Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:40, доклад
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания:науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу[1].
Теоретические основания принципов непрерывного образования
Принципы непрерывного образования базируются на следующих теоретических положениях:
Профессиональное
самосовершенствование как
Со всей убедительностью и полнотой
своего звучания сегодня заявила о себе
выявленная в отечественной педагогике
и психологии закономерность эффективного
формирования личности с задействованием
ее личных усилий и резервов, а также возможностей
пополнения знаний и умений. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматр
Профессиональное самосовершенствование
как одно из условий непрерывного образования
представляет собой сознательный, целенаправленный
процесс повышения уровня своей профессиональной
компетентности и развития профессионально
значимых качеств в соответствии с внешними
социальными требованиями, условиями
профессиональной деятельности и личной
программой развития. В основе этого процесса
лежит психологический механизм постоянного
преодоления внутренних противоречий
между наличным уровнем профессионализма
("Я-реальное профессиональное") и
некоторым воображаемым (моделируемым)
его состоянием ("Я-идеальное профессиональное").
Источники профессионального самосовершенствования
специалистов находятся в социальном
окружении. Самосовершенствование как
социальный процесс базируется на требованиях
общества и профессии к личности специалиста.
Причем предъявляемые требования должны
быть несколько выше наличных возможностей
конкретного человека.
Только в этом случае возникают предпосылки
к самосовершенствованию в виде внутренних
противоречий в процессе ведущей деятельности
специалиста, результатом разрешения
которых является процесс целенаправленного
развития собственной личности и профессиональных
возможностей. Непрерывное образование
и является одним из способов преодоления
разрыва между идеальным и реальным профессиональным
Я человека.
30. Педагогическая наука и ее структура
Предмет педагогики — целостный педагогический
процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образов
Педагогика содержит разделы:
31. научно-методологические
основы педагогических
На сегодняшний день основными
формами педагогического
монолог;
диалог;
дискуссия;
полилог. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Монолог - форма высказывания без
ориентации на собеседника. Сумма
потерь информации при монологическом
сообщении может достигать 50%, а в некоторых
случаях и 80% от объема исходной информации.
Монологичность в общении воспитывает
людей с малоподвижной психикой, низким
творческим потенциалом. Исследования
же показывают, что наиболее эффективной
формой общения является диалог. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Диалог предполагает свободное владение
речью, чуткость к невербальным сигналам,
способность отличать искренние ответы
от уклончивых. В основе диалога - умение
задавать вопрос себе и другим. Вместо
того чтобы произносить безапелляционные
монологи, гораздо эффективнее преобразовать
свои идеи в форму вопросов, апробировать
их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются
они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует
желание участвовать в общении, обеспечивает
его дальнейшее течение и углубление.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
В диалогических отношениях существуют
две формы диалога:
внутренний;
внешний. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Для возникновения внутренней и
внешней форм диалога необходимо
создание педагогом специальных
условий.
При создании условий для внутреннего
диалога можно проектировать ситуационные
задачи следующего характера:
выбор решения из альтернатив;
разрешение проблемных ситуаций;
поиск суждений относительно определенного
факта или явления;
решение задач неопределенного характера
(не имеющих однозначного решения);
выдвижение гипотез и предположений. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Для создания условий внешнего диалога
проектируются:
вопросительный образ общения;
обмен мнениями, идеями, позициями;
дискуссии;
коллективная генерация идей; оппонирование
идей, предложений, доказательств;
полифункциональный анализ идей и гипотез;
творческие мастерские. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Для стимулирования внешнего диалога
заранее предполагается для каждого
из участников:
противоречивость;
возможность оценки;
вопросительность;
возможность выразить свою точку зрения.
(См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Проектирование диалогического общения
предполагает установку на открытость
позиций его участников. Если педагог
не занимает открытой позиции, диалог
нарушается и носит искусственный
характер, возникает несогласование
формы и внутреннего содержания общения.
Дискуссией (лат. discusso - исследование, рассмотрение,
разбор) называется такой публичный спор,
целью которого являются выяснение и сопоставления
разных точек зрения, поиск, выявление
истинного мнения, нахождение правильного
решения спорного вопроса. Дискуссия считается
эффективным способом убеждения, так как
ее участники сами приходят к тому или
иному выводу. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Дискуссия в педагогическом процессе
- это обмен мнениями по вопросам в соответствии
с более или менее определенными правилами
проведения и с участием всех или только
некоторых присутствующих на занятии.
При массовой дискуссии все члены, за исключением
преподавателя, находятся в равном положении.
Здесь не выделяют особых докладчиков
и все присутствуют не только в качестве
слушателей. Специальный вопрос обсуждается
в определенном порядке, обычно в соответствии
со строгим или несколько видоизмененным
регламентом занятия, который определяется
преподавателем.
Групповая дискуссия заключается в обсуждении
вопросов специальной выделенной группой
перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения
перед слушателями, она представляет диспут.
Цель групповой дискуссии - представить
возможное решение проблемы или обсудить
противоположные точки зрения по спорным
вопросам. Но обычно она не разрешает спора
и не склоняет аудиторию к какому-либо
единообразию действий.
В групповой дискуссии принимает участие
от 3 до 8 членов, не считая председателя.
Её вариант - диалог - включает только двух
участников. Участники должны быть хорошо
подготовлены, иметь при себе заметки
со статистическими и другими необходимыми
данными. Они должны обсуждать вопросы
непринужденно, в оживленной манере, задавая
вопросы и делая краткие замечания.
Полилог представляет собой обмен мнениями
по какой-либо определенной теме, где каждый
участник высказывает свою точку зрения.
Участники разговора задают друг другу
вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника
или прояснить непонятные моменты обсуждения.
Эта форма общения особенно эффективна
в том случае, если возникает необходимость
разъяснить какой-либо вопрос, осветить
проблему. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Способы обучения
Очень часто, говоря о форме обучения,
подразумевают способ обучения. Способы
обучения развивались по мере развития
общества. (См. дополнительный иллюстративный
материал.) К способам обучения можно отнести:
индивидуальное обучение;
индивидуально-групповой способ;
групповой способ;
коллективный способ.
Первым способом обучения было индивидуальное
обучение. Суть его заключалась в том,
что обучаемые общались с учителем один
на один и выполняли все задания индивидуально.
Например, ремесленник, служащий или церковник
брали себе в обучение ученика, который,
живя в их доме, обучался ремеслу или грамоте.
Сегодня индивидуальный способ обучения
используется для "подтягивания"
отстающих учащихся в школе или на занятиях
с репетитором при подготовке к поступлению
в вуз. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Вслед за индивидуальным обучением появился
и индивидуально-групповой способ. Учитель
занимался с группой детей, однако учебная
работа по-прежнему носила индивидуальный
характер, так как дети были разного возраста
и различной подготовки. Учитель вел учебную
работу с каждым учеником отдельно, поочередно
спрашивая у каждого ученика пройденный
материал, объясняя новое, давая индивидуальное
задание. В это время остальные занимались
своими заданиями. При такой организации
обучения дети могли начинать и заканчивать
обучение в любое время года, а ходить
на занятия в разное время дня. В ходе обучения
они приобретали простейшие навыки чтения,
письма и счета. Однако подавляющая масса
детей оставалась необученной. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Уже к концу XVI - началу XVII века как индивидуальный,
так и индивидуально-групповой способ
обучения не отвечали потребностям общества.
Быстрое развитие производства и повышение
роли духовной жизни в обществе повлекли
за собой необходимость создания такого
способа обучения, который позволял бы
обучать основную массу подрастающих
детей. В XVI веке была создана концепция
группового обучения детей, которая нашла
применение в школах Белоруссии и Украины.
Она и явилась зародышем классно-урочной
формы обучения. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Теоретическую разработку классно-урочной
формы блестяще провел Ян Амос Коменский
(XVII век). Он же и широко популяризировал
ее. В настоящее время классно-урочная
форма обучения является преобладающей
во всем мире, несмотря на то, что основные
ее положения разработаны и внедрены около
400 лет назад.
Для этой формы обучения характерны следующие
элементы:
объединение в классы учащихся одинакового
уровня подготовки (распределение учащихся
в классы по возрастам);
постоянный состав класса на весь период
школьного обучения;
работа всех учащихся класса по одному
плану одновременно;
обязательность занятий для всех;
основной единицей занятий является урок;
наличие расписания занятий, перемен,
единого учебного года, каникул. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Несмотря на широкое признание
в мире, классно-урочная форма
обучения не лишена ряда недостатков.
Наиболее существенные из них следующие:
ограниченное количество обучаемых;
ориентированность в основном на среднего
ученика;
высокая трудность обучения для слабого;
торможение развития более сильного учащегося;
невозможность полного учета и реализации
в образовательном процессе индивидуальных
особенностей учащихся. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
В начале нашего столетия в России
появился еще один способ обучения,
который впоследствии был назван коллективным
способом обучения. Основой новой формы
явилась методика работы учащихся друг
с другом. В ходе обучения учащиеся учили
друг друга в парах в процессе так называемого
организованного диалога. Состав пар постоянно
менялся, и поэтому они получили название
пар сменного состава. Учащиеся, изучив
различные темы, объясняли их другим членам
группы и, в свою очередь, выслушивали
их объяснения и усваивали новый материал.
Занятия проводились без уроков и расписания.
Результаты обучения были поразительны
- учащиеся за один год усваивали материал
трех-четырех лет обучения. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)
Полностью на коллективный способ обучения
не перешла ни одна современная школа,
так как не было получено разрешения на
эксперимент. Однако отдельные элементы
этой формы обучения используются во многих
общеобразовательных учреждениях России.
32.Понятия «педагогическая технология», «методика», «методы», «средства», «форма»
Методика и технология
Педагогика давно искала пути достижения
если не абсолютного, то хотя бы высокого
результата в работе с группой
или классом и постоянно
В результате педагогика накопила в своем
арсенале значительное число эффективных
методик. Однако проблемы стабильности
в обучении, а также достижения каждым
учеником высоких результатов остаются
и по сей день. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Очевидно, что совершенствование методик
надо продолжать, но процесс их накопления
и эмпирического (основанного на практике)
отбора должен быть совмещен с выбором
цели и отработкой системы контроля процесса
обучения. Этому и призвана помочь технологизация
процесса обучения.
Поступательное развитие педагогики открывает
большие возможности в поиске новых средств,
форм и методов обучения и воспитания.
В педагогике постоянно появляются новые
подходы и взгляды на организацию процесса
обучения и воспитания. Это наука - реагируя
на все изменения социальных условий и
требований, она создает все новые и новые
подходы и формы.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее
эффективные пути усовершенствования
учебного процесса, повышения заинтересованности
учеников и роста успеваемости учащихся.
В связи с этим стремлением педагогов
повышать качество обучения все настойчивее
звучит призыв к переходу с отдельных
методик на педагогические технологии.
По сравнению с обучением, построенным
на основе методики, технология обучения
имеет серьезные преимущества.
Основой технологии служит четкое определение
конечной цели. В традиционной педагогике
проблема целей не является ведущей, степень
достижения определяется неточно, "на
глазок". В технологии цель рассматривается
как центральный компонент, что и позволяет
определять степень ее достижения более
точно.
Технология, в которой цель (конечная и
промежуточная) определена очень точно
(диагностично), позволяет разработать
объективные методы контроля ее достижения.
Технология позволяет свести к минимуму
ситуации, когда педагог поставлен перед
выбором и вынужден переходить к педагогическим
экспромтам в поиске приемлемого варианта.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)