Курс лекций по психологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:52, курс лекций

Описание

1. Под управлением понимается функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности и реализация их программы и целей. В социальном управлении в отличие от других главными компонентами выступают либо люди как члены организации, либо организационные подразделения. Индивиды либо самостоятельно, либо в составе групп могут выступать субъектами и объектами управления, т.о. ключевыми понятиями являются организационный субъект, объект.

Содержание

Теоретические основы
1. Управление как социальный феномен.
2. Предмет науки и управления.
3. Этапы развития науки и управления.
4. Характерные черты и особенности основных управленческих культур.
5. Уровни психолого-управленческой проблематики.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по психологии управления.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

   – социальное неравенство;

   – классовые противоречия в обществе;

   – конкурентные отношения на рынке.

   Другой  пласт объективных факторов:

   – образование;

   – уровень квалификации;

   – интеллектуальное развитие;

   – диапазон способностей и возможностей личности, а также ее потребности  и установки.

   Различие  в этих факторах ведет к взаимному  непониманию и, следовательно, к  конфликту.

   2. Субъективные факторы – стимулы к конфликтным действиям, которые обусловлены иллюзорными или кажущимися обстоятельствами. Существует несколько типичных иллюзий:

   – иллюзия «выигрыша-проигрыша». В  ней альтернатива выиграть или проиграть;

   – иллюзия самооправдания;

   – иллюзия плохого человека;

   – иллюзия зеркального восприятия.

   В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий:

   1) Предконфликтная ситуация.

   2) Инцидент.

   3) Эскалация конфликта (нагнетание)

   4) Кульминация.

   5) Постконфликтная ситуация.

   Последствия конфликта:

   1) Конструктивные (созидательные)

   2) Деструктивные (разрушительные).

   5. Существует 5 моделей поведения в конфликте:

   1. Соперничество (конкуренция). Данную  модель может использовать человек,  который обладает сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве. Этот стиль используется, если исход конфликта очень важен для вас или если у вас большой авторитет, власть, либо если вам нечего терять, в ситуациях, в которых ваши подчиненные предпочитают авторитарный стиль управления.

   2. Сотрудничество. Эта модель наиболее  трудна как по времени, так  и по силе. Разработка взаимного решения. Умение сдерживать эмоции, слушать, объяснять. Эту стратегию можно использовать, когда необходимо найти общее решение, когда каждый из подходов важен и не допускает компромиссных решений, когда длительные, прочные и взаимозависящие отношения, либо когда необходима интеграция точек зрения, усиление личностной увлеченности сотрудников.

   3. Компромисс. Стороны стремятся урегулировать  разногласия путем взаимных уступок. Используется, если обе стороны имеют убедительные аргументы или обладают одинаковой властью, либо если компромисс позволит вам хоть что-либо получить или все потерять.

   4. Избегание (уклонение). Реализуется  тогда, когда затрагиваемая проблема не важна для вас, или вы не обладаете достаточной властью. Когда источник разногласий не существенен для вас по сравнению с другими. Или вы не можете решить вопрос в свою пользу.

   5. Приспособление. Вы действуете совместно  с другой стороной, но не отстаиваете своих интересов. Она эффективна, когда исход дела важен для другой стороны и не существенно важен для вас. Устанавливается спокойствие и равновесие. Если у вас недостаточно шансов и власти победить.

   В соответствии с природой конфликта выделяют 4 уровня наличия этого феномена:

   1) Нервно-психический уровень конфликта.  Данный уровень составляет психические явления человека как индивида. К нему относятся различные виды фрустрация, начиная от психического напряжения, которое переживается человеком как неудобство или неприятное состояние, до неврозов, а также нарушение процессов высшей нервной деятельности, которое может приводить к заболеваниям внутренних органов.

   2) Внутриличностный уровень конфликта.  Он составляет социально-психологические явления, которые присущи человеку как личности и индивидуальности. Крайняя стадия конфликта – деперсонализация – разрушение целостной картины собственного «я», а также раздвоение или распад личности.

   3) Межличностный уровень. Он предполагает  конфликтную ситуацию, которая включает в себя определенное состояние микро- и макросреды, деятельности, коммуникаций, распределение долей и статусов, взаимоотношение и взаимодействие личностей, столкновение различных тенденций при достижении общих или разных несовместимых целей.

   4) Социальный уровень – объективно  обусловленное социальное противоречие  интересов, которое реализуется в поведении и в соответствующих социально-психологических формах взаимоотношений конфликтующих групп, как носителей социальных ролей.

   Психология толпы

   1. Типы толпы.

   2. Социально-психологические  особенности толпы.

   3. Причины и условия  возникновения агрессивной  толпы.

   4. Психологические  теории толпы.

   1.  С психологической точки зрения под толпой следует понимать изначально не организованное или потерявшее организацию скопление людей, не имеющих общей осознанной цели или утратившей ее и как правило находящиеся в состоянии эмоционального возбуждения.

