Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:40, доклад
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания:науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу[1].
23. Волевая регуляция поведения человека.
Функцией волевой регуляции
является повышение эффективности
соответствующей деятельности, а
волевое действие предстает как
сознательное, целенаправленное действие
человека по преодолению внешних и внутренних
препятствий с помощью волевых усилий.
На личностном уровне воля проявляется в таких
свойствах, как:
Их можно рассматривать как пер
Волевого человека отличают:
Такие качества развиваются обычно
в онтогенезе несколько позже, чем
названная выше группа свойств. В жизни
они проявляются в единстве с характером,
поэтому их можно рассматривать не только
как волевые, но и как характерологические.
Назовем эти качества вторичными.
Наконец, есть еще третья группа качеств,
которые, отражая волю человека, связаны
вместе с тем с его морально-ценностными
ориентациями:
К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно
отнести те, в которых одновременно выступают
воля человека и его отношение к труду:
деловитость, инициативность. Такие качества
личности обычно формируются только к
подростковому возрасту. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
По мнению В.А.Иванникова, главной психологической
функцией воли является усиление мотивации
и совершенствование на этой основе сознательной
регуляции действий. Реальным механизмом
порождения дополнительного побуждения
к действию является сознательное изменение
смысла действия выполняющим его человеком.
Смысл действия обычно связан с борьбой
мотивов и меняется при определенных,
преднамеренных умственных усилиях.
Волевое действие, необходимость в нем
возникает тогда, когда на пути осуществления
мотивированной деятельности появилось
препятствие. Волевой акт связан с его
преодолением. Предварительно, однако,
необходимо осознать, осмыслить суть возникшей
проблемы.
Включение воли в состав деятельности
начинается с постановки человеком перед
собой вопроса: "Что случилось?" Уже
сам по себе характер данного вопроса
свидетельствует о том, что воля тесным
образом связана с осознанием действия,
хода деятельности и ситуации. Первичный
акт включения воли в действие фактически
заключается в произвольном вовлечении
сознания в процесс осуществления деятельности.
Волевая регуляция необходима для того,
чтобы в течение длительного времени удерживать
в поле сознания объект, над которым размышляет
человек, поддерживать сконцентрированное
на нем внимание. Воля участвует в регуляции
практически всех основных психических
функций: ощущений, восприятия, воображения,
памяти, мышления и речи. Развитие указанных
познавательных процессов от низших к
высшим означает приобретение человеком
волевого контроля над ними.
Волевое действие всегда связано с сознанием
цели деятельности, ее значимости, с подчинением
этой цели выполняемых действий. Иногда
возникает необходимость придать какой-либо
цели особый смысл, и в этом случае участие
воли в регуляции деятельности сводится
к тому, чтобы отыскать соответствующий
смысл, повышенную ценность данной деятельности.
В ином случае необходимо бывает найти
дополнительные стимулы для выполнения,
доведения до конца уже начатой деятельности,
и тогда волевая смыслообразующая функция
связывается с процессом выполнения деятельности.
В третьем случае целью может явиться
научение чему-либо и волевой характер
приобретают действия, связанные с учением.
Энергия и источник волевых действий всегда,
так или иначе, связаны с актуальными потребностями
человека. Опираясь на них, человек придает
сознательный смысл своим произвольным
поступкам. В этом плане волевые действия
не менее детерминированы, чем любые другие,
только они связаны с сознанием, напряженной
работой мышления и преодолением трудностей.
Волевая регуляция может включиться в
деятельность на любом из этапов ее осуществления:
инициации деятельности, выбора средств
и способов ее выполнения, следования
намеченному плану или отклонения от него,
контроля исполнения. Особенность включения
волевой регуляции в начальный момент
осуществления деятельности состоит в
том, что человек, сознательно отказываясь
от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает
другие и реализует их вопреки сиюминутным,
непосредственным побуждениям. Воля в
выборе действия проявляется в том, что,
сознательно отказавшись от привычного
способа решения задачи, индивид избирает
иной, иногда более трудный, и старается
не отступать от него. Наконец, волевая
регуляция контроля исполнения действия
состоит в том, что человек сознательно
заставляет себя тщательно проверять
правильность выполненных действий тогда,
когда сил и желания делать это уже почти
не осталось. Особые трудности в плане
волевой регуляции представляет для человека
такая деятельность, где проблемы волевого
контроля возникают на всем пути осуществления
деятельности, с самого начала и до конца.
Типичным случаем включения воли в управление
деятельностью является ситуация, связанная
с борьбой трудносовместимых мотивов,
каждый из которых требует в один и тот
же момент времени выполнения различных
действий. Тогда сознание и мышление человека,
включаясь в волевую регуляцию его поведения,
ищут дополнительные стимулы для того,
чтобы сделать одно из влечений более
сильным, придать ему в сложившейся обстановке
больший смысл. Психологически это означает
активный поиск связей цели и осуществляемой
деятельности с высшими духовными ценностями
человека, сознательное придание им гораздо
большего значения, чем они имели вначале.
