Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:52, курс лекций
1. Под управлением понимается функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности и реализация их программы и целей. В социальном управлении в отличие от других главными компонентами выступают либо люди как члены организации, либо организационные подразделения. Индивиды либо самостоятельно, либо в составе групп могут выступать субъектами и объектами управления, т.о. ключевыми понятиями являются организационный субъект, объект.
Теоретические основы
1. Управление как социальный феномен.
2. Предмет науки и управления.
3. Этапы развития науки и управления.
4. Характерные черты и особенности основных управленческих культур.
5. Уровни психолого-управленческой проблематики.
Основными функциями управления персоналом являются:
I. Планирования
II. Организации
III. Контроля
IV. Мотивации
V. Лидерства
I. Функция планирования. Основными этапами являются:
1. Постановка целей.
2.
Определение исходных
3.
Выявление возможных
4. Выбор наилучшей альтернативы.
5. Ввод и исполнение плана.
Выбор
управленческого решения
II. Функция организации. Данная функция предусматривает упорядочивание деятельности руководителя и исполнителей. На этой стадии управления менеджер сталкивает с наибольшими трудностями, поскольку он работает в условиях сложной структуры, где проявляет себя и отдельный работник и формальная организация и неформальные объединения людей внутри организации. Главная трудность в работе менеджера в процессе организации работы является способность воздействовать на своих подчиненных. При этом руководитель должен реально оценивать свои возможности как руководителя, а также возможности и особенности своих подчиненных. Психологические закономерности психологической деятельности:
– закон неопределенности отклика. Это закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур.
– закон неадекватности отображения человека человеком. Ни один человек не может постичь другого с такой же степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно другого человека.
– закон неадекватности самооценки.
– закон расщепления смысла в управленческой информации. Любая управленческая информация имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей через которых она проходит. Причины искажения информации: иносказательные возможности исследуемого естественного языка. Это ведет к возникновению различного толкования информации, с другой стороны различиями в образовании, в интеллектуальном развитии, в физическом и психологическом состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации.
– закон самосохранения. Ведущим мотивом социального поведения является сохранение личного социального статуса человека, его личностной состоятельности, и сохранения человеком собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой деятельности напрямую связаны либо с учетом, либо с игнорированием этого обстоятельства.
– закон компенсации. При высоком уровне стимулов или высоких требованиях среды к человеку нехватка каких-либо способностей к успешной деятельности компенсируется другими способностями.
III. Функция мотивации.
Мотивация – это система факторов, способствующих выполнению определенных целей, это система побудительных сил человеческой деятельности как осознаваемых, так и неосознаваемых. Есть положительная и отрицательная мотивация. Положительная мотивация – это стремление добиться успеха в своей деятельности, она связана с проявлением сознательной активности и положительных эмоций и чувств. К отрицательной относится все, связанное с осуждением и неодобрением, что влечет за собой наказание. Многократное применение наказания существенно снижает его действие. Длительно действующая отрицательная мотивация негативно отражается не только на результатах труда, но и на самой личности работника. К методам воздействия и награждения относят:
1. Материальное вознаграждение
2. Психологическое вознаграждение
3.
Вознаграждение с помощью
Основная задача менеджера на данном этапе: создание у работников внутренних побуждений к активной деятельности. Основные факторы: поддержание заинтересованности в труде, поддержание активности действия.
Теории мотивации.
1. Концепция А.Маслоу.
Он выделил разные уровни потребностей. Первичные: базовые физиологические потребности; потребность в безопасности. Социальные: потребность в общении; потребность в уважении; потребность в самореализации. Позже он разделил все потребности на 2 группы:
А) Потребности нужды
Б) Потребности развития.
Понятие
самооквализация – человек
2. Концепция Д.МакКиланда.
Он выделил 3 категории человеческих потребностей:
А) Потребность в аффилиации (стремление к принадлежности)
Б) Потребность к власти
В) Потребность в успехе или достижении цели
Руководителю для того, чтобы быть лидером, следует иметь высокую потребность во власти. Высокая потребность в достижении цели присуща руководителям, которые не любят работать в одиночку. Высокая потребность в аффилиации может тоже плохо кончиться.
