Мотивационно-потребностная сфера студентов творческий специальностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:16, дипломная работа

Описание

Цель работы: выявить особенности мотивационно-потребностной сферы студентов творческих специальностей.
Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей мотивационно-потребностной сферы личности студентов творческих специальностей.
Выявить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов хореографической специализации Музыкального колледжа Института искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
Выявить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов ветеринарного отделения сельскохозяйственного колледжа ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
Сравнить особенности мотивационно-потребностной сферы личности студентов представленных специальностей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты исследования мотивационно-потребностной сферы в психологии
Исследование мотивационно-потребностной сферы личности в трудах зарубежных и отечественных психологов ……………………………………………….
Структурные компоненты мотивационно-потребностной сферы …………………………………
Факторы и условия становления мотивационно-потребностной сферы студентов ………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов творческих специальностей
Описание программы эмпирического исследования ….
Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов музыкального колледжа ………………………………………………….
Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов сельскохозяйствен-ного колледжа ……………………………………………
Сравнительное исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы личности студентов музыкального и сельскохозяйственного колледжей ………………………………………………......
Заключение………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Диплом. .doc

— 665.50 Кб (Скачать документ)

Сходные классификации  мотивов даны И.А. Васильевым и             М.Ш. Магомед-Эминовым [31], в которых выделены: обобщенные устойчивые мотивы, которые выражаются в индивидуально-личностных особенностях (мотив стремления к успеху, мотив избегания неудачи – неважно, в какой деятельности или ситуации, здесь и успех и неудача выступают как абстрактные цели, одна со знаком «плюс», другая со знаком «минус»), конкретные устойчивые мотивы, которым свойственна систематически воспроизводимая активность (например, при профессиональной деятельности: изготовление деталей, занятия наукой и т. п.), общие неустойчивые мотивы, у которых имеется обобщенное предметное содержание, без дифференциации и иерархизации, конкретные неустойчивые мотивы, которым свойственна узкая временная перспектива при наличии конкретной (временной) цели.

Мотивация достижения – одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач. Исследования мотивации достижения начались в 50-х гг. американским ученым Д.С. Мак-Клелландом, который выявил индивидуальные различия в мотивации достижения с помощью  апперцепционного тематического теста.

Развитие мотивации  достижения объяснялось особенностями  социализации (например, ценностными  ориентациями) у представителей тех  или иных социальных слоев. Мак-Клелланд считал, что формирование мотивации достижения зависит от благоприятных условий воспитания и благополучной среды и согласуется с теорией социального научения [20].

Мотивация достижения –  побочный продукт более фундаментальных  социальных мотивов. Последующие работы показали, что здесь упускались из виду ранние формы деятельности достижения, которую дети осуществляют спонтанно  и даже вопреки воспитательным воздействиям взрослых. Поскольку изначально преобладавшее определение мотива достижения как «стремления к повышению уровня собственных возможностей» не объясняло определенных особенностей развития, были введены конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивом достижения:

1) личностные стандарты  – оценка субъективной вероятности  успеха, объективной трудности задачи  и пр.;

2) привлекательность  самооценки – привлекательность  для индивида личного успеха  или неудачи в данной деятельности;

3) индивидуальные предпочтения  типа атрибуции – приписывание  ответственности за успех или  неудачу себе или обстоятельствам.

Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижения или избегание успеха, складываются между тремя и тринадцатью годами жизни и формируются как под воздействием родителей, особенно матери, так и под влияние среды. В возрасте трех-пяти лет более сильная и ориентированная на успех мотивация достижения складывается, когда успех поощряется похвалой и расположением родителей или воспитателей. Вместе с тем исследования показали, что санкции осуждения в ситуации неудачи могут не восприниматься ребенком негативно, если делаются в обстановке дружелюбия и уважения. В сознании четырех-пятилетнего ребенка реакции родителя на его успехи или неудачи уже не носят характер простого подкрепления. Когда ему становится ясно, насколько сложной и трудоемкой должна быть задача, чтобы при неудаче не вызвать упреков, ему опосредованно становится известен стандарт требований к нему, по коему оцениваются его успехи. Тогда чрезмерную похвалу за каждую малость он может воспринимать как неверие взрослых в его  способности и, наоборот, неодобрение при неудаче, и отсутствие похвалы при удаче – как высокое мнение о его возможностях.

На формирование высокой  потребности в достижении успеха влияет степень эмоциональной включенности родителей и высокой насыщенности среды побуждающими факторами, что является условием проявления максимума возможностей для самостоятельной проверки человеком своих умений [20].

Существуют различные  классификации потребностей человека, которые строятся как по зависимости  организма (или личности) от каких-то объектов, так и по нуждам, которые  он испытывает. А.Н. Леонтьев в 1956 году соответственно с этим делил потребности на предметные и функциональные [28].

Потребности делят на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные). А. Пьерон предложил различать 20 видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребностей, создающих базу для любого мотивированного поведения животных и человека: гедонические, исследовательского внимания, новизны, поиска коммуникации и взаимопомощи, конкурентные побуждения и др. [49].

В отечественной психологии чаще всего потребности делят  на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.).

Материальные потребности  называют первичными, они лежат в  основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была прежде всего борьбой за удовлетворение материальных потребностей.

Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет осоциализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления [20].

П.В. Симонов (1987) считает, что потребности человека можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные. В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных – еще и потребности «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как «обязанности»). Удовлетворению любой из перечисленных потребностей способствуют исходно самостоятельные потребности в вооруженности (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая П.В. Симоновым с волей [54].

А.В. Петровский (1986) делит  потребности: по происхождению –  на естественные и культурные, по предмету (объекту) – на материальные и духовные; естественные потребности могут быть материальными, а культурные – материальными и духовными [41].

П. А. Рудик (1967) выделяет общественные и личные потребности, что вряд ли корректно: каждая потребность  является личной. Другое дело – каким  целям (общественным или личным) соответствует удовлетворение потребности человека. Но это уже будет характеризовать мотив, а не потребность [53].

У В. А. Крутецкого (1980) потребности  разделены на естественные и духовные, социальные потребности [26].

Зарубежные психологи  не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисление. Например, У. Макдауголл (1923), исходя из понимания потребностей как инстинктов, выделял следующие инстинктоподобные мотивационные диспозиции (готовые способы реагирования):

        • пищедобывание; поиск и накопление пищи;
        • отвращение; неприятие и избегание вредных веществ;
        • сексуальность; ухаживание и брачные отношения;
        • страх; бегство и затаивание в ответ на травмирующие, причиняющие боль и страдание или угрожающие этим воздействия;
        • любознательность; исследование незнакомых мест и предметов;
        • покровительство и родительская опека; кормление, защита и укрытие младших;
        • общение; пребывание в обществе себе равных, а в одиночестве – поиск такого общества;
        • самоутверждение; доминирование, лидерство, утверждение или демонстрация себя перед окружающими;
        • подчинение; уступка, послушание, примерность, подчиненность тем, кто демонстрирует превосходящую силу;
        • гнев; негодование и насильственное устранение всякой помехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению любой другой тенденции;
        • призыв о помощи; активное обращение за помощью, когда собственные усилия заканчиваются полной неудачей;
        • создание; создание укрытий и орудий труда;
        • приобретательство; приобретение, обладание и защита всего, что кажется полезным или привлекательным;
        • смех; высмеивание недостатков и неудач окружающих нас людей;
        • комфорт; устранение или избегание того, что вызывает дискомфорт (смена позы, местонахождения);
        • отдых и сон; склонность к неподвижности, отдыху и сну в состоянии усталости;
        • бродяжничество; передвижение в поисках новых впечатлений [20].

Из этого перечня  ясно, что у Макдауголла речь идет о феноменах, чаще всего весьма далеких  от потребностей.

Г. Мюррей (1938) выделяет следующие психогенные потребности: в агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, избегании неудач, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), сексе, созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении [20].

Э. Фромм (1998) считает, что  у человека имеются следующие социальные потребности; в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство «мы», избегание одиночества); в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости, для того чтобы избежать чувства неполноценности, ущемленности); в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных — иначе апатия и отвращение к жизни); в самосознании (сознание себя неповторимой индивидуальностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам) [59].

Психологи говорят также  о потребности сохранения и развития, дефицита (роста); о потребности быть отличным от других, единственным, незаменимым (т.е. о потребности, связанной с формированием и сохранением собственного «Я»); о потребности в избегании; о потребности в новых впечатлениях; о первичных и базальных потребностях – с одной стороны, и о вторичных потребностях – с другой.

Выделяют также группу невротичных потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам: в сочувствии и одобрении, во власти и престиже, в обладании и зависимости, в информации, в славе и в справедливости.

Б. Ф. Ломов выделяет потребности  человека в веществе, энергии и  информации, Г. Олпорт (1953) и А. Маслоу (1998) – «потребности нужды» и «потребности роста», Э. Фромм (1998) – потребность в связях с людьми, познания, потребность отождествления себя с классом, нацией, религией, модой и т. д. Выделяются также потребности, считающиеся принципиально не выводимыми из биологических потребностей в пище, сексе и т. п.: потребность в общении, потребность в самоцельных действиях, например игры, и потребность в абсолютной истине [29].

Пожалуй, только А. Маслоу [33] дал стройную классификацию и систему потребностей, выделяя их группы: физиологические потребности, потребности в безопасности, в социальных связях, самоуважении, самоактуализации. Потребности низших уровней он называет нуждами, а высших – потребностями роста. При этом он считает, что эти группы потребностей находятся в иерархической зависимости от первой к последней, т. е. каждая более высокая потребность может быть удовлетворена лишь при удовлетворении всех предшествующих низших. Очевидно, что здесь А. Маслоу допускает ошибку. Как справедливо замечает А.И. Юрьев [64], с позиции А. Маслоу трудно объяснить поведение Яна Гуса и Джордано Бруно, сожженных на костре (и добавим, тем более трудно – акты самосожжения, ставшие в наше время не столь редкими, как форма протеста против социальной несправедливости).

Таким образом, единой классификации  мотивов нет. Классификации мотивов  могут быть разными в зависимости  от целей исследователя, угла рассмотрения вопроса и т. п. Единственно, что можно требовать от этих классификаций – чтобы они не противоречили сущности мотивов, их генезису. Очевидно, что предложенные классификации и деления потребностей на группы не отражают их разнообразие.

 

1.3 Факторы и условия становления

мотивационно-потребностной  сферы студентов

 

Студенчество – это  особая социальная категория, специфическая  общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически  эта социально-профессиональная категория  сложилась со времени возникновения первых университетов в Х1 – Х11  вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора и адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии [55].

Студенческий возраст (18 – 25 лет) представляет особый период в жизни человека, прежде всего в силу того, что «по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития»  [3].

Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической  и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях самого Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н.  Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Данные этих многочисленных исследований позволяют охарактеризовать студента как  определенного субъекта с социально-психологической и психолого-педагогической позиций [57].

Студент как человек  определенного возраста и как  личность может характеризоваться  с трех сторон:

1. С психологической,  которая представляет собой единство  психологических процессов, состояний  и свойств личности. Главное в  психологической стороне – психические  свойства (направленность, темперамент,  характер, способности), от которых  зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

Информация о работе Мотивационно-потребностная сфера студентов творческий специальностей