   По  степени активности и эмоциональной  возбужденности людей, которые оказались в составе толпы различают следующие виды толпы:

   1) Активный тип:

   – агрессивная толпа (склонность к  насилию, жестокости, разрушительным действиям);

   – спасающаяся;

   – паническая;

   – стяжательская толпа (стремление к  грабежу, разворовыванию ценностей, которые становятся доступными);

   – демонстрирующий тип (выражение  того или иного социального протеста).

   2) Пассивный тип.

   2. Толпа обладает рядом социально-психологических свойств, которые оказывают влияние на поведение людей, составляющих толпу:

   1) Анонимность: действия и поступки  останутся никем незамеченными. Следствие – чувство безответственности и бесконтрольности. Ощущение слияния с большой массой людей в сочетании с анонимностью наполняет человека чувством силы, а это способствует эмоциональному возбуждению, которое ограничивает контроль сознания над поведением.

   2) Однородность. Возникает вследствие  уравновешивания всех психических  проявлений и поведения индивидов.

   3) Внушаемость. Объясняет непредсказуемость  действий толпы. Поэтому именно  толпа может реагировать на  лозунги и призывы. Внушаемость повышает готовность людей совершать действия, которые могут быть в полном противоречии с их сознанием и характером. Слухи – основной способ распространения информации. Выполняют функцию ориентации участников толпы в определенной ситуации. Основной механизм воздействия на участников толпы – психическое заражение. Оно выражается в быстром распространении, переносе психических состояний одних людей на других. Проявление действия закона психического единства толпы. Этот закон позволяет объяснить психическую однородность толпы.

   4) Иррациональность действия толпы.

   5) Эмоциональная напряженность.

   Эти свойства – интегративный результат  предыдущих свойств. Человек, подчинившийся законам толпы, теряет свою личностную индивидуальность, становится ее конформным участником, поэтому способен на любые действия и поступки.

   3. Два типа причин и условий. Они носят либо долговременный, либо ситуативный характер.

   Первый  тип составляют социально-экономические  факторы, которые порождают высокий уровень напряженности в обществе, а также формируют и нагнетают чувство фрустрации, отчаяния и безнадежности.

   При наличии долговременных условий  роль ситуативной причины возникновения  толпы может сыграть все что угодно.

   Помимо  долговременных и ситуативных условий, которые порождают массовые выступления, необходимо иметь в виду еще один важный фактор – уровень развития политической культуры. С учетом этого фактора можно вывести следующую формулу: степень возникновения массовых выступлений = степень обостренности социально-экономических проблем / уровень развития политической культуры.

     Стрессы и управление эмоциональным состоянием

   1. Понятие психологического  состояния.

   2. Виды психологических  кризисов.

   3. Понятие стресса  в теории Селье.

   4. Управление эмоциональным  состоянием.

   1. Психологическое состояние реакция организма на те или иные изменения. Бывают положительные и отрицательные эмоциональные состояния. Негативное эмоциональное состояние говорит о том, что в нашем окружении не все благополучно. Человек старается разрешить эти проблемы, устранить их причину различными методами: алкоголь, наркотики, стимуляторы.

   Психолог  Левитов определяет эмоциональное  состояние как фон, на котором  протекает вся психическая деятельность, и который зависит от отражаемых предметов и явлений окружающего мира, предшествующих состояний и индивидуальных особенностей человека.

   Состояния возникают в процессе деятельности, непосредственно от него зависят  и определяют специфику наших переживаний.

   1) Состояние психического утомления.  Человек запоминает в этом  состоянии меньше, трудность в  долгом сосредоточении внимания, следовательно депрессия, вспышки гнева, агрессия.

   2) Оно также довольно часто сопровождает  деятельность человека. Если цели  деятельности сформулированы нечетко – чувство неопределенности. Это сопровождается беспокойством, дискомфортом, ожиданием худшего. Особенно часто это происходит с людьми, которые любые жизненные ситуации воспринимают как ситуации оценки их личностных качеств или компетентности. Это состояние является ситуативным и зависит от склонности к негативному прогнозу собственной деятельности. Переживания человека имеют свои внутренние цели:

   1. Испытать сейчас удовлетворение.

   2. Реализовать какую-то деятельность  соответственно какому-то мотиву.

   3. Обеспечить упорядоченность своего  внутреннего мира.

   4. Обеспечить личностный рост, т.е.  человек стремится к совершенству.

   2. Невозможность реализации одной из этих целей приводит к одному из видов психологических кризисов

   1) Кризис удовольствия. Разрешающий  механизм здесь – психологическая  защита. Суть психологической защиты – искажение реальности. Внутренние механизмы защиты не дают разрешать внешние и наоборот.

   Механизмы защиты:

   1. Изоляция:

         – смещение;

         – интеллектуализация.

   2. Регрессия – переход на более  низкую ступень поведения в  стрессовой ситуации. Человек из этой ситуации выходит в нормальное состояние.

   3. Идентификация – перенос эмоций  или образа с одного человека  на другого.

   4. Компенсация – замена фрустрированного  объекта прямым или косвенным  образом.

   5. Рационализация – механизм обесценивания.

   6. Возмещение – освобождение сознания  от чувства вины актами возмещения.

   7. Реверсия – полярная перемена  желаний или чувств.

   8. Бегство – уход от агрессии.

Информация о работе Курс лекций по психологии управления