Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 08:14, курсовая работа
Цель исследования: анализ методов иследования мотивации достижения.
Задачи:
1) Проанализировать мотивацию стремления к успеху и избегания неудач.
2) Изучить влияние внешней и внутренней мотивации на достижения.
3) Классифицировать различные методы исследований в психологии.
4) Проанализировать экспериментальные и не экспериментальные методы исследований мотивации достижения.
5) Изучить теории мотивации достижения в зарубежной психологии.
6) Проанализировать мотивацию достижения в отечественной психологии.
Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1. Понятие мотивации достижения в психологической литературе…....4
1.1. Мотивация достижений в отечественной психологии……….......4
1.2. Теории мотивации достижения в зарубежной психологии………9
1.3. Внутренняя и внешняя мотивация достижений…………………15
1.4. Мотивы стремления к успеху и избеганию неудач……………..18
Выводы по Главе 1………………………………………………………………25
Глава 2. Классификация методов мотивации достижения……………………26
2.1. Методы исследований в психологии………………………………..26
2.1.1. Не экспериментальные психологические методы……………………………………………………………………...26
2.1.2. Диагностические методы…………………………………………..33
2.1.3. Экспериментальные методы……………………………………….36
2.1.4. Формирующие методы……………………………………………..37
2.2. Не экспериментальные методы исследований мотивации достижения………………………………………………………………...39
2.3. Экспериментальные методы исследований мотивации достижения………………………………………………………………...44
Выводы по Главе 2…………………….…………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….48
Литература…………………………………
Мотивация достижения изучается в социально-психологическом аспекте. Так, М.Л. Кубышкина попыталась рассмотреть мотив достижения в широком социальном контексте как стремление к социальному успеху. В результате исследований было выявлено, что наиболее выраженное стремление к социальному успеху наблюдается в юношеском возрасте по сравнению со зрелым возрастом. Ведущими особенностями людей с высоким уровнем мотива социального успеха является высокая социальная активность и уверенность в себе, высокая общая самооценка, твердая уверенность в своем обаянии. Причем, представительницы женского пола склонны наиболее высоко оценивать свои деловые качества (организованность, предприимчивость, практичность), а представители мужского пола - качества, необходимые общественному деятелю (интеллект, личное влияние, умение ладить с людьми) [Кубышкина М.Л. ,1997.]
М.Л. Кубышкиной выделены и проанализированы основные аспекты мотива социального успеха: стремление к достижению высоких результатов в значимой деятельности и связанных с ними авторитета и уважения; стремление к завоеванию высокого общественного положения, престижа и влияния среди окружающих; стремление к соперничеству, противоборству, конкуренции.
В последние годы отечественные ученые стали больше внимания уделять связи мотивации достижения с профессиональной деятельностью. Так, в исследованиях Е.В. Козиевской изучалась роль мотивации достижения в повышении эффективности профессиональной деятельности госслужащих; место мотивации достижения в структуре профессионализма и значение профессиональной самооценки в развитии мотивации достижения госслужащих. [Козиевская Е.В. ,1998.]
П.Т. Долгов исследовал психолого-педагогические условия формирования и развития мотивации профессионального роста руководителя (на примере образовательных учреждений); изучил психологическую структуру, основные этапы, типы профессионального роста; исследовал роль мотивации достижения в профессиональном становлении специалиста и пришел к выводу, что прогрессивный тип профессионального роста (развитие по восходящей) предполагает наличие у людей высокой потребности в достижении и соответствующий ей - развитый мотив достижения [Долгов П.Т., 1999.]
Таким образом, в настоящее время в отечественной психологии исследования мотивации достижения завоевали достаточно прочное место и привлекают к себе все большее число ученых; идет процесс накопления эмпирического материала, а также осмысление и критический анализ опыта зарубежных коллег.
Мотивация достижения изучается отечественными психологами с разных сторон: исследуются сущность, структура и механизмы функционирования мотивации достижения; изучается мотивация достижения в учебной деятельности; исследуется влияние мотивации достижения на процесс психической и психофизической адаптации; разрабатываются методики для диагностики мотивации достижения и средства для ее измерения.
Мотивация достижения изучается также в социально-психологическом аспекте, как мотив социального успеха, способствующий достижению значимых результатов в деятельности и завоеванию высокого общественного положения. Большое внимание ученые уделяют исследованию роли мотивации достижения в профессиональной деятельности, влиянию мотивации достижения на эффективность деятельности групп, на формирование психологического климата в коллективе, изучается связь мотивации достижения с личностными особенностями (самооценкой, уровнем притязаний, тревожностью и др.).
В заключении, отметим, что если в начале ХХ века психологи объясняли мотивацию преимущественно потребностями, инстинктами и влечениями, то в последние несколько десятилетий мотивацию стали объяснять когнитивными процессами.
