Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 13:26, реферат
Изучение процесса труда, его роли и значения в развитии общества и отдельной человеческой личности было всегда одной из фундаментальных проблем пауки. Хотя принципиальное решение этой проблемы дано в работах классиков марксизма-ленинизма, задача углубленного исследования некоторых конкретных ее аспектов сохраняется и в настоящее время. Более того, в условиях современной научно-технической революции, когда характер трудовой деятельности людей, их функции и место в производственном процессе постоянно меняются, вопросы изучения труда приобретают особую актуальность. Не случайно, интерес к ним в последние годы значительно усилился, о чем свидетельствует выход в свет ряда книг и монографий по социологии и экономике труда.
Такое же важное значение имеет и совмещение производственных функций на основе овладения вторыми и смежными профессиями. Практическая задача состоит здесь в том, чтобы определяемые для совмещения комплексы профессий и операций были целесообразны как с производственно-экономической, так и с психофизиологической точки зрения. Мы считаем, что рассмотренные в главе V основные положения о чередовании операций на конвейере (проведение тщательного психофизиологического анализа, подбор взаимно компенсируемых трудовых комплексов и др.) в полной мере могут быть перенесены и на решение вопросов, связанных с организацией системы совмещения профессий.
Кроме того,
при организации системы
Большое значение при организации однообразных трудовых процессов имеет вопрос выбора и установления адекватного темпа и ритма работы. В научной литературе сложились на этот счет две совершенно определенные, но противоречивые точки зрения. Одни авторы (Г. Дюкер, 1931: Ж. Фридман, 1952: О. Граф, 1955) отдают предпочтение свободному, самостоятельно регулируемому темпу работы, другие (Г. Закс, 1920; Б. Федоришин, 1966; В. Лоос, 1969), напротив - заданному (принудительному). Наши исследования показывают, что в определенных разумных границах заданный темп при выполнении монотонных операций способствует не только поддержанию высокого уровня работоспособности исполнителей, но и более благоприятно скапывается на их психическом состоянии. Полученные нами экспериментальные данные говорят о том, что если заданный темп обеспечивает сохранение микропауз в пределах 15 — 18% от собственно оперативного времени, он не выступает в качестве очень жесткой детерминанты трудовых действий и позволяет проявиться всем положительным результатам ритмизации. Организм человека обладает довольно широкими возможностями усвоения внешнего ритма. При указанной длительности микропауз все рабочие, независимо от их индивидуальных особенностей, успешно «входят» в заданный ритм. А это значит, что какая-либо «дисгармония» индивидуального и заданного темпов, о которой пишут некоторые авторы, исключается.
Само собой
разумеется, что если заданный темп
настолько высок, что оптимальное
соотношение между рабочим
1) оптимальный
заданный темп, обеспечивая более
благоприятные условия для
2) он способствует
поддержанию ритмичности
3) работа
в условиях заданного темпа
не требует от исполнителя
при выполнении каждой
В главе показано
далее, что для преодоления
И, наконец, в
главе приводятся дополнительные данные
по вопросу рационального
В заключении диссертации подводятся основные итоги проделанного исследования. Обращается внимание на то, что ряд поставленных и в какой-то степени решенных в ней проблем (о сущности и влиянии монотонности на организм и личность работающего, о роли психических состояний при выполнении однообразных трудовых процессов, о критериях монотонности труда и другие) позволяют подойти к практической разработке мер, направленных на преодоление или нейтрализацию отрицательных последствий расчлененного труда. В этой связи мы и предприняли попытку определить и обосновать некоторые психофизиологические и организационно-технические мероприятия, использование которых приносит несомненную пользу как в плане борьбы с монотонностью работы, так и в плане улучшения общих условий труда на производстве. Наш опыт показывает, что, несмотря на определенные объективные трудности, их проведение может стать делом практически вполне доступным для каждой лаборатории или группы НОТ.
Вместе с
тем, необходимо подчеркнуть, что решение
постоянно возникающих
Труд — основная сфера проявления сущностных сил человека. Следовательно, важнейший фактор развития личности работника — преобразование технической основы трудовой деятельности, повышение ее содержательности, насыщение творческими элементами. Именно таков путь к превращению труда в первую жизненную потребность человека. Сейчас мы уже можем говорить о том, что определились два основных направления в решении этой кардинальной задачи: первое - постепенный переход от неполной частичной автоматизации производственных процессов к всесторонней и полной; второе — всемерная оптимизация и гуманизация существующих еще расчлененных форм труда. От успешности научной и практической работы в указанных направлениях зависит и окончательное решение проблемы монотонности.
В своем исследовании
мы уделили большее внимание вопросам,
связанным с научной
Список научных работ, опубликованных по теме диссертации
а) научные статьи
1. К вопросу о монотонности работы при выполнении конвейерных операции. «Вопросы психологии», 1961, № 6, 1,00 п. л.
2. К вопросу о монотонности работы. «Известия АПН РСФСР», 1961, № 119, 1,10 п. л.
3. Отношение
к производственному обучению
и профессиональная
4. Об утомляемости учащихся школ продленного дня (в соавторстве с В. Шевченко и Ю. Деревинской). «Новые исследования в педагогических науках», т. П. 1964. 0.35 п. л.
5. О некоторых
особенностях зрительно-
6. О влиянии
«латентного» запоминания
7. Опыт изучения режима труда и отдыха на швейной фабрике в условиях пятидневной рабочей недели. «Труд и заработная плата». НИИ труда, М., 1967, № 3, 0,32 п. л.
8. Психофизиологический
аспект научной организации
9. Опыт изучения режима труда и отдыха в условиях пятидневной рабочей недели (в соавторстве с Л.И. Водянниковой). «Вопросы психологии», 1968, № 5, 0,50 п. л.
10. Постэкспозиционный фон сигнала-раздражителя и время реакции. «Вопросы психологии», 1969. № 2, 0.80 п. л.
11. Психофизиологические исследования на предприятии. (в соавторстве с В.А. Уразовым). «Социалистический труд», 1969, № 12, 0,85 п. л.
12. Вопросы
психофизиологии в научной
13. Опыт проведения
психофизиологических
14. Проблемы психофизиологии труда и НОТ. Сб.: «Научная организация труда», Иркутск, 1970, 1,15 п. л.
15. Режим труда и отдыха при выполнении особо монотонной работы (в соавторстве с Ю. Т. Мишиным). «Вопросы психологии», 1971, № 2, 1,00 п. л.
Статья переведена нa румынский язык и опубликована в сб.: «Ergonomie» 1972, CIDSP, pag. 157—163.
16. Методика
и опыт изучения монотонной
трудовой деятельности в
17. О критериях монотонности работы. Сб.: «Вопросы психофизиологии труда», Иркутск, 1971, 2,00 п. л.
18. Психические
состояния человека и
19. Чередование
операций на конвейере (опыт
психофизиологического
20. Психологические
вопросы борьбы с
21. Психическое
состояние и функциональные
22. О некоторых путях ослабления монотонности труда. Сб.: «Вопросы психологии труда и личности», Иркутск, 1972, 1,50 п. л.
23. Психологические
факторы преодоления
б) сообщения и тезисы докладов
24. О влиянии
монотонной работы на время
простоя двигательной реакции
и лабильность процесса
25. О зависимости
функциональных сдвигов в
26. Влияние
конвейерной работы на
27. Влияние
конвейерной работы на
28. Влияние
конвейерной работы на
29. Монотонность
как фактор