Мотивационные основы выбора профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание

Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение. Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов, знание мотивов, побуждающих к работе, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности профессиональной деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.

Содержание

Введение……………………………………………………………………........ 3
Глава 1. Анализ теоретических подходов к проблеме выбора профессионального образования………………………………………………6
§1.1. Теоретические основы проблемы профессионального образования…..……………………………………………….………………….6
§1.2. Основные теории мотивации………………………………………….…..8
§1.3. Понятие мотива, мотивации, потребности, самоопределения. Классификация мотивов……………………………………………………….12
§1.4. Мотивационная основа профессионального самоопределения в историческом контексте.…………………………………………………….…20
Выводы по первой главе………………………………………………………23
Глава 2. Социально-психологические особенности студенческого возраста…………………………………………………………………..……...25
§2.1. Социально-психологические особенности студенческого возраста …..25
Выводы по второй главе…………………………………………………….28
Глава 3. Изучение мотивации студентов при выборе профессии……..30
§3.1. Описание методики исследования………………………………….….30
§3.2. Анализ и выводы по результатам исследования…………………………….……………………………………….32
Выводы по третьей главе………………………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………40
Приложение ……………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

курсовая мотив.docx

— 111.87 Кб (Скачать документ)

-первый тип ожиданий связан с вопросом: обеспечат ли прилагаемые усилия высокий уровень исполнения рабочих заданий? Для того чтобы ожидания оправдались, индивид должен обладать соответствующими способностями, опытом аналогичной деятельности, а также необходимыми инструментами, оборудованием и возможностями для выполнения работы. В приведенном примере со студентом, ожидание этого типа будет достаточно велико, если он будет уверен, что усиленная подготовка позволит ему получить на последнем экзамене оценку “отлично”. Если же студент считает, что он не имеет ни соответствующих способностей, ни возможностей для подготовки, он вряд ли будет стремиться к отличной оценке;

-второй тип ожиданий связан с ответом на вопрос: приведет ли эффективная деятельность к желанным результатам? Например, человек хочет получить какую-то связанную с его работой выгоду. Для того чтобы получить желаемое вознаграждение, он должен добиться определенного уровня исполнения рабочих заданий. Если это ожидание велико, индивид будет мотивирован к упорному труду. Если же он уверен, что работа пусть до “седьмого пота” не позволит ему заполучить желаемые выгоды, мотивация будет гораздо ниже.

  На степень мотивированности влияет также ценность или привлекательность для индивида полученных результатов. Если результаты, которых можно добиться хорошей работой и значительными усилиями, не представляют для человека интереса, его мотивация находится на низком уровне. Напротив, ценные для индивида результаты создают сильную мотивацию.

   Таким образом, в современной науке мотивации отводится ведущая роль. Существует множество различных теорий и моделей мотивации, которые порой противоречат друг другу. Среди них можно выделить теорию потребностей Абрахама Маслоу [19], теорию ожиданий Виктора Врума, теорию X и Y Дугласа Макгрегора, теорию двух факторов Фредерика Герцберга и другие.

   Проанализировав основные теории мотивации, можно сделать следующий вывод. Для того чтобы выработать свою программу мотивации, необходимо найти свой собственный комплекс мер. В настоящее время добиться успеха, игнорируя проблему мотивации, нельзя. Осуществление программ стимулирования труда всегда требует больших затрат, но эффект, который они могут принести, значительно больше. Ведь именно сотрудники являются главным ресурсом любой компании. Эффективность их работы определяет результат деятельности организации. Достичь наибольшей отдачи можно только в том случае, если выгоду от труда работника имеет и компания, и он сам. Поэтому для достижения наилучших результатов работы человеку необходимо найти те мотивы, которые движут каждым сотрудником в его трудовой деятельности, и создать ему такие условия, чтобы он мог и хотел выполнить поставленные перед ним задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.3. Понятие мотива, мотивации, потребности, самоопределения. Классификация мотивов

   Различные виды  мотивов выделяют в зависимости от того предмета, на который направлена деятельность. Каждый вид деятельности соответствует некоторой человеческой потребности. Любому человеку присущ определенный набор базовых потребностей. Среди этих потребностей выделяют потребность в общении,  познании, саморазвитии, достижении,  продолжении рода. Особую группу потребностей составляют материальные  или утилитарные. Потребность представляет собой объективную нужду, необходимость человеческого существа в чем-то, лежащем вне его пределов - во внешних объектах, других людях, их оценках, определенных переживаниях. Эти объекты называются предметами потребности, или мотивами. Под мотивацией в широком смысле подразумевается  то, ради чего человек выполняет ту или иную деятельность. Всякая деятельность осуществляется вследствие  какого-либо  внутреннего  импульса (потребности) и ради некоторой внешней по отношению к ней ценности. Эти отношения и образуют два полюса реальной мотивационной системы.

   Таким образом,  мотив - это предмет, на который  направлена деятельность, соответствующий некоторой человеческой потребности. В системе мотивов внешние и внутренние мотивы переплетаются. При внутренней мотивации побуждающей силой является познавательный интерес, связанный с данной деятельностью. В этом случае получение новых знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельность.

   К внутренним мотивам  относятся такие, как собственное  развитие в процессе деятельности, познание нового, неизвестного. Такие  мотивы, как понимание необходимости  деятельности в том числе профессиональной для дальнейшей жизни, процесс деятельности как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются естественными и полезными , хотя их уже нельзя отнести только к внутренним мотивам.

   На основании исследований различных авторов выделяются следующие типы мотивации:

1.   Деловая мотивация. 

2. Познавательная мотивация.  Наличие этого говорит  о наличии познавательной направленности в деятельности.  Познавательная активность пользователей может быть направлена на различные аспекты коммуникации. Можно выделить деловую, профессиональную познавательную направленность, а также познавательную активность, связанную с межличностной коммуникацией неделового, свободного, личностного характера.

3. Мотивация сотрудничества. Анализ внутренних корреляций между ответами на вопрос о мотивах деятельности пользователя показал, что речь идет о мотивации, сложной по своему психологическому строению. Мотивация сотрудничества, проявляющаяся как стремление помочь другим часто является способом увеличения собственного авторитета, достижения признания компетентности и мастерства. Это подтверждается сочетанием данного мотива с мотивом аффилиации, выражающемся в чувстве причастности к интеллектуальной и информационной элите современного общества.

4. Мотивация самореализации. Нередко любая деятельность может рассматриваться как способ проявления и развития собственных интеллектуальных и творческих возможностей. У людей с мотивацией самореализации отмечаются наличие мотива аффилиации, мотива самоутверждения и коммуникативного мотива. По-видимому, можно говорить о едином комплексе социально ориентированных мотивов, в состав которого входят мотивы, связанные с различными аспектами делового и межличностного общения. Среди них - мотив сотрудничества, мотив аффилиации, мотив самореализации, мотив самоутверждения и коммуникативный мотив.

5. Рекреационный мотив.  Наряду с рекреацией отмечается наличие мотивов самореализации, аффилиации, самоутверждения, познавательный и коммуникативный мотивы.

6. Мотивация аффилиации  проявляется в стремлении пользователей найти в процессе деятельности референтную группу, принять ее ценности, найти свое место в этой группе. Этот вид мотивации имеет комплексный характер, что подтверждается связью такой мотивации с мотивом сотрудничества, мотивом самореализации, самоутверждения, познавательным мотивом, рекреационным мотивом и собственно коммуникативным мотивом. Данный вид мотивации включает в себя различные аспекты социального взаимодействия: профессиональные, глобально-личностные и ситуативно-эмоциональные.

7. Мотивация самоутверждения.  Самоутверждение является необходимым аспектом активности Я, реализующим сущностные свойства человеческой личности. В зависимости от типа личности, индивидуальных особенностей и социальной ситуации самоутверждение принимает различные формы. Оно может носить характер научного или художественного творчества, коммуникативной активности, социальной карьеры, стремления к лидерству, саморазвития личности.

8. Коммуникативная мотивация.  Мотив коммуникации сочетается  со всем блоком мотивов социально-коммуникативного характера, а также с рекреационным мотивом.

   Выделенные типы  мотивов репрезентируют основные  описанные в психологии виды мотивационной направленности личности: продуктивную, социально-коммуникативную, познавательную, развивающую. Эти виды мотивации проявляются в различных видах направленности деятельности личности.

   А.Н.Леонтьев [18] определил мотив как тот предмет, который отвечая актуальной потребности, т.е. выступая в качестве средства ее удовлетворения, организует и  определенным образом  направляет поведение. При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать самые различные предметы.

   А.В.Петровский, продолжая идеи Леонтьева, ввел классификацию мотивов на внешние и внутренние.

Внешние:   

«могу» (осознание своих  возможностей по отношению к возникающим  задачам).  

«надо» (осознание социальных обязанностей).

 Внутренние:

«хочу» (напряжение потребностей).  

«должен» (принятие обязательств перед другими и самим собой).

   Внутренние мотивы не имеют внешнего проявления и связаны с удовольствием, удовлетворением, чувством достижения и часто ассоциируются с процессом выполнения задачи. Внешние мотивы имеют внешние проявления, например, зарплата, призы, победа/проигрыш, давления конкурентов или руководителей  вообще связываются с результатами. Индивидуумы имеют высокий или низкий уровень внутренней и внешней мотивации. Для достижения успеха  профессионалы высокого класса обычно имеют высокий уровень и внутренней мотивации, в силу восприятия своей профессии как искусства, и внешней мотивации, в силу достаточно высокой оплаты их труда. Вознаграждение приносит ощущение достижения, что само по себе сильно мотивирует. Однако не каждый  достигает успеха. Установление цели - мощная методика развития внутренней мотивации. Однако, важно признать, что установление цели может иметь как отрицательный эффект, так и положительный эффект на мотивацию. Цели, признанные подходящими, специфичные, спорные, достижимые, измеримые и персональные, могут стать несоответствующими вследствие каких-либо изменений обстоятельств.

