Методика педагогического руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать состояние данной проблемы в педагогике, психологии, хореографии.
Объект: методика педагогического руководства.
Предмет: коллектив народного танца.
Задачи:
Рассмотреть понятийный аппарат.
Изучение литературных источников и выявление степени разработанности данной проблемы.
Теоретическое обоснование педагогического руководства коллектива.
Определение методики педагогического руководства коллективом народного танца.

Содержание

Введение
Понятийный аппарат
1. Методика
2. Педагогическое руководство
3. Педагогический процесс
4. Коллектив
5. Хореографический коллектив
6. Народный танец
Глава I Методика педагогического руководства коллективом
1. Педагогический процесс
а) Воспитание
б) Обучение
в) Развитие
2. Педагогическое руководство
3. Методика педагогического руководства коллективом
Глава II Методика педагогического руководства коллективом народного танца
1. Формирование школы народно-сценического танца
2. Методика педагогического руководства коллективом народного танца
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

методика педагогического руководства.doc

— 279.00 Кб (Скачать документ)

 Вовлечение участников в новые виды деятельности требует разработки долгосрочной программы деятельности руководителя, включающей в себя выявление кругозора, уровня знаний, профессиональной подготовки членов коллектива с параллельным собственным самообразованием в различных областях искусства.

Чаще всего в любительских коллективах участвуют в большинстве своем люди с недостаточным знанием музыки, изобразительного искусства, не имеющие представления о природе и специфике танца. Поэтому на занятиях следует находить время для рассказов о данном виде искусства, творчестве наиболее интересных исполнителей, постановщиков, музыкантов. Желательно посещать с участниками спектакли, просматривать видеозаписи с последующим обсуждением увиденного, а также устраивать встречи с музыковедами, режиссерами, балетмейстерами, исполнителями и другими интересными людьми. Все это требует специальной подготовки руководителя к занятиям, поиска интересных форм общения. Эти рассказы, встречи, просмотры не имеют прямого отношения к танцу, но способствуют повышению уровня культуры и включению членов коллектива в различные развивающие виды их деятельности. Помимо вовлечения участников в активную деятельность могут стать результативными общественные поручения, которые должны усложняться по мере развития коллектива. На первом этапе это может быть подбор костюмов, подготовка сцены к концерту (12,с.62).

Методы воспитания, используемые педагогом на начальной стадии формирования коллектива – убеждение, беседа, ответы руководителя на вопросы участников.

Личность представляет собой совокупность общественных отношений и поэтому успехи замеченные и поощряемые другими вызывают удовлетворение ее своей деятельностью.

Метод поощрения побуждает  к действию, дает толчок к мысли, чувству. Поощрение представляет собой  способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного участника или коллектива в целом.

Таким образом, первый этап формирования хореографического коллектива народного танца невозможен без знания характеристик участников хореографической деятельности, их индивидуально-психологических различий, которые проявляются в свойствах темперамента, профессиональной и нравственной подготовке, возрастных, социальных, образовательных различиях, а также в мотивации их деятельности, так как именно личностными качествами определяется положение личности в коллективе (10.c.46).

Также за определением социально-демографических  особенностей личности он воспитывает  учащихся через уроки народного  танца. Педагог должен знакомить участников коллектива как на начальном этапе, так и в последующие годы образовательной деятельности с историей, бытом и национальной культурой народа, которым создан разучиваемый танец или даже движение.

Без знания данной национальности, без интереса к народному творчеству, учащийся не сможет правильно передать характерные особенности каждого движения, особенности изучаемого танца. Педагог должен рассказать учащимся о национальных костюмах, в которых исполняется танец, т.к. особенности костюма влияют на характер танца, определяют различие движений мужского и женского танцев.

Нужно развивать в  учащихся понимание музыки каждого  народа. Музыка – это основа, которая  помогает исполнителю выявлять характер движения и раскрывать содержание танца. Если учащийся не чувствует музыки исполняемого танца, движения его будут формальными, механическими.

Педагог должен хорошо разбираться, какие движения характерны для изучаемого танца, не допускать смешения стилей, не засорять танец надуманными движениями, не имеющими к этому танцу (26,с.10.).

Итак, первый этап формирования и развития хореографического любительского коллектива народного танца можно определить как ценностно-ориентационный.

Второй этап развития любительского хореографического коллектива народного танца и педагогического процесса в нем можно определить как этап развития инициативности и самодеятельности. В процессе занятий в коллективе, если в нем налажен педагогический процесс, есть возможность корректировать движение мотивов прихода в коллектив.

