Мотивационно-потребностная сфера студентов творческий специальностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:16, дипломная работа

Описание

Цель работы: выявить особенности мотивационно-потребностной сферы студентов творческих специальностей.
Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей мотивационно-потребностной сферы личности студентов творческих специальностей.
Выявить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов хореографической специализации Музыкального колледжа Института искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
Выявить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов ветеринарного отделения сельскохозяйственного колледжа ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
Сравнить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов представленных специальностей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты исследования мотивационно-потребностной сферы в психологии
Исследование мотивационно-потребностной сферы личности в трудах зарубежных и отечественных психологов ……………………………………………….
Структурные компоненты мотивационно-потребностной сферы …………………………………
Факторы и условия становления мотивационно-потребностной сферы студентов ………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов творческих специальностей
Описание программы эмпирического исследования ….
Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов музыкального колледжа ………………………………………………….
Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов сельскохозяйствен-ного колледжа ……………………………………………
Сравнительное исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы личности студентов музыкального и сельскохозяйственного колледжей ………………………………………………......
Заключение………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Диплом. .doc

— 665.50 Кб (Скачать документ)

Заносим данные в таблицу

 

 

 

№ выборки

Численность выборки

Количество испытуемых, у кого признак проявился

% испытуемых, у кого признак  проявился

Группа студентов муз. колледжа

30

12

40

Группа студентов с/х колледжа

30

22

73


 

Определяем по таблице  величины углов φ 1 и φ2 для каждого  результата сравниваемых процентных долей

φ 1(40)=1,369

φ 2(73)=2,049

Вычислим эмпирическое значение φ = (φ 2 – φ1) х

φ 1 – значение (угол), соответствующий большей процентной доле;

 φ2 – значение (угол), соответствующий меньшей процентной  доле;

n1 – количество наблюдений в выборке, в которой большая процентная доля;

n2 – количество наблюдений в выборке, в которой меньшая процентная доля.

φ = (2,049 – 1,369) х = 0,7 = 0,7 = 0,7 х 3,87=2,71

Сравним полученный показатель с критическими значениями φ.

При уровне статистической значимости р≤0,05 значение φкр.= 1,64,

при уровне статистической значимости р≤0,01 значение φкр.= 2,31

  φ эмп. <φ кр.          1,64<2,71;  2,31<2,71

Вывод: установки на процесс деятельности в группах студентов музыкального и с/х колледжей статистически различаются, следовательно, выборки различны.

Определяем значение признака, которое будет критерием  для разделения испытуемых на тех, у  кого признак проявился и тех, у кого не проявился. Это будет выявление установок на «результат деятельности».

Заносим данные в таблицу

 

 

 

№ выборки

Численность выборки

Количество испытуемых, у кого признак  проявился

% испытуемых, у кого признак  проявился

Группа студентов муз. колледжа

30

18

60

Группа студентов с/х колледжа

30

8

27


 

Определяем по таблице  величины углов φ 1 и φ2 для каждого  результата сравниваемых процентных долей

φ 1(60)=1,772

φ 2(27)=1,093

Вычислим эмпирическое значение φ = (φ 2 – φ1) х

φ 1 – значение (угол), соответствующий большей процентной доле;

 φ2 – значение (угол), соответствующий меньшей процентной  доле;

n1 – количество наблюдений в выборке, в которой большая процентная доля;

n2 – количество наблюдений в выборке, в которой меньшая процентная доля.

φ = (1,772 – 1,093) х = 0,68 = 0,68 = 0,68 х 3,87=2,63

Сравним полученный показатель с критическими значениями φ.

При уровне статистической значимости р≤0,05 значение φкр.= 1,64,

при уровне статистической значимости р≤0,01 значение φкр.= 2,31

  φ эмп. <φ кр.          1,64<2,63;  2,31<2,63

Вывод: установки на результат деятельности в группах студентов музыкального и с/х колледжей статистически различаются, следовательно, выборки различны.

Полученные сравнительные  результаты по методике «Мотивация обучения» Т.И. Ильиной, мы поместили в таблицу 12.

 

 

 

Таблица 12

Показатели мотивов учебной деятельности

студентов музыкального и сельскохозяйственного колледжей (в %)

 

Показатели

Приобретение знаний

Овладение профессией

Получение диплома

Группа студентов музыкального колледжа

Абсолютное

 число

%

Абсолютное

 число

%

Абсолютное

 число

%

8

27,0

23

77,0

11

37,0

Группа студентов сельскохозяйственного колледжа

 

16

 

53,0

 

18

 

60,0

 

22

 

73,0


 

Полученные результаты мы также отобразили на рисунке 4.


 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Выявление мотива учебной деятельности студентов музыкального и сельскохозяйственного колледжей

 

Полученные данные мы подвергли сравнительному анализу  с помощью коэффициента Фишера.

Определяем значение признака, которое будет критерием для разделения испытуемых на тех, у кого признак проявился и тех, у кого не проявился. Это будет приобретение знаний.

Заносим данные в таблицу

 

№ выборки

Численность выборки

Количество испытуемых, у кого признак  проявился

% испытуемых, у кого признак проявился

Группа студентов муз. колледжа

30

8

27%

Группа студентов с/х колледжа

30

16

53%


 

Определяем по таблице  величины углов φ 1 и φ2 для каждого  результата сравниваемых процентных долей

φ 1(27)=1,093

φ 2(53)=1,631

Вычислим эмпирическое значение φ = (φ 2 – φ1) х

φ 1 – значение (угол), соответствующий большей процентной доле;

 φ2 – значение (угол), соответствующий меньшей процентной  доле;

n1 – количество наблюдений в выборке, в которой большая процентная доля;

n2 – количество наблюдений в выборке, в которой меньшая процентная доля.