   К внутренним мотивам чаще всего относят  непосредственный внутренний интерес личности к предстоящим действиям. Существует ряд факторов, мешающих этому внутреннему мотиву стать ведущим.

   Данные факторы называются ограничениями. Вуркок определяет данные ограничения следующим образом:

1. Heyмeниe yпpaвлять coбoй. Hecпocoбнocть в пoлнoй мepe иcпoльзoвaть cвoe вpeмя, энepгию, yмeния. Нecпocoбнocть cпpaвлятьcя co cтpeccaми coвpeмeннoй жизни.

2. Paзмытocть личных цeннocтeй. Oтcyтcтвиe яcнoгo пoнимaния cвoих личных цeннocтeй. Нaличиe цeннocтeй, нe cooтвeтcтвyющих ycлoвиям coвpeмeннoй жизни.

3. Cмyтныe личныe цeли. Отcyтcтвиe яcнocти в вoпpoce o цeлях cвoeй личнoй или дeлoвoй жизни. Нaличиe цeлeй, нecoвмecтимых c ycлoвиями coвpeмeннoй paбoты и жизни.

4. Ocтaнoвлeннoe caмopaзвитиe. Oтcyтcтвиe нacтpoeннocти и вocпpиимчивocти к нoвым cитyaциям и вoзмoжнocтям.

5. Heдocтaтoчнocть нaвыкa peшaть пpoблeмы. Oтcyтcтвиe cтpaтeгии, нeoбхoдимoй в пpинятии peшeний, a тaкжe cпocoбнocти peшaть coвpeмeнныe пpoблeмы.

6. Heдocтaтoк твopчecкoгo пoдхoдa. Oтcyтcтвиe cпocoбнocти гeнepиpoвaть дocтaтoчнo нoвые идeи. Нeyмeниe иcпoльзoвaть нoвыe идeи.

   Таким образом, все мотивы делятся на внешние и внутренние. Из этого следует, что профессиональная мотивация формируется у молодёжи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих центрах профориентации. Существуют также другие подходы к классификации внутренних и внешних мотивов.

   Внутренние мотивы  профессиональной деятельности человека:

1. Реализация генетически  заложенной в человеке поисковой  потребности. 

 Каждое живое существо, а тем более человек, с первых  дней своей жизни активно исследует  среду, в которую он попал,  и пытается ее приспособить  для своего существования. Реализация  естественной поисковой потребности  (любопытство) заставляет анализировать  ситуацию, делать выводы, принимать  творческие решения. 

2. Инстинкт самосохранения, продолжения рода и выживания. В экстремальных условиях наблюдается всплеск творческих действий и поступков, направленных на сохранение жизни и ее продолжения.

3. Удовлетворение первичных  материальных потребностей (пища, кров, одежда и т.п.)

4. Удовлетворение первичных  духовно-социальных потребностей (самоуважение, признание, любовь, самореализация  и саморазвитие). При удовлетворении  первичных материальных потребностей, проявляются духовные потребности,  основанные на желании осознать  свою роль и свою значимость  в этой жизни. Человек начинает  самоутверждаться, т.е. оценивать  себя, вырабатывать чувство самоуважения  и ожидает такого же признания  его личности вначале ближайшего  окружения, а затем все более отдаленного.

5. Корыстолюбие, властолюбие,  карьеризм. Стремление быть богатым и властительным, для некоторых является достаточно сильным мотивом развития своих творческих способностей. По мнению данных авторов  это связано с удовлетворением личной потребности в безопасности и выживании.

6. Лень, нежелание тратить свою энергию, паразитизм.

Многие считают, что лень и желание человека паразитировать на окружающей среде, является одной  из движущих сил развития человечества, особенно на его ранних стадиях.

   Внешние мотивы  профессиональной деятельности человека:

1. Удовлетворение потребности  семьи, страны, человечества в  своем сохранении и развитии. У современного человека, цивилизованной  страны этот мотив, порождаемый общественной потребностью, выражен достаточно отчетливо.

2. Следование идеологии, культуре и мифам общества. Каждая личность в той или иной степени подвержена влиянию культивируемой в данном обществе (сообществе) идеологии, а так же общепризнанным в ней мифам и предрассудкам. Эти элементы стимулируют и побуждают проявление творческой активности человека направленной на удовлетворение потребности в поддержании и сохранении того сообщества, в котором он находится.

Информация о работе Мотивационные основы выбора профессионального образования