Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:16, дипломная работа
Цель работы: выявить особенности мотивационно-потребностной сферы студентов творческих специальностей.
Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей мотивационно-потребностной сферы личности студентов творческих специальностей.
Выявить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов хореографической специализации Музыкального колледжа Института искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
Выявить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов ветеринарного отделения сельскохозяйственного колледжа ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
Сравнить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов представленных специальностей.
Введение ………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты исследования мотивационно-потребностной сферы в психологии
Исследование мотивационно-потребностной сферы личности в трудах зарубежных и отечественных психологов ……………………………………………….
Структурные компоненты мотивационно-потребностной сферы …………………………………
Факторы и условия становления мотивационно-потребностной сферы студентов ………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов творческих специальностей
Описание программы эмпирического исследования ….
Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов музыкального колледжа ………………………………………………….
Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов сельскохозяйствен-ного колледжа ……………………………………………
Сравнительное исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы личности студентов музыкального и сельскохозяйственного колледжей ………………………………………………......
Заключение………………………………………………………………...
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод о том, что в студенческие годы к мотивационно-потребностным сферам можно отнести: мотивы самоутверждения, познавательную потребность, мотив на получение профессии, стремление к аффилиации и многие другие.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1 Описание программы эмпирического исследования
Цель нашего исследования: выявить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов творческих специальностей.
Исследование проходило в студенческих группах второго и третьего курсов специальности «Хореографическое творчество» музыкального колледжа и ветеринарного отделения сельскохозяйственного колледжа в период с 1 марта 2008 года по 1 декабря 2008 года. В эксперименте принимали участие 60 человек в возрасте 17 – 21 года – студенты 2 и 3 курсов, 30 человек – студенты музыкального колледжа, 30 человек – студенты сельхоз колледжа.
Отбор и распределение испытуемых проводилось в соответствии с принятым экспериментальным планом.
Для этих задач мы использовали
следующие методики: методика «Мотивация
аффилиации» А. Меграбяна в модификации
М. Ш. Магомед-Эминова предназначенна
Для выявления мотивации аффилиации в студенческих группах представленных специальностей нами была использована методика «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна в модификации М. Ш. Магомед-Эминова.
Цель методики: диагностика двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, – стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО).
Тест состоит, соответственно из двух шкал: СП и СО.
Для выявления социально-
Цель методики: выявление социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере.
Методика содержит ряд шкал. Шкала А – «выявление установок, направленных на «альтруизм – эгоизм», шкала Б – «Выявление установок на «процесс деятельности» – «результат деятельности».
Методика «Мотивация обучения» предложенная Т.И Ильиной.
Цель методики: изучение мотива учебной деятельности студента.
В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний»; «овладение профессией»; «получение диплома». В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.
2.2 Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов музыкального колледжа
При исследовании мотивов аффилиации студентов музыкального колледжа у нас получились следующие результаты, которые мы поместили в таблице 1.
Таблица 1
Показатели мотивации аффилиации студентов музыкального колледжа по методике «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна (в%)
Показатели |
Шкала стремление к принятию |
Шкала страх отвержения | ||
Группа студентов музыкального колледжа |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
25 |
83,0 |
5 |
17,0 |
Данные, полученные в ходе исследования, позволили выявить тот факт, что в группе испытуемых студентов музыкального колледжа в 17% случаев преобладают показатели по шкале «страх отвержения», что свидетельствует о наличии у студентов внутреннего дискомфорта, напряженности, так как страх отвержения препятствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей. В 83% случаев в данной группе ярко выражено стремление к аффилиации: стремление контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь.
Для исследования социально-психологических
установок в мотивационно-
По шкале А – выявление установок на «альтруизм – эгоизм» у нас получились результаты, которые мы отобразили в таблице 2.
Таблица 2
Показатели проявление установок, направленных на «альтруизм-эгоизм» студентами музыкального колледжа по методике «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной (в%)
Показатели |
Альтруизм |
Эгоизм | ||
Группа студентов музыкального колледжа |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
14 |
47,0 |
16 |
53,0 |
Анализируя данные, помещенные в таблицу 2, мы видим, что 47% студентов творческих специальностей с ярко выраженным альтруизмом, они помогут попросить за других, но не за себя, им трудно в чем-то отказать людям, они убеждены, что самая большая ценность в жизни – это жить для других людей. Выявлено 53% – это студенты с выраженным эгоизмом. Для студентов данной группы характерно то, что они что-то и могут сделать, но только за вознаграждение, очень много времени они уделяют только своей персоне, и считают, что, в первую очередь, человек должен думать о себе, а уж потом о других.
Полученные результаты по шкале Б – выявление установок на «процесс деятельности» и «результат деятельности», мы поместили в таблицу 3.
Таблица 3
Показатели проявления установок на «процесс деятельности» и
«результат деятельности» студентами музыкального колледжа (в %)
Показатели |
Процесс деятельности |
Результат деятельности | ||
Группа студентов музыкального колледжа |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
12 |
40,0 |
18 |
60,0 |
Полученные данные позволили выявить, что некоторые студенты 40% имеют установку на саму деятельность, а не на ее результат. Им больше нравится сама работа над театральной постановкой, работа над музыкальным произведением. Если им что-то не интересно, они долго не приступают к этому занятию, или вообще затягивают процесс начала над работой. А вот 60% из числа опрошенных направлены на результат работы.
Для изучения мотива учебной деятельности студентов творческих специальностей, мы использовали методику «Мотивация обучения» Т.И. Ильиной. Полученные результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели мотивов учебной деятельности
студентов музыкального колледжа (в %)
Показатели |
Приобретение знаний |
Овладение профессией |
Получение диплома | |||
Группа студентов музыкального колледжа |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
8 |
27,0 |
23 |
77,0 |
11 |
37,0 |
Данные, полученные по методике «Мотивация обучения» Т.И. Ильиной, позволили выявить, что в 27% случаев у студентов музыкального колледжа преобладают показатели по шкале приобретение знаний: эти студенты стремятся к приобретению знаний, их характеризует любознательность. Овладеть профессией желают 77%, эти студенты стремятся овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества. И 37% пришли в колледж только для того, чтобы получить диплом. Они стремятся приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремятся к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов.
Таким образом, мы видим, что мотивационно-потребностная сфера студентов творческих специальностей имеет следующие особенности:
2.3 Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы личности студентов сельскохозяйственного колледжа
При исследовании мотивов
аффилиации студентов сельскохозяйственног
Таблица 5
Показатели мотивации аффилиации студентов
сельскохозяйственного колледжа (в %)
Показатели |
Шкала стремление к принятию |
Шкала страх отвержения | ||
Группа студентов сельскохозяйственного колледжа |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
9 |
30,0 |
21 |
70,0 |
Полученные данные выявили, что большинство испытуемых студентов – 70% испытывают страх отвержения, что свидетельствует о наличии у данных студентов напряженности. И у 30% испытуемых ярко выражено стремление к аффилиации: стремление контактировать с людьми.
Для исследования социально-психологических
установок в мотивационно-
По шкале А – выявление установок на «альтруизм – эгоизм» у нас получились результаты, которые мы отобразили в таблице 6.
Таблица 6
Показатели проявления установок, направленных на «альтруизм-эгоизм» студентами сельскохозяйственного колледжа
Показатели |
Альтруизм |
Эгоизм | ||
Группа студентов сельскохозяйственного колледжа |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
24 |
80,0 |
6 |
20,0 |
Анализируя данные, помещенные в таблицу 6, мы видим, что 80% студентов сельскохозяйственного колледжа с ярко выраженным альтруизмом, а 20% – это студенты с выраженным эгоизмом.
Выявление установок на «процесс деятельности» и «результат деятельности» по шкале Б мы поместили данные в таблицу 7.
Таблица 7
Показатели выявления установок на «процесс деятельности» и
«результат
деятельности» студентами сельс
Показатели |
Процесс деятельности |
Результат деятельности | ||
Группа студентов |
Кол-во чел. |
% |
Кол-во чел. |
% |
22 |
73,0 |
8 |
27,0 |
Полученные результаты показали, что 73% студентов имеют установку на саму деятельность, а не на ее результат. А вот 27% из числа опрошенных направлены на результат работы.
Для изучения мотива учебной деятельности студентов сельскохозяйственного колледжа, мы использовали методику «Мотивация обучения» Т.И. Ильиной. Полученные результаты мы поместили в таблице 8.
Таблица 8
Показатели мотивов учебной деятельности студентов сельскохозяйственного колледжа (в %)
Показатели |
Приобретение знаний |
Овладение профессией |
Получение диплома | |||
Группа студентов сельскохозяй- |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
16 |
53,0 |
18 |
60,0 |
22 |
73,0 |
Информация о работе Мотивационно-потребностная сфера студентов творческий специальностей