Методика педагогического руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать состояние данной проблемы в педагогике, психологии, хореографии.
Объект: методика педагогического руководства.
Предмет: коллектив народного танца.
Задачи:
Рассмотреть понятийный аппарат.
Изучение литературных источников и выявление степени разработанности данной проблемы.
Теоретическое обоснование педагогического руководства коллектива.
Определение методики педагогического руководства коллективом народного танца.

Содержание

Введение
Понятийный аппарат
1. Методика
2. Педагогическое руководство
3. Педагогический процесс
4. Коллектив
5. Хореографический коллектив
6. Народный танец
Глава I Методика педагогического руководства коллективом
1. Педагогический процесс
а) Воспитание
б) Обучение
в) Развитие
2. Педагогическое руководство
3. Методика педагогического руководства коллективом
Глава II Методика педагогического руководства коллективом народного танца
1. Формирование школы народно-сценического танца
2. Методика педагогического руководства коллективом народного танца
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

методика педагогического руководства.doc

— 279.00 Кб (Скачать документ)

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию участника хореографического коллектива и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у исполнителя формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с руководителем, другими участниками данного коллектива.

В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности - интерактивной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и профессиональную сторону методов воспитания. Она выделяет три группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, инструктаж, доклад, пример), методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручения, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнования, поощрение, наказание) (13,с.300-325.).

 

2. Стиль и методы  руководства коллективом

 

Методами руководства называются принятые в обществе на данном этапе его развития законные способы воздействия руководителей на подчиненных им людей с целью побуждения их к определенным действиям. Наиболее известные из методов руководства - это административные, экономические, правовые, морально-психологические. При использовании административных методов акцент ставится на имеющейся у руководителя официальной или неофициальной власти над участниками его коллектива. Преобладание в руководстве экономических методов характеризуется широким применением материальных стимулов. Правовые методы воздействия связаны со знанием и использованием руководителем законов в обращении с участниками. Морально-психологические – это средства воздействия, характеризующиеся непосредственным обращением руководителя к нравственности, совести, порядочности, морали, чувству долга, сострадания и т. п.

Методы и стиль руководства связаны друг с другом и относительно независимы друг от друга. Их взаимосвязь выражается в том, что доминирование в обществе одного из методов руководства сопровождается, как правило, преобладанием близкого к нему по существу стиля руководства.

Существуют три аспекта практической оценки характера какого-либо конкретного стиля руководства в хореографических коллективах: авторитарность, демократичность и либеральность. Каждый из трех названных аспектов стиля руководства имеет свои достоинства и недостатки. Авторитарность, например, позволяет поддерживать в коллективе порядок и дисциплину. Нередко она обеспечивает слаженную и успешную работу коллектива в экстремальных условиях, при наличии конфликтов и недостаточной опытности членов коллектива в профессиональном и межличностном планах (установление друг с другом нормальных деловых и личных отношений).

Демократичность в действиях руководителя выглядит гораздо более привлекательной, чем авторитарность. Демократичный стиль руководства создает наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания.

Либеральный стиль для хореографического коллектива, пожалуй, больше подходит, чем для многих других коллективов, и главная его педагогическая ценность состоит в том, что данный стиль руководства предоставляет максимум творческой самостоятельности членам коллектива. Но у него имеется существенный недостаток: при этом стиле руководства отсутствуют порядок и дисциплина в коллективе, поэтому на практике либеральный стиль руководства желательно сочетать с некоторыми временными к месту используемыми авторитарными тенденциями (14,с.468).

3. Предупреждение и  устранение конфликтов в работе  коллектива

В зависимости от степени благоприятности их исходов можно выделить пять способов поведения людей в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, избегание, уступка, соперничество. Сотрудничество – это такая форма поведения, которая не допускает не только возникновения конфликта как такового, но и противоречия.

Компромисс представляет собой способ поведения, при котором быстро находится нужное решение, в основном устраивающее обе стороны, но за счет некоторых уступок. Избегание характеризуется уходом от конфликтогенных ситуаций. Уступка представляет собой отказ от борьбы в пользу другого лица. Соперничество – это прямая конфронтация, при которой ни одна из сторон не желает уступать другой ни в чем.

В работе коллективов межличностные конфликты неизбежны. Однако здесь они особенно опасны, так как неблагоприятно сказываются на качестве обучения и воспитания. Конфликты можно разделить на две основные группы: деловые и личностные. Первые возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива при решении ими проблем делового характера, а вторые – на основе противоречий в личностных интересах.

