Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:40, доклад
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания:науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу[1].
стенические, повышающие жизнедеятельность
организма;
астенические - ослабляющие ее.
Стенический страх заставил лермонтовского
Гаруна бежать быстрее лани, а астенический
страх приводит людей и животных в оцепенение
(что тоже имеет биологический смысл: не
выделяться из фона, казаться неживым).
Эмоции делят также на:
положительные, то есть приятные;
отрицательные, неприятные. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Филогенетически наиболее древними являются
переживания удовольствия и неудовольствия
(так называемый эмоциональный тон ощущений),
которые направляют поведение человека
и животных на сближение с источником
удовольствия или на избегание источника
неудовольствия. У животных и человека
в головном мозге имеются центры удовольствия
и неудовольствия, возбуждение которых
и дает соответствующие переживания.
В экспериментах в мозг крысы вживляли
электрод, с помощью которого раздражали
нервный центр удовольствия. Затем крысу
научили самораздражать этот центр, для
чего она должна была нажимать лапкой
на рычаг, замыкая таким образом электрическую
цепь. Испытываемое при этом крысой ощущение
удовольствия приводило к тому, что она
нажимала на рычаг до двух тысяч раз подряд.
Сходные явления наблюдались и в клинике
нервных болезней, когда по медицинским
показаниям больным людям на длительное
время вживляли в мозг электроды, стимулируя
через них нервные клетки. Возбуждение
участка мозга, вызывающее чувство удовольствия,
приводило к тому, что после сеанса больной
ходил за врачом и просил: "Доктор, пораздражайте
меня еще".
Более сложными являются другие положительные
(радость, восторг) и отрицательные (гнев,
горе, страх) эмоции. Павел Васильевич
Симонов (1926) выделяет смешанные эмоции,
когда в одном и том же переживании сочетаются
и положительные, и отрицательные оттенки
(например, получение удовольствия от
страха в "комнате ужасов").
В зависимости от личностных (вкусов, интересов,
нравственных установок, опыта) и темпераментных
особенностей людей, а также от ситуации,
в которой они находятся, одна и та же причина
может вызывать у них разные эмоции. Например,
опасность у одних вызывает страх, а у
других - радостное, приподнятое настроение.
Влияние опыта, установок восприятия проявляется,
например, у парашютистов в том, что прыжок
с парашютной вышки переживается ими сильнее,
чем прыжок с самолета. Объясняется это
тем, что близость земли в первом случае
делает восприятие высоты более конкретным.
Эмоции различаются по интенсивности
и длительности, а также по степени осознанности
причины их появления. В связи с этим выделяют
настроения, собственно эмоции и аффекты.
15. Мышление
Мышление - психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Мышление невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения.
Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя. Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинными или ложными. Умозаключение — вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах. Различают два основных вида умозаключения: 1) индуктивные (индукция) умозаключение от частных случаев к общему положению и 2) дедуктивные (дедукция) - от общего положения (суждения) к частному случаю.
Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации, классификации. Анализ - разложение целого на составные части.
Синтез - восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существенных связей. Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, явлений, их свойств и выявлении общности или различий между ними. Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное. Обобщение сводится к объединению многих предметов явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация — это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления. Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение частного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существенным признакам. Систематизация — это мысленное расположение множества объектов в определенном порядке. В зависимости от характера познавательной деятельности человека в психологии различают мышление наглядно-действенное, образное и отвлеченное.
Наглядно-действенное мышление проявляется непосредственно в процессе деятельности человека. Образное мышление протекает на основе образов, представлений, которые человек воспринимал и усвоил раньше. Отвлеченное, абстрактное мышление осуществляется на основе понятий, категорий, которые имеют словесное оформление и образно не представляются.
Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами: глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность и некоторые другие.
16. Интеллект, методики его
Характеризуя мышление человека, в
первую очередь подразумевают его инте
Под умственным развитием понимается
совокупность как знаний, умений, так и
умственных действий, сформировавшихся
в процессе приобретения этих умений и
знаний. Наиболее общей характеристикой
уровня умственного развития является
подготовленность функционирования мышления
в пределах возрастного социально-
Достигнутый человеком уровень умственного
развития зависит от его интеллектуальных
способностей. Интеллект (или общая умственная
способность) - не сумма знаний и умственных
операций, а то, что способствует их успешному
усвоению. Если интеллект - это условие
усвоения знаний и умений, то умственное
развитие характеризует в первую очередь
содержание, способы и формы мышления. Интеллект - относительно
устойчивая структура способностей, в
основе которых лежат процессы, обеспечивающие
переработку разнокачественной информации
и осознанную оценку ее. Интеллектуальные качества -
качества личности, предопределяющие
особенности функционирования интеллекта. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Практически диагностика умственного
развития возникла как тестирование интеллекта
и в этом русле развивалась на протяжении
первой половины ХХ века. Стало даже довольно
привычным употреблять показатель по
тесту Стэнфорда - Бине IQ в качестве "обобщенного"
символа интеллекта и уровня умственного
развития. Коэффициент интеллектуальности
(IQ) - количественный показатель, указывающий
на общий уровень развития мышления индивида
по сравнению с выборкой, на которой проходила
стандартизация интеллектуального теста.
