Методика педагогического руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать состояние данной проблемы в педагогике, психологии, хореографии.
Объект: методика педагогического руководства.
Предмет: коллектив народного танца.
Задачи:
Рассмотреть понятийный аппарат.
Изучение литературных источников и выявление степени разработанности данной проблемы.
Теоретическое обоснование педагогического руководства коллектива.
Определение методики педагогического руководства коллективом народного танца.

Содержание

Введение
Понятийный аппарат
1. Методика
2. Педагогическое руководство
3. Педагогический процесс
4. Коллектив
5. Хореографический коллектив
6. Народный танец
Глава I Методика педагогического руководства коллективом
1. Педагогический процесс
а) Воспитание
б) Обучение
в) Развитие
2. Педагогическое руководство
3. Методика педагогического руководства коллективом
Глава II Методика педагогического руководства коллективом народного танца
1. Формирование школы народно-сценического танца
2. Методика педагогического руководства коллективом народного танца
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

методика педагогического руководства.doc

— 279.00 Кб (Скачать документ)

Каждый танцевальный коллектив должен иметь собственный  репертуар, более того репертуар  не случайный, а соответствующий  его собственной индивидуальной теме в искусстве, его задачам и возможностям.

Процесс творческого  созидания нового радостен самим  большим поиском. Потому оцениваться  должен не только результат, но и воспитательное и познавательное влияние на коллектив  творческого процесса, его полезность.

Прежде чем приступить к сбору фольклора, необходима серьезная подготовка. Пожалуй, самое сложное- это суметь отличить подлинное, ценное от случайного или наносного.  Сделать это можно лишь при условии общей подготовки и понимания этнографических особенностей края, его природы, истории, характерных черт быта, культуры и т. д. Значительная доля этой работы может быть проделана в библиотеке и музее области, часть требует встреч со сторожилами, общение с самими носителями культуры. В некоторых районах еше сохранились традиционные народные гулянья, проводятся праздники фольклора

Важный принцип при  определении репертуара коллектива – это учет его возможностей. Задача должна соответствовать сегодняшним  возможностям коллектива и чуть-чуть превышать их, что способствует развитию, росту.

Невозможность воплотить  актерские и технические задачи, которые танец ставит перед исполнителями, его губит. Значит, выбор репертуара должен основываться на соответствии подготовленности коллектива и требований того или иного произведения. Руководителю следует опираться не на общий средний уровень, а на наиболее стремящихся участников, своеобразных творческих лидеров коллектива. Для этого полезнее всего одновременно вводить в постановочную работу не один, а два или даже три номера, пробуя на участие в них как можно большее число исполнителей. Освоение каждым посильной задачи, некоторый элемент соревнования, позволит двигаться вперед всему ансамблю и определит для каждого танца состав исполнителей, соответствующий требованиям данного произведения.

Говоря о принципах выбора танцев в соответствии с возможностями, мы фактически затронули еще один вопрос формирования репертуара – развитие индивидуальности. Массовые танцы, рассчитанные на большое количество исполнителей, усредняют способности и индивидуальный рост каждого танцора.

Безусловное наличие  в коллективе людей разных способностей к танцевальному искусству ставит перед руководителем  при формировании репертуара такую серьезную задачу, как развитие индивидуальности участников коллектива. Индивидуальность должна получать пищу для развития не на словах, а в конкретном деле, тогда соответственно будет интересно и участие в коллективе. Причем не только для ярко одаренных молодых людей, но и для всех, так как возникнут образцы для подражания, стимул для работы, стремление тянуться за лидерами и зримая возможность достигнуть более совершенного и яркого проявление своих знаний, умений в сложном и трудно достигаемом мастерстве искусства танца. Следовательно, рядом с массовым репертуаром необходим сольный, а также малогрупповой как подготовка к сольному.

Уход из коллектива народного  танца большого числа исполнителей в сольное исполнительство в  бальной хореографии связан не только и не столько с данью модности этим танцам, но и с желанием самопроявиться и возможностью утвердиться каждой индивидуальности, ощущающей в себе творческие резервы.

