Курс лекций по психологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:52, курс лекций

Описание

1. Под управлением понимается функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности и реализация их программы и целей. В социальном управлении в отличие от других главными компонентами выступают либо люди как члены организации, либо организационные подразделения. Индивиды либо самостоятельно, либо в составе групп могут выступать субъектами и объектами управления, т.о. ключевыми понятиями являются организационный субъект, объект.

Содержание

Теоретические основы
1. Управление как социальный феномен.
2. Предмет науки и управления.
3. Этапы развития науки и управления.
4. Характерные черты и особенности основных управленческих культур.
5. Уровни психолого-управленческой проблематики.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по психологии управления.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

   1) Феномен лидерства по своей природе связан с выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых, межличностных отношений, которые носят неофициальных характер. Руководство является носителем функций и средством регулирования официальных отношений.

   2) Официальное руководство порождается и функционирует в соответствии с потребностями, задачами и особенностями господствующей системы социальных отношений.

   3) Если лидерство возникает и  функционирует стихийно, то официальное  руководство складывается формально, исходя из предписаний функционирует в результате целенаправленной и контролируемой деятельности.

   4) В отличие от лидерства, официальное  руководство носит более стабильный  характер, т.к. не зависит в такой мере от различных поворотов групповых настроений и изменений, которые происходят в отношениях между членами группы.

   5) Отношение руководства и подчинения  в условиях лидерства не обладает  столь определенной системой санкций как в условиях официального руководства.

   6) Различен удельный вес факторов, которые влияют на процесс  принятия ответственного решения стихийным лидером и официальным руководителем.

   В системе официального руководства  процесс принятия ответственного решения  носит гораздо более спонтанный и многократно опосредованный характер, чем в условиях стихийного лидерства. Сфера деятельности стихийного лидера в основном замыкается на микросреде, на неофициальных отношениях симпатии и антипатии, признания или непризнания. Сфера деятельности официального руководителя значительно шире, т.к. он с одной стороны обязан следить за психологической атмосферой в коллективе, с другой стороны должен поддерживать широкие социальные контакты, которые выходят за рамки малых групп.

   Лидерство – естественный социально-психологический  процесс в группе, который построен на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. З.Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс. В основе этих процессов лежит способность лидера притягивать к себе людей, бессознательно вызвать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. 

   2. 10 типов лидеров:

   1) Патриархальный повелитель. Он способен  подвить  отрицательные эмоции  и внушить людям уверенность в себе.

   2) Вожак. В нем люди видят концентрацию  своих желаний, соответствие определенному групповому стандарту. Такому лидеру стараются подражать.

   3) Тиран. Становится лидером потому, что внушает чувство повиновения  и страха.

   4) Организатор. Такого лидера уважают,  он объединяет людей

   5) Соблазнитель. Играет на слабостях  других. Такого лидера любят и уважают.

   6) Герой. Готов пожертвовать собой  ради других людей, храбрый.

   7) Дурной пример. Эмоционально заражает  людей.

   8) Кумир. Влечет, притягивает других.

   9) Изгой.

   10) «Козел отпущения».

   Вторая  типология:

   В ее основании лежит следующее положение: общее лидерство в группе складывается из следующих компонентов: эмоционально, делового, информативного. Эмоциональный лидер является сердцем группы, человеком, к которому каждый может обратиться за сочувствием. Деловой лидер – хороший организатор, обеспечивает успех всего дела. Информационный лидер – человек, к которому все обращаются за информацией.

   Факт  признания другими людьми за человеком  качеств превосходства (т.е. это те качества, которые внушают веру в него) является определяющим при выдвижении лидера.

   3.

   1. Концепция физических свойств:  высокий рост, вес.

   2. Концепция интеллигентности: лидерские  качества связаны с вербальными  и оценочными способностями личности. Наличие указанных способностей ведет к успеху в управлении. Личностными качествами лидера являются:

   1) Интеллигентность в вербальном  и символическом плане.

   2) Инициативность – способность  направлять активность и желание  в новых направлениях.

   3) Уверенность в себе. Адекватная  и благоприятная самооценка.

   4) Привязанность к сотрудникам.

   5) Решительность.

   6) Зрелость.

   7) Мотивационные способности.

   3. Концепция черт (харизматическая  концепция)

   Лидером не может быть любой человек, а  может быть такой, который обладает определенным набором врожденных личностных качеств: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Эти качества врожденные.

   4. Ситуативная теория лидерства.

   Лидером становится тот человек, которые  при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, способности и опыт, необходимый для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает специфические требования к лидеру и поэтому лидерство может переходить от одного человека к другому.

   5. Теории, основанные на поведенческом  подходе.

   Предлагают  классификацию стилей лидерства. Стиль  лидерства (руководства) – манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным. К.Левин выделил три стиля лидерства: демократический, авторитарный, либеральный.

   1) При демократическом стиле решения  принимается руководителем совместно  с подчиненными. Лидер стремится управлять группой также совместно с подчиненными. Предоставляется свобода действий подчиненным и поддерживается инициатива. Наиболее эффективен этот стиль в слабо структурированных ситуациях. Этот стиль ориентирован на межличностные отношения и решение творческих задач.