При волевой регуляции поведения, порожденной
актуальными потребностями, между этими
потребностями и сознанием человека складываются
особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал
их так: "Воля в собственном смысле возникает
тогда, когда человек оказывается способным
к рефлексии своих влечений, может так
или иначе отнестись к ним. Для этого индивид
должен уметь подняться над своими влечениями
и, отвлекаясь от них, осознать самого
себя… как субъекта… который … возвышаясь
над ними, в состоянии произвести выбор
между ними"8.
24. Межличностные отношения и их структура.
Взаимодействие человека как личности
с окружающим его миром осуществляется
в системе объективных отношений,
которые складываются между людьми в их
общественной жизни и, прежде всего, в
производственной деятельности.
Объективные отношения и связи (отношения
зависимости, подчинения, сотрудничества,
взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно
возникают в любой реальной группе. Отражением
этих объективных взаимоотношений между
членами группы являются субъективные
межличностные отношения, которые изучает
социальная психология. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Вступая в общение и взаимодействие внутри
группы, люди обнаруживают свои отношения
друг к другу, которые основываются на
двоякого рода связях. В одном случае взаимодействие
может базироваться на непосредственных отношенияхмежду
людьми:
В некоторых конкретных группах, если
в них отсутствуют или слабо
выражены общие, принятые и утверждаемые
всеми членами группы цели, задачи
и ценности (идеалы, убеждения, оценки),
которые могли бы опосредствовать личные
взаимоотношения, подобное взаимодействие
является преобладающим. В другом случае
взаимодействие имеет опосредствованный характер:
взаимоотношения между членами группы
опосредствуются принятыми в ней ценностями
и оценками, важными для всех задачами
и целями совместной деятельности. Этот
тип взаимодействия наиболее характерен
для коллективов, т. е. для такого рода
групп, которые объединяются общими ценностями,
целями и задачами деятельности, значимыми
для группы в целом и для каждого ее члена
в отдельности.
Исследование личности есть всегда другая
сторона исследования общества, общественных
отношений.
Значит, важно с самого начала рассмотреть
личность в общей системе общественных
отношений, каковую и представляет coбoй
общество, т.е. в некотором "социальном
контексте". Этот "контекст" представлен
системой реальных отношений личности
с внешним миром. Проблема отношений занимает
в психологии большое место, у нас в стране
она в значительной степени разработана
в работах Владимира Николаевича Мясищева
(1892-1973) (Мясищев, 1949). Фиксация отношений
означает реализацию более общего методологического
принципа - изучения объектов природы
в их связи с окружающей средой. Для человека
эта связь становится отношением, поскольку
человек дан в этой связи как субъект,
как деятель, и, следовательно, в его связи
с миром роли объектов связи, по словам
Мясищева, строго распределены. Связь
с внешним миром существует и у животного,
но животное, по известному выражению
Маркса, не "относится" ни к чему и
вообще "не относится". Там, где существует
какое-нибудь отношение, оно существует
"для меня", т.е. оно задано как именно
человеческое отношение, оно направлено в силу активности
субъекта.
Но все дело в том, что содержание, уровень
этих отношений человека с миром весьма
различны: каждый индивид вступает в отношения,
но и целые группы также вступают в отношения
между собой, и, таким образом, человек
оказывается субъектом многочисленных
и разнообразных отношений. В этом многообразии
необходимо прежде всего различать два
основных вида отношений: общественные
отношения и то, что Мясищев называет "психологические"
отношения личности.
Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыта определенная субординация различных видов общественных отношений, где выделены:
Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них не просто "встречаются" индивид с индивидом и "относятся" друг к другу, но индивиды выступают как представители определенных общественных групп:
Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность - не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.
25. Образование всеобщая форма развития личности
Образование -
это не только культурный феномен, но и
социальный институт, одна из социальных
подструктур общества. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Содержание
образования отражает состояние общества,
переход от одного его состояния к другому. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В
настоящее время - это переход от индустриального
общества XX века к постиндустриальному
или информационному XXI века. Развитие
и функционирование образования обусловлено
всеми факторами и условиями существования
общества: экономическими, политическими,
социальными, культурными и другими. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Вместе
с тем цель образования - развитие человека,
отвечающего требованиям того общества,
в котором он живет, что находит свое отражение
в связи образования и культуры. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Связь образования и культуры является
наиболее тесной, уже самые ранние стадии
становления института образования связаны
с культом, ритуалом: культура требовала
постоянного воспроизводства. Это не просто
обусловливание, это сущностная взаимозависимость,
что проявляется, в частности, в том, что
одним из основных принципов существования
и развития образования является "культуросообразность".