Найти верный путь, способный  на длительный период организовать работу коллектива, - это точно расставить вехи освоения нового, наметить этапы  работы над хореографическим произведением. Также необходимо включать в планы работы создание новых произведений здесь, в данном ансамбле, вместе с коллективом, на его глазах и при активном участии.

Значит, с одной стороны, формирование репертуара должно соотноситься с общим направлением, создающим творческое лицо коллектива, с другой – с возможностями роста участников, их творческой индивидуальности. Определяя выбор того ли иного танца, руководитель должен опираться на возможности коллектива, состоящего из индивидуальностей, создавать условия для их творческого проявления и развития. Только тогда художественная самодеятельность выполняет свою главную функцию воспитание участников средствами искусства, его творческого освоения (28,с.113-140).

Основные задачи педагога народно-сценического танца:

- Добиваясь точности  и четкости в выполнении каждого  движения и стремясь повысить  техническую сторону танца, обязан также требовать от исполнителей понимания стиля, характера исполнения каждого танца, приучать их уже на занятиях  выполнять движения не чисто технически, а эмоционально, развивать выразительность, умение доносить до зрителя особенности каждого движения, выявлять  и подчеркивать национальный характер танца.

- Педагог должен познакомить  исполнителя с историей, бытом  и национальной культуры народа, которым создан разучиваемый танец. Без знания данной национальной культуры,  без интереса к народному творчеству исполнитель не сможет правильно передать характерные особенности изучаемого танца.

- Беседы педагога о  характерных особенностях народного танца могут быть дополнены рассказами о культуре, искусстве народа, коллективным просмотром танцевальных ансамблей и т.  д.

- Руководитель должен  рассказать участникам о национальных  костюмах, в которых исполняется  танец, так как особенности  костюма влияют на характер танца, определяют различия мужского и женского танца.

- Нужно развивать в участниках понимание музыки каждого народа. Музыка – это основа, которая помогает исполнителю выявить характер движения и раскрыть содержание танца.

- Руководитель должен хорошо разбираться, какие движения характерны для изучаемого танца, не допускать смешение стилей, не засорять танца надуманными движениями, не имеющими к этому танцу никакого отношения.

- При постановке народно-сценических  танцев педагог может несколько упрощать или изменять техническую сторону танца, видоизменять его композицию применительно к сценической площадке, но при этом  надо сохранять народную музыку и строго следить за тем, чтобы танец не утратил присущий ему национальный калорит.

Таким образом, в хореографическом коллективе народного танца:

- выбор методов определяется  соответствием их идеалам общества  и целям воспитания;

- в основе воспитательного  процесса лежит система методов,  так как они дают результат  в своей совокупности;

- в зависимости от условий протекания педагогического процесса, сопутствующих множеству обстоятельств, методы воспитания могут бесконечно варьироваться;

- будучи направленными  на личность, методы воспитания  всегда обращены к коллективу  и избираются в зависимости  от степени его зрелости;

- выбор методов определяется  целью, содержанием конкретной  педагогической задачи и условиями  функционирования коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Заключение.

 

Рассмотрев тему «Методика  педагогического руководства коллективом народного танца», мы можем выделить основные моменты.

Процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически  управляемый. Эффективность руководства  зависит от того, в какой мере исследование закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.

Руководить коллективом  – это значит управлять процессом  его функционирования, использовать коллектив в качестве элемента воспитания учеников с учетом стадии развития, на которой он находится.

В педагогике существует бесконечное множество методов  педагогического руководства,  из них выделяют три основных группы:

    • методы формирования сознания
    • методы организации деятельности и формирование опыта поведения
    • методы стимулирования

Также в работе мы рассмотрели формирование и историческое

развитие наодно-сценического танца. Возникновению школы предшествовал  длительный путь. Путь этот был непростым. Были признания и отрицания, были подъемы и спады.

