Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:16, дипломная работа
Цель работы: выявить особенности мотивационно-потребностной сферы студентов творческих специальностей.
Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей мотивационно-потребностной сферы личности студентов творческих специальностей.
Выявить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов хореографической специализации Музыкального колледжа Института искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
Выявить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов ветеринарного отделения сельскохозяйственного колледжа ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
Сравнить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов представленных специальностей.
Введение ………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты исследования мотивационно-потребностной сферы в психологии
Исследование мотивационно-потребностной сферы личности в трудах зарубежных и отечественных психологов ……………………………………………….
Структурные компоненты мотивационно-потребностной сферы …………………………………
Факторы и условия становления мотивационно-потребностной сферы студентов ………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов творческих специальностей
Описание программы эмпирического исследования ….
Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов музыкального колледжа ………………………………………………….
Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов сельскохозяйствен-ного колледжа ……………………………………………
Сравнительное исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы личности студентов музыкального и сельскохозяйственного колледжей ………………………………………………......
Заключение………………………………………………………………...
Оглавление
Введение ……………………………………………………………… Глава 1. Теоретические аспекты исследования мотивационно-потребностной сферы в психологии
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов творческих специальностей
Заключение…………………………………………………… Список литературы ……………………………………………………... Приложения ……………………………………………………………….. |
3
7
16
25
36
37
40
43 54 56 61 |
На сегодняшний день студенческая молодежь представляет собой общественную группу, по своему положению ближе всего стоящую к интеллигенции, составляет ее резерв и предназначена в будущем к занятию высококвалифицированным трудом в различных областях духовной и материальной жизни. В связи с ростом количества высших учебных заведений, потребностей общества в кадрах высокой квалификации постоянно растет и численный состав студенчества.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт – процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах, – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Для того чтобы целенаправленно влиять на формирование личности студента, его мотивационно-потребностной сферы, их надо изучать. Исходя из выдвинутой проблемы и актуальности исследования, мы выбрали тему дипломной работы «Особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов творческих специальностей».
Объектом исследования является мотивационно-потребностная сфера.
Предмет исследования – особенности мотивационно-потребностной сферы студентов творческих специальностей
Цель работы: выявить особенности мотивационно-потребностной сферы студентов творческих специальностей.
Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи:
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют отличительные особенности мотивационно-потребностной сферы студентов творческих специальностей, от мотивационно-потребностной сферы студентов других специальностей.
Методологической основой нашего исследования явились: теория деятельностного происхождения мотивационной сферы, разработанная А.Н. Леонтьевым, в частности, его положение о системе деятельностей, из которых складывается поведение человека, соответствует множество различных мотивов. Мотивы открываются сознанию только объективно путем анализ деятельности, ее динамики. Субъективно же они выступают только в своем косвенном выражении – в форме переживания, желания, хотения, стремления к цели; а также теория потребностей А. Маслоу, по мнению которого, удовлетворение высших потребностей в самореализации влияет на развитие личности и ее личностный рост.
Комплекс методов исследования представлен:
Новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что в работе обобщены и детализированы основные положения по проблеме изучения мотивационно-потребностной сферы личности.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования дают теоретический анализ мотивационно-потребностной сферы личности студентов, возможность более дифференцированного подхода в их обучении и воспитании студентов творческих специальностей. Работа представляет интерес для социальных педагогов, педагогов-организаторов учебных заведений.
Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением методик, адекватных цели и объекту исследования, качественным и количественным анализам эмпирического материала.
База исследования: исследование проходило в студенческих группах второго и третьего курсов, обучающихся по специальности «Хореографическое творчество» музыкального колледжа и ветеринарного отделения сельскохозяйственного колледжа в период с 1 марта 2008 года по 1 февраля 2009 года.
Дипломная работа включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы, состоящий из 63 источника, приложения.
Основное содержание работы изложено на 55 страницах, включая 12 таблиц и 4 рисунка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Исследование мотивационно-потребностной сферы личности в трудах отечественных и зарубежных психологов
В представленной главе нашего исследования мы предприняли попытку теоретического анализ проблемы мотивационно-потребностной сферы. Проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности является одной из стержневых в науке. Б. Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль, в связи с тем, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач» [29].
Именно поэтому мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как зарубжных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.), так и отечественных (В.Г. Асеев, В.К.Вилюнас, В.И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П. М. Якобсон).
По мнению Е.П. Ильина мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели [20].
По своим проявлениям и функциям в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса:
1) при анализе вопроса
о том, почему организм вообще
приходит в состояние
2) если изучается вопрос,
на что направлена активность
организма, ради чего
3) при решении вопроса
о том, каким образом
В исследованиях З. Фрейда (психоанализ) источником энергии человека является инстинкт. Выделяются два вида инстинкта: жизни и смерти. Под мотивом понимаются различные формы проявления инстинкта жизни (Каждый зрелый мотив личности сводится к лежащим в основе инстинктам, желаниям, потребностям, присущим всем людям) [60].
По мнению А. Адлера, человек стремиться к конечной цели, соответствующей собственному «Я». А движущие им душевные феномены – это не реакции, зависящие от степени напряжения, которые испытывает человек в определенной ситуации, а творческие установки [60].
К. Юнг указывает на то, что структура бессознательного содержит свои комплексы. Комплекс автономен – он вмешивается в сознание и расстраивает наши намерения. Комплексы возникают при вытеснении и при действии коллективного бессознательного – архетипа. Поведение и активность индивида обусловлены типическими различиями (экстраверсия и интроверсия) и зависят от преобладания некоторых из основных психологических функций: мышления, эмоции и интуиции [60].
К. Левин рассматривал только ситуативное проявление мотивации. Деятельность, поведение человека определяются его внутри психологическими потребностями и мотивами. Поэтому психология должна изучать закономерности формирования и проявления мотивов [27].
Представитель бихевиоризма Э. Торндайк считает, что проблемная ситуация, – это такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее строить собственными усилиями [60].
Для когнитивистов теории биологических побуждений или оптимальной активации представляются слишком грубыми, чтобы объяснить все разнообразие поведения людей, поскольку, как отмечают эти ученые, человек активен всегда. Боллес (1974) рассматривает мотивацию скорее как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции воспоминанию или пришедшей на ум мысли; выбор может также определяться присутствием какого-то человека или объекта в непосредственной близости. Деси (1975) считает, что все наши поступки мотивируются внутренне в соответствии с нашими врожденными особенностями. По его мнению, нас больше привлекает деятельность, которая развивает у нас чувство компетентности [20].
В рамках концепции когнитивного диссонанса проблему мотивации рассматривает Л. Фестингер. Основной постулат его теории: стремление к гармонии, согласованности и конгруэнтности когнитивных репрезентаций внешнего мира и себя. Отношение между содержанием когнитивных элементов и мотивационных эффектов порождается тенденцией к согласованности, если между двумя элементами возникает противоречие.
Концепцию когнитивного баланса, разработал Ф. Хайдер. Он считает, что если существуют различные возможности расчленения и организации воспринимаемого материала, то предполагаются сбалансированные простые конфигурации. Человек стремится к сбалансированным конфигурациям. Если ситуация не сбалансирована, то человек в воображении или в деятельности пытается ее сбалансировать (стремление к балансу может объяснить поведение человека) [12].
Информация о работе Мотивационно-потребностная сфера студентов творческий специальностей