Монотонность ,пути и методы преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 13:26, реферат

Описание

Изучение процесса труда, его роли и значения в развитии общества и отдельной человеческой личности было всегда одной из фундаментальных проблем пауки. Хотя принципиальное решение этой проблемы дано в работах классиков марксизма-ленинизма, задача углубленного исследования некоторых конкретных ее аспектов сохраняется и в настоящее время. Более того, в условиях современной научно-технической революции, когда характер трудовой деятельности людей, их функции и место в производственном процессе постоянно меняются, вопросы изучения труда приобретают особую актуальность. Не случайно, интерес к ним в последние годы значительно усилился, о чем свидетельствует выход в свет ряда книг и монографий по социологии и экономике труда.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 73.47 Кб (Скачать документ)

Такое же важное значение имеет и совмещение производственных функций на основе овладения вторыми и смежными профессиями. Практическая задача состоит здесь в том, чтобы определяемые для совмещения комплексы профессий и операций были целесообразны как с производственно-экономической, так и с психофизиологической точки зрения. Мы считаем, что рассмотренные в главе V основные положения о чередовании операций на конвейере (проведение тщательного психофизиологического анализа, подбор взаимно компенсируемых трудовых комплексов и др.) в полной мере могут быть перенесены и на решение вопросов, связанных с организацией системы совмещения профессий.

Кроме того, при организации системы совмещения необходимо придерживаться следующих  общих правил, установленных в  исследованиях и проверенных  на практике: I) совмещаемые работы должны изменять степень загруженности  различных органов и систем организма; 2) целесообразно менять трудовые процессы с преобладанием физических компонентов  на деятельность, где доминируют интеллектуальные операции, и наоборот; работу, связанную  с напряжением органов зрения, на деятельность, требующую участия  других сенсорных систем и т. д.; 3) совмещаемые операции по своей физической интенсивности должны быть менее  тяжелыми, чем основные, однако, в  тех случаях, когда работа отличается ярко выряженной монотонностью и  невысоким энергетическим уровнем, полезна смена с меньшей на большую интенсивность; 4) совмещаемые трудовые комплексы должны обеспечивать работу с участием мышц-антагонистов, а также поочередную сменность позы сидя и стоя; 5) при наличии статических компонентов в выполняемой деятельности необходимо ее сочетание с трудовым процессом, позволяющим компенсировать статическое напряжение умеренной динамической нагрузкой. Соблюдение указанных правил обеспечивает производственную эффективность совмещения профессии и одновременно способствует снижению уровня монотонности.

Большое значение при организации однообразных трудовых процессов имеет вопрос выбора и  установления адекватного темпа  и ритма работы. В научной литературе сложились на этот счет две совершенно определенные, но противоречивые точки  зрения. Одни авторы (Г. Дюкер, 1931: Ж. Фридман, 1952: О. Граф, 1955) отдают предпочтение свободному, самостоятельно регулируемому темпу работы, другие (Г. Закс, 1920; Б. Федоришин, 1966; В. Лоос, 1969), напротив - заданному (принудительному). Наши исследования показывают, что в определенных разумных границах заданный темп при выполнении монотонных операций способствует не только поддержанию высокого уровня работоспособности исполнителей, но и более благоприятно скапывается на их психическом состоянии. Полученные нами экспериментальные данные говорят о том, что если заданный темп обеспечивает сохранение микропауз в пределах 15 — 18% от собственно оперативного времени, он не выступает в качестве очень жесткой детерминанты трудовых действий и позволяет проявиться всем положительным результатам ритмизации. Организм человека обладает довольно широкими возможностями усвоения внешнего ритма. При указанной длительности микропауз все рабочие, независимо от их индивидуальных особенностей, успешно «входят» в заданный ритм. А это значит, что какая-либо «дисгармония» индивидуального и заданного темпов, о которой пишут некоторые авторы, исключается.

Само собой  разумеется, что если заданный темп настолько высок, что оптимальное  соотношение между рабочим временем на операцию и временем микропауз нарушается в сторону уменьшения продолжительности последних, а тем более их полной ликвидации, то естественная динамика работоспособности существенно искажается, ритм нарушается, а самочувствие работающих ухудшается. Именно поэтому мы и включили показатель темпа в число объективно-технологических критериев монотонности труда. Однако общий вывод, который вытекает из наших наблюдений и лабораторных исследований, сводится к тому, что использование на монотонных производственных процессах заданного темпа предпочтительнее свободного. Этот вывод базируется на следующих фактах:

1) оптимальный  заданный темп, обеспечивая более  благоприятные условия для автоматизации  движений, создает тем самым лучшие  возможности для использования  «личностных» средств борьбы  с монотонностью;

2) он способствует  поддержанию ритмичности трудовых  действий и меньшей напряженности  внимания;

3) работа  в условиях заданного темпа  не требует от исполнителя  при выполнении каждой последующей  операции начального трудового  импульса, вследствие чего она  осуществляется при меньших волевых  усилиях и меньшем общем напряжении.

