Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:39, курсовая работа
Цель работы: исследовать состояние данной проблемы в педагогике, психологии, хореографии.
Объект: методика педагогического руководства.
Предмет: коллектив народного танца.
Задачи:
Рассмотреть понятийный аппарат.
Изучение литературных источников и выявление степени разработанности данной проблемы.
Теоретическое обоснование педагогического руководства коллектива.
Определение методики педагогического руководства коллективом народного танца.
Введение
Понятийный аппарат
1. Методика
2. Педагогическое руководство
3. Педагогический процесс
4. Коллектив
5. Хореографический коллектив
6. Народный танец
Глава I Методика педагогического руководства коллективом
1. Педагогический процесс
а) Воспитание
б) Обучение
в) Развитие
2. Педагогическое руководство
3. Методика педагогического руководства коллективом
Глава II Методика педагогического руководства коллективом народного танца
1. Формирование школы народно-сценического танца
2. Методика педагогического руководства коллективом народного танца
Заключение
Библиографический список
В советский период развития характерного танца огромную роль сыграло эстрадное искусство. Это была своеобразная экспериментальная «площадка», где осуществлялись новаторские идеи, кристаллизовалась техника и выразительность, открывались неординарные исполнители, многие из которых определяли судьбу характерного танца: А. Мессерер, И. Моисеев, К. Голейзовский, В. Бурмейстер, М.Эсамбаев, А. Лопухов, Н. Стуколкин, Н. Анисимова, С. Корень и др.
Плеяда танцовщиков, которая включает помимо уже названных А. Бекефи, А. Монахова, И. Кшесинского, А. Сапогова, М. Бауэр, Н.Вдовину, Т. Ткаченко свидетельствует, что характерный танец - это поприще ярких индивидуальностей (7,с.5-21).
Первая из танцевальных групп возникла при ансамбле Советской Армии в 1925 году. Вслед за ней появился узбекский ансамбль под руководством Тамары Ханум. Первым в мире ансамблем народного танца стал ансамбль под руководством Игоря Моисеева, созданный 10 февраля 1937 года. Ансамбль народного танца есть на Украине, в Грузии, в Дагестане, в Молдавии и других союзных и автономных республиках и, наконец, ансамбль «Березка».
Руководителями ансамблей выступают профессиональные хореографы, чей интерес к народному творчеству, глубокое изучение фольклора позволяют решать средствами народной хореографии сценические образы, рассказывать о жизни, труде и радостях новой жизни. Владение законами сценической хореографии позволило подходить к осуществлению постановок с глубоким профессионализмом.
И здесь прекрасную помощь оказывали проходившие смотры самодеятельного искусства. На них привозили подлинно народные танцы. Большой материал получали балетмейстеры в своих поездках по стране, подсмотренное, записанное подвергалось обработке как материал, из которого создавались новые танцы, близкие по духу народным (27,с.86).
И.А. Моисеев сформировали несколько иной тип сценической народной хореографии. Использование народного танца как самостоятельного и единственного выразительного средства создания художественного образа по законам сценического воплощения и восприятия дало возможность наиболее ярко и полно воссоздать истинно народный колорит во всем разнообразии движений, приемов их исполнения, особенностях музыкального сопровождения, костюма и пр. Игорь Моисеев в своем ансамбле народного танца дал целые композиции, развернутые полотна, творчески преломляя народный танцевальный материал. Среди них «Четыре времени года», «Русская сюита», «Молдавская сюита» и т. п.
Герой этих композиций – народ, его борьба, труд, смелость и величие души. «Партизаны», «Два Первомая» были близки самому широкому зрителю и высоко оценены им.
Новыми многоцветными красками заискрился русский народный танец в талантливых руках балетмейстера Т.А. Устиновой – руководителя танцевальной группы хора имени Пятницкого. Если собрать в единую программу танцевальные номера этой группы (осуществленные с 1938 года), получится настоящий праздник русского танца.
Народные таланты на сцене сохраняли свои самобытные черты, но они приобретали и новые краски. Прежде всего, изменилась и усложнилась композиция танца, стал разнообразнее рисунок, значительно усложнились технические движения танца (27,с.87).
Педагогическая деятельность, все ее виды связаны с образованием, воспитанием, развитием учащегося. Ведущим звеном любой деятельности является цель, ибо ею определяется содержание, выбор средств и методов, а также результаты деятельности.
Целевой установкой коллектива народного танца должно быть не только повышение профессионального мастерства участников, овладение ими практическими умениями, личными навыками исполнения танцев, а также формирование личности. Средством воспитания участников может стать только высококвалифицированная деятельность в сочетании с нравственным, эстетическим и другими направлениями воспитания.
Однако в коллективах народного танца основной и порой единственной целью для них становится концертно-исполнительская деятельность, что связано с непониманием основной социальной функции – воспитательной, с неумением выделить главные педагогические цели и задачи, конкретизировать их соответственно каждому из этапов развития коллектива. Воспитательная цель отражает объективную потребность общества в человеке, соответствующем современному этапу общественного развития.
Главные проблемы воспитания в процессе творчества:
Учебно-воспитательная работа – составная часть и непременное условия творческой деятельности коллектива народного танца. Исполнительский уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста в первую очередь зависят от качества учебно-воспитательной работы.
Основной формой учебного процесса в хореографическом коллективе, как и в учебных заведениях, остаются уроку – репетиционные, коллективные занятия, на которых участники практически осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение педагога и участников коллектива.
Процесс обучения участников хореографического коллектива основывается на общепедагогических принципах:
- активности;
- единства теории и практики;
- наглядности;
- доступности;
- систематичности;
- прочности усвоения знаний;
- индивидуального подхода.
Учебно-творческая и воспитательная работа коллектива служит основой его существования, а значит, осуществления широкой педагогической программы формирования личности участника (10,с.6.).
Также субъектом педагогического
руководства и средством
В психологии общение рассматривается как сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии, взаимодействие, восприятие и понимание другого человека.
Педагогическое общение – одно из основных средств педагогической деятельности, важнейший профессиональный инструмент педагога, включающий взаимодействие педагога и учащихся, направленное на формирование благоприятного психологического климата развития личности (14,с.254).
Методика педагогического руководства хореографическим коллективом народного танца предполагает содержание деятельности, выбор системы методов и приемов, обусловленных спецификой воспитательного процесса, т.е. возможностями и способами его осуществления.
Необходимой предпосылкой эффективного педагогического руководства хореографического коллектива народного танца является всестороннее изучение социально-демографического и социально-психологического портрета каждого из них и коллектива в целом.
На первом этапе создания коллектива руководителю необходимо знать возраст, уровень образования, социальное положение участников.
Чаще всего в коллективах народного танца подавляющее большинство участников составляют дети от 5 до 10 лет. Две трети от общего числа – подростки 11-16 лет. При этом основной проблемой является то, что число девочек в 3 – 4 раза превышает число мальчиков. Взрослые участники присутствуют лишь в профессиональных коллективах. Социальный состав участников в основном – учащиеся, реже – студенты, рабочие, служащие (8,с.3).
Знание социального состава участников позволит осуществлять педагогическое руководство целенаправленно с учетом особенностей и интересов конкретных групп. Так, возрастные особенности определяют выбор форм деятельности коллектива, т.к. каждый возраст, обладая своеобразием, требует использования особых средств, оказывающих влияние на формирование личности. Учет этих особенностей предполагает вдумчивое изучение сферы интеллектуального, эмоционального, волевого развития данной возрастной группы, позволяет предъявлять каждому возрасту оптимальные требования, вносящие коррективы в его деятельность.
Педагогическое руководство в первую очередь должно быть направлено на формирование коллективистских тенденций. Участников коллективов с высоким уровнем образования не удовлетворяют устаревшие формы и методы руководства, встречающиеся еще в хореографической самодеятельности.