   2) Авторитарный стиль. Решение принимает  руководитель единолично, по отношению к подчиненным руководитель действует властно, осуществляет детальный контроль, сосредотачивает в своих руках все основные функции управления. Данный стиль наиболее эффективен в хорошо упорядоченных ситуациях. Те ситуации, когда деятельность подчиненных носит алгоритмический характер.

   3) Либеральный стиль. При нем решение навязывается подчиненными руководителю. Он устраняется от принятия решения. Предоставляется полная свобода действий для подчиненных. Их активность носит спонтанный характер. Данный стиль наиболее эффективен в ситуациях поиска наиболее продуктивных направлений трудовой деятельности.

   Сравнительная характеристика трех стилей:

Формальная  сторона Содержательная  сторона
Авторитарный  стиль
Деловые и краткие распоряжения, запреты с угрозами, четкий язык, неприветливый тон, похвала и порицание носит субъективный характер. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера – вне группы. Дела в группе планируются заранее, причем во всем объеме. Определяются лишь непосредственные цели. Голос руководителя решающий.
Демократический стиль
Распоряжения  и запреты с советами. Позиция  лидера – внутри группы. Мероприятия планируются  не заранее, а в группе. За реализацию решения ответственны все.
Либеральный стиль
Нет никакого сотрудничества. Отсутствие похвалы и порицаний. Позиция лидера – незаметно в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интервалов или же исходят от нового лидера.

   Выбор руководителем того или иного  стиля руководства определяется рядом объективных и субъективных факторов.

   Объективные факторы:

   – специфика основной деятельности организации;

   – специфика решаемых задач: новые  или привычные;

   – условия выполнения задач: экстремальные, благоприятные;

   – способы и средства деятельности организации: индивидуальная, групповая;

   – уровень развития организации;

   – стиль руководства, формы и методы работы вышестоящего руководителя;

   – ступень управленческой иерархии, на которой находится руководитель;

   – совпадение стиля руководства руководителя с теми ожиданиями, которые высказывают подчиненные.

   Субъективные  факторы:

   – индивидуальные психологические особенности;

   – наличие авторитета у лидера;

   – уровень общей и управленческой культуры;

   – имеющийся общий и управленческий опыт.

   Конфликт

   1. Понятие конфликта  в управленческой деятельности.

   2. Типология конфликтов.

   3. Структурные элементы  конфликтов.

   4. Динамика конфликта:

         а) причины и стимулы  конфликтных ситуаций

         б) процесс развития конфликта

   5. Стратегии поведения  в конфликтных  ситуациях.

   1. Конфликт – столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия, либо объективные, либо субъективные, реальные или иллюзорные. В конфликтных ситуациях изменяется система отношений и ценностей. Люди по другому начинают воспринимать реальность, совершая действия, которые для них в обычной ситуации несвойственны. Потенциальные источники возникновения конфликтов всегда имеются в деятельности любой организации. Возникающие конфликты могут вызывать самые разнообразные последствия. В зависимости от последствий конфликты могут носить характер разрушительный (деструктивный) и созидательный (конструктивный).

   2. Классификация конфликтов:

   1. Внутриличностный.

   2. Межличностный.

   3. Групповые конфликты.

   4. Конфликт между группой и личностью.

   5. Конфликт между большими группами.

   3. В структуре конфликта выделяют несколько составляющих:

   1) Конфликтующие стороны: сочувствующие,  провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы. Социальные характеристики – принадлежность к тому или иному слою общества, профессия служебное положение, социальные роли, авторитет. Психологические характеристики конфликтующих сторон – свойственные человеку личностные особенности.

   2) Зона разногласий.

   3) Представление о ситуации. Каждый  из участников конфликта имеет  свое представление о ситуации. Если ситуация определяется как реальная, то она реальна по своим последствиям.

   4) Мотивы. Мотивация определяет процесс  формирования цели, т.е. цель выступает как мысленно представляемый результат, который индивид хотел бы достичь. Человек формирует реально недостижимые цели, это ведет к возникновению внутриличностного конфликта. Или человек формирует несовместимые цели – конфликт целей.

   5) Действия. Основные вид действий:

   – создание прямых или косвенных помех  для осуществления планов и намерений  одной из сторон.

   – невыполнение одной из сторон своих  обязательств и обязанностей.

   – захват или удержание того, что  по мнению сторон не должно находиться во владении другой стороны.

   – нанесение прямого или косвенного ущерба либо имуществу, либо репутации.

   – угроза, физическое насилие.

   4. Поведение одного конфликтанта вызывает соответствующие изменения в поведении другого. Следует различать субъективные и объективные факторы, действие которых толкает людей к конфликту:

   1. Объективные факторы –реально  существующие обстоятельства. Они  связаны с условиями бытия, с некоторыми существенными социально-психологическими особенностями личности или социальной группы, которые реально имеются в настоящее время, неподдающиеся изменению за короткое время. К условиям бытия относятся:

Информация о работе Курс лекций по психологии управления