Большинство конфликтов по своей природе субъективны и имеют в основе одну из следующих психологических причин;

  • недостаточно хорошее знание человека;
  • неправильное понимание его намерений;
  • неверное представление о том, что он на самом деле думает;
  • ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков;
  • неточная оценка отношения данного человека к другому.

Возникновение любой из этих причин, любого их сочетания приводит на практике к унижению, достоинства человека, порождает с его стороны справедливую реакцию в форме обиды, которая, в свою очередь, вызывает такую же реакцию невольного обидчика, причем ни тот, ни другой человек не в состоянии понять и осознать причины взаимно неприязненного поведения. Конфликты такого рода можно предупреждать и снимать следующим образом. Во-первых, прежде чем реагировать на действия другого лица, необходимо выяснить, почему данный человек поступает так, а не иначе. Во-вторых, необходимо побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на Открытое, непредвзятое обсуждение и совместный анализ сложившейся ситуации. Это требует от руководителя большой индивидуальной работы, проводимой с каждым из участников конфликтной ситуации, их предварительной психологической подготовки к общению друг с другом, взаимного положительного настроя, рассчитанного на то, чтобы снять возникший конфликт.

Иногда и такие меры не помогают. Тогда остается одно средство: создать конфликтующим людям такие условия для работы, чтобы длительное время они не контактировали друг с другом.

Конфликты личностного плана предупреждать и устранять труднее, чем деловые, так как они основываются на глубоких внутренних противоречиях, которые связаны с чертами характера, со взглядами на жизнь, с убеждениями и социальными установками.

В целом позиция специалистов по отношению к разрешению межличностных конфликтов достаточно оптимистична: конфликты управляемы, и их можно разрешать. Осознание роли переговорных статей и навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях привело к усилению внимания к возможности развития и формирования этих навыков (14,с.474.).

Итак, все, что рассматривают  авторы в учебных пособиях по педагогике:

-педагогический процесс 

-составляющие педагогического процесса (воспитание, обучение,                           развитие)

-педагогическое руководство

-стили  и методы педагогического  руководства

-конфликт в коллективе

-методика педагогического руководства  коллективом,

все это относиться и к педагогической деятельность в коллективе народного  танца.

 

Глава 2. Методика педагогического руководства коллективом народного танца

§1. Формирование школы народно-сценического танца

 

Термин «народно-сценический танец» появился в России в XX в. в результате возникновения целого ряда профессиональных ансамблей народного танца, как самостоятельного вида хореографической деятельности, призванного сохранять, развивать и пропагандировать народное танцевальное творчество. Являясь преемником характерного танца, который в результате разделения сценического танца в XIX в. на две самостоятельные ветви, он впитал все лучшее из эволюционного опыта, одновременно обогащаясь образцами многонациональной танцевальной культуры, находясь в тесном взаимодействии с другими видами хореографии и музыкой.

Народный танец- результат коллективного  творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластичный язык, особая координация движений, приемы соотношения движения с музыкой (1,с.363).

Красота, эстетическая ценность народных танцев известна издавна. Не рассчитанные на специальный зрительный просмотр, они вместе с тем из века в век, от поколения к поколению накапливали и оттачивали гармонию Составляющих их выразительных средств. Немало путешественников, разъезжающих по разным странам мира, в своих путевых дневниках оставили нам описание ярких впечатлений, которые вынесли они от знакомства с танцами тех или иных народов. Составляя часть ритуала, обычаев, сценария традиционных праздников и гуляний, народный танец был органичной частью этих бытовых событий. Лучшие из танцев и после изменения уклада жизни и отмирания того или иного ритуала сохранились и составили художественную сокровищницу народного искусства (27,с.84-85).

Опыт сценического исполнения народных танцев, конечно, тоже имеет довольно длительную историю.        

Зачатки народности в IX-XII и характерности балетного искусства прослеживаются в деятельности актеров-профессионалов синтетического типа. Бурно расцвело искусство бродячих жонглеров, трубадуров, менестрелей. Их движения, подсмотренные в народных зрелищах отличались виртуозностью и разнообразием темпа, амплитуды, положений рук и корпуса. В их выступлениях оттачивались и определялись танцы разных видов: быстрые, резвые, в дальнейшем получившие названия бранль, гальярда, сальтарелла, и медленные - благородные бассдансы

В эпоху Возрождения еще полностью сохраняются черты синтетического театра, но все большее место в нем уделяется музыкальному искусству. Народ быстро улавливал новые веяния театральной жизни. Его пляски обогащались разнообразным ритмом, движения накладывались на ритмический рисунок песен чаще всего резвого, веселого характера и за счет этого становились структурнее и техничнее.

Конец XVII века стал значительной вехой в истории мирового балета. На театральной сцене того времени народному танцу отводилось незначительное место. Чем больше оформлялась профессионализация танцевального искусства, тем дальше оно уходило от своих народных источников.

