Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:39, курсовая работа
Цель работы: исследовать состояние данной проблемы в педагогике, психологии, хореографии.
Объект: методика педагогического руководства.
Предмет: коллектив народного танца.
Задачи:
Рассмотреть понятийный аппарат.
Изучение литературных источников и выявление степени разработанности данной проблемы.
Теоретическое обоснование педагогического руководства коллектива.
Определение методики педагогического руководства коллективом народного танца.
Введение
Понятийный аппарат
1. Методика
2. Педагогическое руководство
3. Педагогический процесс
4. Коллектив
5. Хореографический коллектив
6. Народный танец
Глава I Методика педагогического руководства коллективом
1. Педагогический процесс
а) Воспитание
б) Обучение
в) Развитие
2. Педагогическое руководство
3. Методика педагогического руководства коллективом
Глава II Методика педагогического руководства коллективом народного танца
1. Формирование школы народно-сценического танца
2. Методика педагогического руководства коллективом народного танца
Заключение
Библиографический список
План
Введение
Понятийный аппарат
Глава I Методика педагогического руководства коллективом
1. Педагогический процесс
а) Воспитание
б) Обучение
в) Развитие
2. Педагогическое руководство
3. Методика педагогического
Глава II Методика педагогического руководства коллективом народного танца
Заключение
Библиографический список
На рубеже XX-XXI века главной проблемой народно-сценического танца является спад в его развитии и популярности в хореографической деятельности Практически потеряны фольклорные истоки народного танца. Современные и иные виды хореографии начали вытеснять народный танец со сцены.
Народный танец один из древнейших видов народного искусства. Он складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа. Народный танец конкретно выражает стиль и манеру исполнителя каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства. Возникновению школы народно-сценического танца предшествовал длинный исторический путь. Путь этот был непростым. Были признания и порицания, подъемы и спады.
Народный танец не может исчезнуть со сцены, он должен развиваться, при этом нужно оставлять все, что наработано годами, веками, раскрывая что-то новое и интересное для нынешнего поколения. Необходимо сохранить и осовременивать репертуар. Главным критерием работы коллектива выступают особенности репертуара – жанрово-тематическая направленность, уровень художественности, орнаментальность сценических решений и форм. В каждом коллективе народного танца свой подход к формированию репертуара. В любительском коллективе присутствует использование репертуара профессиональных ансамблей народно-сценического танца. При этом соотносятся возможности исполнителей любительского коллектива, а также самостоятельный подбор материала для создания хореографического произведения и как итог сценическое выступление, которое превращает участников в артистов, приобщая их к миру искусства.
Но для создания, формирования целостного коллектива народного танца, для удержания его участников, руководителю необходимо знать методику педагогического руководства коллективом народного танца.
Педагог должен быть грамотным специалистом, понимающем назначение народного танца в любительском творчестве. Он должен быть одновременно руководителем, воспитателем, организатором, которому необходимо выстраивать педагогический процесс. Целью педагогической деятельности является: воспитание, развитие, обучение.
В целом, тема «Методика педагогического руководства коллектива народного танца» является актуальной на данном современном этапе развития культуры, искусства, общества в целом.
Трудность в написании этой работы заключается в том, что целостной теории, материала по данному вопросу не существует, хотя некоторые аспекты мы можем найти в практических материалах педагогов, хореографов (Борзов А.А., Настюков Г.А., Уральская В.И., Ткаченко Т.С., Бриске И.Э. и т.д.)
Также этот вопрос можно найти в смежных науках и видах искусства, теории и результатах исследования, которые мы можем адаптировать к данной теме (Ивлева Л.Д., Тарасов Н.И., Соколовский Ю.Е., Боголюбская М.С., Громов Ю.И.).
Сущность педагогического процесса рассматривают такие авторы как Подласый И.П., Дуранов М.Е., Немов Р.С., Сластенин В.А. и т.д.
Цель работы: исследовать состояние данной проблемы в педагогике, психологии, хореографии.
Объект: методика педагогического руководства.
Предмет: коллектив народного танца.
Задачи:
Гипотеза:
Руководство коллективом народного танца может осуществляться как целостный педагогический процесс при условии:
- целеполагания, т.е. при определении целей, задач
- определенной репертуарной политики;
- определения специфики коллектива народного танца;
- определенной методики на основе закономерностей педагогического процесса.
1.Методика – а) Определенный способ осуществления практической или теоретической деятельности; алгоритм конструирования и организации деятельности (воспитательного процесса).
б) Определенная область
Понятием методика обозначают как отрасль науки в целом, так и отдельные ее разделы, области знаний, а также знания о конкретных способах осуществления какой-либо деятельности (22,с.57).
2.Педагогическое руководство – управление коллективом. Управлять ученическим коллективом – это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве элемента воспитания учеников с учетом той стадии развития, на которой он находится.
В педагогическом руководстве используется: комплекс педагогических воздействий на коллектив; постоянная забота членов коллектива друг о друге; создание таких ситуаций в жизни коллектива, которые способны его положительному влиянию на отдельных членов; расширение функций ученического самоуправления; объединение усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом (30,с.221).
3.Педагогический процесс (лат. процессус-движение вперед, изменение) – развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качестве личности (17,с.162).
4.Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом – высокую степень развития группы.
а) Коллектив – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения (20,с.358.).
б) Коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения (21,с.216.).
в) Коллектив – группа людей, объединенных совместной, целеустремленной деятельностью и общей организацией этой деятельности. Создается и укрепляется в ходе решения практических задач (16).
5. Хореографический коллектив – это добровольное объединение единомышленников, динамически и демократически развивающееся, а также имеющее общественно-значимые цели, общие задачи, и осуществляющее совместную хореографическую деятельность на основе позитивных норм морали под руководством художественного руководителя – педагога-хореографа.
Сущность данного понятия имеет разную статусность, поэтому можно выделить: самодеятельный коллектив, как самостоятельный творческий организм; коллектив функционирующий на базе дворца культуры; и как один из видов – коллектив в профессиональных высших учебных заведениях.
6. Народный танец – результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приемы соотношения движений, приемы соотношения движения с музыкой (1,с.363.).
Глава 1. Методика педагогического руководства коллективом.
Латинское слово «процессус» означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, – педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и участников коллектива, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Педагогический процесс в коллективе народного танца – это процесс трудовой, он, как и любой другой трудовой процесс, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд руководителей и труд участников коллектива сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – педагогическое взаимодействие.
Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) в наличии общего и сохранении специфического (17,с.162-176.).
На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.
Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. «диа» – прозрачный и «гнозис» – знание) – это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.
Завершается подготовительный этап в хореографическом коллективе, скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.
Завершается цикл педагогического процесса в хореографическом коллективе этапом анализа достигнутых результатов (заключительный). Зачем это нужно? Чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Расчет тот хореограф, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства.
Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции (30с.152-163.).
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагогов-хореографов и исполнителей, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Процесс воспитания – это организованное, целенаправленное руководство в коллективе народного танца воспитанием участников в соответствии с целями, поставленными обществом.
Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса.
Воспитательный процесс отличается длительностью. Процесс воспитания в коллективе народного танца – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.
Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.
Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Сегодня главная цель воспитания - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности исполнителя с учетом его возрастных особенностей.