В главе показано далее, что для преодоления однообразия  в работе имеют определенное значение и некоторые компоненты внешнего окружения, определяющие, наряду с другими  факторами, характер общих условий  труда на рабочем месте. Сюда мы отнесли  температуру окружающей среды, цветовой интерьер, возможность дополнительных физических движений и побочной деятельности, вариации трудового процесса и другие компоненты. Роль каждого из них  подробно анализируется под углом  зрения изучаемой проблемы, на основе чего формулируются практические рекомендации, использование которых может  способствовать уменьшение монотонности труда.

И, наконец, в  главе приводятся дополнительные данные по вопросу рационального проектирования содержания и структур производственных операций. Обосновывается, в частности, психофизиологический принцип, согласно которому «порог дробности» того или иного технологического процесса (например, в условиях поточно-конвейерного производства) должен допускать не более 100— 150 повторений операции в течение каждого часа работы при длительности трудового цикла не менее 30—40 сек. Этот принцип, как и рассмотренные в главе VII, должен дополнять инженерно-технологические и экономические критерии, на которые опираются при решении вопросов, связанных с разделением труда или его интеграцией.

В заключении диссертации подводятся основные итоги проделанного исследования. Обращается внимание на то, что ряд поставленных и в какой-то степени решенных в ней проблем (о сущности и влиянии монотонности на организм и личность работающего, о роли психических состояний при выполнении однообразных трудовых процессов, о критериях монотонности труда и другие) позволяют подойти к практической разработке мер, направленных на преодоление или нейтрализацию отрицательных последствий расчлененного труда. В этой связи мы и предприняли попытку определить и обосновать некоторые психофизиологические и организационно-технические мероприятия, использование которых приносит несомненную пользу как в плане борьбы с монотонностью работы, так и в плане улучшения общих условий труда на производстве. Наш опыт показывает, что, несмотря на определенные объективные трудности, их проведение может стать делом практически вполне доступным для каждой лаборатории или группы НОТ.

Вместе с  тем, необходимо подчеркнуть, что решение  постоянно возникающих прикладных вопросов НОТ требует интенсивного развертывания новых исследовании в области психологии и физиологии труда. Причем, ныне все отчетливее обнаруживается потребность в комплексном подходе к проблеме человек — трудовая деятельность. Наметившиеся в настоящее время тенденции позволяют предполагать, что должна быть создана целостная, синтетическая наука о человеке и его развитии в условиях современного научно-технического прогресса. Это диктуется всем ходом общественного развития и той ролью, которую играет производственно-трудовая деятельность в жизни общества и в развитии отдельной личности.

Труд —  основная сфера проявления сущностных сил человека. Следовательно, важнейший  фактор развития личности работника  — преобразование технической основы трудовой деятельности, повышение ее содержательности, насыщение творческими  элементами. Именно таков путь к  превращению труда в первую жизненную  потребность человека. Сейчас мы уже  можем говорить о том, что определились два основных направления в решении  этой кардинальной задачи: первое - постепенный  переход от неполной частичной автоматизации  производственных процессов к всесторонней и полной; второе — всемерная оптимизация и гуманизация существующих еще расчлененных форм труда. От успешности научной и практической работы в указанных направлениях зависит и окончательное решение проблемы монотонности.

В своем исследовании мы уделили большее внимание вопросам, связанным с научной организацией существующих расчлененных форм монотонного  труда. Однако немало частных проблем  встает и на пути реализации первого  направления, потому что сама по себе автоматизация, как мы показали в диссертации на ряде примеров, еще не создает такой организации производства, при которой человек с неизбежностью получает радость в труде и глубокое внутреннее удовлетворение от итогов рабочего дня. Вот почему так важен дальнейший научный поиск исследователей, изучающих человека в процессе труда.

Список  научных работ, опубликованных по теме диссертации

а) научные  статьи

1. К вопросу  о монотонности работы при  выполнении конвейерных операции. «Вопросы психологии», 1961, № 6, 1,00 п. л.

2. К вопросу  о монотонности работы. «Известия  АПН РСФСР», 1961, № 119, 1,10 п. л.

3. Отношение  к производственному обучению  и профессиональная направленность  учащихся 9—11 классов. «Вопросы нравственного  воспитания», Иркутск, 1963, 0,75 п. л.

