Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:40, доклад
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания:науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу[1].
Педагогические идеалы Реформации и Просвещения
В основе представлений Реформации
о воспитании лежал идеал общины,
подчиняющей себе личность. Педагогическим
идеалом Реформации был человек, умеющий
работать совместно с другими людьми,
уважающий физический труд, исповедующий
христианские идеалы, в первую очередь
- общности и трудолюбия.
В эпоху Просвещения, так же как и в эпоху
Возрождения, в связи с утверждением идей
гуманизма появляются концепции целостного
развития личности, с преимущественной
ориентацией на воспитание воли и разума
в человеке, и осуществляются попытки
их реализации:
Эти прогрессивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как Новые школы во Франции, Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии. Сторонники этих течений связывали образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми. Постепенно идея развития целостной человеческой личности, возвращения человека самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится доминирующей в педагогике. Сегодня она определяет содержание современного образования.
Особенности педагогического идеала в русской педагогике
Необходимо сказать об особенностях
педагогического идеала человека, который
существовал в русской
Древняя славянская культура соединилась
благодаря принятию христианства со зрелым
восточным христианством Византии, цели
воспитания в которой отличались от средневековой
концепции западного христианства большим
вниманием к телесным качествам человека.
С самого начала обучение грамоте и обучение
вере воспринимались как единый процесс
- это объясняет сильное влияние практически
до ХХ века церкви на образование в России.
В православной церкви, в отличие от католической,
существовало отрицательное отношение
к рациональному знанию, убеждение, что
знание, "философия" ей не нужны, так
как все истины в высшем воплощении заключены
в Библии, в творениях святых отцов и учителей
церкви. Поэтому главной задачей обучения
и воспитания детей для родителей и педагогов
считалась задача нравственно-религиозного
воспитания.
Сейчас идея всестороннего развития личности
как высшей цели воспитания признается
всем миром. Следует отметить, что при
всем различии педагогических и философских
школ в понимании сущности и процесса
воспитания развитой личности, существует
два педагогических идеала личности:
Очевидно, что цели воспитания в ходе истории человеческого общества соответствовали представлениям людей об идеале человеческой личности. И на сегодняшний день педагогический процесс строится, основываясь на общечеловеческих представлениях об идеальном гражданине своего государства.
27. Философские и психологические концепции образования.
Общие основания современных направлений образования
Как уже понятно из вышеизложенного,
образование и такие
Образовательный процесс, начиная
со второй половины XVIII века, становится
объектом теоретического, не только педагогического,
но и психологического осмысления. Напомним,
что до конца позапрошлого столетия господствовала
ассоциативная теория, в начале XX века
сразу две теории - бихевиоризм и гештальтпсихология
- сформулировали основные положения обучения.
И только во второй половине XX столетия
возникли самостоятельные теории или,
точнее, направления обучения. С начала
столетия на основе этих психологических
теорий формировались определенные направления
и теории обучения.
Все современные направления обучения
могут быть рассмотрены с позиции некоторых
общих оснований.
1. По основанию непосредственности (
2. По основанию принципа сознательности (интуитивизма)
выделяется обучение, соотносимое с характером
освоения опыта. При рассмотрении теорий
обучения, основывающихся на принципе
сознательности, очень важен ответ на
вопрос, что является объектом осознания
учащимися в процессе обучения:
3. По основанию наличия управления образовательным процессом обучение может быть разделено на:
4. По основанию взаимосвязи образования и культуры могут быть разграничены:
5. По основанию связи обучения с будущей
деятельностью может быть выделено знаково-контекстное,
или контекстное, обучение (А.А.Вербицкий)
и традиционное обучение внеконтекстного
типа.
6. По основанию способа организации обучения выделяются
обучение, включающее активные формы
и методы, и традиционное (информационное,
сообщающее) обучение.
Основные типы обучения
В соответствии с названными основаниями традиционное обучение может быть охарактеризовано как контактное (может быть и дистанционным), сообщающее, основанное на принципе сознательности (осознание самого предмета освоения - знания), целенаправленно неуправляемое, построенное по дисциплинарно-предметному принципу, внеконтекстное (в системе высшего образования - без целенаправленного моделирования будущей профессиональной деятельности в процессе учебной).
