Определение конфликта и пути его разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 17:51, реферат

Описание

Конфликт - это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Работа состоит из  1 файл

Реферат конфликты.doc

— 699.00 Кб (Скачать документ)

    Методика  «Реакция супругов на конфликт»

   Данный  тест содержит 89 утверждений и дает информацию по 8 шкалам:

   1. Неконструктивные  установки супругов  на брак (НУ), связанные с нежеланием обсуждать возникшие проблемы, совместно искать решения, что-то менять в своем поведении. Работа с этими установками может заключаться в исследовании вместе с клиентом условий и факторов их генезиса.

   2. Шкала депрессии (Д) выявляет классическую, астеническую, апатическую (снижение интереса, безразличие) депрессии. В значительном большинстве случаев депрессия возникает как реакция на ситуацию, когда человек не имеет и не видит в будущем возможностей для удовлетворения своих наиболее значимых потребностей. Если помочь человеку осознать наличие реальных путей для удовлетворения его потребностей, то депрессия в значительном количестве случаев сходит на нет.

   3. Шкала протективных механизмов (ПМ), препятствующих проникновению в сознание психотравмирующей информации - вытеснение, отрицание затруднений, регрессия.

   4. Шкала дефензивных механизмов (ДМ) диагностирует тип защит, который можно охарактеризовать как «реинтер-претативная активность» - психотравмирующая информация допускается в сознание за счет ее искаженной реинтерпре-тации (рационализация, изоляция, интеллектуализация и т.д.). Применительно к нарушениям, выявляемым с помощью данной и предыдущей шкал, необходимо использовать методы психоанализа (например, метод свободных ассоциаций), клиент-центрированного подхода (способствовать увеличению уровня самопринятия).

   5. Шкала агрессии (А), в том числе измеряет и смещенную агрессию. Важно проанализировать источники агрессивности личности. В настоящее время существует много методик для работы с этим явлением (например, в рамках искусст-вотерапии).

   6. Шкала соматизации тревоги (СТ) нездоровые ощущения в области головы, сердца, желудка, общая озабоченность здоровьем. Работа может вестись как в направлении снижения тревожности личности (различные техники релаксации и десенсибилизации), так и в плане обучения формам приемлемого выражения любых отличных от тревоги эмоций в ситуации, которая раньше вызывала тревогу (тренинг ассертивности) [см. Нельсон-Джоунс, 2000, с. 256-271].

   7. Фиксация на психотравме (Ф) человек долго не может простить обиду. Работа ведется, исходя из причин этого нарушения поведения - та или иная степень выраженности определенных черт характера или неправильные установки относительно ошибок людей.

   8. Контрольная шкала  обеспечивает защиту от столь некритичного отношения к ситуации опроса, что интерпретация результатов теряет смысл.

    Методика  психологической  диагностики и коррекции конфликтного общения в семье В.А. Смехова

   Методика  предполагает в процессе работы с  клиентом анализ 11 рефлексивных планов, которые помогают клиенту осознать динамику психических явлений:

       1. Краткое содержание конфликтной ситуации.

       2. Как реально я себя вел.

       3. Как я хотел бы вести себя в подобной ситуации.

       4. Как я должен был бы вести себя в подобной ситуации.

       5. Как реально он себя вел.

       6. Как он должен был бы вести себя в подобной ситуации.

       7. Как он хотел бы вести себя в подобной ситуации.

       8. Каким он видел меня в этой ситуации.

       9. Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуа* ции.

       10. Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации.

       11. Каковы причины, цели и обстоятельства всего происшедшего.

    Методика  «Супружеская конференция»

   Супруги встречаются в условленное время  в условленном месте в период между визитами к психологу. Необходимо проводить, как минимум, одну подобную встречу в неделю.

   Встреча должна происходить в условиях, когда  нет никаких влияний извне.

   Один  партнер говорит в течение  какого-то фиксированного времени (обычно получаса) или (по своему усмотрению) молчит. Можно рассказывать о чем угодно - о снах, планах, болезнях, желаниях, потребностях. Другой партнер должен очень внимательно слушать и ни в коем случае не перебивать, не курить, не ходить взад и вперед по комнате и не делать ничего такого, что могло бы нарушить процесс общения. Точно в определенное время первый партнер останавливается.

   Второй  партнер кратко (в течение 3 мин) рассказывает о том, что он услышал в монологе первого, и что, как он полагает, первый имел в виду. Позиция говорившего признается имеющей право на существование и на данном этапе встречи никак не атакуется и не критикуется.После этого второй партнер говорит в течение положенного ему получаса, а первый его внимательно слушает. И все повторяется сначала.

   Обсуждение  следует закончить в строго определенное время.

   Вопросы, обсуждаемые на конференции, не должны подниматься вплоть до следующей встречи.

   Когда супруги приходят к психологу, последний  может модифицировать правила проведения конференций с целью формирования у супругов навыков конструктивного поведения.

    Правила поведения в конфликтной  ситуации

    В конфликтной ситуации целесообразно  пользоваться следующими правилами  поведения [7]:

 
  1. Дайте партнеру " выпустить пар". Если партнер  раздражен и агрессивен, договориться с ним зачастую невозможно, поэтому  постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его "взрыва" рекомендуется вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
  2. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для партнера деле или доверительно попросите у конфликтующего собеседника совета.
  3. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: "Вы меня обманываете", а лучше звучит: "Я чувствую себя обманутым".
  4. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема - это то, что надо решать, а отношение к человеку - это фон, условия, в которых приходится принимать решение. Не позволяйте эмоциям управлять вами. Вместе с собеседником определите проблему и сосредоточьтесь на ней: отделите проблему от личности.
  5. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Ищите выход из него. Вариантов должно быть много, чтобы выбрать лучший, который сможет удовлетворить интересы обоих партнеров по общению.
  6. В любом случае дайте партнеру "сохранить свое лицо". Не следует отвечать агрессией на агрессию и задевать достоинства партнера. Давайте оценку поступкам, а не личности.
  7. Отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий. Употребление фраз типа "Правильно ли я Вас понял?", "Вы хотели сказать:" устраняет недоразумения и демонстрирует внимание к собеседнику, что уменьшает его агрессию.
  8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. К извинениям способны уверенные и зрелые люди, поэтому это обезоруживает партнера по общению и и вызывает у него уважение и доверие.
  9. Ничего не надо доказывать. В конфликте никто никогда и никому ничего не смог доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться. Это пустая трата времени и бесполезное занятие.
  10. Замолчите первым. Не от собеседника - "противника" требуйте: "Замолчи", "Прекрати", а от себя. Но молчание не должно быть окрашено злорадством и вызовом.
  11. Не характеризуйте состояние оппонента. Такие фразы отрицательного эмоционального состояния партнера, как "Что ты злишься/ нервничаешь/ бесишься", только укрепляют и усиливают конфликт.
  12. Независимо от результата разрешения противоречий старайтесь не разрушать отношения
 
 
 

Литература

  1. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования.
  2. Емельянов С.М.. Практикум по конфликтологии.
  3. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности.
  4. http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/145-otnoshenie-k-shkole/1142-test-qnezakonchennye-rasskazyq
  5. http://azps.ru/tests/2/tt23.html
  6. http://www.psihodiagnostika.com/metodika/mis.html
  7. http://festival.1september.ru/articles/589109/
  8. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие.
  9. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым

Информация о работе Определение конфликта и пути его разрешения