Мотивационно-потребностная сфера студентов творческий специальностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:16, дипломная работа

Описание

Цель работы: выявить особенности мотивационно-потребностной сферы студентов творческих специальностей.
Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей мотивационно-потребностной сферы личности студентов творческих специальностей.
Выявить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов хореографической специализации Музыкального колледжа Института искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
Выявить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов ветеринарного отделения сельскохозяйственного колледжа ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
Сравнить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов представленных специальностей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты исследования мотивационно-потребностной сферы в психологии
Исследование мотивационно-потребностной сферы личности в трудах зарубежных и отечественных психологов ……………………………………………….
Структурные компоненты мотивационно-потребностной сферы …………………………………
Факторы и условия становления мотивационно-потребностной сферы студентов ………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов творческих специальностей
Описание программы эмпирического исследования ….
Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов музыкального колледжа ………………………………………………….
Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов сельскохозяйствен-ного колледжа ……………………………………………
Сравнительное исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы личности студентов музыкального и сельскохозяйственного колледжей ………………………………………………......
Заключение………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Диплом. .doc

— 665.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, подводя  итог всему вышесказанному можно сделать вывод о том, что в студенческие годы  к мотивационно-потребностным сферам можно отнести: мотивы самоутверждения, познавательную потребность, мотив на получение профессии, стремление к аффилиации и многие другие.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

2.1 Описание программы эмпирического исследования

 

Цель нашего исследования: выявить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов творческих специальностей.

Исследование проходило в студенческих группах второго и третьего курсов специальности «Хореографическое творчество» музыкального колледжа и ветеринарного отделения сельскохозяйственного колледжа в период с 1 марта 2008 года по 1 декабря 2008 года. В эксперименте принимали участие 60 человек  в возрасте 17 – 21 года – студенты 2 и 3 курсов, 30 человек – студенты музыкального колледжа, 30 человек – студенты сельхоз колледжа.

Отбор и распределение  испытуемых проводилось в соответствии с принятым экспериментальным планом.

Для этих задач мы использовали следующие методики: методика «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна в модификации  М. Ш. Магомед-Эминова предназначенная для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, – стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО) (см. приложение 1), методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной (см. приложение 2) и методика «Мотивация обучения» предложенная Т.И Ильиной (см. приложение 3),

Для выявления мотивации  аффилиации в студенческих группах представленных специальностей нами была использована методика «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна в модификации М. Ш. Магомед-Эминова.

Цель методики: диагностика двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, – стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО).

Тест состоит, соответственно из двух шкал: СП и СО.

Для выявления социально-психологических  установок личности в мотивационно-потребностной  сфере мы использовали методику, разработанную  О.Ф. Потемкиной.

Цель методики: выявление социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере.

Методика содержит ряд  шкал. Шкала А – «выявление установок, направленных на «альтруизм – эгоизм», шкала Б – «Выявление установок на «процесс деятельности» – «результат деятельности».

           Методика «Мотивация обучения» предложенная Т.И Ильиной.

Цель методики: изучение  мотива учебной деятельности студента.

В ней имеются три  шкалы: «приобретение знаний»; «овладение профессией»; «получение диплома». В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.

 

2.2 Исследование особенностей мотивационно-потребностной   сферы      студентов музыкального колледжа

 

При исследовании мотивов  аффилиации студентов музыкального колледжа у нас получились следующие результаты, которые мы поместили в таблице 1.

Таблица 1

Показатели мотивации аффилиации студентов музыкального колледжа по методике «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна (в%)

 

Показатели

Шкала стремление к принятию

Шкала страх отвержения

Группа студентов музыкального колледжа

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

25

83,0

5

17,0


Данные, полученные в  ходе исследования, позволили выявить  тот факт, что в группе испытуемых студентов музыкального колледжа в 17% случаев преобладают показатели по шкале «страх отвержения», что свидетельствует о наличии у студентов внутреннего дискомфорта, напряженности, так как страх отвержения препятствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей. В 83% случаев в данной группе  ярко выражено стремление к аффилиации: стремление контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь.

Для исследования социально-психологических  установок в мотивационно-потребностной  сферы мы использовали методику О.Ф. Потемкиной.

По шкале А – выявление установок на «альтруизм – эгоизм» у нас получились результаты, которые мы отобразили в таблице 2.

Таблица 2

Показатели проявление установок, направленных на «альтруизм-эгоизм» студентами музыкального колледжа по методике «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной (в%)

 

Показатели

Альтруизм

Эгоизм

Группа студентов музыкального колледжа

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

14

47,0

16

53,0


 

Анализируя данные, помещенные в таблицу 2, мы видим, что 47% студентов творческих специальностей с ярко выраженным альтруизмом, они помогут попросить за других, но не за себя, им трудно в чем-то отказать людям, они убеждены, что самая большая ценность в жизни – это жить для других людей. Выявлено 53% – это студенты с выраженным эгоизмом. Для студентов данной группы характерно то, что они что-то и могут сделать, но только за вознаграждение, очень много времени они уделяют только своей персоне, и считают, что, в первую очередь, человек должен думать о себе, а уж потом о других.

Полученные результаты по шкале Б – выявление установок на «процесс деятельности» и «результат деятельности», мы поместили в таблицу 3.

Таблица 3

Показатели проявления установок на «процесс деятельности» и

 «результат деятельности» студентами музыкального колледжа (в %)

 

Показатели

Процесс деятельности

Результат деятельности

Группа студентов музыкального колледжа

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

12

40,0

18

60,0


 

Полученные данные позволили  выявить, что некоторые студенты 40%  имеют установку на саму деятельность, а не на ее результат. Им больше нравится сама работа над театральной постановкой,  работа над музыкальным произведением. Если им что-то не интересно, они долго не приступают к этому занятию, или вообще затягивают процесс начала над работой. А вот 60% из числа опрошенных направлены на результат работы.

Для изучения мотива учебной деятельности студентов творческих специальностей, мы использовали методику «Мотивация обучения»             Т.И. Ильиной. Полученные результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели мотивов учебной деятельности

студентов музыкального колледжа (в %)

Показатели

Приобретение знаний

Овладение профессией

Получение диплома

Группа студентов музыкального колледжа

Абсолютное

 число

%

Абсолютное

 число

%

Абсолютное

 число

%

8

27,0

23

77,0

11

37,0


Данные, полученные по методике «Мотивация обучения» Т.И. Ильиной, позволили выявить, что в 27% случаев у студентов музыкального колледжа преобладают показатели по шкале приобретение знаний: эти студенты стремятся к приобретению знаний, их характеризует любознательность.  Овладеть профессией желают 77%, эти студенты стремятся овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества.  И 37% пришли в колледж только для того, чтобы получить диплом. Они стремятся приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремятся к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов.

Таким образом, мы видим, что мотивационно-потребностная сфера студентов творческих специальностей имеет следующие особенности:

    • в мотивации общения в студенческих группах творческих специальностей ярко выражено стремление к аффилиации;
    • у большинства студентов более выражена установка на эгоизм;
    • у многих студентов выражена ориентация на результат, а не на деятельность;
    • преобладающим мотивом учебной деятельности студентов является овладение профессией.

 

2.3 Исследование особенностей мотивационно-потребностной   сферы   личности   студентов сельскохозяйственного колледжа

 

При исследовании мотивов  аффилиации студентов сельскохозяйственного колледжа у нас получились следующие результаты, которые мы поместили в таблице 5.

Таблица 5

Показатели  мотивации аффилиации студентов

сельскохозяйственного колледжа (в %)

 

Показатели

Шкала стремление к принятию

Шкала страх отвержения

Группа студентов сельскохозяйственного колледжа

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

9

30,0

21

70,0


 

Полученные данные выявили, что большинство испытуемых студентов –  70%  испытывают страх отвержения, что свидетельствует о наличии у данных студентов напряженности. И у 30% испытуемых ярко выражено стремление к аффилиации: стремление контактировать с людьми.

Для исследования социально-психологических  установок в мотивационно-потребностной  сферы мы использовали методику О.Ф. Потемкиной.

По шкале А –  выявление установок на «альтруизм – эгоизм» у нас получились результаты, которые мы отобразили в таблице 6.

Таблица 6

Показатели проявления установок, направленных на «альтруизм-эгоизм» студентами сельскохозяйственного колледжа

 

Показатели

Альтруизм

Эгоизм

Группа студентов сельскохозяйственного колледжа

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

24

80,0

6

20,0


 

Анализируя данные, помещенные в таблицу 6, мы видим, что 80% студентов сельскохозяйственного колледжа с ярко выраженным альтруизмом, а 20% – это студенты с выраженным эгоизмом.

Выявление установок  на «процесс деятельности» и «результат деятельности» по шкале Б мы поместили данные в таблицу 7.

Таблица 7

Показатели  выявления установок на «процесс деятельности» и

 «результат  деятельности» студентами сельскохозяйственного колледжа

 

Показатели

Процесс деятельности

Результат деятельности

Группа студентов сельскохозяйственного колледжа

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

22

73,0

8

27,0


 

Полученные результаты показали, что 73% студентов имеют установку на саму деятельность, а не на ее результат. А вот 27% из числа опрошенных направлены на результат работы.

Для изучения мотива учебной деятельности студентов сельскохозяйственного колледжа, мы использовали методику «Мотивация обучения» Т.И. Ильиной. Полученные результаты мы поместили в таблице 8.

Таблица 8

Показатели мотивов учебной деятельности студентов сельскохозяйственного колледжа (в %)

 

Показатели

Приобретение знаний

Овладение профессией

Получение диплома

Группа студентов сельскохозяй-ственного колледжа

Абсолютное

 число

%

Абсолютное

 число

%

Абсолютное

 число

%

16

53,0

18

60,0

22

73,0

Информация о работе Мотивационно-потребностная сфера студентов творческий специальностей