Методы исследования в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:26, практическая работа

Описание

Методы - это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования. Учение о принципах и методах организации и осуществления исследовательской и практической деятельности, которыми руководствуются ученые называют методологией.
Методология (от греч. μεθοδολογία - учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μέθ- + οδος, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος - мысль, причина) учение о системе понятий и их отношений, - система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей.

Содержание

1. Проблема метода исследования в психологии.
2. Основные требования, предъявляемые к организации психологического исследования.
3. Этапы психологического исследования.
4. Классификацию методов психологического исследования

Работа состоит из  1 файл

практическая работа1.docx

— 91.15 Кб (Скачать документ)

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.

Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера–Вебера, Вебера–Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это – попытки построения перцептронов – машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее. Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д.Миллер  Ю.Галантер, К.Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным ж е образом может быть описано и поведение человека.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа. Большое значение приобретает Учет психологического фактора при организации трудовой деятельности людей. В настоящее время психология представляет собой сложную, весьма разветвленную систему наук. Она раскрывает сущность, структуру и функции человеческой психики, раскрывает законы, по которым она развивается в филогенезе и онтогенезе. Объясняет, какую роль в психическом развитии играет врождённое и приобретённое, биологическое и социальное, как соотносится психика и мозг и др. Выделение («отпочкование») различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности и, следовательно, запросов практики. Во-вторых, это происходило, по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих областях.

Современная психология опирается на следующие принципы: детерминизм, единство сознания и деятельности, развития.

Эти принципы являются одной из важнейших основой классификации психологии на отдельные отрасли. Если за основу положить принцип единства сознания и деятельности, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: педагогическая, медицинская, юридическая и т.д. Если за основу положить принцип развития, то можно выделить следующие отрасли: сравнительная, возрастная, специальная. Если в основу классификации положить отношение человека к обществу — принцип детерминизма — можно выделить социальную психологию и психологию личности. Отрасли психологии, рассматривающие естественно- научные основы психической деятельности человека, принято объединять в биологические отрасли.

К ним относятся: психофизиология, нейропсихология, дифференциальная психология (психология индивидуальных различий).

Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.

Методы должны отличаться валидностью и надежностью. Под валидностью имеется в виду такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен. Под надежностью имеются в виду качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода. Система методов объединена наличием общей методологии науки. Каждый этап становления психологии как науки имел свое понимание методов исследования. Исходя из основных методов, часто определяется и предмет психологии. 

 

Требования, предъявляемые к организации психологического исследования

1 Планирование исследования включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать все многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию психической деятельности. Планирование — это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания всего исследования и т.д.

2 Место проведения исследования Должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (по меньшей мере эти влияния необходимо учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.

3-Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых

результатов.

4.Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность.

5.Исследователь (или экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах, от планирования до выводов и рекомендаций.

6.Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Инструкция должна быть четкой, краткой, однозначной.

7.Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

8.Обработка результатов исследования — это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

Основным принципом построения психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов. Важно не только, сколько и какие задачи выполнил испытуемый, главное — как он работал.

 

 Основные методологические принципы, которые необходимо соблюдать при любом методе:

метод должен исходить из диалектико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;-

научный метод психологии должен быть объективным;

соблюдение генетического (эволюционного) принципа;

необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.

 

I  группа — организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

II  группа — эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

III   группа — методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV  группа — интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Для научного наблюдения характерны не простая фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. Для такого наблюдения необходим четкий план.

Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная — где фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности.

Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение .Однако главным методом психологического исследования является эксперимент . Перечислим его достоинства:исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых;исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов;в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции);эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов. В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент делится на :констатирующий, в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества, иобучающий (формирующий), который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характер. обретения.

Идет эксперимент знаний, формирование качеств и т.д.) преодолевается применением метода срезов. Срез — это кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития. Среди психологических методов различают поперечные и продольные срезы.

Поперечные срезы, сводятся к сопоставлению разных групп испытуемых, но не позволяют учесть индивидуальные особенности и проследить, устойчивы или изменчивы с возрастом отдельные свойства личности и как они связаны между собой.

Продольные срезы позволяют проследить изменение отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени, что в итоге помогает изучить личность в ее целостности.

Достоинства тестов состоят в том, что возможно получение сравнимых данных по большим массивам испытуемых.

Трудность использования тестов состоит в том, что не всегда оказывается возможным выявить, как и за счет чего был достигнут полученный в процессе тестирования результат. В западной психологии тесты зачастую используются в целях дискриминации тех или иных групп населения при приеме на работу, в учебные заведения и пр. В психологии тесты используются как научные методы исследования, а также как способы диагностики при профотборе и решении некоторых других задач.

Тесты могут быть:

индивидуальными и групповыми; вербальными и действенными.

Основным принципом построения психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов. Важно не только, сколько и какие задачи выполнил испытуемый, главное — как он работал. Каков характер ошибок?

Этапы психологического исследования

 

 

 

 

Основной  метод

Вариант основного метода

Краткое описание

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

 

 

 

 

 

 

это способ сбора  данных о психологии и поведении  человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

 

Внутреннее (самонаблюдение)

самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

 

Свободное наблюдение

не имеет заранее  установленных рамок, программы, процедуры  его проведения.

 

Стандартизированное наблюдение

заранее определено и четко ограничено в плане  того, что наблюдается.

 

включенном наблюдении

исследователь выступает  в качестве непосредственного участника  того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение

 

Стороннее наблюдение

 не предполагает  личного участия наблюдателя  в том процессе, который он  изучает

Опрос

Устный  

 

 

применяется в тех  случаях, когда желательно вести  наблюдение за поведением и реакциями  человека, отвечающего на вопросы.

 

Письменный опрос

позволяет охватить большее количество людей(анкета)

 

Свободный опрос

перечень задаваемых вопросов и возможных ответов  на них заранее не ограничен определенными  рамками.

 

Стандартизированный

Заранее спланированные темы

Тесты

Тест-опросник

основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных вопросов.

 

Тест-задание

предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает.

 

Проективный тест

предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых.

Эксперимент

Естественный

организуется и  проводится в обычных жизненных  условиях

 

Лабораторный

предполагает создание некоторой искусственной ситуации

Моделирование

Математическое

представляет собой  выражение или формулу, включающую переменные и отношения между  ними.

 

Техническое моделирование

предполагает создание прибора или устройства.

 

Кибернетическое моделирование

основано на использовании  в качестве элементов модели понятий  из области информатики и кибернетики.

 

Логическое моделирование

основано на идеях  и символике, применяемой в математической логике.

Информация о работе Методы исследования в психологии