3.
Концепция Ф.Геруберга (
Положительные эмоции, вызываемые работой, связывались с выполнением определенных заданий. Плохие условия труда вызвали неудовлетворенность работой у людей, т.о. людям присущи два вида потребностей:
А) Потребность избежать страданий
Б) Потребность психологического роста.
Чтобы оградить работников от неудовлетворенности руководитель должен создать определенные условия: статус работника, зарплата, прочность положения (гигиенические факторы). Наличие благоприятных условий труда не обеспечивает удовлетворенности работой. Психологический рост связан с удовлетворением потребности в содержательной работе. Это выполнение задания, признание успеха, рост ответственности, возможность профессионального роста.
4. Теория экспектации (ожидания).
Многие ученые объясняют производительность труда с помощью теории ожидания: ожидание вознаграждение активизирует поведение человека и именно ожидаемое вознаграждение придает поведению определенную направленность.
5. Теория «Х» и теория «У» Макгрегора.
Для теории «Х» характерен следующий подход к человеку:
1) Средний человек от природы ленив, поэтому он работает как можно меньше
2) Ему не достает честолюбия; он не любит ответственности и предпочитает, чтобы им руководили
3)
Он от природы эгоистичен и
безразличен к потребностям
4) Он противится переменам
5) Он легко доверчив.
Теория «У»:
1) Люди не являются от природы пассивными и не противодействуют целям организации. Они становятся такими в результате работы в организации.
2)
Мотивация, возможность
3)
Важная задача управления
Если руководитель разделяет взгляды теории «Х» , то он обращает особое внимание на методы внешнего контроля. Если же он исполняет теорию «У» – на методы самоконтроля. Самоконтроль возникает, когда рабочие достигают цели организации как свои собственные.
IV. Функция контроля.
Контроль – это процесс не только проверки и сопоставления практических результатов деятельности с запланированными, но и процесс, который имеет еще одну направленность: оказание исполнителям помощи в осуществлении модели поведения. Контроль должен ставить акцент на процесс выполнения той или иной деятельности.
V. Функция лидерства.
Она обеспечивает влияние руководителя на исполнителей с целью побуждения их к высокой трудовой активности. Требования функции лидерства реализуются в системе интенсивного взаимодействия в системе субъект-объект.
Психология малых групп
1. Понятие «малая группа». Виды и структура малых групп.
2. Развитие малой группы.
3. Взаимодействие индивида и малой группы.
1. В малых группах происходит развитие, формирование личности и проявление ее качеств. Малая группа опосредствует связи личности с обществом и трансформирует воздействие общества на личность. С другой стороны личность воздействует на общество сильней, если за ней стоит малая группа. Центральным психологическим феноменом, характеризующим малую группу, является психологическая общность. Основными критериями психологической общности являются:
1)
Явление сходства общностей
2)
Централизация индивидов со
3)
Осознание членами группы
Выделение малых групп как специфических человеческих общностей определяется решением вопроса о количественных границах малой группы. За нижнюю границу берут группу из трех человек. Верхняя граница определяется не количественными, а качественными характеристиками, например, контактностью (возможность каждого члена группы регулярно вступать в контакт). Малая группа – небольшое по размеру объединение индивидов, которые связаны регулярными контактами друг с другом.
Виды малы групп:
1)
Искусственные (специально
2) Реальные:
– формальные (группы, членство и взаимоотношения в которых носят формальный характер): создаются обществом для удовлетворения общественных потребностей.
– неформальные – общности людей, которые возникают на основе внутренних, присущих самим индивидам потребностей (в общении, принадлежности, понимании, симпатии).
Формальные и неформальные
1)
Композиция – совокупность
2)
Структура – совокупность
При исследовании малой группы выделяют
– структуру функциональных связей (характер распределения функций между членами группы);
–
структура эмоциональных
– формальная и неформальная структура группы.