Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:52, курс лекций
1. Под управлением понимается функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности и реализация их программы и целей. В социальном управлении в отличие от других главными компонентами выступают либо люди как члены организации, либо организационные подразделения. Индивиды либо самостоятельно, либо в составе групп могут выступать субъектами и объектами управления, т.о. ключевыми понятиями являются организационный субъект, объект.
Теоретические основы
1. Управление как социальный феномен.
2. Предмет науки и управления.
3. Этапы развития науки и управления.
4. Характерные черты и особенности основных управленческих культур.
5. Уровни психолого-управленческой проблематики.
– социальное неравенство;
– классовые противоречия в обществе;
– конкурентные отношения на рынке.
Другой пласт объективных факторов:
– образование;
– уровень квалификации;
– интеллектуальное развитие;
– диапазон способностей и возможностей личности, а также ее потребности и установки.
Различие в этих факторах ведет к взаимному непониманию и, следовательно, к конфликту.
2. Субъективные факторы – стимулы к конфликтным действиям, которые обусловлены иллюзорными или кажущимися обстоятельствами. Существует несколько типичных иллюзий:
– иллюзия «выигрыша-проигрыша». В ней альтернатива выиграть или проиграть;
– иллюзия самооправдания;
– иллюзия плохого человека;
–
иллюзия зеркального
В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий:
1) Предконфликтная ситуация.
2) Инцидент.
3)
Эскалация конфликта (
4) Кульминация.
5) Постконфликтная ситуация.
Последствия конфликта:
1) Конструктивные (созидательные)
2)
Деструктивные (разрушительные)
5. Существует 5 моделей поведения в конфликте:
1.
Соперничество (конкуренция). Данную
модель может использовать
2. Сотрудничество. Эта модель наиболее трудна как по времени, так и по силе. Разработка взаимного решения. Умение сдерживать эмоции, слушать, объяснять. Эту стратегию можно использовать, когда необходимо найти общее решение, когда каждый из подходов важен и не допускает компромиссных решений, когда длительные, прочные и взаимозависящие отношения, либо когда необходима интеграция точек зрения, усиление личностной увлеченности сотрудников.
3.
Компромисс. Стороны стремятся
4. Избегание (уклонение). Реализуется тогда, когда затрагиваемая проблема не важна для вас, или вы не обладаете достаточной властью. Когда источник разногласий не существенен для вас по сравнению с другими. Или вы не можете решить вопрос в свою пользу.
5. Приспособление. Вы действуете совместно с другой стороной, но не отстаиваете своих интересов. Она эффективна, когда исход дела важен для другой стороны и не существенно важен для вас. Устанавливается спокойствие и равновесие. Если у вас недостаточно шансов и власти победить.
В соответствии с природой конфликта выделяют 4 уровня наличия этого феномена:
1)
Нервно-психический уровень
2)
Внутриличностный уровень
3)
Межличностный уровень. Он
4)
Социальный уровень –
Психология толпы
1. Типы толпы.
2. Социально-психологические особенности толпы.
3. Причины и условия возникновения агрессивной толпы.
4. Психологические теории толпы.
1. С психологической точки зрения под толпой следует понимать изначально не организованное или потерявшее организацию скопление людей, не имеющих общей осознанной цели или утратившей ее и как правило находящиеся в состоянии эмоционального возбуждения.
По степени активности и эмоциональной возбужденности людей, которые оказались в составе толпы различают следующие виды толпы:
1) Активный тип:
– агрессивная толпа (склонность к насилию, жестокости, разрушительным действиям);
– спасающаяся;
– паническая;
– стяжательская толпа (стремление к грабежу, разворовыванию ценностей, которые становятся доступными);
–
демонстрирующий тип (выражение
того или иного социального
2) Пассивный тип.
2. Толпа обладает рядом социально-психологических свойств, которые оказывают влияние на поведение людей, составляющих толпу:
1)
Анонимность: действия и
2)
Однородность. Возникает вследствие
уравновешивания всех
3)
Внушаемость. Объясняет
4)
Иррациональность действия
5) Эмоциональная напряженность.
Эти свойства – интегративный результат предыдущих свойств. Человек, подчинившийся законам толпы, теряет свою личностную индивидуальность, становится ее конформным участником, поэтому способен на любые действия и поступки.
3. Два типа причин и условий. Они носят либо долговременный, либо ситуативный характер.
Первый тип составляют социально-экономические факторы, которые порождают высокий уровень напряженности в обществе, а также формируют и нагнетают чувство фрустрации, отчаяния и безнадежности.
При
наличии долговременных условий
роль ситуативной причины
Помимо долговременных и ситуативных условий, которые порождают массовые выступления, необходимо иметь в виду еще один важный фактор – уровень развития политической культуры. С учетом этого фактора можно вывести следующую формулу: степень возникновения массовых выступлений = степень обостренности социально-экономических проблем / уровень развития политической культуры.
Стрессы и управление эмоциональным состоянием
1. Понятие психологического состояния.
2. Виды психологических кризисов.
3. Понятие стресса в теории Селье.
4. Управление эмоциональным состоянием.
1. Психологическое состояние реакция организма на те или иные изменения. Бывают положительные и отрицательные эмоциональные состояния. Негативное эмоциональное состояние говорит о том, что в нашем окружении не все благополучно. Человек старается разрешить эти проблемы, устранить их причину различными методами: алкоголь, наркотики, стимуляторы.
Психолог Левитов определяет эмоциональное состояние как фон, на котором протекает вся психическая деятельность, и который зависит от отражаемых предметов и явлений окружающего мира, предшествующих состояний и индивидуальных особенностей человека.
Состояния возникают в процессе деятельности, непосредственно от него зависят и определяют специфику наших переживаний.
1)
Состояние психического
2)
Оно также довольно часто
1.
Испытать сейчас
2.
Реализовать какую-то
3.
Обеспечить упорядоченность
4. Обеспечить личностный рост, т.е. человек стремится к совершенству.
2. Невозможность реализации одной из этих целей приводит к одному из видов психологических кризисов
1)
Кризис удовольствия. Разрешающий
механизм здесь –
Механизмы защиты:
1. Изоляция:
– смещение;
– интеллектуализация.
2. Регрессия – переход на более низкую ступень поведения в стрессовой ситуации. Человек из этой ситуации выходит в нормальное состояние.
3.
Идентификация – перенос
4.
Компенсация – замена
5.
Рационализация – механизм
6.
Возмещение – освобождение
7. Реверсия – полярная перемена желаний или чувств.
8. Бегство – уход от агрессии.