Для успешного воспитательного воздействия необходимо учитывать психологические характеристики, в частности, темперамент, свойства которого присущи человеку от рождения и поэтому очень устойчивы.
Поведение личности в коллективе во многом определяют интересы, мотивы установки ее. Мотив – это побуждение к деятельности. Руководителю необходимо знать, почему человек пришел в коллектив народного танца.
Знание мотивов позволит руководителю правильно определить цель деятельности и воспитательные задачи. Это поможет найти форму коллектива и избежать усредненного педагогического воздействия на участников.
Чтобы найти более эффективные методы обучения, руководитель должен оценить способности участников. Первоначально определить профессиональные данные для занятий танцем.
Руководителю необходимо найти форму обучения людей, имеющих различные профессиональные данные и разный уровень подготовки, в одном, только еще складывающемся, коллективе (2,c.42.).
На первом этапе решаются такие воспитательные задачи, как формирование навыков культуры поведения, дисциплинированности. Работая в коллективе, живя его интересами, участники развивают у себя чувство ответственности за общее дело – коллективизм.
Деятельность руководителя заключается в умении оформить педагогическую задачу, в отборе средств, ведущих к цели – педагогическому результату; в выработке соответствующих форм и методов воспитания, позволяющих достичь результатов. Его основные функции:
- исполнительско-
- воспитательная;
- планирования;
- учебно-педагогическая;
- психологического руководства.
В практической работе наибольшее
внимание уделяется исполни-тельско-
- понимания руководителем
важности и необходимости
- способности строить
педагогический процесс в
- умением анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, возможности и пути вмешательства в воспитательный процесс.
Каждый руководитель оригинален как личность, но вместе с тем является представителем того или иного стиля руководства, из которых наиболее часто встречаются демократический, авторитарный и невмешивающийся. На стиль руководства оказывают влияние установки личности, особенности характера. Наилучшим стилем руководства коллективом следует считать динамичный, который меняется в зависимости от стадий развития коллектива.
Процесс воспитания участников любительского коллектива невозможно рассматривать вне воспитания коллектива в целом. В нем складывается определенный социально-психологический климат, который проявляется как объективно, так и субъективно во взаимоотношениях его членов и отдельных групп внутри него. Во многом социально-психологический климат определяют противоречия, вызванные такими мотивами, как индивидуально-психологические различия людей, несоответствие уровней профессиональной и нравственной подготовки их, образовательные и возрастные различия, оказывающие значительное влияние на межличностные отношения в коллективе.
Всякое противоречие предполагает конфликтную ситуацию, которая может перерастать в конфликт. Конфликты отличаются друг от друга мотивами в зависимости от уровня развития коллектива. На первом этапе, когда еще не сформированы интересы, не развит эстетический вкус, нет определенных профессиональных навыков, знаний, низка художественная культура большинства членов, конфликты чаще всего могут возникнуть между руководителем и участниками из-за:
- нежелания заниматься
той деятельностью, что
- неподготовленности участников к восприятию либо сложной музыки, либо пластического решения;
- неумения педагога проводить занятия, постоянно поддерживая интерес участников. Конфликты по-разному влияют на формирование качеств личности каждого из участников в силу их индивидуального своеобразия и по-разному вписываются в систему взаимоотношений в коллективе.
Зачастую конфликт возникает, когда руководитель неправильно выбирает цель деятельности, а соответственно и ставит задачи ее достижения.
Руководство коллективом народного танца предполагает выбор системы методов и приемов, последовательность которых определяется конкретными задачами, решаемыми на каждом из этапов становления и развития коллектива, а соответственно и личности участников. Уровень развития личности обусловлен степенью ее участия в той или иной деятельности. Поэтому на первом этапе формирования коллектива необходимо преодолеть традиционное понимание хореографической самодеятельности как только исполнительства, ибо ее участники занимаются не только танцами, но и создают фотолетопись коллектива, принимают участие в разработке эскизов костюмов, оформления сцены.