Методика педагогического руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать состояние данной проблемы в педагогике, психологии, хореографии.
Объект: методика педагогического руководства.
Предмет: коллектив народного танца.
Задачи:
Рассмотреть понятийный аппарат.
Изучение литературных источников и выявление степени разработанности данной проблемы.
Теоретическое обоснование педагогического руководства коллектива.
Определение методики педагогического руководства коллективом народного танца.

Содержание

Введение
Понятийный аппарат
1. Методика
2. Педагогическое руководство
3. Педагогический процесс
4. Коллектив
5. Хореографический коллектив
6. Народный танец
Глава I Методика педагогического руководства коллективом
1. Педагогический процесс
а) Воспитание
б) Обучение
в) Развитие
2. Педагогическое руководство
3. Методика педагогического руководства коллективом
Глава II Методика педагогического руководства коллективом народного танца
1. Формирование школы народно-сценического танца
2. Методика педагогического руководства коллективом народного танца
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

методика педагогического руководства.doc

— 279.00 Кб (Скачать документ)

Умственное воспитание вооружает участников коллектива народного танца системой знаний. В ходе и в результате усвоения необходимых знаний  закладываются основы научного мировоззрения. Мировоззрение – это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание. Мировоззрение – это могучее орудие в творческой, преобразующей деятельности человека.

Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть в работе с хореографическим коллективом. Задачи физического воспитания следующие:

  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • обучение новым видам движений;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и других);
  • формирование гигиенических навыков;
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

.

Нравственное воспитание. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения в коллективе народного танца соответствующих нормам общества.

Эмоциональное (эстетическое) воспитание – еще один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у участников коллектива данного вида танца (13,с.324-330.).

2. Обучение

 

Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения.

Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений процесса.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность руководителя и участников коллектива; 3) руководство со стороны педагога; 4) специальная планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития исполнителей; 7) управление развитием и воспитанием участников.

Дидактика - это часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Главные задачи образования в коллективе народного танца:

  • удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения;
  • обеспечение усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями;
  • формирование научного миропонимания, политической, экономической, правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний;
  • выработка у участников осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, стремления к участию в демократическом самоуправлении, ответственности за свои поступки.

Содержание учебного процесса в коллективе народного танца определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации. На основе учебного плана составляются учебные программы.

Общие требования, которым должен отвечать качественный современный урок народно-сценического танца

  1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
  2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
  3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности участников коллектива с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
  4. Установление осознаваемых участником межпредметных связей.
  5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития участников  коллектива народного танца.
  6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
  7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
  8. Эффективное использование педагогических средств.
  9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом участников.
  10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
  11. Формирование умения ходить на занятия, потребности постоянно пополнять объем знаний.
  12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока (17,с. 292-523.).

3. Развитие

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс.

На развитие влияет наследственность, среда и воспитание, а также деятельность личности. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Деятельность может быть активной и пассивной.

Учет возрастных особенностей в хореографическом коллективе – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, руководитель регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.

Отечественная педагогика стоит на иных позициях – воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием исполнителя, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. (30,с.230-235)

§2. Педагогическое руководство коллективом

Хореографический коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется и характер влияния коллектива на личность. В некоторых коллективах народного танца процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом событий. Однако, вглядевшись повнимательнее, видим – процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно руководитель коллектива народного танца диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.

Управлять коллективом народного танца – это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания учеников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление  коллективом народного танца осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об участниках коллектива; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного участника.

Важнейшее условие оптимизации – интеграция оказываемых на коллектив народного танца воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем: 1) использования комплекса педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни; 3) создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов; 4) расширения функций  самоуправления участников; 5) объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

В практике педагогического управления коллективом народного танца необходимо соблюдать следующие важные правила:

1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением участников коллектива к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними

2. Коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Руководитель по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с участниками коллектива, данного  вида танца.

3. Формализм – злейший враг воспитания. Перестройка управления коллективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективистского воспитания, которые обретают личностную направленность, но также и в смене объекта педагогического управления. Им становится требующая квалифицированной педагогической помощи развивающаяся личность.

4. Показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам.

5. Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей.

6. Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных отношений). Второй уровень образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские отношения). Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения..

7. Одна из причин неблагоприятного положения участников в системе коллективных отношений – неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям.

8. Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе участники занимают уже в начальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение участника в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений. К таким факторам относятся: особенности самого участника коллектива (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм, внешняя привлекательность и т. д.); черты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т. д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т. п.).

9. Положение участника в хореографическом коллективе зависит также от норм и стандартов принятых в коллективе отношений, коллективных ценностных ориентации.

10. На положение участника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе народного танца. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение.

§3. Методика педагогического  руководства коллективом

1.Классификация методов.

Методов и особенно различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку Система методов, которая помогает обнаружить в них общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, руководитель не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций.

Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.

Информация о работе Методика педагогического руководства