В любительских хореографических коллективах на втором этапе по уровню их интереса к народным танцам можно выделить три типовые группы участников.

Первую характеризует  отсутствие какого-либо интереса к  хореографии. Приход участников случаен. Вторая группа включает тех, у кого интерес к хореографии сугубо личный. Третью группу составляют участники, чей интерес связан с направлением работы коллектива, желанием серьезно заниматься делом, которое увлекает, заниматься искусством не только для себя, но и приносить пользу окружающим.

В наши дни все же на первом месте мотивации участия стоит желание научиться танцевать, затем любовь к искусству хореографии, стремление к общению и реже, стремление через искусство танца приобщиться к миру прекрасного (8,с.7).

Очень часто понятие  «способности» подменяют понятием «физические данные» для занятий хореографией, забывая, что способности — это психологические особенности человека, от вторых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков. От уровня развития способностей в значительной мере зависят темпы роста начинающего. Наибольший эффект в формировании личности достигается через осознанную деятельность человека, направленную на изменение самого себя. Если на первом этапе его становления важнейшей была проблема вовлечения участников в активную работу, а вопросы самовоспитания ставить было еще не своевременно, то на втором этапе они выдвигаются на первый план.

В процессе развития коллектива, когда его члены приобретают  определенные навыки, знания, когда  происходит восприятие общей цели как  общественно и личностно значимой, особый упор должен делаться на организацию самовоспитания каждого, на умение осознать достоинства и недостатки как свои, так и товарищей по коллективу, т.е. формируется взаимное воспитание (9,с.20.).

В процессе занятий хореографической деятельностью, как и любой другой, на втором этапе развития коллектива особенно важна роль актива. При наличии актива руководитель отдает часть функций ему, но ставя требования группе, регулярно контролирует и оценивает выполнение поручений.

Для активизации личности участников очень важно, чтобы любое сценическое решение рождалось руководителем в равноправном соавторстве с исполнителями, независимо от их опыта и способностей. Одним из методов вовлечения членов коллектива в активную работу может стать беседа, которая, в отличие от рассказа, предполагает диалог, когда руководитель, опираясь на знания и личный опыт, как свой, так и участников, подводит их к решению поставленных задач. Беседы могут использоваться и с целью художественного воспитания членов коллектива. Беседа выступает и как основная форма убеждения. Убеждение коллектива чаще всего связано с творческим процессом.

Продуктивными могут  стать еженедельные информации о  новостях культуры, искусства, проводимые силами самих участников. Обязательны обсуждения театральных премьер. Работая над постановкой танца на музыку того или иного композитора, следует рассказать о времени, в котором создавалась музыка, прослушать ее в разных вариантах исполнения, обсудить программу или сценарий.

Естественным, ничем не заменимым средством воспитательной работы является сам танец - регулярные классные занятия, постановочная работа, репетиции, подготовка концертной программы, наконец, выступления на сцене, то есть весь процесс учебно-творческой деятельности.

Помимо воспитания через предмет, используются и другие  формы культурно-просветительной работа, призванные расширить общекультурный кругозор участников: лекции, беседы, встречи с деятелями хореографического искусства, просмотры и обсуждения балетных спектаклей, концертных программ, выступлений участников танцевальной самодеятельности и пр.

Общественно-полезной деятельность»  являются выступления на предприятиях, в сельской местности, в воинских частях, концерта благотворительного характера - в фонд мира и др.

Обязательно участие коллективов в общеклубных мероприятиях: праздничных концертах, торжествах, вечерах отдыха и др.

Положительное воздействие, воспитательный эффект занятий в танцевальной самодеятельности выражаются в общекультурном уровне участников, их дисциплинированности, успеваемости, отношении к учебе и общественным обязанностям.

Традиционной формой поощрения лучших участников являются Почетные грамоты, подарки, памятные сувениры. Изредка за успешную творческую работу коллективы награждаются туристскими поездками. Для ветеранов коллективов устраиваются творческие•вечера.

Несомненно, воспитательное значение имеет и пропаганда самодеятельного танцевального творчества. Увы, за редким исключением она ведется из рук зон плохо. В сущности единственным средством рекламы и популяризации остаются концертные выступления, участие в клубных мероприятиях, объявления по радио об очередном наборе.

Формально, но раз и навсегда установленному канону проводятся годовые или юбилейные смотры танцевальных коллективов - без выхода на прессу, радио, телевидение. Словом, в этой важнейшей области жизнедеятельности любительской хореографии таится множество неиспользованных резервов (8,с.6-7.).