Для диагностики
умственного развития используются
тесты интеллекта. Тесты интеллекта - это
группа тестов, предназначенных для оценки
уровня развития мышления (интеллекта)
человека и его отдельных когнитивных
процессов, таких, как память, внимание,
воображение, речь, восприятие.
Специальный анализ, проведенный российскими
психологами (работы Константина Марковича Гуревича, Даниила Борисовича Эльконина, Наталии Федоровны Талызиной и
др.) по проблемам диагностики интеллекта,
привел к формулированию важного вывода
о том, что тесты интеллекта измеряют главным
образом степень приобщенности испытуемого
к той культуре, которая представлена
в тесте, уровень усвоения достижений
этой культуры. При этом сам тест не показывает,
почему один сумел это сделать лучше, чем
другой.
Большинство психологов в настоящее время
признает, что тесты интеллекта измеряют
уровень сформированности некоторых интеллектуальных
навыков, то есть уровень умственного
развития, но не могут диагностировать
вклад природных возможностей (т.е. врожденную
способность, называемую интеллектом)
и обученности индивида в показанный результат.
Тем самым глобальную прогностичность
тестов интеллекта в масштабе всей жизни
нельзя считать доказанной, так как часто
тестируется не потенциал, а результат
развития. Можно только предположить,
что человек будет адекватнее действовать
в тех ситуациях, которые напоминают задания,
представленные в тестах.
В настоящее время для диагностики интеллекта
в психологии наиболее часто употребляются:
17.Воображение
Воображение — это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризуются неопределенностью./2, с.169/
С физиологической точки зрения воображение — это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.
Воображение бывает активным и пассивным. В психологии различают два вида активного воображения: воссоздающее и творческое. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоздает достаточно полно картину ситуации. Творческое воображение — это процесс создания новых образов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Изобретательство, рационализаторство, выработка новых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Воображение может быть и пассивным, уводящим человека от действительности, от решения практических задач. Человек как бы уходит в мир фантазии и живет в этом мире, ничего не предпринимая (маниловщина) и тем самым отдаляясь от реальной жизни. Ценность личности определяется тем, какие виды воображения в ней преобладают: чем более активные и значимые, тем более зрелая личность.
18. Речь
Речь —
это психический процесс
19. Личность как совокупная
Индивид – в понятии выражена родовая принадлежность человека. Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью.
Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей одна из сторон личности.
Академик А.В.Петровский определяет личность как системное сверхчувственное социальное качество. приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризует уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. Личность – системное качество, т.к. охарактеризовать личность можно только увидев ее в системе межличностных отношений в совместной коллективной деятельности.
Структура личности:
1) интериндивидная – сфера ее существования – связи между индивидами, межличностные отношения.
2) интраиндивидная – личность – свойство, присущее самому субъекту, личностное погружено во внутреннее пространство бытия индивида.
3) метаиндивидная – каждый индивид воздействует на других. Характеристики индивида можно искать в других. Личность персонализируется в других людях.
Сферы личности: потребностно-
Проблема
жизненного пути в психологической
науке
Жизненные планы и жизненный сценарий
Проблема жизненного пути в психологической
науке
Проблема жизненного пути человека была
сформулирована в психологии в целях наиболее
полного и адекватного исследования психологических
особенностей личности. Она дополняла
работы, посвященные исследованию структуры
личности, выявлению движущих сил развития
личности, проверке гипотезы о влиянии
личностных особенностей на познавательные
процессы. Проблема жизненного пути была
поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее
- в ряде работ отечественных и зарубежных
психологов.
Осознание необходимости обсуждения в
психологических кругах проблемы жизненного
пути возникло вслед за изменением представлений
о человеке в целом и о личности в частности.
Личность стала рассматриваться двояко:
и как объект, и как субъект жизни. Как
объект жизненного процесса личность
подвергается воздействию условий, событий
жизни, находится под влиянием социальных
отношений, культурных традиций и нравственных
законов. Обладая качеством субъекта жизни,
личность организует и структурирует
свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает
и осуществляет избранное направление.
Обсуждение проблемы жизненного пути
личности ведется с помощью целого ряда
понятий: