Монотонность ,пути и методы преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 13:26, реферат

Описание

Изучение процесса труда, его роли и значения в развитии общества и отдельной человеческой личности было всегда одной из фундаментальных проблем пауки. Хотя принципиальное решение этой проблемы дано в работах классиков марксизма-ленинизма, задача углубленного исследования некоторых конкретных ее аспектов сохраняется и в настоящее время. Более того, в условиях современной научно-технической революции, когда характер трудовой деятельности людей, их функции и место в производственном процессе постоянно меняются, вопросы изучения труда приобретают особую актуальность. Не случайно, интерес к ним в последние годы значительно усилился, о чем свидетельствует выход в свет ряда книг и монографий по социологии и экономике труда.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 73.47 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, режимные моменты рабочего дня (гимнастика, перерывы, действие сторонних раздражителей) оказываются эффективными только в  том случае, если их характер и местоположение строго учитывают соответствующие  «критические моменты» трудового процесса, выявить которые позволяет анализ динамики работоспособности и изучение психофизиологических сдвигов в  организме работающих. Вот почему без необходимых научных данных указать точное время расположения режимных моментов на том или ином конкретном производстве невозможно, однако, общее правило состоит здесь в том, что при монотонной работе их должно быть больше, чем при другой.

В-третьих, учитывая психологическую специфику монотонного  труда, выражающуюся в том, что он вызывает появление на различных  временных этапах работы отрицательно влияющих на деятельность психических  состояний, необходимо не оставлять  «режимных пустот» в структуре  рабочего дня. Важно, чтобы в течение  каждого часа работы трудовая деятельность или прерывалась для отдыха и  гимнастики, или вводился какой-либо из сторонних раздражителей (музыка, чтение и т. д.), положительно влияющий на эмоциональное состояние работающих.

Опыт нашей  работы показал, что соблюдение названных  условий помогает добиться как лучших показателей функционального состояния  различных систем организма и  лучшего самочувствия работающих, так  и более высокого уровня производительности труда.

Глава VII. Психологические факторы преодоления монотонности труда

Трудовая  деятельность человека подчиняется  не только определенным физиологическим  закономерностям, но и в не меньшей  степени (если не в большей)—психологическим. Отсюда следует, что в системе мер борьбы с монотонностью труда важное место должны занимать и собственно психологические методы. В этой связи в главе намечаются и рассматриваются два основных пути борьбы с монотонностью труда: 1) психологическое стимулирование трудовой деятельности; 2) соблюдение необходимых психологических принципов в практике проектирования содержания и структур производственных операций.

Известно, что  на современном производстве ввиду  чрезвычайно высокого уровня разделения труда и дробности выполняемых  операций общая цель работы часто  бывает недостаточно хорошо ясна исполнителю. Естественно, что рабочий в таких условиях проявляет слабый интерес к непосредственно выполняемой им «частичной» операции, а единственными побудительными мотивами к деятельности выступают для него не психологические,

а определенные социально-зкономические факторы (например, возможность заработка). Это неизбежно снижает общий уровень мотивации и отрицательно сказывается на количественных и качественных показателях труда.

Полученные  нами данные показывают, что при  монотонной работе большое значение имеет создание системы побуждений человека к эффективному труду (внешних  стимулов и внутренних мотивов деятельности), мобилизующих физиологические и  психологические ресурсы организма. В специальной литературе (В.М. Шепель, 1969) освещались некоторые общие вопросы стимулирования труда. Однако можно выделить и ряд таких способов и приемов, которые позволяют усилить психологическую стимуляцию именно в условиях монотонного труда. Один из них — постановка промежуточных производственных целей.

Смысл указанного приема заключается в том, что  для усиления психологической стимуляции вводятся определенные внешние побудители, которые осознаваясь работающими как своего рода промежуточные цели трудового процесса, превращаются в важные внутренние мотивы деятельности. Эти цели могут быть самыми различными в зависимости от специфики конкретного производственного процесса. Например, даже простое разделение дневного задания на отдельные небольшие части (порции, блоки), позволяющее рабочему выделить промежуточные «вехи» в своей деятельности, положительно сказывается на его состоянии и работоспособности.

Прием постановки промежуточных целей был успешно  использован нами при организации  труда щипальщиц слюды. Для ослабления влияния монотонности мы предложили всю дневную норму слюды-полуфабриката разбивать на отдельные часовые порции с таким расчетом, чтобы работница ясно видела объем сырья, который необходимо перерабатывать в течение каждого часа. Приняв во внимание нормальный, естественный ход развития работоспособности в динамике дня и учитывая индивидуальные особенности обследованных щипальщиц, мы со ставили для каждой из них почасовой график выработки продукции, который как бы задавал определенный темп и интенсивность труда на отдельных временных отрезках рабочего дня.

После трех месяцев  опытной проверки, на протяжении которых  велись постоянные хронометражные наблюдения и проводилось психофизиологическое обследование, было установлено, что переход на новые условия работы привел к положительным изменениям. Так, статистическая обработка материалов контрольных наблюдений показала, что среднеквадратическое отклонение (а ) сменной выработки (вычислявшееся на основании данных о выработке готовой продукции за каждый получасовой период) составило 0,25 г. при коэффициенте вариации С = 11%. При старой же организации труда указанные показатели характеризовались соответственно величинами: s = 0,35 г, С = 19,7%. Эти цифры отразили значительно возросший уровень ритмичности работы. Особенно следует отметить тот факт, что разделение дневного задания на отдельные часовые порции, зримо обозначив реальные промежуточные цели в трудовом процессе, привело к улучшению общего психического состояния работающих.

Как показал  анализ данных психофизиологического  обследования и материалы анкетного  опроса, в новых условиях работы уменьшилась утомляемость и нервное  напряжение щипальщиц, возрос интерес к трудовой деятельности, а, главное, перестало возникать и остро переживаться состояние пресыщения. Следовательно, можно сделать вывод, что монотонная работа приводит в отдельных случаях к психическому пресыщению, а также к состоянию скуки, не столько потому, что деятельность повторяется, сколько потому, что она вызывает у человека ощущение «топтания на месте», «движения но кругу». Постановка же промежуточных производственных целей, несомненно, препятствует этому, так как позволяет работающему яснее и четче осознать не только общую цель своего труда, но и ряд предварительных ступеней в продвижении к ней. Когда мы в порядке расширения нашего практического опыта перевели на почасовой график группу щипальщиц. систематически не выполнявших норм выработки, то спустя полтора месяца большинство из них стали устойчиво выполнять нормы. В результате производительность труда только за счет внедрения почасового графика повысилась в среднем на 3— 5%. В настоящее время на новый порядок работы переведены все цеха фабрики, в которых производится щипка слюды.

Аналогичное стимулирующее воздействие на трудовую деятельность оказывает обеспечение  рабочих текущей информацией. В  главе показано, что осведомленность  исполнителя о ходе выполнения планового  задания повышает работоспособность  и ослабляет монотонность труда. Превращаясь из внешнего по отношению к работе фактора во внутренний организующий стимул, текущая информация позволяет отчетливее видеть приближение к конечной цели и устраняет предпосылки для субъективною переживания однообразия работы в виде пресыщения или других отрицательных психических состояний. Отсюда следует, что при организации трудовых процессов очень важно тем или иным путем доводить до сознания работающих сведения о динамике выполнения дленного задания. В связи с этим встает актуальная практическая задача разработать и внедрить на предприятиях, где сохраняется монотонный труд, специальные регистрационные приборы. которые бы давали рабочему возможность оценивать в каждый данный момент результаты своей деятельности в натуральных показателях или в показателях затраченного времени.

Большие возможности  для психологической трудовой деятельности открываются также в результате использования различных социально-психологических  факторов. В главе, в частности, раскрывается роль хороших взаимоотношении в  производственном коллективе, здорового  «психологическою климата», участия рабочих в управлении производством и других социально-психологических факторов.

Далее подробно рассматриваются основные психологические  принципы проектирования содержания и  структур производственных операций, соблюдение которых способствует преодолению  монотонности труда. Первый принцип  — сохранение смысловой и структурной  завершенности операций. Его значение подтверждается данными нашего лабораторного  эксперимента, в котором испытуемые, работая на конвейере, выполняли  разные по степени смысловой и  структурной завершенности монотонные операции. Было установлено, что при  выполнении операции, лишенной смысловой  завершенности, уже через полчаса  после начала опыта возрастает длительность трудовых действий, развиваются нежелательные  функциональные сдвиги в нервной  системе, испытуемые начинают жаловаться на сонливость, скуку, высказывают желание прекратить работу. Напротив, при выполнении операции, организованной в смысловую структуру, испытуемые успешно доводят работу до конца, проявляют к пей определенный интерес, сохраняют высокий уровень работоспособности и не переживают отрицательных психических состояний.

В главе показано, что и при организации реального  производственного процесса всегда можно изыскать те пли иные возможности  для «психологической рационализации»  трудовой деятельности. В частности, практика совмещения и чередования  операций позволяет подбирать для  каждого рабочего такие трудовые комплексы, которые оказываются  оптимальными не только с производственной точки зрения, но и с психологической.

Второй принцип  — обеспечение условий для  автоматизации трудовых навыков. Проводившиеся  нами исследования и практические наблюдения говорят о том, что при организации  монотонных видов труда необходимо предусматривать возможность полной автоматизации трудовых навыков, входящих в структуру той или иной производственной операции. В прямой зависимости от этого находится эффективность  использования так называемых личностных средств борьбы с монотонностью труда. Природа человека такова, что при выполнении простой, однообразной работы он сознательно, а в отдельных случаях и бессознательно, стремится ослабить отрицательное ее воздействие на слою психику, применяя самые различные приемы: замедление или ускорение темпа работы, разговоры, мысленное отвлечение, переключение внимания на другие объекты и т. д. В главе показано, что автоматизация навыков обеспечивает психологический переход от состоянии «связанности» с работой к состоянию «свободы» внимания. Эго позволяет работающему переключать сознание на решение более сложных задач, связанных с достижением лучшего качества и высшей производительности труда.

Третий принцип  сохранение достаточно высокого «энергетического уровня» операции. Специальные исследования привели нас к выводу, что отрицательные  психические состояния (скука, пресыщение, сонливость и т. д.) появляются при  выполнении тех монотонных операции, которые в силу своего невысокого энергетического уровня и большой  повторяемости не стимулируют функциональной активности организма. Наоборот, эти  состояния, как правило, не возникают, если работа, даже монотонная, характеризуется  достаточно интенсивными энергозатратами, поддерживающими функциональную дееспособность организма на более высоком уровне.

В реальной производственной деятельности человека подобные ситуации встречаются довольно часто. Мы имитировали  их в лабораторном эксперименте. Результаты опытов показали, что наиболее удовлетворительные условия работы создаются в том  случае, если при выполнении операции рабочий потребляет в среднем 500 мл/мин кислорода и расходует 2500 кал/мин энергии. Это, видимо, тот  «энергетический минимум», который  необходим при физической работе для поддержания активного тонуса центральной нервной системы, а следовательно, и нормального психического состояния работающих. Отсюда следует, что при рациональном проектировании структур и содержания производственных операций можно в известной мере предотвратить ряд нежелательных последствий монотонной работы, в частности, избежать появления некоторых психических состояний которые неблагоприятно воздействуют на самочувствие и работоспособность человека.

Глава VIII. Роль некоторых организационно-технических мероприятий в ослаблении монотонности труда

Объективная основа монотонности, как мы пытались показать в первой главе, заключается  в самом характере выполняемых  производственных операций. Следовательно, кардинально решить проблему борьбы с нею нельзя, не меняя содержания труда как такового. А это значит, что различным инженерно-техническим  мероприятиям, ставящим своей целью  преобразование и улучшение производственно-технологической  основы трудовой деятельности, также  должно быть уделено серьезное внимание. Описанию и психофизиологическому  обоснованию некоторых из них  и посвящена последняя глава  диссертации.

Совершенствование технологии, внедрение в производство повой техники, машин и приспособлений приводят не только к упрощению работы и ее крайней специализации, но и  создают определенные объективные  предпосылки для расширения сферы  индивидуального труда. Эта тенденция  к своеобразной интеграции труда  находит свое конкретное выражение  в проведении таких организационно-технических  мероприятий, получающих все более  широкое распространение, как укрупнение и совмещение работ и операций. На опыте ряда предприятий мы показываем, что укрупнение операций имеет не только производственное, но и психологическое  значение. Оно делает труд более  содержательным, уменьшает повторяемость  однотипных трудовых действии и, в результате, снижает монотонность. Сравнивая динамику психофизиологических показателей у одних и тех же рабочих до и после укрупнения операций, мы убедились, что в последнем случае функциональное состояние организма работающих значительно улучшается.

Информация о работе Монотонность ,пути и методы преодоления