Третий этап характеризуется  творческой направленностью. В качестве педагогической цели на этом этапе должно быть выдвинуто понимание участниками общественной значимости своей деятельности.

Члены коллектива подразделяются на две группы: исполнительскую и творческую. Те, кто отнесены к исполнителям, чаще всего обладают неплохими профессиональными данными, но выполняют только заданное

Творческая группа отличается активной работой над программой, танцевальной композицией, привнося в  них много своего. Члены ее с  удовольствием идут на импровизацию, участвуют в создании пластического  образа, предлагая его различные варианты. Работать с ними очень интересно, но руководителю необходимо быть всегда подготовленным, т.к. малейшую некомпетентность в каком-либо вопросе эти участники коллектива улавливают очень четко.

В соответствии с характером, манерой общения, поведения, самооценкой участников можно подразделить их на следующие группы:

- реально определяющие  свое место в коллективе, ровные  в отношениях, трудолюбивые

- с завышенной самооценкой,  вносящие значительный вклад  в развитие коллектива, однако  очень резкие во взаимоотношениях;

- с завышенной самооценкой,  но предпочитающие наблюдать  со стороны , за событиями, происходящими  в коллективе, порой игнорирующие  его .интересы;

- с заниженной самооценкой,  принимающие активное участие в мероприятиях коллектива;

- с заниженной самооценкой, пассивные, наблюдающие за событиями в коллективе со стороны.

Педагогическое воздействие  должно быть направлено на сплочение  коллектива, определение цели, реально  значимой для всех участников, поиск  интересных форм и направлений работы, обозначение перспектив его развития. На этом этапе расширяются функции актива. Он способствует формированию к развитию коллектива, вовлекаясь в учебную, концертно-   \ исполнительскую, организаторскую, воспитательную деятельность, приобщаясь к решению всех вопросов и организационно-дисциплинарного плана, и творческих. Когда уже сформировался собственно коллектив, стиль руководства должен стать динамичным, меняющимся в зависимости от уровня сознательности и дисциплины участников. На данном этапе коллектив определяет общественное мнение как реальный фактор воспитания и самовоспитания.

Когда участники овладели довольно высоким уровнем исполнительского мастерства, чаще всего возникают конфликты между участниками, связанные со стремлением некоторых к лидерству, игнорированию интересов других.

На третьем этапе  развития коллектива методы вовлечения в активную деятельность предполагают участие членов коллектива в создании эскизов костюмов, оформления спектакля, в создании программы, сочинении  отдельных движений и их комбинаций, участие в просветительских программах для школьников или студентов.

Четвертый этап - это период самосовершенствования коллектива, процесс сотворчества участников с руководителем. Педагогической целью становится формирование отношения к хореографической деятельности как к одному из средств развития личности и превращения ее в осознанно направленную, общественно-полезную, что проявляется в появлении «дочерних» коллективов, руководимых участниками исходного коллектива. Основные мотивы деятельности членов коллектива: желание знать, уметь, найти себя; стремление самому создавать произведения, общение с интересными людьми.

Четвертый  этап  характеризуется  высоким  художественно-исполнительским  уровнем коллектива: его члены  приобрели солидный опыт исполнительства, овладели таким уровнем знаний, который  позволяет аргументирование обсуждать  создаваемый спектакль.

Дальнейшее вовлечение участников в активную деятельность проявляется в приобщении их к поискам музыки, темы, идеи спектакля, а также его пластического решения. Участники становятся соавторами спектакля. В другом случае члены коллектива сами полностью ставят номера, программы, спектакли, проводят репетиторскую работу. Не обязательно задаваться целью каждого участника сделать профессиональным исполнителем. Но каждому, кто выразил желание участвовать в коллективе народного танца, должна быть предоставлена возможность испытать свои силы.

Главным критерием работы коллектива выступают особенности  репертуара – жанрово-тематическая направленность, уровень художественности, оригинальность сценических решений  и форм.

Создание собственного репертуара и есть та цель, ради которой ведется учебно-творческая работа. Эта цель наполняет смыслом регулярные классные занятия, делая их необходимой ступенькой к заветной вершине – выходу на сцену. Процесс создания хореографического произведения и как итог сценическое выступление и превращает участников в артистов, приобщая их к миру искусства (8,с.8).

Формирование репертуара- зависит от руководителя коллектива. Он должен быть одаренным педагогом. И, поняв, увлечь в мир познания танца, умело организуя учебный и  творческий процесс, жизнь коллектива как микросреды на каждом этапе развития. Творец, организатор, педагог и воспитатель.

Информация о работе Методика педагогического руководства