           Затронули проблему популяризации и актуальности данного вида хореографии в XXI веке.

           Важным условием совершенствования  воспитательной работы в хореографических  коллективах является непрерывность  и систематичность ее организации.  Поэтому программу педагогической  деятельности следует строить поэтапно, осуществляя на каждом последовательное педагогическое воздействие.

В работе были выделены основные этапы формирования и развития коллектива народного танца:

- ценностно-ориентационный;

- развитие инициативности  и самодеятельности;

- превращение участника  коллектива в субъект самовоспитания;

- превращение руководимой  деятельности в осознанно направленный                                               процесс сотворчества с руководителем  коллектива.   

Методика педагогического  руководства хореографическим коллективом народного танца предполагает определение содержания деятельности, выбор системы методов и приемов, обусловленных спецификой воспитательного процесса, то есть возможностями и способами его осуществления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Балет. Энциклопедия / Под. ред. Григоровича Ю. Н. – М.: Советская энциклопедия, 1981
  2. Баскаков А. М., Дуранов М. Е., Ломакина И. С. Педагогическая психология управления подготовкой кадров в высшей школе. / Челябинск: ЧГАКИ, 2003
  3. Бахрушин Ю. История русского балета. – М, 1973
  4. Блок Л. Д. Классический танец: история и современность. – М.: Искусство, 1987
  5. Боголюбская М. С. Учебно-воспитательная работа в детском хореографическом коллективе. М.,1982
  6. Борзов А. А. Танцы народов СССР. часть –I – М.: ГИТИС, 1983
  7. Бриске И. Э. Формирование школы народно-сценического танца. // Вестник / ЧГАКИ. – Челябинск, 2003. - №4
  8. Громов Ю. И., Комисарова Т. А., Розанова О. И. Самодеятельное танцевальное творчество и пути его развития. – М.,1990
  9. Дуранов М. Е., Ломакина И. С. Педагогическое управление обучением студентов как социокультурный процесс: Учебное пособие. / Челябинск: ЧГАКИ, 2003
  10. Ивлева Л. Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: Учеб. пособие / ЧГАКИ. – Челябинск, 2004
  11. Красовская В. М. История русского балета. – Л.,1978
  12. Настюков Г. А. Народный танец на самодеятельной сцене. – М., 1976
  13. Немов Р. С. Психология. Учебник для студ. высш. учебн. завед. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994
  14. Немов Р. С. Психология. Учебник для студ. высш. учебн. завед. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1994
  15. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце. – Л; М.: Искусство, 1965
  16. Педагогический словарь /  под. ред. Каирова В. М., М., 1960
  17. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
  18. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн.. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. – Кн. 2.: Процесс воспитания.
  19. Рожков М. И., Байбородова Л. В.Организация воспитательного процесса в школе: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001
  20. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. М.,1993 – Т. 1.
  21. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика.: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001
  22. Русанова В. С. Словарь – справочник социального педагога-организатора досуга детей и подростков. – Челябинск.: ЧГАКИ, 2003
  23. Соколовский Ю. Е. Коллектив художественной самодеятельности.
  24. Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. - - М.: Искусство, 1971
  25. Ткаченко Т. С. Народный танец. – М.: Искусство, 1954
  26. Ткаченко Т. С. Работа с танцевальным коллективом. – М.: Искусство, 1958
  27. Уральская В. И. Природа танца. – М..: Сов Россия, 1981. – 112 с. – (Б-чка «В помощь  худож. самодеятельности »№17)
  28. Уральская В. И. Рождение танца. – М.: Сов. Россия, 1982. – 144 с. – (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности» №18)
  29. Устинова Т. А. Фольклорные танцы Тверской земли.: Тверь, 2002
  30. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебн. пособие. 2-е изд. перероб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990

Чурко Ю. М. Народно-сценическая  хореография и фольклор. // Балет, 1985 - №1

 

 




Информация о работе Методика педагогического руководства