Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 13:26, реферат
Изучение процесса труда, его роли и значения в развитии общества и отдельной человеческой личности было всегда одной из фундаментальных проблем пауки. Хотя принципиальное решение этой проблемы дано в работах классиков марксизма-ленинизма, задача углубленного исследования некоторых конкретных ее аспектов сохраняется и в настоящее время. Более того, в условиях современной научно-технической революции, когда характер трудовой деятельности людей, их функции и место в производственном процессе постоянно меняются, вопросы изучения труда приобретают особую актуальность. Не случайно, интерес к ним в последние годы значительно усилился, о чем свидетельствует выход в свет ряда книг и монографий по социологии и экономике труда.
Глава П. Психические состояния при монотонной работе
Глава посвящена
рассмотрению и характеристике основных
психических состояний, возникающих
при выполнении монотонной работы:
психического насыщения (пресыщения),
скуки, сонливости, пониженной бдительности.
Основное положение, которое здесь
доказывается, состоит в том, что
при выполнении однообразных трудовых
процессов часто именно воздействие
на психическое состояние
Безусловно,
как и все другие виды физического
и умственного труда, монотонная
работа вызывает состояние утомления,
но оно имеет некоторые
Важная особенность утомления в условиях монотонности заключается также в том, что оно возникает и развивается значительно быстрее, чем при других видах работы. С позиции гипотезы Э. Грандьена (1965), предполагающей существование в таламусе и в различных отделах гипоталамуса специальных центров утомления, данный факт может быть объяснен антагонистическими отношениями между центрами ретикулярной формации и центрами утомления. При монотонной работе утомление (а точнее ощущение усталости как субъективное отражение состояния утомления) возникает быстрее потому, что отсутствие интереса и другие особенности однообразной деятельности снижают активирующее влияние ретикулярной формации. Это приводит к нарушению нервного равновесия в пользу преобладания угнетающего воздействия центров утомления и, как следствие, к появлению субъективного ощущения усталости, которое может возникать задолго до объективных признаков утомления.
В отличие от утомления, как показано в главе, собственно психические состояния, перечисленные выше, подчиняются иным закономерностям. Кроме того, каждое из них имеет свою психологическую специфику, не сводимую к утомлению. Так, наиболее существенной характеристикой насыщения (пресыщения) является то, что оно приводит к «конфликтному» состоянию психики. Хотя утомление и насыщение действительно имеют некоторые общие симптомы (ухудшение качества работы, желание прервать выполняемую деятельность и сделать паузу отдыха), их отличие совершенно отчетливо сводится к следующим основным пунктам:
1) субъективно
переживаемые симптомы
2) утомление
наступает при любой
3) утомлению
можно некоторое время
4) утомление
может быть снято только при
помощи отдыха, психическое же
насыщение легко и быстро
В главе дается критическая оценка экспериментальным данным английского физиолога И. Бармака (1938; 1939), который связывал появление отрицательных психических состоянии при монотонной работе (в частности, состояния скуки) с недостаточной жизненной активностью «побочных», «второстепенных» органов человеческого тела (эндокринных желез, пищеварительной системы и т. д.). Мы показываем, что эти данные, напротив, свидетельствуют о том, что главная причина скуки — в характере выполняемой работы. Скука, как психическое состояние, появляется не вследствие подавления жизненной активности «побочных» органов, а исходит из субъективного отношения к заданной деятельности. Разумеется, любому психическому состоянию, в там числе н скуке, соответствуют определенные физиологические корреляты, но каждое из них имеет и свою психологическую специфику, которая раскрывается в диссертации.
Большое внимание
уделено в главе анализу
1. Теория
утомления. Снижение
2. Теория
«фильтра». Снижение
3. Теория
подкрепления. Она основывается
на том положении, насколько
часто ответные реакции
4. Теория
ожидания. Снижение бдительности
объясняется нерегулярным и
Приведенные
теории проливают определенный свет
на причины снижения бдительности и
позволяют сделать некоторые
практические выводы, касающиеся организации
режимов труда и отдыха для
работ, связанных с длительным наблюдением.
В наших экспериментах было, кроме
того, установлено, что на уровень
бдительности существенное влияние
оказывает характер предшествующих
психических состояний и
Таким образом, утомление — не единственный психофизиологический фактор, влияющий на эффективность труда. В условиях монотонной работы важное значение имеют сопутствующие ей психические состояния, от которых часто зависит и самочувствие человека, и технико-экономические показатели его труда. Следовательно, одна из актуальнейших задач современной психологии и физиологии труда заключается в том, чтобы изучить внутренние механизмы и закономерности развития указанных состояний и научиться активно воздействовать на них. Во второй части диссертации мы показываем, как эта последняя задача может практически решаться.
Глава III. Монотонность и личностные особенности работающих
Многие исследователи (Г. Мюнстерберг, 1914; Г. Винклер, 1922; Н.Д. Левитов, 1924; С. Уайт, 1937; К.К. Платонов, 1970 и другие) пришли к единодушному мнению, что в идентичных производственных условиях не все работающие подвержены влиянию монотонности в равной мере, что существуют люди более и менее предрасположенные к ее субъективному переживанию. В данной главе, опираясь на результаты собственных исследований, а также соответствующие литературные данные, мы рассматриваем роль личностных особенностей, от которых может зависеть подверженность влиянию монотонной работы, а следовательно, и успешность ее выполнения. Анализу и изучению подвергались, в частности, следующие вопросы:
1. чувствительность к монотонности и общий тип личности;
2. чувствительность
к монотонности и уровень
3. типологические
особенности нервной системы
и успешность выполнения
4. пол, возраст и образование при монотонной работе.
Краткие результаты этого изучения излагаются в приводимых ниже положениях.
По первому
вопросу. Хотя говорить о каких-либо
вполне определенных профессионально-
Исследования Ж. Флехнера (1937), С. Уайта (1937), Г. Бартенверфера (1957) и других авторов позволяют сделать вывод, что большую чувствительность к монотонному воздействию обнаруживает тип людей, стремящихся к активному контакту с внешним миром («экстраверты»). Лица же, концентрирующие свое внимание на внутренних переживаниях («интроверты»). подвержены влиянию монотонности в меньшей степени. При объяснении различий в степени подверженности монотонности важное значение мы придаем феномену автоматизации рабочих движений. Имеющиеся данные показывают, что чувствительность к монотонности зависит от такой личностной особенности человека как способность успешно и быстро автоматизировать трудовые действия и навыки. В главе VII мы специально останавливаемся на том, что с этой действительной и безусловной связью, подтвержденной экспериментальными фактами, необходимо считаться при организации монотонных трудовых процессов.
По второму
вопросу. Работы С. Уайта (1929—1937) и других
зарубежных исследователей послужили
основой широко распространенного
мнения, что индивиды с высоким
уровнем интеллекта не приспособлены
к выполнению однообразных и повторяющихся
видов деятельности. Однако доказательства
подобной точки зрения, как мы показываем,
недостаточны и противоречивы. Далеко
не во всех случаях, на которые ссылается
С. Уайт, связь между уровнем
Г. Рин (1947), подробно проанализировавший результаты исследований С. Уайта, также пришел к выводу, что они имеют слишком ненадежную базу для того, чтобы на их основании говорить о закономерном прогнозе относительно стойкости против монотонии. В исследовании П. Смит (1955) была установлена даже противоположная зависимость. Применив такую же методику, как и С. Уайт, она нашла, что в группе работниц - швей, переживающих состояние скуки особенно интенсивно, интеллектуальный уровень в среднем был значительно ниже, чем в группе работниц, подверженных влиянию монотонности в меньшей степени.
Таким образам,
если уровень интеллекта и связан
с чувствительностью к
По третьему вопросу. В советской психологии наибольшее внимание при изучении проблемы индивидуальных различий людей в трудовой деятельности уделялось раскрытию роли типологических особенностей нервной системы (Е. А. Климов, 1969; К. М. Гуревич, 1971 и многие другие). Плодотворность такого подхода при изучении монотонной работы демонстрируют исследования В.И. Рождественской, Э.А. Голубевой, Л.Б. Ермолаевой-Томиной (1969), В.И. Рождественской и И.А. Левочкиной (1972). Авторам удалось показать довольно четкую связь между успешностью выполнения монотонной работы и таким типологическим параметром личности как «сила — слабость» нервной системы. Они установили, что продуктивность выполнения несложной, но отличающейся однообразием, умственной работы выше у лиц со слабой нервной системой. Однако в литературе отмечается и противоположная зависимость. Так, в опытах В. Н. Пушкина и М. М. Филатовой (1967), где использовалась другая модель монотонной деятельности, более высокий уровень работоспособности и бдительности наблюдался, напротив, у испытуемых с сильной нервной системой.
Очевидно, в
реальных производственных условиях связи
между типологическими