Мотивационные основы выбора профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание

Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение. Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов, знание мотивов, побуждающих к работе, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности профессиональной деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.

Содержание

Введение……………………………………………………………………........ 3
Глава 1. Анализ теоретических подходов к проблеме выбора профессионального образования………………………………………………6
§1.1. Теоретические основы проблемы профессионального образования…..……………………………………………….………………….6
§1.2. Основные теории мотивации………………………………………….…..8
§1.3. Понятие мотива, мотивации, потребности, самоопределения. Классификация мотивов……………………………………………………….12
§1.4. Мотивационная основа профессионального самоопределения в историческом контексте.…………………………………………………….…20
Выводы по первой главе………………………………………………………23
Глава 2. Социально-психологические особенности студенческого возраста…………………………………………………………………..……...25
§2.1. Социально-психологические особенности студенческого возраста …..25
Выводы по второй главе…………………………………………………….28
Глава 3. Изучение мотивации студентов при выборе профессии……..30
§3.1. Описание методики исследования………………………………….….30
§3.2. Анализ и выводы по результатам исследования…………………………….……………………………………….32
Выводы по третьей главе………………………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………40
Приложение ……………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

курсовая мотив.docx

— 111.87 Кб (Скачать документ)

3. Чувство моды (стадности), желание быть не хуже других. Этот мотив особенно развит  в тех обществах, где понятие  "потерять лицо" или "быть  не таким как все" означает  нарушение общепринятых правил  и норм, а значит испытывать  не признание обществом. Если  среда, в которую попал человек,  является творческой, то и этот  человек стремится развить свои  способности. 

   Мотивация при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль.

   Таким образом, одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный  смысл;  их  называют смыслообразующими мотивами.

   Другие, сосуществующие  с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующей функции; такие мотивы условно называют мотивами-стимулами. То есть, мотив - это нечто, что находится внутри человека и во внешней среде, которое его побуждает к некоторым действиям или бездействию. Отсюда вытекает, что мотивация - это процесс сознательного выбора личностью того или иного типа поведения. Конечно, у человека могут быть неосознанные мотивы, но линию трудового поведения он выбирает более или менее осознанно.

 Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно–значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности личности, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры.

 Столкновение идеального жизненного замысла с реальностью, как она есть, провоцирует юношеский профессиональный кризис - переосмысление жизни, профессии и своего места в них.

 Для анализа понятия «профессиональное самоопределение» необходимо проследить онтогенетическое развитие интересов. Зачатки интересов можно наблюдать на первом году жизни (их основа - ориентировочная реакция и развивающиеся потребности).

 Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный и весьма подвижный процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии развития - первая из которых приходится на период обучения в школе, это - зарождение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности в мире труда и мире профессий.

 Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.

 

 

 

 

 

§1.4. Мотивационная  основа профессионального самоопределения в историческом контексте

 Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выготский и его ученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов.

 Проанализируем в этой связи мотивы поступления в вуз в историческом аспекте. Среди мотивов учебы в 20-40 гг. выделялись тяга молодежи к знаниям, культурным ценностям, интерес к учебе как таковой. В эти годы молодежь шла в вузы за светом высоких знаний. 50-60-е гг. - это эпоха тотальной индустриализации, которая должна была способствовать переходу страны в новое качественное состояние, базирующееся на техноразуме. Физика выходит на гребень значимости, престижа. В 70-80гг. престижность стала пониматься все более формально - как мода.

А нализ данных тех лет показывает значительные изменения в мотивах поступления в вузы, а также расширение спектра самих мотивов. Социологами отмечено, что в 1961г. было выявлено 10 мотивов, а в 1994г. - уже 82 мотива.

 -в 60 ые е годы, ведущим был мотив получения профессии. Слабо мотивировалось индивидуальное личностное развитие будущего специалиста, ибо советская высшая школа развивалась, прежде всего, как "кузница кадров" для народного хозяйства. Домирующим мотивом привлекательности будущей, в частности, инженерной деятельности в ответах первокурсников 70-х годов выступал интерес к непосредственному участию в развитии научно-технического прогресса (около 50% всех первокурсников). Исследования, проводившиеся в 60-е гг. показали следующее. Массовая ориентация молодежи на высшее образование формируют часто такой мотив поступления, как "в любой вуз - лишь бы в вуз". Как следствие, 1/3 студентов при выборе вуза не руководствуются мотивом интереса к профессии, а каждый десятый осуществил выбор случайно .

 

 Еще в 50-е гг. специалист с высшим образованием получал вдвое больше недипломированного работника, а в 70-е годы эта пропорция сменилась на противоположную и разрыв стал нарастать.

 В 80-е гг. высоко ценилась возможность заниматься интересной, содержательной работой и полностью применять свои способности, а также возможность завоевывать уважение в коллективе. Творческое содержание труда и хороший заработок ценились меньше. Возможно, это было связано с тем, что получить и реализовать все это было довольно сложно.

 На переломном этапе истории нашей страны в начале 90-х гг. лидирующим мотивом стало желание просто получить диплом об окончании вуза: вуз не давал необходимых знаний для работы, или они были уже устаревшими. На производстве заново приходилось учиться.

 Уже в 1994 году структура мотивов довольно существенно меняется. Ведущими становятся мотивы быть высокообразованным, культурным человеком (58%), добиться успеха в жизни (54%), сделать карьеру (37%), иметь определенный социальный статус (20%). Хотя мотив получения профессии продолжает занимать достаточно высокое место (41%), исследования показывают падение этого показателя.

Появились установки, порожденные  современной ситуацией: отношение  к эмиграции, профессиональному  статусу и карьере, к материальному  положению. Так появился и такой  новый для нашей страны мотив, как возможность работы за рубежом (18%) . Социологами замечено, что студенты-гуманитарии со своей учебой связывают в основном мотивы получения образования, знаний, расширения кругозора, саморазвития. Студенты технических специальностей - по преимуществу получение специальности и будущие перспективы.

 Для более детального анализа остановимся подробно на характеристике мотивов выбора профессии и жизненных планах студенчества. Выдвигаются следующие критерии для подробной характеристики мотивационной структуры студентов:

1) мотивы выбора профессии; 

2) удовлетворенность выбором  профессии; 

3) осведомленность о будущей  профессии; 

4) желание работать в  дальнейшем по специальности; 

5) цели будущей профессиональной  деятельности;

6) требования к будущей  работе.

 В 90-е гг. иерархия мотивов выбора существенно меняется. Начинают лидировать экономические мотивы. Надо сказать, что стремление стать богатым и преуспевающим у современной молодежи очень ярко выражено.

За последние 10-15 лет сильно изменился перечень выбираемых профессий  школьниками выпускных классов. Приоритет отдается экономическим, юридическим профессиям, специальностям связанным с иностранными языками.

 Четкое представление о различных сторонах предстоящей работы и об уровне своей подготовки к ней во многом определяет устойчивость мотивов студентов и степень их реализации. Очевидно, следует согласиться с Т.Э.Петровой [16], которая утверждает, что сказывается и изменение социального состава студентов: с появлением "коммерческого" набора на вузовскую скамью пришли обеспеченные, уверенные в правильности выбора специальности и соответствии ему своих способностей молодые люди.

Если студенты хорошо осведомлены  о своей будущей профессии, значит, в своих действиях они знают  чего хотят, если нет, то мотивы еще  окончательно не сформированы или не нацелены на профессию.

 Какие же цели будущей профессиональной деятельности являются для студентов приоритетными сегодня? Изменения произошли: на первое место выступили мотивы заработной платы и самореализации. Аналогичные социальные ценности считал важнейшими Т.Парсонс - частная собственность и индивидуальная свобода.

 Многие авторы утверждают, что преобладание торгового, "лавочного" бизнеса над производственным во многом объясняет отсутствие у молодежи интереса к сложным видам трудовой деятельности, нацеленность на быструю и легкую наживу. Нам же видится причина этого в трудностях производственной деятельности. Непомерные налоги непосильны и душат любое производство, трудно конкурировать с импортным товаром, и как следствие - специалисты производственники оказываются не нужными, а быть ими - не выгодно. Все это во многом объясняет искажение ценностей и мотивов в сфере труда.

 Интересными являются мотивы, отмеченные известным ученым Гансом Селье [6]. Вот те мотивы, под воздействием которых человек, обладающий достаточной квалификацией, может добиться успеха и процветания на научном поприще:

бесконечная любовь к Природе  и Правде;

восхищение красотой закономерности;

простое любопытство;

желание приносить пользу;

потребность в одобрении;

ореол успеха.

И, наконец, последнее по порядку, но не по важности:

боязнь скуки.

 

Выводы по первой главе: итак, в первой главе нашей работы, был осуществлен теоретический анализ по проблеме мотивационные основы выбора профессионального образования,  кратко обозначим основные идеи:

1) Сегодня профессия выступает как средство для достижения желаемого образа жизни.

 

2) Рассмотрены основные  теории мотивации. Исходя из  всех теорий можно сказать  о том, что мотивацию обеспечивают потребности.

3) Разобраны понятия мотива, мотивации, потребности, самоопределения. Выявлено немалое количество классификаций мотивов. Основное деление идет на внешние и внутренние.

4) Проанализирована мотивационная основа профессионального самоопределения в историческом контексте. В настоящее время иерархия мотивов выбора существенно меняется. Начинают лидировать экономические мотивы. Надо сказать, что стремление стать богатым и преуспевающим у современной молодежи очень ярко выражено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Социально-психологические  особенности студенческого возраста

§2.1. Социально-психологические  особенности студенческого возраста

 Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни.

 Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления.

 В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, неизменного злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям.

 Как бы странно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает - еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей («Если бы молодость знала…»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность - период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

 Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.

В этот период жизни человек  решает, в какой последовательности он приложит свои способности для  реализации себя в труде и в  самой жизни.

 Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.

Информация о работе Мотивационные основы выбора профессионального образования