φ = (1,631 – 1,093) х = 0,5 = 0,5 = 0,5 х 3,87=1,93

Сравним полученный показатель с критическими значениями φ.

При уровне статистической значимости р≤0,05 значение φкр.= 1,64,

при уровне статистической значимости р≤0,01 значение φкр.= 2,31

  φ эмп. <φ кр.          1,64<1,93;  1,93<2,31

Вывод: показатель мотивации, направленный на приобретение знания в группах студентов музыкального и с/х колледжей статистически различаются, следовательно, выборки различны.

Определяем второе значение признака, которое будет критерием  для разделения испытуемых на тех, у  кого признак проявился и тех, у кого не проявился. Это будет показатель овладение профессией.

Заносим данные в таблицу

 

№ выборки

Численность выборки

Количество испытуемых, у кого признак  проявился

% испытуемых, у кого признак  проявился

Группа студентов муз. колледжа

30

23

77

Группа студентов с/х колледжа

30

18

60


 

Определяем по таблице величины углов φ 1 и φ2 для каждого результата сравниваемых процентных долей

φ 1(60)=1,772

φ 2(77)=2,141

Вычислим эмпирическое значение φ = (φ 2 – φ1) х

φ 1 – значение (угол), соответствующий большей процентной доле;

 φ2 – значение (угол), соответствующий меньшей процентной доле;

n1 – количество наблюдений в выборке, в которой большая процентная доля;

n2 – количество наблюдений в выборке, в которой меньшая процентная доля.

φ = (2,141 – 1,772) х = 0,4 = 0,4 = 0,4 х 3,87=1,55

Сравним полученный показатель с критическими значениями φ.

При уровне статистической значимости р≤0,05 значение φкр.= 1,64,

при уровне статистической значимости р≤0,01 значение φкр.= 2,31

  φ эмп. <φ кр.          1,55<1,64;  1,55<2,31

Вывод: мотивация, направленная на приобретение знания в группах студентов музыкального и с/х колледжей не различаются, следовательно, выборки не различны.

Определяем третье значение признака, которое будет критерием для разделения испытуемых на тех, у кого признак проявился и тех, у кого не проявился. Это будет показатель получения диплома.

Заносим данные в таблицу

 

№ выборки

Численность выборки

Количество испытуемых, у кого признак  проявился

% испытуемых, у кого признак проявился

Группа студентов муз. колледжа

30

11

37

Группа студентов с/х колледжа

30

22

73


 

Определяем по таблице  величины углов φ 1 и φ2 для каждого  результата сравниваемых процентных долей

φ 1(37)=1,308

φ 2(73)=2,049

Вычислим эмпирическое значение φ = (φ 2 – φ1) х

φ 1 – значение (угол), соответствующий большей процентной доле;

 φ2 – значение (угол), соответствующий меньшей процентной  доле;

n1 – количество наблюдений в выборке, в которой большая процентная доля;

n2 – количество наблюдений в выборке, в которой меньшая процентная доля.

φ = (2,049 – 1,308) х = 0,7 = 0,7 = 0,7 х 3,87=2,71

Сравним полученный показатель с критическими значениями φ.

При уровне статистической значимости р≤0,05 значение φкр.= 1,64,

при уровне статистической значимости р≤0,01 значение φкр.= 2,31

  φ эмп. <φ кр.          1,64<2,71;  1,93<2,71

Вывод: мотивация, направленная на получение диплома в группах студентов музыкального и с/х колледжей различаются, следовательно, выборки различны.

Проведенный математический анализ по результатам всех методик  показал, что выборки различны, значит, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, проанализировав  литературные источники по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что мотивации и мотивам посвящено большое количество исследований как отечественных (В.Г. Асеев, В.К.Вилюнас, В.И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П. М. Якобсон), так и зарубжных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). Большое количество литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу, и это вынуждает некоторых психологов говорить о практической неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих точек зрения  и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятия решения, объявляется мотивом.

В мотивационно-потребностной  сфере студентов ведущими являются мотивы самоутверждения, познавательную потребность, мотив на получение  профессии, стремление к аффилиации и многие другие.

Для доказательства выдвинутой гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование. Для этой цели мы воспользовались  следующими методиками: методика «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна в модификации  М. Ш. Магомед-Эминова предназначенная  для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО), методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной, методика «Мотивация обучения»  Т.И Ильиной.

Эмпирическое исследование показало, что мотивационно-потребностная  сфера студентов музыкального колледжа отличается от мотивационно-потребностной  сферы студентов сельскохозяйственного  колледжа, тем что:

    • в мотивации общения в студенческих группах творческих специальностей ярко выражено стремление к аффилиации, а у студентов сельскохозяйственного колледжа – стремление к аффилиации не выражено;
    • у большинства студентов музыкального колледжа более выражена установка на эгоизм, у студентов сельскохозя<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_0443_043f_043e_043c__Char" style=" font-size: 14pt;

Информация о работе Мотивационно-потребностная сфера студентов творческий специальностей