Мотивационно-потребностная сфера студентов творческий специальностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:16, дипломная работа

Описание

Цель работы: выявить особенности мотивационно-потребностной сферы студентов творческих специальностей.
Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей мотивационно-потребностной сферы личности студентов творческих специальностей.
Выявить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов хореографической специализации Музыкального колледжа Института искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
Выявить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов ветеринарного отделения сельскохозяйственного колледжа ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
Сравнить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов представленных специальностей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты исследования мотивационно-потребностной сферы в психологии
Исследование мотивационно-потребностной сферы личности в трудах зарубежных и отечественных психологов ……………………………………………….
Структурные компоненты мотивационно-потребностной сферы …………………………………
Факторы и условия становления мотивационно-потребностной сферы студентов ………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов творческих специальностей
Описание программы эмпирического исследования ….
Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов музыкального колледжа ………………………………………………….
Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов сельскохозяйствен-ного колледжа ……………………………………………
Сравнительное исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы личности студентов музыкального и сельскохозяйственного колледжей ………………………………………………......
Заключение………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Диплом. .doc

— 665.50 Кб (Скачать документ)

2. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.

3. С биологической,  которая включает тип высшей  нервной деятельности, строение  анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влияние условий жизни.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. [57]

Что касается мотивационно-потребностной  сферы студентов, то она имеет  свои отличительные особенности.

Потребность в достижении, если она не находит своего удовлетворения в основной для студента учебной деятельности, закономерно смещается на другие сферы жизни – в спорт, бизнес, общественную деятельность, хобби или в сферу интимных отношений. Но человек обязательно должен найти для себя область успешного самоутверждения, в противном случае ему грозит уход в болезнь, невротизация или уход в криминальную жизнь. Потребность в достижениях часто входит в конфликт с потребностью в общении, и разрешение этого конфликта в пользу той или иной потребности приводит к дальнейшим личностным изменениям [57].

Конфликт может возникнуть и между потребностью в достижениях  и познавательной потребностью, удовлетворяемой  в ходе творческой исследовательской  деятельности, учитывая часто значительную отставленность во времени реальных прилагаемых усилий и признания успехов в научной деятельности.

Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов  учебной деятельности студентов, так  как  они непосредственно влияют на качество профессиональной подготовки, на формирование личности профессионала.

В настоящее время  уже не вызывает сомнения отсутствие дилеммы в вопросе, чем обусловлена  успеваемость студентов – природными способностями  или развитием  учебной мотивации. Известно, что  здесь существует сложная система  взаимосвязей и что при определенных  условиях (в частности, при повышенном интересе личности к конкретной деятельности) может включатся, так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей может компенсироваться развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), вследствие чего в учебной деятельности могут быть достигнуты высокие результаты. Однако дело не только в том, что два эти фактора (способность и мотивация) находятся в диалектическом единстве, и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Исследования, проведенные в вузах. Показали, что сильные и слабоуспевающие студенты различаются вовсе не по интеллектуальным  показателям, а по степени развития у них профессиональной мотивации. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы, так или иначе, проводит селекцию абитуриентов на уровне способностей. Выдержавшие отбор и попавшие в число первокурсников в целом близки друг другу по уровню общих интеллектуальных способностей. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности  к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. Положительное отношение к профессии в сочетании с компетентным представлением о ней детерминирует формирование и других, более частных мотивов. Это положение экспериментально подтверждается исследованиями, выполненными в системе начального образования и в высшей школе [50].

Путем экспериментальных  исследований на материале различных  российских вузов было установлено, что максимальная удовлетворенность  избранной профессией наблюдается  у первокурсников. В дальнейшем это  показатель неуклонно снижается  вплоть до пятого курса. По данным Реан А. (1988), несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. В иных случаях снижение удовлетворенности логично было бы связывать с уровнем преподавания в конкретном вузе. Тем не менее, не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студенты-первокурсники, как правило, опираются на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Очень важно другое. Ответы на вопрос «Почему профессии нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности (называются «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п.). Что же касается реального учебного процесса, в частности изучения специальных дисциплин, то здесь лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируется на творческие методы обучения. Таким образом, с одной стороны – высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься творческой деятельностью, с другой – желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной

учебной деятельности. В  психологическом плане эти позиции  несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться  только в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться с первого курса [56].

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии  является важным фактором повышения  успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами ее овладения [8, с. 20].