1. 2. Теории мотивации достижений в зарубежной психологии
Мотивация достижения - мотивация, направленная на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности (то есть он может быть сопоставлен с другими результатами, используя некоторые стандарты оценки).
Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов в области, которую он считает важной (значимой). В качестве деятельности достижения могут выступать интеллектуальная, спортивная, трудовая деятельность, а также деятельность, направленная на воспитание ребенка, помощь другим или приобретение каких-либо социальных умений. Однако наиболее исследованной остается мотивация достижения в области решения интеллектуальных задач.
Дж. Аткинсоном была предложена концепция мотивации достижения как ожидаемой ценности, в которой мотивация определяется действием двух сил – во-первых, важностью для субъекта данного результата и, во-вторых, его субъективной достижимостью. Скрупулезному изучению этого второго показателя мотивации – ожиданию результата – были посвящены многочисленные исследования представителей когнитивного подхода в психологии.
Хотя Генри Мюррей в 1938 году выделил мотивацию достижения всего лишь как одну из двадцати потребностей. Он определял высокую потребность в достижениях или мотивацию достижений первой особы как стремление выполнить поставленную задачу, овладеть навыками или идеями, добиться поставленной цели и достичь высокого материального и духовного уровней [Майерс Д., 2006.]
В своей работе «Исследования личности» Г. Мюррей определил потребность достижения следующим образом: «Достигать чего-то трудного. Овладевать, манипулировать или организовывать физические объекты, людей или идеи [Гордеева Т., 2002.]
Мотивация достижения является одной из фундаментальных мотиваций человека, без которой невозможно его полноценное развитие. Мотивация достижения имеет наибольшее значение при изучении успешности человека в таких сферах жизни, где преобладают ситуации, связанные с деятельностью, ориентированной на определенный результат, который может быть оценен в соответствии с предметными, индивидуальными или социальными нормами. В современном индустриальном обществе сферами жизни, в которых преобладают ситуации, связанные с деятельностью достижения, являются учебная и профессиональная деятельности.
Когда основные потребности людей удовлетворены, они в разной степени ощущают мотивацию проявлять свои потребности и достигать поставленные цели.
Биологический взгляд на мотивацию - идея о том, что биологические потребности заставляют нас удовлетворять их, - дает только частичное объяснение того, что активизирует и направляет наше поведение. Как голод, так и половое влечение имеет и социальные, и физиологические компоненты. Кроме того, существуют мотивы, которые в отличие от голода и полового влечения не удовлетворяют никакой физической потребности. Миллиардеры стремятся заработать еще больше денег, кинозвезды - стать еще более знаменитыми, политики - добиться еще большей власти, сорвиголовы – ощутить еще больший азарт. Подобные мотивы, похоже, не уменьшаются по мере их удовлетворения. Чем больше мы достигаем, тем еще больше желаем достичь. [Майерс Д., 2006.]
Люди с низкой мотивацией к достижениям склонны выбирать либо очень легкие, либо очень сложные задачи, где неудача маловероятна или, наоборот, очевидна. Люди с высокой мотивацией к достижениям обычно отдают предпочтение умеренно сложным задачам, но связан с их умениями и усилиями.
Рассмотрим пять современных теорий мотивации достижения, авторы которых поднимают различные вопросы, связанные с ее источниками и функционированием (все рассматриваемые теории являются американскими):
1. Атрибутивная теория. Как субъект интерпретирует причины успехов и неудач, с ним происходящих (Б. Вайнер).
2. Теория атрибутивного (объяснительного) стиля. Чем отличаются индивиды с пессимистичным и оптимистичным стилями каузальных атрибуций, и как сказывается выученная беспомощность на успешности деятельности (М. Селигман).
3. Социокогнитивная теория имплицитных теорий интеллекта. Чем отличаются имплицитные концепции такого фактора успешности в продуктивной деятельности как способности и как они связаны с адаптивными и дезадаптивными мотивационными паттернами (К. Двек).
4. Социально-когнитивная теория самоэффективности. Как влияет на мотивацию достижения уверенность субъекта в достижении определенных продуктивных целей (А. Бандура).
5. Теория воспринимаемого контроля (Скинер).
Атрибутивная теория трактует мотивацию исходя из воспринимаемых причин, которые человек использует для объяснения своего успеха или неудачи при выполнении какой-либо конкретной деятельности [Долгов П.Т. Психолого-педагогические условия формирования и развития мотивации професссионального роста руководителя. Дисс. ... канд. психол. наук. - Челябинск, 1999.]
Теоретики атрибутивного подхода опираясь на работы Ф. Хайдера и Дж. Роттера, развили теорию мотивации достижения как ожидаемой ценности, предложенную Дж. Аткинсоном. Они предположили, что ожидания будущих результатов определяются тем, что индивид думает (то есть его представлениями) о причинах успехов и неудач: атрибуция (приписывание) неудачи недостаточным усилиям будет способствовать усилению мотивации достижения, а атрибуция недостатку способностей будет ее уменьшать.
В экспериментальном исследовании Вайнер и Кукла (Weiner, Kukla, 1970) обнаружили, что люди с высокой (результирующей) мотивацией достижения воспринимают успех как связанный со способностями и усилиями, а неудачу как вызванную недостатком усилий. Индивиды с низкой мотивацией достижения полагают, что причиной их успеха является мера трудности задачи (ее легкость) или удача, а причиной неуспеха — недостаток способностей. Эти результаты становятся понятными, если принять во внимание тот факт, что люди с высокой мотивацией достижения склонны оценивать свои способности высоко, а люди с низкой мотивацией достижения, напротив, низко. Опираясь на работы Ф. Хайдера и Дж. Роттера, Б. Вайнер разработал модель каузальных атрибуций, согласно которой причины поведения описываются по двум основаниям: 1) внутренняя или внешняя по отношению к индивидууму; 2) относительно стабильная или нестабильная во времени. Способности являются внутренним и относительно стабильным фактором. Усилия – внутренним, но нестабильным. Трудность задачи – внешняя и относительно стабильная причина, поскольку условия задачи не сильно изменяются во времени, а удача является внешней и нестабильной – можно быть «везучим» в одной ситуации и «невезучим» в другой. Предполагалось, что эти факторы равноправны и что для любого заданного результата один или два фактора будут восприниматься как основная причина. Например, ученик, получивший высший балл по тесту по истории, может приписать его главным образом своим способностям («Мне хорошо дается история») и усилиям («Я очень старался, хорошо подготовился к тесту»), частично – трудности задачи («Тест был не слишком трудным») и совсем немного – везению («Пару вопросов я просто угадал»). Везению обычно придается относительно меньшее значение (см. приложение 1, табл. 1).
Таким образом, исследования каузальных атрибуций внесли ценный вклад в изучение мотивации достижения, но результаты были во многом неоднозначны. Связь между каузальными атрибуциями и такими показателями мотивации как настойчивость, уровень усилий, выбор задач и постановка целей остается неясной.
Мартин Селигман подверг детальному изучению такой важнейший показатель мотивации достижения как адаптивная реакция на неудачи – во всех ее проявлениях, на поведенческом, когнитивном и эмоциональном уровне. Кроме того, если Вайнеру удалось показать роль каузальных атрибуций результата деятельности как важных внутренних предикторов ожидания успеха, то Селигман показал, что опыт длительных неуспехов, встреча с негативными жизненными событиями может выступить надежным внешним предиктором снижения ожидания субъекта относительно его будущей успешности (см. приложение 2, табл. 2).
Теория Селигмана пытается объяснить поведение, направленное на достижения, а точнее его отсутствие, используя конструкт выученной беспомощности. Выученная беспомощность – это психологическое состояние, которое включает нарушения непосредственно в мотивации, а также в когнитивных и эмоциональных процессах, возникающее вследствие пережитой субъектом неподконтрольности. Выученная беспомощность была впервые выделена в лабораторных экспериментах с собаками и описана как результат воспринимаемой животным независимости между его усилиями и последующими успехами/неудачами. В экспериментах Селигмана и его коллег собаки подвергавшиеся вначале слабым ударам тока, которых они не могли избежать, помещались затем в клетки, где их активность могла помочь им избежать неприятных воздействий. Однако собаки, пережившие опыт неизбежного стресса, проявляли удивительно мало попыток справиться с ним в последующем, демонстрируя пассивное поведение. Напротив, собаки, которые могли контролировать ситуацию (избегая болевого воздействия) в первой серии эксперимента, легко учились избегать тока и во второй серии, будучи помещенными в другую клетку и столкнувшись с другой ситуацией. Впоследствии феномен выученной беспомощности разными исследователями был продемонстрирован на кошках, рыбах, мышах и обезьянах-приматах. Но предметом основного интереса к выученной беспомощности был, конечно, человек.
Теория имплицитных представлений о способностях. Кэрол Двек показала, что представления субъекта о себе, своих качествах имеют большое значение для его мотивации: в частности, представления субъекта о собственном интеллекте имеют важное значение для мотивации, направленной на достижения. Она также интегрировала конструкт выученной беспомощности и конструкт целей в модель мотивации достижения. Так же как и М. Селигман, она начала заниматься этой проблематикой в начале 1970-х годов, на школьниках, имеющих проблемы с академической успеваемостью. Следуя идеям теоретиков атрибутивного подхода к мотивации, подчеркивавших роль веры во внутренние факторы для достижения успеха в продуктивной деятельности, Двек предположила, что представления о таком внутреннем факторе как способности могут различаться.
Информация о работе Методы исследования мотивации достижения