28. Проблема таксономии образовательных целей.
Таксономия целей образования Б.С. Блума
Одну из первых классификаций (таксономий)
целей образования предложил
американский ученый Б.С. Блум. Ценность
этой работы состоит в том, что она позволяет
разобраться в сложной проблеме целей.
Б.С. Блум предложил две таксономии целей:
В основе его систематизации лежит иерархическая структура: цели, требующие
освоения навыков более высокого уровня
сложности, включают цели, требующие менее
сложной деятельности. Категории навыков
распределены от простых к сложным, от
конкретных к абстрактным.
Приведем краткое изложение целей образования
по Б.С. Блуму.
Когнитивная область.
Аффективная область.
Основной недостаток этой классификации
целей состоит в том, что она
дает классификацию уже имеющихся
в образовании целей, а практика
современного образования в динамично
развивающемся мире требует разработки
обоснованной и конструктивной системы
целей с учетом прогноза о развитии общества
в ближайшем будущем. Кроме того, перед
педагогом стоит задача не только формирования
определенных познавательных умений,
но и развития у обучающегося определенного
эмоционально-ценностного отношения к
жизни.
Но любая, даже самая совершенная, система
целей образования мало поможет на практике,
если не будут известны пути достижения
каждой конкретной цели. Отсюда следует
и другая проблема образовательных целей.
Разработанные к настоящему времени концепции
обучения часто помогают достичь схожих
образовательных целей. В чем тогда должен
быть критерий выбора средства достижения
цели? Не породит ли таксономия целей новые
концепции "ради самих целей"? Не
ограничит ли жесткими рамками творческий
процесс педагога любая таксономия? Возможна
ли гармонизация личностноориентированных
и государственноориентированных целей?
Эти и другие вопросы остаются сейчас
без ответа, так как проблема классификации
целей образования является одной из наименее
исследованной в педагогике и философии
образования.
Не менее сложной задачей является и сам
процесс педагогического целеполагания.
Он требует междисциплинарного синтеза
представлений о ценностях и целях общества,
о смысле человеческого существования,
о сущности самого человека для достижения
системности формулируемых целей, отражение
в них целостной материально-духовной
картины мира, взаимосвязанных между собой
философских, религиозных, научных, культурологических
и других элементов мировоззрения данного
общества. Очевидно, что можно говорить
только о постоянном процессе определения
целей образования обществом, так как
он не может быть эпизодическим, разовым
процессом.
29. Идея непрерывного
образования, его цели,
Содержание и принципы непрерывного образования
Уникальность социально-
Одним из способов решения данной задачи
может выступать реализация концепции
непрерывного образования, в отличие от
прерывного - имеющего свои определенные
временные рамки и конечный, достижимый
результат. Практика показывает, что прерывные
формы обучения не охватывает тот большой
круг задач, которые встают перед специалистами,
исходя из современных требований.
Получение первоначального профессионального
образования может чередоваться с трудом
на основе полученных знаний. Затем трудовая
деятельность может быть прервана и продолжено
обучение на более высоком уровне. Учеба
может также продолжаться без отрыва от
производства.
Прерывистость образовательного процесса
не противоречит идее непрерывного образования.
Непрерывное образование призвано обеспечить
гармоничное развитие каждой личности,
индивидуализировать обучение, воспитать
в каждом человеке осознанную потребность
в повышении уровня знаний. Каждому обучающемуся
должны быть созданы условия для получения
нужных ему знаний. В центре любого этапа
и уровня непрерывного образования и воспитания
поставлен человек, личность со своими
интересами.
Непрерывное образование предполагает
многообразие и гибкость применяемых
видов обучения, его гуманизацию, демократизацию
и индивидуализацию. Важная особенность
непрерывного образования - его устремленность
в будущее, на решение проблем развития
общества на основе использования полученных
профессиональных знаний до получения
высшей квалификации; переподготовку
и переход к более сложной и престижной
профессии.
Для осуществления этой работы надо знать принципы непрерывного образования.
Это система базовых идей, которые необходимо
реализовать в процессе конструирования
системы образовательных учреждений,
сопровождающих человека в различные
периоды его жизни. К числу таковых относятся: