Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:26, практическая работа
Методы - это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования. Учение о принципах и методах организации и осуществления исследовательской и практической деятельности, которыми руководствуются ученые называют методологией.
Методология (от греч. μεθοδολογία - учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μέθ- + οδος, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος - мысль, причина) учение о системе понятий и их отношений, - система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей.
1. Проблема метода исследования в психологии.
2. Основные требования, предъявляемые к организации психологического исследования.
3. Этапы психологического исследования.
4. Классификацию методов психологического исследования
Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.
Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.
Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера–Вебера, Вебера–Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это – попытки построения перцептронов – машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее. Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д.Миллер Ю.Галантер, К.Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным ж е образом может быть описано и поведение человека.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа. Большое значение приобретает Учет психологического фактора при организации трудовой деятельности людей. В настоящее время психология представляет собой сложную, весьма разветвленную систему наук. Она раскрывает сущность, структуру и функции человеческой психики, раскрывает законы, по которым она развивается в филогенезе и онтогенезе. Объясняет, какую роль в психическом развитии играет врождённое и приобретённое, биологическое и социальное, как соотносится психика и мозг и др. Выделение («отпочкование») различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности и, следовательно, запросов практики. Во-вторых, это происходило, по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих областях.
Современная психология опирается на следующие принципы: детерминизм, единство сознания и деятельности, развития.
Эти принципы являются одной из важнейших основой классификации психологии на отдельные отрасли. Если за основу положить принцип единства сознания и деятельности, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: педагогическая, медицинская, юридическая и т.д. Если за основу положить принцип развития, то можно выделить следующие отрасли: сравнительная, возрастная, специальная. Если в основу классификации положить отношение человека к обществу — принцип детерминизма — можно выделить социальную психологию и психологию личности. Отрасли психологии, рассматривающие естественно- научные основы психической деятельности человека, принято объединять в биологические отрасли.
К ним относятся: психофизиология, нейропсихология, дифференциальная психология (психология индивидуальных различий).
Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.
Методы должны отличаться валидностью и надежностью. Под валидностью имеется в виду такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен. Под надежностью имеются в виду качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода. Система методов объединена наличием общей методологии науки. Каждый этап становления психологии как науки имел свое понимание методов исследования. Исходя из основных методов, часто определяется и предмет психологии.
Требования, предъявляемые к организации психологического исследования
1 Планирование исследования включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать все многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию психической деятельности. Планирование — это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания всего исследования и т.д.
2 Место проведения исследования Должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (по меньшей мере эти влияния необходимо учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.
3-Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых
результатов.
4.Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность.
5.Исследователь (или экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах, от планирования до выводов и рекомендаций.
6.Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Инструкция должна быть четкой, краткой, однозначной.
7.Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).
8.Обработка результатов исследования — это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.
Основным принципом построения психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов. Важно не только, сколько и какие задачи выполнил испытуемый, главное — как он работал.
Основные методологические принципы, которые необходимо соблюдать при любом методе:
метод должен исходить из диалектико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;-
научный метод психологии должен быть объективным;
соблюдение генетического (эволюционного) принципа;
необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.
I группа — организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).
II группа — эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
III группа — методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
IV группа — интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Для научного наблюдения характерны не простая фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. Для такого наблюдения необходим четкий план.
Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная — где фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности.
Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение .Однако главным методом психологического исследования является эксперимент . Перечислим его достоинства:исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых;исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов;в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции);эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов. В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент делится на :констатирующий, в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества, иобучающий (формирующий), который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характер. обретения.
Идет эксперимент знаний, формирование качеств и т.д.) преодолевается применением метода срезов. Срез — это кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития. Среди психологических методов различают поперечные и продольные срезы.
Поперечные срезы, сводятся к сопоставлению разных групп испытуемых, но не позволяют учесть индивидуальные особенности и проследить, устойчивы или изменчивы с возрастом отдельные свойства личности и как они связаны между собой.
Продольные срезы позволяют проследить изменение отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени, что в итоге помогает изучить личность в ее целостности.
Достоинства тестов состоят в том, что возможно получение сравнимых данных по большим массивам испытуемых.
Трудность использования тестов состоит в том, что не всегда оказывается возможным выявить, как и за счет чего был достигнут полученный в процессе тестирования результат. В западной психологии тесты зачастую используются в целях дискриминации тех или иных групп населения при приеме на работу, в учебные заведения и пр. В психологии тесты используются как научные методы исследования, а также как способы диагностики при профотборе и решении некоторых других задач.
Тесты могут быть:
индивидуальными и групповыми; вербальными и действенными.
Основным принципом построения психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов. Важно не только, сколько и какие задачи выполнил испытуемый, главное — как он работал. Каков характер ошибок?
Этапы психологического исследования
Основной метод |
Вариант основного метода |
Краткое описание |
Наблюдение |
Внешнее (наблюдение со стороны)
|
это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. |
Внутреннее (самонаблюдение) |
самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. | |
Свободное наблюдение |
не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. | |
Стандартизированное наблюдение |
заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. | |
включенном наблюдении |
исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение | |
Стороннее наблюдение |
не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает | |
Опрос |
Устный
|
применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. |
Письменный опрос |
позволяет охватить большее количество людей(анкета) | |
Свободный опрос |
перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. | |
Стандартизированный |
Заранее спланированные темы | |
Тесты |
Тест-опросник |
основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных вопросов. |
Тест-задание |
предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. | |
Проективный тест |
предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых. | |
Эксперимент |
Естественный |
организуется и проводится в обычных жизненных условиях |
Лабораторный |
предполагает создание
некоторой искусственной | |
Моделирование |
Математическое |
представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними. |
Техническое моделирование |
предполагает создание прибора или устройства. | |
Кибернетическое моделирование |
основано на использовании
в качестве элементов модели понятий
из области информатики и | |
Логическое моделирование |
основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. |