Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:40, доклад
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания:науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу[1].
В отличие от ранее использовавшихся
методических поурочных разработок,
ориентированных на учителя и
виды его деятельности, технология
предлагает проект учебного процесса,
определяющего структуру и
Методы обучения и их классификация
Существенной составляющей педагогических
технологий являются методы обучения
- способы упорядоченной
В педагогической литературе нет единого
мнения относительно роли и определения
понятия "метод обучения". Так, Ю.К.
Бабанский считает, что "методом обучения
называют способ упорядоченной взаимосвязанной
деятельности преподавателя и обучаемых,
направленной на решение задач образования".
Т.А. Ильина понимает под методом обучения
"способ организации познавательной
деятельности учащихся". (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
В истории дидактики сложились различные
классификации методов обучения, наиболее
распространенными из которых являются:
по внешним признакам деятельности преподавателя
и учащихся:
лекция;
беседа;
рассказ;
инструктаж;
демонстрация;
упражнения;
решение задач;
работа с книгой; (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
по источнику получения знаний:
словесные;
наглядные:
демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм,
моделей;
использование технических средств;
просмотр кино- и телепрограмм;
практические:
практические задания;
тренинги;
деловые игры;
анализ и решение конфликтных ситуаций
и т.д.; (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
по степени активности познавательной
деятельности учащихся:
объяснительный;
иллюстративный;
проблемный;
частичнопоисковый;
исследовательский; (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
по логичности подхода:
индуктивный;
дедуктивный;
аналитический;
синтетический. (См. дополнительный иллюстративный
материал.) (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Близко к этой классификации
примыкает классификация
объяснительно-иллюстративный метод;
репродуктивный метод;
метод проблемного изложения;
частичнопоисковый, или эвристический,
метод;
исследовательский метод. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
В каждом из последующих методов
степень активности и самостоятельности
в деятельности обучаемых нарастает.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения
- метод, при котором учащиеся получают
знания на лекции, из учебной или методической
литературы, через экранное пособие в
"готовом" виде. Воспринимая и осмысливая
факты, оценки, выводы, студенты остаются
в рамках репродуктивного (воспроизводящего)
мышления. В вузе данный метод находит
самое широкое применение для передачи
большого массива информации. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Репродуктивный метод обучения - метод,
где применение изученного осуществляется
на основе образца или правила. Здесь деятельность
обучаемых носит алгоритмический характер,
т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям,
правилам в аналогичных, сходных с показанным
образцом ситуациях. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Метод проблемного изложения в обучении
- метод, при котором, используя самые различные
источники и средства, педагог, прежде
чем излагать материал, ставит проблему,
формулирует познавательную задачу, а
затем, раскрывая систему доказательств,
сравнивая точки зрения, различные подходы,
показывает способ решения поставленной
задачи. Студенты как бы становятся свидетелями
и соучастниками научного поиска. И в прошлом,
и в настоящем такой подход широко используется.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Частичнопоисковый, или эвристический,
метод обучения заключается в организации
активного поиска решения выдвинутых
в обучении (или самостоятельно сформулированных)
познавательных задач либо под руководством
педагога, либо на основе эвристических
программ и указаний. Процесс мышления
приобретает продуктивный характер, но
при этом поэтапно направляется и контролируется
педагогом или самими учащимися на основе
работы над программами (в том числе и
компьютерными) и учебными пособиями.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Исследовательский метод обучения - метод,
в котором после анализа материала, постановки
проблем и задач и краткого устного или
письменного инструктажа обучаемые самостоятельно
изучают литературу, источники, ведут
наблюдения и измерения и выполняют другие
действия поискового характера. Инициатива,
самостоятельность, творческий поиск
проявляются в исследовательской деятельности
наиболее полно. Методы учебной работы
непосредственно перерастают в методы
научного исследования. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Приемы и средства обучения
В процессе обучения метод выступает
как упорядоченный способ взаимосвязанной
деятельности педагога и учащихся по
достижению определенных учебно-воспитательных
целей, как способ организации учебно-
Педагогические средства далеко не сразу
стали обязательным компонентом педагогического
процесса. Долгое время традиционные методы
обучения базировались на слове, но "эпоха
мела и разговора кончилась", в связи
с ростом информации, технологизации общества
возникает необходимость использовать
другие средства обучения, например технические.
К педагогическим средствам относятся:
учебно-лабораторное оборудование;
учебно-производственное оборудование;
дидактическая техника;
учебно-наглядные пособия;
технические средства обучения и автоматизированные
системы обучения;
компьютерные классы;
организационно-педагогические средства
(учебные планы, экзаменационные билеты,
карточки-задания, учебные пособия и т.п.).
