы;
– большое соответствие поведения мнениям, позициям, ценностям, принятым в данной группе;
– более яркое проявление личностных качеств, которые являются эталоном для данной группы;
Основными функциями лидера являются:
– организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах;
– выработка и поддержание групповых норм и правил поведения в группе;
–
внешнее представительство
– принятие ответственности за групповые результаты;
– установление и поддержание благоприятного социально-психологического климата в группе.
Лидерство и руководство в структуре организации групповой деятельности и общении
1. Лидерство и руководство.
2. Типы лидеров.
3.Теории лидерства.
1. Под лидерством принято понимать один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Лидер – член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной специфической и, как правило, значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию коллективной если совместной деятельности для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.
О понятии «лидер»:
1) Лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы.
2) Лидер выдвигается на роль неофициального руководителя, а следовательно с его личностью идентифицируется специфическая система групповых норм и ценностей, которая не исчерпывается системой официально принятых значений.
3) Лидер выдвигается на соответствующую роль в условиях не только специфической, но и всегда достаточно значимой для группы ситуации.
Лидерство по своей природе является результатом одновременно как объективных факторов: интересы, цели, потребности и задачи группы в конкретной ситуации: индивидуальные психологические особенности как инициатора и организатора групповой деятельности под динамикой лидерства подразумеваются всевозможные изменения, которые связаны как с содержанием, так и с масштабами лидерства. Причиной смены лидера в малой группе обычно оказывается его несоответствие к требованиям, нормам, целям и задачам группы. Говоря о руководстве и лидерстве необходимо учитывать качества и отличия, которые существуют между этими понятиями: