Методы исследования мотивации достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 08:14, курсовая работа

Описание

Цель исследования: анализ методов иследования мотивации достижения.
Задачи:
1) Проанализировать мотивацию стремления к успеху и избегания неудач.
2) Изучить влияние внешней и внутренней мотивации на достижения.
3) Классифицировать различные методы исследований в психологии.
4) Проанализировать экспериментальные и не экспериментальные методы исследований мотивации достижения.
5) Изучить теории мотивации достижения в зарубежной психологии.
6) Проанализировать мотивацию достижения в отечественной психологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1. Понятие мотивации достижения в психологической литературе…....4
1.1. Мотивация достижений в отечественной психологии……….......4
1.2. Теории мотивации достижения в зарубежной психологии………9
1.3. Внутренняя и внешняя мотивация достижений…………………15
1.4. Мотивы стремления к успеху и избеганию неудач……………..18
Выводы по Главе 1………………………………………………………………25
Глава 2. Классификация методов мотивации достижения……………………26
2.1. Методы исследований в психологии………………………………..26
2.1.1. Не экспериментальные психологические методы……………………………………………………………………...26
2.1.2. Диагностические методы…………………………………………..33
2.1.3. Экспериментальные методы……………………………………….36
2.1.4. Формирующие методы……………………………………………..37
2.2. Не экспериментальные методы исследований мотивации достижения………………………………………………………………...39
2.3. Экспериментальные методы исследований мотивации достижения………………………………………………………………...44
Выводы по Главе 2…………………….…………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….48
Литература…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 2008.doc

— 366.00 Кб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГУО ВПО «Пермский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

Кафедра психологии развития

 

 

 

 

 

 

 

Методы исследования мотивации достижения

 

 

 

 

Курсовая работа

Студентки 3 курса 1 группы

Философско-социалогического факультета

Специальности психология

Заочного отделения

Томилиной Ольги Васильевны

 

Научный руководитель:

Кандидат психологических наук,

Старший преподаватель

Дудорова Екатерина Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2008

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………....2

Глава 1. Понятие мотивации достижения в психологической литературе…....4

1.1.           Мотивация достижений в отечественной психологии……….......4

1.2.           Теории мотивации достижения в зарубежной психологии………9

1.3.           Внутренняя и внешняя мотивация достижений…………………15

1.4.           Мотивы стремления к успеху и избеганию неудач……………..18

Выводы по Главе 1………………………………………………………………25

Глава 2. Классификация методов мотивации достижения……………………26

2.1. Методы исследований в психологии………………………………..26

2.1.1. Не экспериментальные психологические методы……………………………………………………………………...26

2.1.2. Диагностические методы…………………………………………..33

2.1.3. Экспериментальные методы……………………………………….36

2.1.4. Формирующие методы……………………………………………..37

2.2. Не экспериментальные методы исследований мотивации достижения………………………………………………………………...39

2.3. Экспериментальные методы исследований мотивации достижения………………………………………………………………...44

Выводы по Главе 2…………………….…………………………………………47

Заключение……………………………………………………………………….48

Литература………………………………………………………………………..50

Приложение………………………………………………………………………52

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность: Проблемы психологии мотивации выводят за традиционные рамки, разделяющие такие психические процессы и функции, как восприятие, память, мышление и обучаемость. Эти проблемы предполагают гораздо большую взаимосвязь этих функций, чем может показаться, судя по многочисленным психическим явлениям, которые они представляют. Боле того, психология мотивации достижения становится все в большей степени экспериментальной. Исследования мотивации достижения, проводимые в последнее десятилетие, являются очевидным доказательством этого факта. Ведущее место в структуре личности занимает мотивация, которая является одним из основных понятий, объясняющих движущие силы поведения человека. Поэтому в настоящее время остро встает вопрос о необходимости более глубокого изучения методов исследования мотивации, направленной на достижения

Проблема: На сегодняшний день тема исследования не достаточно изучена. Проблемам мотивации достижения посвящено большое число теоретических и эмпирических исследований, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Изучался феномен мотивации достижения и его связь с поведением и деятельностью (Г. Мюррей, К. Левин, Р.Г. Андерсон, В.А. Скотт, М.Ю. Орлов, Р.С. Вайсман, А.К. Маркова, В.И. Степанский,  Г. Трудевинд, Б. Хусарек, В. Грабал, В.М. Матюхина, Т.А. Саблина, В.В. Шипилина, Г.В. Литвинова и др.). Мотивация достижения рассматривается как структурное образование, мотивы которой - достижение успеха и избежание неудачи состоят из следующих компонентов: потребность достижения цели и ее антиципация, инструментальная активность, аффективное состояние, результат деятельности и отношение к этому окружающих (Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен).

Новизна: Впервые анализируются методы исследования мотивации достижения по критериям в комплексном анализе.

Практическая значимость данной работы заключается в том, чтобы повысить эффективность и результативность различных методологических подходов к мотивации достижения; мотивация достижения проявляется в стремлении выполнить работу на высоком уровне. От развития этого мотива в решающей мере зависит то, чего в конечном итоге достигает в своей жизни человек.

Теоретическая значимость: Методы, анализируемые в данной работе, могут быть использованы при исследовании мотивации достижения в курсах психодиагностики, дифференциальной психологии, при организации коррекционных мероприятий.

Объект: мотивация достижения.

Предмет: методы исследования мотивации достижения.

Цель исследования: анализ методов иследования мотивации достижения.

Задачи:

1)      Проанализировать мотивацию стремления к успеху и избегания неудач.

2)      Изучить влияние внешней и внутренней мотивации на достижения.

3)      Классифицировать различные методы исследований в психологии.

4)      Проанализировать экспериментальные и не экспериментальные методы исследований мотивации достижения.

5)      Изучить теории мотивации достижения в зарубежной психологии.

6)      Проанализировать мотивацию достижения в отечественной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

1.1. Мотивация достижений в отечественной психологии

 

В отечественных психологических исследованиях мотивация достижений рассматривается как позитивный фактор, который в значительной степени определяет эффективность профессиональной деятельности человека и удовлетворенность трудом, также обуславливает позитивное отношение к профессии, менее выраженную тревожность, эффективную психическую адаптацию.

В отечественной психологии проблема мотивации достижения стала активно разрабатываться с середины 70-х гг. И первые исследования (Р.С. Вайсмана, 1973; Р.С. Немова, 1973; А.Б. Орлова, 1974; В.И. Степанского, 1981 и др.) касались лишь отдельных аспектов мотивации достижения.

Исследование мотивации достижения в отечественной психологии началось с изучения уровня притязаний, который понимался как уровень трудности цели и задачи, выбираемой человеком. В.Г. Горбачевский в своих экспериментах [Горбачевский В.К., 1973] изучал ситуативную динамику уровня притязаний (далее – УП). Ученый сделал следующие выводы: чем больше человек имеет сведений о своих возможностях и о ситуации (т.е. может оценить уровень трудности задачи, имеет представление о своем интеллекте, своих способностях и т.д.), тем больше его уровень притязаний будет соответствовать его реальным возможностям. Результаты экспериментов показали, что главным фактором, влияющим на динамику УП, является успех. Уровень притязаний также зависит от сопоставления своих результатов с нормативными достижениями (результатами значимой для человека группы), от самооценки человека и некоторых личностных черт.

У Н.Л. Коломинского УП представляет собой модель самоосуществления, образ «Я», который личность считает для себя приемлемой и т.д. [Бороздина Л.В., 1986]. По мнению В.А. Аверина, уровень притязаний определяется степенью достижения субъектом целей, которые он сам ставит перед собой и стремится достичь. Уровень притязаний побуждает активность субъекта, с ним связана его самооценка, он обуславливает не только поведение, но и влияет на формирование характера [Аверин В.А.,1999]

В начале 70-х гг. были проведены эксперименты и опубликованы первые работы Р.С. Вайсмана, в которых исследовалась мотивация достижения в учебной деятельности и развитие научно-познавательных мотивов у студентов Р.С. Вайсман в своей работе [Вайсман Р.С. ,1974.] выделяет мотив творческого профессионального достижения и мотив формально-академического достижения; мотив приобретения профессиональных знаний и мотив приобретения общеобразовательных знаний. Мотивы достижения и познавательные мотивы анализируются автором в связи с предметным содержанием научно-познавательных интересов студентов. Опираясь на позиции А.Н. Леонтьева по проблемам мотивации, автор экспериментально показал: потребность достижения не обладает достаточной объяснительной ценностью при дифференциации научно-познавательных интересов; мотивационная схема человека представляет собой иерархизированную, динамическую систему, в качестве компонентов которой выступают взаимосвязанные потребности, мотивы и цели.

Согласно данным В.И. Степанского, для успеха в деятельности необходимо преобладание мотива стремления к успеху над мотивом избегания неудачи в сочетании с высоким уровнем регуляции деятельности, т.е. психофизиологическими возможностями испытуемого. Результаты экспериментов В.И. Степанского убедительно свидетельствуют о том, что при хорошей регуляции деятельности, ее итоговая результативность зависит от соотношения мотивов стремления к успеху и избегания неудач. При исходно пониженной регуляции деятельности лучших результатов добиваются испытуемые с уменьшенной мотивацией достижения и умеренной мотивацией избегания неудач. Такое сочетание мотиваций приводит к некоторому ослаблению строгости субъективного критерия успешности, что позволяет испытуемым спокойнее относиться к ряду объективно неудачных результатов. При низком уровне регуляции деятельности характер мотивации испытуемых практически не оказывает влияния на их результативность - она низка как при сильной мотивации к успеху, так и при преобладании мотива избегания неудачи.

М. Ш. Магомед-Эминов (1987), первый среди отечественных психологов, предпринял попытку изучить структуру и механизмы функционирования мотивации достижения. Традиционно в зарубежной психологии проблемы мотивации достижения исследовались в рамках модели «ожиданиях ценность», направленной на предсказание выбора цели. Ученый предложил динамическую модель мотивации, состоящую из четырех структурных компонентов (инициации деятельности, целеобразования, реализации намерения, постреализации), каждый из которых выполняет конкретные мотивационные функции в ходе осуществления деятельности [Магомед-Эминов М.Ш., 1987]

Рассмотрение М.Ш. Магомед-Эминовым мотивации как «сложной многоуровневой функциональной системы, в которой интегрированы воедино аффективные и когнитивные процессы», позволяет преодолеть одностороннюю трактовку мотива достижения, характерную для зарубежных исследователей, как динамического образования, либо как когнитивного, а также позволяет противопоставить трактовке мотивации, как гипотетического промежуточного процесса, взгляд на мотивацию как на психический процесс, регулирующий деятельность конкретного субъекта в актуальной ситуации.

В исследованиях Ю.М. Орлова изучалось влияние мотивации достижения на академические успехи студентов и было экспериментально показано, что в мотивации учебной деятельности студентов познавательная потребность «играет не первостепенную роль, а вторую после потребности в достижении», в то же время обе эти потребности релевантны в учебной деятельности студентов и выступают в качестве ее мотивационной основы. Потребность в познании проявляется в различных мотивах, которые «перекрещиваются» с мотивами достижения, аффилиации, доминирования. Этот факт позволяет путем стимулирования какого-то одного мотива воздействовать на несколько потребностей [Орлов Ю.М., 1976]

В эксперименте, проводимом Р.С. Немовым и Ю.В. Синягиным (1987), оценивалась мотивация достижения и уровень притязаний в связи с проблемой влияния композиции управленческой группы (коллектива) на эффективность ее деятельности. В ходе исследования была выявлена зависимость эффективности групповой деятельности и психологического климата в коллективах от уровня развития мотивации достижения и уровня притязаний их участников, а также от уровня социально-психологического развития управленческих групп. Так, экспериментально показано, что увеличение средне-групповых значений индивидуальной мотивации и уровня притязаний в развитом коллективе повышает эффективность его работы, в особенности при решении творческих задач, способствует созданию в нем благоприятной деловой атмосферы. Аналогичные изменения композиции слабо развитых малых групп могут приводить к снижению их продуктивности и ухудшению психологической атмосферы вследствие обострения межличностных отношений и их влияния на деловые связи и отношения [Немов Р.С., Синягин Ю.В., 1987.]

Ф.Б. Березин исследовал мотивацию в связи с проблемой ее влияния на эффективность психической и психофизиологической адаптации в ситуациях адаптационной напряженности. Эксперименты, проведенные в лаборатории Е.С. Рахаевой с помощью теста Х. Хекхаузена, показали, что суммарная мотивация достижения в ситуациях адаптационной напряженности возрастает главным образом за счет мотивации достижения успеха. Кроме того, при эффективной психической адаптации наблюдается более низкая мотивация избегания неудачи и достоверно более высокая чистая мотивация [Березин Б.Ф., 1988.]

Исследования также показали зависимость между характером мотивации достижения и выбором поведенческих стратегий, решением различной сложности задач эффективного поведения в ситуациях с неопределенным исходом, а также возможность применения концепции мотивации достижения к исследованию процесса адаптации в условиях изменяющейся среды. Учеными экспериментально было выявлено, что с основными тенденциями мотивации достижения (стремление к успеху или избегание неудач) связаны различные поведенческие стратегии. Так, при преобладании мотива достижения успеха в поведении человека отсутствует выраженная тревога по поводу возможных неудач, и наблюдается стремление к осуществлению деятельности в ситуациях, исход которых не может быть заранее определен и зависит от индивидуальных способностей. Для людей с преобладающим мотивом избегания неудачи характерен выбор деятельности, результат которой в меньшей мере зависит от индивидуальных способностей, для них также характерна выраженная тревога в связи с возможными неудачами и потребность избежать ситуации, исход которой представляется неопределенным [Березин Б.Ф., 1988.]

Информация о работе Методы исследования мотивации достижения