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Формы обучения
Форма обучения (или педагогическая
форма) - это устойчивая завершенная
организация педагогического
простые;
составные;
комплексные. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Простые формы обучения построены
на минимальном количестве методов
и средств, посвящены, как правило, одной
теме (содержанию). К ним относятся:
беседа;
экскурсия;
викторина;
зачет;
экзамен;
лекция;
консультация;
диспут;
культпоход;
"бой эрудитов";
шахматный турнир;
концерт и т.п. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Составные формы обучения строятся
на развитии простых форм обучения
или на их разнообразных сочетаниях,
это:
урок;
конкурс профмастерства;
праздничный вечер;
трудовой десант;
конференция;
КВН.
Например, урок может содержать
в себе беседу, викторину, инструктаж,
опрос, доклады и пр. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Комплексные формы обучения создаются
как целенаправленная подборка (комплекс)
простых и составных форм, к ним относятся:
дни открытых дверей;
дни, посвященные выбранной профессии;
дни защиты детей;
недели театра, книги, музыки, спорта и
т.д. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Организационных форм обучения множество,
но, говоря о них, выделяют следующие
группы:
формы организации всей системы обучения
(их еще называют системами обучения);
формами организации обучения являются:
урок,
лекция,
семинар,
зачет,
консультация,
практика и пр.; (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
формы учебной деятельности учащегося
(виды);
формы организации текущей учебной работы
класса, группы. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.
Понятие педагогической технологии
Методологические принципы построения
обучения, обусловленные современными
технологическими моделями
Понятие педагогической технологии
Анализируя имеющуюся картину
состояния научного статуса педагогической
технологии, следует отметить, что:
некоторые авторы рассматривают технологию
обучения между наукой и искусством;
другие авторы связывают технологию обучения
с дидактической функцией проектирования;
известны и подходы, когда технология
обучения определяется как некий профессиональный
инструментарий, предусматривающий всевозможные
технические средства обучения, тогда
технология рассматривается как способ
технизации процесса обучения;
в самом общем виде технологию обучения
определяют как знание о необходимых процедурах
для проектирования новой или несколько
модернизированной практики обучения.
В этом случае технология рассматривается
как применение научных принципов организации
практики обучения. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
В ряде случаев наблюдается стремление
интегрировать эти подходы, тогда
за основу технологии принимаются не
только научные знания, но и деятельность
учителя, которая должна строиться
на научных принципах.
Создавшееся положение в науке не помогает
практике. В реальности мы имеем технологии
в виде методик преподавания, слабость
которых состоит в одностороннем - предметном
обосновании, при этом отсутствуют психологическое
и общедидактическое обоснования. Эффектом
этих методик являются предметные знания,
которые плохо сочетаются с логическими
действиями их выведения, обобщения и
систематизации.
Еще одно негативное последствие состоит
в том, что предметные методики не формируют
умения учащихся переводить знания в действия.
Именно такое положение вещей имеет место
при так называемых традиционных технологиях
профессиональной подготовки учителя,
когда молодой учитель слабо владеет технологиями
в силу их теоретической неосознанности.
А если к этому добавить и недостаточность
оперирования диагностическими приемами
и умением трансформировать имеющиеся
технологии в условиях обучения, то профессиональная
деятельность приобретает исключительно
репродуктивные характеристики.
Технология обучения отражает теорию
обучения, является стратегией и тактикой
действий учителя в зависимости от того,
какой технологический уровень она моделирует.
Технология обучения связана с методами,
но их зависимость может определяться
по-разному в связи с различной трактовкой
метода обучения.
Методологические принципы построения
обучения, обусловленные современными
технологическими моделями
Современные технологические модели
обучения выражают основные методологические
принципы построения обучения - методологию
гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного
проекта организации обучения.
До недавнего времени педагогика располагала
только технологическими указаниями.
Введение гуманистических технологий
относится к 60-м годам XX века в связи с
реформированием американского и западноевропейского
образования.
Многие технологии обучения продолжают
оставаться слабо технологичными, т. е.
не до конца расписанными. В них в основном
преобладают теоретические основы технологий,
деятельностная сторона продолжает быть
либо недостаточно конкретной, либо излишне
привязанной к конкретному учебному предмету.
Ряд технологий касается отдельных сторон
обучения, скажем, задачного подхода в
обучении, либо программированного компьютерного
обучения, либо организации проблемной
структуры обучения. Известны также общие
технологии развивающего обучения.