4. Об утомляемости  учащихся школ продленного дня  (в соавторстве с В. Шевченко  и Ю. Деревинской). «Новые исследования в педагогических науках», т. П. 1964. 0.35 п. л.

5. О некоторых  особенностях зрительно-моторных  реакции при изменении сигнального  значения раздражителей и порядка  их предъявления. «Новые исследования  в педагогических науках», т. ITT. 1965, 0,40 п. л.

6. О влиянии  «латентного» запоминания объектов  на успешность их последующего  узнавания (в соавторстве с  Л. А. Рабинович). «Новые исследования  в педагогических науках», т. VIII, 1966, 0,33 п. л.

7. Опыт изучения  режима труда и отдыха на  швейной фабрике в условиях  пятидневной рабочей недели. «Труд  и заработная плата». НИИ труда,  М., 1967, № 3, 0,32 п. л.

8. Психофизиологический  аспект научной организации труда.  «Сборник материалов первой городской  конференции по НОТ», Ангарск, 1968, 1,20 п. л.

9. Опыт изучения  режима труда и отдыха в  условиях пятидневной рабочей  недели (в соавторстве с Л.И.  Водянниковой). «Вопросы психологии», 1968, № 5, 0,50 п. л.

10. Постэкспозиционный фон сигнала-раздражителя и время реакции. «Вопросы психологии», 1969. № 2, 0.80 п. л.

11. Психофизиологические  исследования на предприятии. (в соавторстве с В.А. Уразовым). «Социалистический труд», 1969, № 12, 0,85 п. л.

12. Вопросы  психофизиологии в научной организации  труда. Сб.: «Научная организация  труда рабочих промышленных предприятий». Иркутск, 1969. 1 10 п. л.

13. Опыт проведения  психофизиологических исследований  в обувном производстве. «Труд  и заработная плата», НИИ труда, 1969, № 4, 0,35 п. л.

14. Проблемы  психофизиологии труда и НОТ.  Сб.: «Научная организация труда», Иркутск, 1970, 1,15 п. л.

15. Режим труда  и отдыха при выполнении особо  монотонной работы (в соавторстве  с Ю. Т. Мишиным). «Вопросы психологии», 1971, № 2, 1,00 п. л.

Статья переведена нa румынский язык и опубликована в сб.: «Ergonomie» 1972, CIDSP, pag. 157—163.

16. Методика  и опыт изучения монотонной  трудовой деятельности в условиях  лабораторного эксперимента. Сб.: «Вопросы  •психологии труда», Иркутск, 1971, 0,80 п. л.

17. О критериях  монотонности работы. Сб.: «Вопросы  психофизиологии труда», Иркутск, 1971, 2,00 п. л.

18. Психические  состояния человека и работоспособность  человека. «Социалистический труд», 1971, № 1, 0,70 п. л.

19. Чередование  операций на конвейере (опыт  психофизиологического обоснования). «Социалистический труд», 1971, № 12, 1,00 п. л.

20. Психологические  вопросы борьбы с монотонностью  труда. Сб.: «Психологические факторы  повышения производительности труда», М., 1972, 0, 75 и. л

21. Психическое  состояние и функциональные сдвиги  в организме работающих при  выполнении монотонных трудовых  операций. Сб.: «Вопросы психологии  труда и личности», Иркутск, 1972, 1,20 п. л.

22. О некоторых  путях ослабления монотонности  труда. Сб.: «Вопросы психологии  труда и личности», Иркутск, 1972, 1,50 п. л.

23. Психологические  факторы преодоления монотонности  труда. «Социалистический труд», 1973, № 2, 1,00 п. л.

б) сообщения  и тезисы докладов

24. О влиянии  монотонной работы на время  простоя двигательной реакции  и лабильность процесса возбуждения  в зрительном анализаторе. «Доклады  АПН РСФСР», 1960, № 3, 0,35 п. л.

25. О зависимости  функциональных сдвигов в состоянии  работающего от некоторых особенностей выполняемых на конвейере операций. «Доклады АПН РСФСР», 1960, № 6, 0,35 п. л.

26. Влияние  конвейерной работы на состояние  работающих. Сообщение 1. «Доклады АПН РСФСР», 1961, № 6, 0,30 п. л.

27. Влияние  конвейерной работы на состояние  работающих. Сообщение II. «Доклады АПН РСФСР», 1962, № 1, 0,30 п. л.

28. Влияние  конвейерной работы на состояние  работающих. Сообщение III. «Доклады АПН РСФСР», 1962, № 3, 0,30 п. л.

29. Монотонность  как фактор неудовлетворенности  работой. «Материалы I областной  конференции «Научная молодежь  и технический прогресс». Иркутск, 1969, 0,20 п л

Информация о работе Монотонность ,пути и методы преодоления