Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:52, курс лекций
1. Под управлением понимается функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности и реализация их программы и целей. В социальном управлении в отличие от других главными компонентами выступают либо люди как члены организации, либо организационные подразделения. Индивиды либо самостоятельно, либо в составе групп могут выступать субъектами и объектами управления, т.о. ключевыми понятиями являются организационный субъект, объект.
Теоретические основы
1. Управление как социальный феномен.
2. Предмет науки и управления.
3. Этапы развития науки и управления.
4. Характерные черты и особенности основных управленческих культур.
5. Уровни психолого-управленческой проблематики.
9.
Отрицание – невыносимые
10.
Вытеснение – удаление из
11.
Проекция – предписывание
12.
Дезорганизация поведения –
2) Фрустрация.
Индивидум, которому помешали или мешают действовать, испытывает тем большую досаду, чем больше он стремился к достижению цели. Преодолеть этот кризис помогает рационализм – механизм поиска новых путей поведения. Этот тип кризиса возникает тогда, когда человек испытывает потребность и не может ее удовлетворить потому, что в его арсенале не средств.
3. Состояние психической напряженности возникает в таких условиях деятельности, когда от человека требуются чрезмерные психические усилия. Для состояние напряженности характерны: чувство беспокойства, тревоги, страха; интеллектуальная деятельность интенсивная; учащается пульс, давление, повышается температура тела. Состояние напряженности возникает при нехватке времени, когда приходится решать трудные задачи. Есть люди, которые при этом не могут справиться с проблемами, и наоборот.
Стресс
– неспецифическая
Различают
стрессы физиологический и
Физиологический – перепады температуры, изменения внешней среды.
Экстремальность ситуации задается отношением человека к создавшемуся положению.
Две формы реакции на стресс:
1) Тормозная реакция.
2) Импульсивная реакция.
В стрессовой ситуации протекают процессы физической и умственно-психической адаптации к внешним и внутренним воздействиям. Сам стресс рассматривается как защитная реакция на внешние или внутренние раздражители. Вместе с этим стресс – комплекс эмоциональных состояний, которые возникают в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Посредством стрессовой реакции организм пытается восстановить нарушенное равновесие.
Стресс – комплекс реакций, всеобщий адаптационный синдром.
Стресс включает в себя три стадии:
1.
Реакция тревоги, которая
2. Стадия сопротивления, когда организму удается справиться с внешним воздействием.
Если
действие вредоносных факторов долго
не удается устранить или
3.
Истощение. Возможности
Когда мы чувствуем опасность, в организме (надпочечниках) происходит выработка гормона адреналина, который подготавливает организм к выходу из критической ситуации, учащение сердцебиения и дыхания. Т.о. к основным психофизиологическим признакам стресса относятся: вспотевшие ладони, частое сердцебиение, общее потоотделение, проблемы с дыханием, покраснение или побледнение лица, расширение зрачков, повышение давления, напряжение мышц, чувство подавленности.
Профилактика стресса:
1. Подходы:
– мудрое отношение к жизни: умение ставить и добиваться соизмеримых с жизненными возможностями целей; умение отличать главное от второстепенного; необходимо знать меру воздействия на событие, быть реалистичным в оценке собственных возможностей и ситуаций, в которых находится человек; умение подходить к проблемам с разных сторон; подготовка себя к любым неожиданным событиям заранее; умение воспринимать действительность такой, какая она в реальности; умение понимать окружающих; умение извлекать положительный опыт из происходящего.
2. Прогнозирование стрессогенных факторов и заблаговременная подготовка к стрессам.
–
использование разнообразных
– ознакомление с опытом других и спец. литературой;
– динамическое формирование адекватного образа жизни;
– физические упражнения;
–
наличие эффективной среды
– формирование волевых качеств.