Итак, проблема типологии педагогических
технологий связана с вопросом о статусе
понятия "педагогическая технология"
в категориальном аппарате педагогики,
таксономии, иерархии технологий по степени
их обобщенности - от методологического
до конкретно-методического уровня.
Исследование этой проблемы связано, прежде
всего, с определением понятия и методологической
сущности технологии обучения.
33. Общение как средство
педагогического
На сегодняшний день основными
формами педагогического общени
монолог;
диалог;
дискуссия;
полилог. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Монолог - форма высказывания без
ориентации на собеседника. Сумма потерь
информации при монологическом сообщении
может достигать 50%, а в некоторых
случаях и 80% от объема исходной информации.
Монологичность в общении воспитывает
людей с малоподвижной психикой, низким
творческим потенциалом. Исследования
же показывают, что наиболее эффективной
формой общения является диалог. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Диалог предполагает свободное владение
речью, чуткость к невербальным сигналам,
способность отличать искренние ответы
от уклончивых. В основе диалога - умение
задавать вопрос себе и другим. Вместо
того чтобы произносить безапелляционные
монологи, гораздо эффективнее преобразовать
свои идеи в форму вопросов, апробировать
их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются
они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует
желание участвовать в общении, обеспечивает
его дальнейшее течение и углубление.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
В диалогических отношениях существуют
две формы диалога:
внутренний;
внешний. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Для возникновения внутренней и
внешней форм диалога необходимо
создание педагогом специальных условий.
При создании условий для внутреннего
диалога можно проектировать ситуационные
задачи следующего характера:
выбор решения из альтернатив;
разрешение проблемных ситуаций;
поиск суждений относительно определенного
факта или явления;
решение задач неопределенного характера
(не имеющих однозначного решения);
выдвижение гипотез и предположений. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Для создания условий внешнего диалога
проектируются:
вопросительный образ общения;
обмен мнениями, идеями, позициями;
дискуссии;
коллективная генерация идей; оппонирование
идей, предложений, доказательств;
полифункциональный анализ идей и гипотез;
творческие мастерские. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Для стимулирования внешнего диалога
заранее предполагается для каждого из
участников:
противоречивость;
возможность оценки;
вопросительность;
возможность выразить свою точку зрения.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проектирование диалогического
общения предполагает установку на открытость
позиций его участников. Если педагог
не занимает открытой позиции, диалог
нарушается и носит искусственный характер,
возникает несогласование формы и внутреннего
содержания общения.
Дискуссией (лат. discusso - исследование, рассмотрение,
разбор) называется такой публичный спор,
целью которого являются выяснение и сопоставления
разных точек зрения, поиск, выявление
истинного мнения, нахождение правильного
решения спорного вопроса. Дискуссия считается
эффективным способом убеждения, так как
ее участники сами приходят к тому или
иному выводу. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Дискуссия в педагогическом процессе
- это обмен мнениями по вопросам в соответствии
с более или менее определенными правилами
проведения и с участием всех или только
некоторых присутствующих на занятии.
При массовой дискуссии все члены, за исключением
преподавателя, находятся в равном положении.
Здесь не выделяют особых докладчиков
и все присутствуют не только в качестве
слушателей. Специальный вопрос обсуждается
в определенном порядке, обычно в соответствии
со строгим или несколько видоизмененным
регламентом занятия, который определяется
преподавателем.
Групповая дискуссия заключается в обсуждении
вопросов специальной выделенной группой
перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения
перед слушателями, она представляет диспут.
Цель групповой дискуссии - представить
возможное решение проблемы или обсудить
противоположные точки зрения по спорным
вопросам. Но обычно она не разрешает спора
и не склоняет аудиторию к какому-либо
единообразию действий.
В групповой дискуссии принимает участие
от 3 до 8 членов, не считая председателя.
Её вариант - диалог - включает только двух
участников. Участники должны быть хорошо
подготовлены, иметь при себе заметки
со статистическими и другими необходимыми
данными. Они должны обсуждать вопросы
непринужденно, в оживленной манере, задавая
вопросы и делая краткие замечания.
Полилог представляет собой обмен мнениями
по какой-либо определенной теме, где каждый
участник высказывает свою точку зрения.
Участники разговора задают друг другу
вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника
или прояснить непонятные моменты обсуждения.
Эта форма общения особенно эффективна
в том случае, если возникает необходимость
разъяснить какой-либо вопрос, осветить
проблему. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Способы обучения