Жан-Жорж Новерр рекомендовал обратиться к изучению народных танцев и видел в них истоки сценических танцев. Он указал не только перспективы обогащения балета новыми видами танца, но и обозначил принципы переосмысления хореографии и способы внесения свежей струи в застывшее, каноническое искусство.

На рубеже веков в эпоху преромантизма, обращение к народному творчеству или его элементам уже не редкость Народный танец приобретает свое «характерное» имя и авторитет. Популярность характерного танца растет у исполнителей, он используется постановщиками не только как контрастный прием, но и действенный элемент (11,с.37).

Возникновение сценического танца связано с профессионализацией танцевального искусства. Развиваясь и видоизменяясь на протяжении ряда веков, сценический танец опирался на народный танец, претворяя его в сценические образы. Долгое время приоритет отдавался «серьезному» («благородному») танцу, одна из ветвей которого канонизировалась и в XIX в. получила название «классический танец». Другая ветвь – «demi-саrасtеге» или «demi-сlassic» («полухарактерный» или «полуклассический»), - для нее характерен отказ от классических канонов и наиболее традиционным было отражение пасторальных, а затем и «сельских картин». Деятельность Хильфердинга, Новерра, Анджьолини, Доберваля, Вигано, Дюпора, Бурнонвиля а также Вестриса, Гарделя, Эльслер, Тальони, Гризи и др. подготовила формирование новых традиций этого жанра, в котором вместо персонажей «ниоткуда», создавались более глубокие образы на национальной основе, что и нашло отражение в теории Карла Блазиса (11).

Образцы народного творчества и быта приспосабливались к специфическим требованиям балетного театра постепенно. Динамика этого процесса отражена в эволюции сценической формы дивертисмента, который только к концу XIX в. в творчестве Петипа, Иванова, Горского был осмыслен как часть структуры балетного спектакля, где на него стала возлагаться определенная драматическая функция..

Исполнитель русских и цыганских плясок Иван Лобанов глубоко изучал плясовой фольклор и старался передать дух национального танца в дивертисментах на темы не только русских, но и польских, венгерских, цыганских народных танцев.

Хореограф Парижской Академии танца Артур Сен-Леон определил следующий этап развития характерного танца. Он создает характерные балеты: «Сальта-релло», «Валахская невеста», «Марки-танка», «Стелла», «Конек-Горбунок». Балетмейстер использует новый метод построения характерного танца, в основе которого лежит одно-два национальных движения, сочетающихся с классическими па, стилизованными под бытовые. Им осуществляется и стилизация классического танца, в котором появляются движения ног, не свойственные классической манере. В балетный обиход вводятся итальянские, венгерские, испанские, польские танцы.

В начале XX в. в соответствии с новыми художественными течениями в области живописи и театра характерный танец вступает в третий этап своего развития. Этот этап открывается работами М. Фокина и А. Горского. Особенно ценной для нас является реформаторская деятельность М. Фокина. Он стремился очистить характерный танец от тривиальностей и штампов, создавая блестящие произведения, учитывая особенности народной хореографии и относясь к ней как богатейшему пласту национальной культуры. Он создавал танцевальные симфонии: «Арагонская хота», «Половецкие пляски», «Шахерезада», «Петрушка».

Ни один ведущий балетмейстер ушедшего века не прошел мимо народной хореографии.. В арсенале характерного танца помимо указанных работ Фокина немало других творческих удач. Это: «Дон-Кихот» и «Конек-Горбунок» А. Горского, «Ночь на Лысой горе» и «Пульчинелла» Ф. Лопухова, «Пламя Парижа» и «Партизанские дни» В. Вайнонена, «Тарас Бульба» Р. Захарова, «Лауренсия», «Сердце гор» В. Чебукиане, «Кавказский пленник» М. Лавровского, «Шурале» Л. Якобсона, «Каменный цветок» Ю. Григоровича, «Лейли и Меджнун», К. Голейзовского, «Горянка» О. Виноградова и др.(4)

В 80-х годах Бекефи и Ширяев создали подобие схемы урока характерного танца, ориентируясь на урок классического танца. В него входили необходимые тренировочные движения, «у палки» и разучивание движений из репертуара характерных танцев «на середине». В 1939 г. был издан первый, поныне не превзойденный, учебник «Основы характерного танца», авторами которого были танцовщики, имевшие опыт преподавательской деятельности А. Ширяев, А. Лопухов, А. Бочаров. Ими был осмыслен существовавший к тому времени достаточно разнообразный репертуар характерных танцев.

Информация о работе Методика педагогического руководства