Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:29, курсовая работа
Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение. Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов, знание мотивов, побуждающих к работе, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности профессиональной деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.
Введение……………………………………………………………………........ 3
Глава 1. Анализ теоретических подходов к проблеме выбора профессионального образования………………………………………………6
§1.1. Теоретические основы проблемы профессионального образования…..……………………………………………….………………….6
§1.2. Основные теории мотивации………………………………………….…..8
§1.3. Понятие мотива, мотивации, потребности, самоопределения. Классификация мотивов……………………………………………………….12
§1.4. Мотивационная основа профессионального самоопределения в историческом контексте.…………………………………………………….…20
Выводы по первой главе………………………………………………………23
Глава 2. Социально-психологические особенности студенческого возраста…………………………………………………………………..……...25
§2.1. Социально-психологические особенности студенческого возраста …..25
Выводы по второй главе…………………………………………………….28
Глава 3. Изучение мотивации студентов при выборе профессии……..30
§3.1. Описание методики исследования………………………………….….30
§3.2. Анализ и выводы по результатам исследования…………………………….……………………………………….32
Выводы по третьей главе………………………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………40
Приложение ……………………………………………………………………42
Студенты технических специальностей продемонстрировали следующие результаты. Преобладающими мотивами являются познавательные, утилитарные и материальные. Для них важна непосредственно личная значимость профессии, стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда, стремление руководить людьми, работа в городе, чистота и легкость труда, возможность овладеть специальными знаниями, познать содержание конкретного труда. В отличии от студентов гуманитарных специальностей у студентов технической направленности не последнюю роль играют материальные мотивы, направленные на получение определенных благ.
Менее значимыми являются мотивы, связанные с содержанием труда и моральные мотивы. То есть для студентов технических специальностей не представляется важным стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств.
В результате проведения второй методики у студентов преобладают внутренние социально значимые мотивы, то есть присутствует непосредственно стремление к взаимодействию между людьми в процессе профессиональной деятельности. Важнейшей предпосылкой формирования данного интереса является выработка широких социальных мотивов деятельности, понимание её смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.
Таким образом, при сравнении студентов гуманитарных и технических специальностей можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми мотивами являются внутренние социально и индивидуально значимые мотивы. Среди групп мотивов преобладают познавательные и утилитарные. Следом идут творческие и материальные мотивы у студентов гуманитарных и технических специальностей соответственно. Гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, одними из преобладающих мотивов у студентов гуманитарных специальностей являются творческие. У студентов технических специальностей - материальные. Задачи исследования решены. Таким образом, проведен количественный анализ данных, составлены диаграммы, по которым можно сделать качественный анализ и соответствующие выводы.
Заключение
Полученные данные позволяют нам сделать вывод: в процессе профессионального развития личности большое значение имеют мотивация к овладению профессией, профессиональные притязания студентов, именно они являются залогом и индикатором успешности профессионализации будущих специалистов.
Результаты исследования являются подтверждением необходимости психологического сопровождения профессионализации будущих специалистов.
Со школьной скамьи необходимо проводить работу по воспитанию сознательного выбора профессии. Профессиональное самоопределение молодежи должно осуществляться в ходе специально организованной научно - практической деятельности - профориентации.
С целью набора наиболее способных абитуриентов, ориентированных и предрасположенных к выбранной профессии, необходимо ввести в программу экзаменационных испытаний элементы профессионального отбора.
В данной курсовой работе было подтверждена гипотеза о том, что большая часть студентов гуманитарных специальностей руководствуются творческими мотивами, а студенты технических специальностей материальными мотивами.
Таким образом, проанализировав теоретический материал и материалы практического исследования можно сделать вывод, что для студентов 1 курса наиболее значимыми являются внутренние социально и индивидуально значимые мотивы.
Данная тема исследования представляет практический интерес и может быть продолжена на более широком массиве респондентов. Также может быть более детально рассмотрена иерархия мотивов, соподчинение мотивов и их взаимозависимость.
Список использованной литературы
Приложение1
Методика определения
основных мотивов выбора профессии
(Е.М. Павлютенков).
Бланк для ответов
№ |
суждения |
да |
скорее да, |
затрудняюсь |
скорее нет, |
нет |
1 |
Позволяет приносить пользу нашему обществу. |
|||||
2 |
Личный труд по этой специальности позволяет укреплять мир на земле. |
|||||
3 |
Позволяет быть всегда в коллективе, участвовать в его делах. |
|||||
4 |
Позволяет совершенствовать свой духовный мир. |
|||||
5 |
Позволяет ощущать радость труда. |
|||||
6 |
Способствует осознанию красоты труда. |
|||||
7 |
Позволяет использовать все свои способности. |
|||||
8 |
Позволяет постоянно |
|||||
9 |
Дает большие возможности для творчества. |
|||||
10 |
Позволяет быть оригинальным в работе. |
|||||
11 |
Требует большого умственного напряжения. |
|||||
12 |
Требует большого физического напряжения. |
|||||
13 |
Хорошо оплачивается. |
|||||
14 |
Обеспечивает стабильное будущее. |
|||||
15 |
Ценится среди друзей и знакомых. |
|||||
16 |
Обеспечивает быстрое повышение квалификации и профессиональный рост. |
|||||
17 |
Дает возможность работать в городе. |
|||||
18 |
Обеспечивает поступление и обучение в ВУЗе. |
Приложение 2
Методика «Мотивы выбора
профессии»
(Р.В. Овчарова).
Бланк для ответов
№ |
Утверждения |
оценка |
1 |
Требует общения с разными людьми |
|
2 |
Нравится родителям |
|
3 |
Предполагает высокое чувство ответственности |
|
4 |
Требует переезда на новое место жительства |
|
5 |
Соответствует моим способностям |
|
6 |
Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием |
|
7 |
Дает возможность приносить пользу людям |
|
8 |
Способствует умственному и физическому развитию |
|
9 |
Является высокооплачиваемой |
|
10 |
Позволяет работать близко от дома |
|
11 |
Является престижной |
|
12 |
Дает возможности для
роста профессионального |
|
13 |
Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах |
|
14 |
Позволяет реализовать способности к руководящей работе |
|
15 |
Является привлекательной |
|
16 |
Близка к любимому школьному предмету |
|
17 |
Позволяет сразу получить хороший результат труда для других |
|
18 |
Избрана моими друзьями |
|
19 |
Позволяет использовать профессиональные умения вне работы |
|
20 |
Дает большие возможности проявить творчество |
Информация о работе Мотивационные основы выбора профессионального образования