Потребность в самоутверждении, зародившаяся в отрочестве, интенсивно продолжает развиваться в студенческие годы. Мотивы самоутверждения (доминирования) проявляются в стремлении человека влиять на других людей, контролировать их поведение, быть авторитетным, убеждать. Они проявляются в стремлении доказать истину другим, быть победителем в споре, навязать другим свои взгляды, вкусы, стиль и моды, решение проблем. В студенческой учебной деятельности эта потребность повышает удовлетворенность учением, вызывает облегчение процесса учения, повышает ответственность в отношении к нему. Мотив доминирования повышает эффективность учебной деятельности, особенно тогда, когда вносится цемент соревновательности, а также тогда, когда он сочетается с мотивом достижения.

Одним из адекватных мотивов  учения является познавательная потребность. Она проявляется   в том,   что  человек  стремится  расширить опыт, знания, упорядочить то и другое, стремится быть компетентным, развивает способность свободного оперирования знаниями, фактами, стремится понимать существо проблемы, вопроса, систематизирует опыт посредством умственных действий, стремится создавать логически непротиворечивую и обоснованную картину мира. Познавательная потребность в сочетании с мотивом достижения оказывает очень сильное влияние на повышение успеваемости, создает глубокую удовлетворенность учением в вузе.

Время учебы в вузе можно условно разделить на два  основных этапа: этап младших курсов, когда происходит адаптация молодого студента к учебному заведению,  к деятельности в условиях вуза, и этап старших курсов (обычно начиная с третьего) – основной этап профессионального самоопределения студента как будущего специалиста. 

Наиболее сложным является первый этап вузовского периода. Он связан порою с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек школьника, необходимостью менять и перестраивать свое поведение и деятельность, «входить» в новые условия. Наибольший отсев из вуза бывает именно в этот период. И поскольку студент еще не участвует в решении реальных задач, возникающих в условиях производства (в том числе и в условиях педагогического труда), то главной и вполне осмысленной  его  целью  становится   овладение  способами и приемами учебной деятельности,  приобретение необходимой системы фундаментальных знаний, овладение социальным статусом студента. У студентов младших курсов отношение к будущей профессии не носит еще выраженного характера и соответственно мало влияет на их успеваемость. Постепенно с приобретением профессиональных знаний студенты глубже осмысливают тонкости своей будущей специальности,  у них формируется определенное отношение к будущей трудовой деятельности. У многих студентов, достигших достаточно высокого уровня социальной зрелости, наступает пора выраженного профессионального самоопределения. Главными  признаками  этого являются осмысленная и твердая готовность к активной самостоятельной деятельности по выбранной специальности, стремление постоянно совершенствоваться в ней [58].

Наряду с анализом динамики профессионального самоопределения студента существенную роль для понимания процесса формирования его мотивационно-потребностной сферы играет анализ противоречий, присущих студенческому возрасту.

1. Социально-психологические. Это противоречия между расцветом физических и интеллектуальных сил студента и строгим лимитом времени, имеющихся экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей. Противоречия между результатами деятельности студента,  проявившимися  у него  (у  нее)   индивидуально-психологическими   свойствами и складывающимися в группе межличностными отношениями, отношением окружающих сокурсников к личности. Вполне возможны противоречия в системе «преподаватель – студент» (не случайно   в   различных   советах   студенческой   «братии» предлагаются способы взаимодействия с преподавателями в зависимости от их типов, таких как «интеллигенты», «узкие специалисты», «администраторы» и даже «неудачники») [61]. К группе социально-психологических противоречий могут быть отнесены и противоречия адаптационного процесса: между новыми для студента требованиями, условиями и сложившимися у него до вуза стереотипами поведения.

2. Противоречия между стремлением  к самостоятельности в отборе  знаний, способах их приобретения  и довольно жесткими формами  и методами подготовки специалиста  определенного профиля. Эти противоречия имеют дидактический характер и могут порождать неудовлетворенность студентов и преподавателей результатами учебного процесса.

3. Противоречия между  поступающим через различные источники   огромным   количеством   информации, расширяющей знания студентов, и имеющимся ограничим временем для ее осмысления. Эти противоречия могут привести к поверхностности в знаниях и мышлении студентов. Речь здесь должна идти, вероятно, о развитии, формировании и совершенствовании информационной культуры в широком смысле этого слова (т.е. разработки, создания информации и ее восприятия, осмысления, использования) [57].

В период молодости (18 – 25 – 30) деятельность человека достигает значительного прогресса в общественной, производственной и личной сферах. Наибольшее количество заключаемых браков приходится на период от 22 до 25 лет. Молодости присущ оптимизм: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, он трудится над утверждением своего человеческого предназначения. Бывают, конечно, и трудности, но они не кажутся непреодолимыми. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых  и   новых  возможностей.   Главная   цель  молодости, подчеркивает А.В. Толстых, состоит в реализации возможностей саморазвитии человека.

Вместе с тем именно в молодости имеются серьезные проблемы с развитием самосознания.  Как отмечал Б.Г. Ананьев, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают во времени (гетерохрония). Самосознание,  которое  полвека назад уже развивалось к   17 – 19 годам, формируется в настоящее время к 23 – 25 годам. Затягивающийся период учебы приводит некоторых молодых людей к безответственному инфантилизму. Поздно вступая на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются  иждивенцами  родителей, склонны к пустому времяпрепровождению и т.п. Игнорирование определенной частью молодежи системы социальных ценностей и напротив – это не только проявление конфликта поколении (это всегда было, есть и будет), но и следствие кризисных явлений в нашей стране, переходного состояния общественного сознания. Аномия – так обозначены эти состояния. Под аномией понимаются «различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества, такие, как ценностно-нормативный вакуум (своего рода «отсутствие» норм); низкая степень воздействия социальных   норм   на   индивидов,   неэффективность   их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения; неустойчивость и расплывчатость, а порой и противоречивость нормативных предписаний; противоречие между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей [56]. Аномия порождает циничное и безответственное отношение  молодежи к закону,  игнорирование требований общественной морали, приводит к росту преступности   среди   молодежи,   дезориентации   в   выборе жизненного пути, к снижению социального статуса семьи, к пренебрежению нравственными ценностями. Низкопробная западная кино- и телепродукция с их культом силы и порнографией, коммерциализация духовной сферы общества, погоня за сиюминутной выгодой, сложное положении в системе народного образования (низкая оплата, отток   профессионалов,   феминизация   не   только средней, но и высшей школы) и т.п. – все это тоже приметы   обновляющейся,   перестраивающейся   России. Потребуется немало времени и большие усилия по преодолению аномии в нашей стране, по утверждению новых социальных  ценностей,   по  возрождению  незаслуженно забытых традиций и обычаев как мощных регуляторов поведения молодежи, по формированию вдумчивой 
государственной политики в работе с молодежью (не отдавать на откуп случайным неформальным объединениям и другим «претендентам»). И многое в этой созидательной работе будет принадлежать самой молодежи в конструктивном сотрудничестве со старшим поколением.

Большое место в студенчестве занимает общение. Учебная деятельность (аудиторные занятия, прежде всего) проходят в группе в среде однокурсников. В связи с этим специалисты (Орлов  Ю.М., Творогова Н.Д., и др.) обращают внимание на важность мотива аффилиации. Под мотивом аффилиации принято понимать стремление человека к вступлению к общению с членами своего общества, стремление к созданию, сохранению и восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми. Исследование мотива аффилиации у студентов вузов показали его существенное влияние на результаты учения. Выяснилось, например, что учиться на «отлично» студентам второго курса с высокой аффилиацией сложнее, чем студентам с низкой аффилиацией, поскольку общение (особенно   интенсивное) приводит к большим затратам энергии и времени студентов. Однако на четвертом курсе учиться на «отлично» студентам с высокой аффилиацией легче, чем студентам с низкой аффилиацией, так как старшекурсники уже приобрели технику общения и процесс активного общения не мешает, а помогает учению. Если обнаруживаются препятствия (реальные или даже предполагаемые) в удовлетворении потребности в аффилиации, то это может привести к увеличению у студента психо-эмоционального напряжения и тревоги, к возникновению состояния фрустрации, депрессии и т.п. Обнаружилось, например, что среди лиц с высокой потребностью в аффилиации и низким социометрическим статусом в группе довольно высокая частота психосоматических заболеваний [58].

Таким образом, потребность  в общении, мотив аффилиации существенно  влияет на учебную деятельность студентов, либо затрудняя ее, либо улучшая, вызывая  удовлетворенность учением.

Мотивация на получение  высшего профессионального образования  во многом определяется социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Обесценивание интеллектуального труда, образованности привело к падению престижа образования, и в начале 90-х гг. оно перестало входить в структуру ценностей подростков. Потеряв интерес к образованию, молодые люди стали покидать школы и вузы, активно включаться в мелкий бизнес и уличную торговлю. Со второй половины 90-х гг. стало наблюдаться повышение ценности образования, и на сегодняшний день жизненные планы большей части выпускников средней школы характеризуется явным преобладанием ориентации на продолжение образования. По разным данным, которые естественно варьируются от региона к региону и зависят от типа школы, до 85% старшеклассников намереваются продолжить образование в вузе.

Однако ценность образования  для современного поколения заключается  не в самой образованности, а в  возможности достижения материальных благ, приобретения социального статуса. Как показывают данные социологических  исследований, образование не является терминальной ценностью для подавляющего большинства россиян, оно не самоценно как идеал саморазвития личности. Преобладает отношение к нему скорее как к инструменту, способу достижения своих прагматических целей [56].

Информация о работе Мотивационно-потребностная сфера студентов творческий специальностей