Мотивационные основы выбора профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание

Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение. Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов, знание мотивов, побуждающих к работе, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности профессиональной деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.

Содержание

Введение……………………………………………………………………........ 3
Глава 1. Анализ теоретических подходов к проблеме выбора профессионального образования………………………………………………6
§1.1. Теоретические основы проблемы профессионального образования…..……………………………………………….………………….6
§1.2. Основные теории мотивации………………………………………….…..8
§1.3. Понятие мотива, мотивации, потребности, самоопределения. Классификация мотивов……………………………………………………….12
§1.4. Мотивационная основа профессионального самоопределения в историческом контексте.…………………………………………………….…20
Выводы по первой главе………………………………………………………23
Глава 2. Социально-психологические особенности студенческого возраста…………………………………………………………………..……...25
§2.1. Социально-психологические особенности студенческого возраста …..25
Выводы по второй главе…………………………………………………….28
Глава 3. Изучение мотивации студентов при выборе профессии……..30
§3.1. Описание методики исследования………………………………….….30
§3.2. Анализ и выводы по результатам исследования…………………………….……………………………………….32
Выводы по третьей главе………………………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………40
Приложение ……………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

курсовая мотив.docx

— 111.87 Кб (Скачать документ)

 Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.

 В юности получает новое развитие механизм идентификации обособления. Также для этого возраста характерны свои новообразования.

 Возрастные новообразования - это качественные сдвиги в развитии личности на отдельных возрастных этапах. В них проявляется особенности психических процессов, состояний, свойств личности, характеризующие ее переход на более высокую степень организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере.

Центральными психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. Благодаря развитию сознания у старшеклассников формируется целенаправленное регулирование  его отношений к окружающей среде  и к своей деятельности, ведущей  же деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность.

 К новообразованиям юности И. Кон относит развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску.

 Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его - установка по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни - возможно, их изменение и дальнейшее развитие.

 Смысл жизни - это важнейшее новообразование ранней юности. И.Кон отмечает, что именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлюще с учетом ближней и дальней перспективы.

 Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.

 В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.

 Таким образом, юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости - ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.

 

Выводы по второй главе: итак, во второй главе нашей работы, был осуществлен анализ и изучение социально-психологических особенностей студенческого возраста. Основные идеи:

  1. В юности получает новое развитие механизм идентификации обособления.
  2. В юности ведущей деятельностью является учебно-профессиональная деятельность.
  3. Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его - установка по отношению к самому себе.
  4. В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Изучение мотивации студентов в выборе профессии

§3.1. Описание методики исследования

 Для изучения мотивации были отобраны две методики.

- Методика определения основных мотивов выбора профессии  
(Е.М. Павлютенков). Данная методика позволяет установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии конкретным испытуемым.

Испытуемому предоставляется  опросник, в котором содержится 18 суждений о профессии. Эти суждения выражают 9 групп мотивов:

 Социальные (суждения 1 и 2) - желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальная направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности.

 Моральные (суждения 3 и 4) - стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств.

 Эстетические (суждения 5 и 6) - стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности.

 Познавательные (суждения 7 и 8) - стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда.

 Творческие (суждения 9 и 10) - стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества.

 Связанные с содержанием труда (суждения 11 и 12) - четкие знания о процессе труда, направленность на умственный и физический труд.

 Материальные (суждения 13 и 14) - стремление получать определенные блага.

 Престижные (суждения 15 и 16) - стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе.

 Утилитарные (суждения 17 и 18) - стремление руководить людьми, работа в городе, чистота и легкость, труда, ориентация на ВУЗ.

- Мотивы выбора профессии»  (Р.В. Овчарова).

 Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).

 Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

 Внешняя мотивация - это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

 Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.

 

 

 

 

§3.2. Анализ и выводы по результатам исследования

 В исследовании принимали участие студенты первых курсов МаГУ и МГТУ. Выборочная совокупность составила 40 человек. Среди них 18 студентов гуманитарных специальностей, 22 студента технических специальностей. Респондентам было предложено ответить на вопросы в анкете (Приложение 1).

 Анализ полученных в ходе исследования данных выявил группы мотивов, являющиеся основными в выборе профессии данными испытуемыми.

Группы мотивов, преобладающих  у студентов гуманитарных специальностей:

 Познавательные - стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда-39 %

 Творческие - стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества- 39%

 Утилитарные - стремление руководить людьми, работа в городе, чистота и легкость труда, ориентация на вуз-33%.

 Социальные - желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальная направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности- 33%

 Моральные - стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств- 28%

 Материальные - стремление получать определенные блага-11 %

 Связанные с содержанием труда - четкие знания о процессе труда, направленность на умственный и физический труд - 5%

 Эстетические - стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности- 0%

 Престижные - стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе- 0%

Рис.1. Основные мотивы выбора профессии студентов гуманитарных специальностей

 

 Также респондентам была предложена методика «Мотивы выбора профессии» (см. Приложение 2).

 В результате проведенной методики были выявлены следующие мотивы:

Внутренние индивидуально  значимые мотивы: 66%

Внутренние социально  значимые мотивы: 28%

Внешние положительные мотивы: 11%

Внешние отрицательные мотивы: 5%.

Рис.2. Мотивы выбора профессии студентов гуманитарных специальностей

 

 Группы мотивов, преобладающих у студентов технических специальностей:

 Познавательные - стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда-41 %

 Материальные - стремление получать определенные блага-41%     Утилитарные - стремление руководить людьми, работа в городе, чистота и легкость, труда, ориентация на вуз-36%.

 Творческие - стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества- 27%

 Социальные - желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальная направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности- 18%

 Престижные - стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе- 18%

 Эстетические - стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности- 13%

 Моральные - стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств- 9%

 Связанные с содержанием труда - четкие знания о процессе труда, направленность на умственный и физический труд - 9%

Рис.3. Основные мотивы выбора профессии студентов технических специальностей

 

 В результате проведенной методики (Приложение 2) были выявлены следующие мотивы:

Внутренние социально  значимые мотивы: 59%

Внутренние индивидуально  значимые мотивы: 41%

Внешние положительные мотивы: 22%

Внешние отрицательные мотивы: 0%.

 

Рис.4. Мотивы выбора профессии студентов технических специальностей

 

 Выводы по третьей главе: как показало исследование, сравнительное большинство студентов гуманитарных специальностей, ориентируются на познавательные, творческие  и утилитарные мотивы. Для них важна непосредственно личная значимость профессии, удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность овладеть специальными знаниями, познать содержание конкретного труда.  Данный вид мотивации возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

 Менее значимыми являются мотивы, связанные с содержанием труда. Совсем не значимы эстетические и престижные мотивы. То есть для студентов гуманитарных специальностей не представляется важной эстетическая и престижная сторона профессии.

 В результате проведения второй методики у студентов преобладают внутренние индивидуально значимые мотивы, то есть присутствует непосредственно интерес к процессу деятельности, к ее результату, стремление к саморазвитию, к развитию каких-либо своих качеств и способностей. Важнейшей предпосылкой формирования интереса к учению является выработка широких социальных мотивов деятельности, понимание её смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.

Информация о работе Мотивационные основы выбора профессионального образования