Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 08:14, курсовая работа
Цель исследования: анализ методов иследования мотивации достижения.
Задачи:
1) Проанализировать мотивацию стремления к успеху и избегания неудач.
2) Изучить влияние внешней и внутренней мотивации на достижения.
3) Классифицировать различные методы исследований в психологии.
4) Проанализировать экспериментальные и не экспериментальные методы исследований мотивации достижения.
5) Изучить теории мотивации достижения в зарубежной психологии.
6) Проанализировать мотивацию достижения в отечественной психологии.
Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1. Понятие мотивации достижения в психологической литературе…....4
1.1. Мотивация достижений в отечественной психологии……….......4
1.2. Теории мотивации достижения в зарубежной психологии………9
1.3. Внутренняя и внешняя мотивация достижений…………………15
1.4. Мотивы стремления к успеху и избеганию неудач……………..18
Выводы по Главе 1………………………………………………………………25
Глава 2. Классификация методов мотивации достижения……………………26
2.1. Методы исследований в психологии………………………………..26
2.1.1. Не экспериментальные психологические методы……………………………………………………………………...26
2.1.2. Диагностические методы…………………………………………..33
2.1.3. Экспериментальные методы……………………………………….36
2.1.4. Формирующие методы……………………………………………..37
2.2. Не экспериментальные методы исследований мотивации достижения………………………………………………………………...39
2.3. Экспериментальные методы исследований мотивации достижения………………………………………………………………...44
Выводы по Главе 2…………………….…………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….48
Литература…………………………………
1)преобразующий эксперимент,
2)психолого-педагогический эксперимент,
3)формирующий эксперимент,
4)экспериментально-
5)метод поэтапного формирования и т.п.
Основной и главной чертой всех этих методов является, по определению Василия Васильевича Давыдова (1930), "...не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность".
Использование формирующих исследовательских методов связано с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса и выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности испытуемых. По существу, данный исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования всех других методов психологии.
Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.
Формирующий эксперимент это:
1)массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);
2)длительный, пролонгированный эксперимент;
3)эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);
4)эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.
Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых. Именно в силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты входят в особую категорию методов психологического исследования и воздействия. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент.
Итак, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских методов - формирующего эксперимента.
2.2.Неэкспериментальные методы исследований мотивации достижения
Уже в 1938 году Мюррей с коллегами попытались в своей новаторской работе « Исследования личности» не только определить понятие Потребности достижения (n Ach), но и замерить индивидуальные различия силы мотивации посредством своего опросника. Испытуемого просили по шестибалльной шкале оценить своё согласие или несогласие с десятью (в чем-то очень прямолинейными) высказываниями, ориентированными на достижение. Этот опросник, как и его модификация, схожая с Личностным списком предпочтений Эдвардса (A.L. Edwards, 1954) скорее всего, измеряет не мотивационные переменные, а общие культурно-обусловленные оценки способностей человека. Во всяком случае, результаты этого опросника очень слабо коррелируют с поведением, в котором проявляются элементы соревнования с установленными критериями успешности. Следует отметить также его отличие от процедуры контент-анализа, применяющейся при использовании методики ТАТ (тематической апперцепции тест) и не показывающей значимых корреляций с результатами опросника, использующего более или менее прямые самооценочные суждения. Очевидно, что для выявления диспозиций, с помощью которых человек оценивает себя в любой, ориентированной на достижение деятельности, и в своих взаимодействиях со средой необходимо отстраниться оттого, что составляет явную (или культурно-обусловленную) шкалу оценок личного опыта.
Тем не менее, было бы поспешным относить все опросники к методам, не подходящим для измерения мотивации. Используя тщательно подобранные пункты, отражающие различные проявления ориентации на достижение, исследователи (Vuckovich, 1964) обнаружили ряд совпадений с результатами измерения мотивации достижения при помощи метода ТАТ в модификации Хекхаузена. Интересно, что и этот самый случай, когда пункты опросника не отражают никаких явных ценностных социокультурных норм. Например, подобные нормы не дают однозначного ответа, что лучше – ближние или дальние цели, в то время как предпочтение только последних показывает высокую корреляцию с потребностью достижения (n Ach) по ТАТ. Прекрасная валидизация данной работы ещё не была переведена. Шкалы таких опросников, как «Тест тревожности достижений», модификации «Калифорнийского личностного опросника» Х. Гоуха оказались весьма прогностичными в отношении академических достижений. Не так давно Карней выступал с сообщением о получении значимой корреляционной связи между измерениями ТАТ (n Ach) и индексом опросника «Ориентация на достижения», который был составлен из нескольких шкал CPI. Поскольку ТАТ, как выяснилось на примере тестирования, проведенного на студентах, оказался очень чувствителен к ситуативным факторам (к таким факторам, как доминирующая мотивация психолога, тип социального взаимодействия в ситуации обучения, курс студентов), то уровень полученной корреляции колеблется соответственно изменениям тестовых условий. Интересно, что индекс по опроснику Карнея растет в ситуации, когда уровень побуждения к ориентации на достижение повышается посредством инструкции; этот эффект был использован для валидизации процедуры измерения при помощи метода ТАТ.
Экспертная оценка, равно как и данные экспериментального изучения деятельности, не привела, однако, до настоящего времени к окончательному выводу относительно мотивации достижения. Сложности с экспертной оценкой заключаются в достижении имеющей под собой веские основания и общепризнанной договоренности относительно того, какое именно поведение следует рассматривать в качестве индикаторов обсуждаемого мотива. Легко забыть, что деятельность это всегда сложный комплекс множества личностно-специфических факторов, таких, как способности, навыки, когнитивная структура, основанная на прошлом опыте система убеждений, и т.д. В добавление к этим факторам, различия в потенциальной мотивации сглаживаются в своем воздействии на реальную деятельность в явно выраженных условиях побуждения в ситуации теста на достижения.
Айзенк (Eysenk,1960) предложил измерять силу мотивации при помощи величины реминисценции, наблюдаемой после паузы, прерывающей длительное научение какому-либо виду деятельности. Однако этот подход оказался несостоятельным.
Стратегия метода ТАТ, сутью которого является контент-анализ, включает в себя три тактики, направленные на взятие до сих пор неприступной крепости различий в потенциальной мотивации. 1) Испытуемые не знают об истинной цели данного тестирования. В отличие от методов, использующих самооценку, такие факторы, как стеснительность, самообман, неверные интерпретации и «кухонная психология», не играют существенной роли. 2) Внутренние мотивы опыта и поведения испытуемого «прослушиваются» в придуманных историях в виде гораздо более близком к первоначальному, прежде чем они успеют стать менее узнаваемыми благодаря массе психологических факторов и внешних причин, каждая из которых в конечном счете проявиться в поведении. Предпочтение придуманного содержания реальному поведению (по результатам экспертной оценки или по результатам самой деятельности) в качестве средства выявления скрытых мотивов восходит к революционным идеям З. Фрейда . 3) Методика ТАТ представляет большую свободу испытуемому для выбора создаваемых под влиянием побуждающих условий ситуаций взаимодействия личности со средой, приписываемых материалам теста, которые могут быть восприняты и сформулированы наиболее индивидуальным образом. Таким образом, становиться возможным фиксировать множество жизненных ситуаций, поступков, действий, событий, межличностных взаимодействий и т.д. , которые редко можно наблюдать в реальной жизни и еще реже – в лабораторных условиях, с такими небольшими затратами, не говоря уже о сложностях изучения и выявления актуального поведения и переживания на основе сравнения индивидуумов.
Потенциальная мотивация, если она действует как область (или шкала) оценок состояния нормы, может быть выявлена только косвенно, через ситуационные побудители. Если содержание проективной картины ТАТ явно ориентированно на достижение, оно вызывает идею о взаимодействии личности со средой, связанную с достижениями, то есть являет собой объективное состояние побуждения. Последнее создает у испытуемого личностно-специфическое противоречие с его собственным состоянием (ценностными диспозициями). Это противоречие будет проявлено, в зависимости от его величины, в различной степени в придумываемых историях. Если расхождение, предположим, очень велико, (а, следовательно, велик и уровень экспектаций ожиданий), рассказчик, прежде чем завершить ориентированное на достижение действие, тем способом, который он считает значимым для себя, представит людей как испытывающих и проживающих более детальные, яркие события.
Это описание тестовой процедуры, конечно, в лучшем случае, теоретическое упрощение. Так, например, причины, детерминирующие подобное расхождение и приводящие рассказчика к характерному повышению экспектации, такие как ценности, намеком данные в картине, не являются одинаковыми для всех испытуемых, хотя объективно всем испытуемым предоставляются одни и те же тестовые материалы. Разброс данных, таким образом, может быть очень большим, однако это не обязательно ошибка методики, поскольку сама по себе скрытая ценность может зависеть от нормативной ценностной диспозиции испытуемого. Наиболее явная гипотеза заключается в предложении, что содержание картины в сочетании с действиями героев рассказанной истории вызывает расхождение между нормативной мотивацией и актуальной, которое также было бы более или менее характерным для ситуаций, принадлежащих к тем же категориям и в реальной жизни рассказчика.
Однако все не так просто, как кажется. В соответствии с последними данными, выявленными в репрезентативной выборке американцев, исследования в данной области Верофа, Фелда и Крокета (Veroff, Feld & Crockett, 1965), наиболее валидный показатель мотивации получен на историях к картинкам, максимально отличающимся то повседневного рабочего окружения. Так, картинки из жизни «синих воротничков» дают более точную оценку потребности достижения, предсказывающую индекс социальной мобильности для представителей «белых воротничков», и наоборот, картинки о «белых воротничках» лучше работают для синих. Возможно, это происходит потому, что картины, изображающие собственное профессиональное окружение, провоцируют на извлечение банальных историй из обыденной жизни. С другой стороны, наблюдается парадоксальный побуждающий эффект (Meyer, Heckhausen, Kemmler, 1965). Небольшая подгруппа испытуемых описывала как успешные картинки, направленную на демонстрацию неудачи, и чаще, чем остальные испытуемые данной выборки, воображала неудачу, описывая ориентированные на успех образы. Поскольку эта подгруппа состояла из отстающих студентов и в целом демонстрировала гораздо больший страх неудачи, то парадокс такого обратного отношения можно объяснить как реакцию избегания, запущенную скрытыми побудителями в картинках.
Для увеличения эффективности побудители, ориентированные на достижение, должны быть по большей части скрыты, они должны присутствовать только в содержании картинок, а не в инструкции, примерах и т.д. Если побуждение чрезмерно (то есть если на испытуемого давят со всех сторон), то индивидуальные различия в характерном расхождении между нормативным и актуальным состояниями нивелируются, что означает предпочтение внутрииндивидуальных различий, зависящих от ситуаций, за счет исключения из рассмотрения межиндивидуальных различий, основанных на различиях нормативных ценностных диспозиций. На самом деле было показано, что наибольшей различительной способностью метод ТАТ обладает в нейтральных тестовых условиях и с изображениями, включающими замаскированный элемент, дающий намек на достижение. Если было предварительное сильное побуждение, созданное инструкцией, то более слабое побуждение на достижение даст большую различительную способность , чем сильное. Следует помнить, сто большинство ситуаций, в которых человек стремиться сделать предсказание о действиях, нейтральны, то есть ориентированны на задачу. Френч показал, что измерение мотивации в условиях ориентации на задачу имеет наибольшую корреляцию с последующими измерениями мотивации и результатов деятельности, замеренных в таких же ориентированных на задачу условиях. Более того, чрезмерно сильное побуждение может вызвать защитные или избегательные тенденции, как было обнаружено Мак-Клелландом (1953) и др., Скоттом (1956) и Андерсеном (1962), как для мотивации достижения, так и для других мотивов. С другой стороны, не является преимуществом ослабление намека на достижение в изображении до такой степени, когда это может обозначать все, сто угодно; реакция узнавания соревнования, спровоцированная таким образом, может быть использована только для выявления характерного для определенной личности профиля различных мотивов.
Предпринимались попытки доказать, что продуцирование в фантазии ориентированных на достижение сюжетов не дает непосредственной информации об ориентации на достижение в реальном поведении, на скорее играет роль компенсации или замещения. То есть человек, который не может достичь своих целей в реальной жизни, придумывает истории с ярко выраженным сюжетом, относящимся к достижениям, и наоборот. Отмеченные работы – это отдельный случай, и к ним следует относиться осторожно, поскольку их измерения мотивации достижения при помощи ТАТ, как обнаружилось, были несовершенны, если не сказать неудачны (Broverman, Jordan & Philips, 1960). Согласно последним данным, наличие прямой связи между мотивацией достижения и содержанием ТАТ правомерно рассматривать как установленный факт; однако эта взаимосвязь может нивелироваться или даже принять другой знак под воздействием неоптимальных побудительных условий в процессе проведения ТАТ. Обратная взаимосвязь не основана на механизме компенсации или замещения, но скорее отражает прямые ситуационно вызванные сковывающие тенденции, связанные с вызванными мотивами. В качестве примера можно привести уже упоминавшийся парадоксальный эффект побуждений, связанных с изображениями успеха и поражения, в группе «боящихся неудачи» испытуемых. Здесь также стоит упомянуть соответствующие результаты Мейера и его коллег (Meyer et. al. 1965), где слабые ученики реже, чем успевающие ученики, реагировали на изображение неудачи рассказом о поражении, хотя можно было бы предположить обратное, согласно их школьной успеваемости. Более явно обратное соотношение наблюдается в отношении мотивов, внешнее выражение которых контролируется социальными нормами, особенно это касается сексуальных мотивов и агрессии. В подобных случаях содержание ТАТ уменьшается с ростом побуждения. Даже в отношении мотивов оценочно нейтральных, таких, как потребность в сне и пище, чрезмерное их возбуждение вызывает обратный эффект, который Эпштейн (Epstein, 1962)достаточно убедительно интерпретировал как «ориентированное на реальность содержание», служащее выполнению требуемой задачи.
2.3. Экспериментальные методы исследований мотивации достижения
В групповом тестировании обычно используются четыре или шесть изображений. (Atkinson, 1958) Предпринимаются попытки создания нейтральной атмосферы или атмосферы легкого расслабления; крайне важно, что тесты достижения должны проводиться не в любых, а в строго определенных условиях. Время экспозиции изображения – около 20 секунд; затем испытуемому предлагается ответить на следующие 4 вопроса на приготовленном бланке: Что происходит? Что привело к данной ситуации? Каковы мысли и чувства людей? Чем все закончится? На каждый вопрос дается около минуты. Обработка ответов производиться при помощи ключа, определяющего, какой содержательной категории относятся то или иное утверждение, и таким образом оно оценивается в некоторое количество баллов; эти баллы в последствии суммируются и дают окончательную оценку истории, представленной испытуемым. Кроме стимульного материала и стандартизированных условий проведения теста, ключ является наиболее важной, проверенной на надежность и валидность, частью метода.
Информация о работе Методы исследования мотивации достижения