При этом образование рассматривается,
прежде всего, как социальный институт
с функцией культурного воспроизводства
человека или воспроизводства культуры
человека в обществе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Этот принцип пришел на смену выдвинутому
Я.А. Коменским положению "природосообразности"
обучения. Как полагал Я.А. Коменский, учиться
можно легко, только "идя по стопам природы",
в соответствии с чем и были сформулированы
основные постулаты обучения, отражающие
принципиальные законы природы и человека
как ее части. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Принцип
"культуросообразности", императивно
сформулированный еще А. Дистервегом:
"Обучай культуросообразно!", означает
обучение в контексте культуры, ориентацию
образования на характер и ценности культуры,
на освоение ее достижений и ее воспроизводство,
на принятие социокультурных норм и включение
человека в их дальнейшее развитие. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Культура
понимается как воспроизводящаяся при
смене поколений система образцов поведения,
сознания людей, а также предметов и явлений
в жизни общества. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Продуктивным является понятие типа культуры
(например, архаичной, современной) и положение,
что само определение типа культуры может
быть соотнесено с характером обучения,
образования. Известный этнограф М. Мид
по этому основанию выделяет три типа
культуры:
Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся "образовательным" стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование и характеризуется поиском решения этого противоречия.
26. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.
бразование в первобытном обществе и Древнем мире
В первобытном обществе в результате
усиления разделения труда и расширения
эмпирических знаний постепенно усложнялось
содержание обучения и воспитания детей,
складывались его организационные формы.
Можно сказать, что воспитывала сама жизнь,
так как опыт взрослых был сравнительно
невелик. Обучение и воспитание осуществлялось
вместе с борьбой за выживание и требовало
постоянного усвоения жизненно необходимых
знаний и умений. На этом этапе развития
общества инициация выступила первой
формой передачи культурного опыта.
По мере развития обществ возникают и
первые попытки обобщения теоретических
основ воспитания. Происходит постепенный
переход ко второму типу образования,
когда в условиях накопления культурного
опыта и материальных ценностей происходит
как дифференциация общества на отдельные
социальные группы, так и появление разных
педагогических задач и целей обучения.
Происходит развитие и организационных
форм обучения. Древневосточные цивилизации
дали первые образцы школ, первые представления
об идеале образованного человека. Дальнейшее
развитие теории и практики обучения происходило
в эпоху Античности, Греко-Римской древности.
В эпических поэмах Гомера "Илиада"
и "Одиссея" нашел свое отражение
один из первых педагогических идеалов:
образ совершенного человека, личности
развитой умственно, нравственно и физически.
В воспитательной практике этим идеалом
руководствовались как педагогической
целью. Вместе с тем существовало две модели
обучения и воспитания:
Проблеме обучения и воспитания
большое внимание уделялось древними
философами. В Древней Греции педагогические
идеи высказывал Демокрит, одним из
первых сформулировавший идею о необходимости
сообразовывать воспитание с природой
ребенка.
Теоретиками педагогики были крупные
древнегреческие философы Сократ, Платон,
Аристотель. Сократ стоял у истоков зарождения
эвристического метода обучения, который
был направлен на совместный поиск решения
той или иной проблемы. Платон выдвинул
идею создания систем государственных
школ, признавая тем самым необходимость
контроля образования и воспитания со
стороны государства. Эта идея была развита
и его учеником Аристотелем, внесшим, кроме
того, много нового в проблемы обучения
и воспитания. В частности, он предложил
рассматривать обучение как организованное
в несколько этапов.
Образование в Средние века и в эпоху Возрождения
В период Средневековья происходит
смена педагогического идеала. Мы
говорили о нем, когда разбирали
вопрос об этимологии слова "образование".
Так, по мнению одного из отцов церкви
- Августина Блаженного, цель воспитания
- слияние с богом. Основу воспитательного
идеала составил воспитательный идеал
Нового Завета с его проповедью любви,
кротости, богобоязни. Основной упор в
воспитании делался на религиозно-духовном
развитии человека. Тело, телесное представлялось
источником греха, с которым необходимо
бороться. Идеал гармонично развитого
человека был утрачен, ему на смену пришел
идеал аскета, ищущего в боге избавление
от страданий земной жизни. Представление
об изначальной греховности человека
и попытке воспитателя наставить на путь
истинный сказалось и на методах воспитания
в средневековье: принуждение, наказание.
Педагогический идеал в эпоху Возрождения
нашел свое выражение в идеале рыцарского
воспитания, предполагавшем овладение
различными умениями и навыками, широкой
культурой, высокой нравственности, именно
в нем выражена идея разностороннего развития
личности.
С конца XV века общественная ситуация
в Европе, связанная с появлением абсолютных
монархий, побудила к переосмыслению идеала
воспитания. Человек, ограниченный монархическим
строем, вместо гражданской активности
стал стремиться к уединению, подчинив
себя культу знаний. Первоначальный гуманистический
идеал воспитания разносторонне развитой,
активной личности в эпоху раннего Возрождения
стал превращаться в формальную литературную
образованность. Однако основная линия
развития педагогического идеала этого
времени шла в направлении воспитания
широко образованного и критически мыслящего
человека. Этот идеал отразил в своем творчестве
М. Монтень. Э. Роттердамский выдвинул
один из первых о собственно народном
образовании, провозгласил отношение
к труду мерилом нравственности. В целом
Возрождение поставило человека в центр
мироздания. Гуманизм проповедовал гармоничное
развитие свободной личности, посредством
которой он стремился преобразовать общество,
что унаследовала от него потом эпоха
Просвещения.