Определение конфликта и пути его разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 17:51, реферат

Описание

Конфликт - это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Работа состоит из  1 файл

Реферат конфликты.doc

— 699.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

  • В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

  • Добивайтесь, чтобы  вас услышали и  поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

  • Поддерживайте атмосферу  доверия, взаимного  уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

  • Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

    Технологии  рационального поведения  в конфликте

  Под технологиями рационального поведения  в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической  коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.

  Особое  место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально-психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте. Среди подобных технологий можно назвать способы избавления от гнева, предлагаемые Д. Скотт (Конфликты, пути их преодоления, 1991, с. 37-47).

  Один  из таких способов называется визуализацией. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим или говорящим что-либо.

  Второй  способ — избавление от гнева с помощью «заземления»-. В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю.

  Третий  способ избавления от гнева, предлагаемый Д. Скотт, — это его проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий.) С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.

  И еще один способ избавления от гнева состоит в очищении энергетического поля или ауры вокруг себя. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что этими движениями вы «очищаете» энергетическую оболочку вокруг этой части тела. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что вы извлекаете из себя раздражение или иные отрицательные эмоции и затем стряхиваете их с себя.

  Овладение названными технологиями достигается  специальными занятиями и тренировками. Эти приемы доступны каждому человеку и не требуют специальной подготовки.

  Прежде  всего, следует помнить о возможных  негативных эмоциональных реакциях на острые ситуации и не допускать их проявления. Данную технологию условно можно назвать эмоциональной выдержкой. Ее можно сформулировать в виде первого правила.

  Спокойная реакция на эмоциональные  действия партнера —  первое правило самоконтроля эмоций.

  Когда ваш партнер находится в состоянии  эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны поддаться действию психологического закона заражения и не войти в такое состояние сами. В этом случае, удержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, весьма полезно задавать себе вопросы: «Почему он ведет себя так?», «Каковы его мотивы в данном конфликте?», «Связано ли его поведение с индивидуальными психологическими особенностями или с какой-то другой причиной?» и т. п. Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, вы достигаете целого ряда преимуществ. Во-первых, в критической ситуации вы заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва; во-вторых, своим поведением вы даете возможность противнику «выпустить пар»; в-третьих, вы отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть противник в возбужденном состоянии; в-четвертых, отвечая на вопросы, вы решаете очень важную и сложную задачу, — ищете причину конфликта, пытаетесь понять мотивы своего соперника.

  Положительный эффект дает обмен содержанием эмоциональных  переживаний в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений. В процессе обмена эмоциями в ходе беседы партнеры осознают смысл происходящего и тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного процесса. Условно данную технологию назовем рационализацией эмоцией.

  Рационализация  эмоций, обмен содержанием эмоциональных  переживаний в процессе спокойного общения — второе правило самоконтроля эмоций.

  Говоря  о рационализации эмоций, следует  подчеркнуть важность осознания причин своей нежелательной эмоциональной реакции на предыдущем этапе переговоров. Это позволит избежать отрицательных эмоций на последующих этапах.

  Одной из причин нежелательных эмоциональных  реакций партнеров в переговорном процессе часто является занижение их самооценки. Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты — регрессией. Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать высокий уровень самооценки у себя и у оппонента. Данную технологию условно можно назвать поддержанием высокой самооценки.

  Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного  поведения — третье правило самоконтроля эмоций.

    функции конфликта в семейных отношениях

   А. Н. Елизаров в работе «Основы индивидуального и семейного психологического консультирования» [1] указывает что конструктивная функция конфликта в семейных отношениях заключается в том, что он может стать мощным источником развития личности и группы.

   В семье благодаря конфликту могут  появиться новые цели,нормы, ценности.

   В рамках своей конструктивной функции  конфликт:

   1) адаптирует семью в целом и отдельных ее членов к новым условиям, в которых они оказались;

   2) объективирует источник разногласия и тем самым позволяет устранить его;

   3) обнажая и устраняя противоречия, освобождает семью от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации;

   4) сплачивает членов семьи и ориентирует их на защиту ее единства;

   5) помогает изжить внутреннюю напряженность и избавиться от фрустрации;

   6) помогает найти подходящие того;

   7) позволяет членам семьи раскрыть  лучшие качества своей личности  и завоевать авторитет в семье.

   Конструктивная  функция конфликта начинает осуществляться тогда, когда супруги или любые другие спорящие стороны обладают навыками конструктивного поведения в конфликтной ситуации. Если этого нет, то усиливается деструктивная функция конфликта.

   Деструктивная функция заключается в том, что  на уровне личности по мере нарастания ощущения неразрешимости конфликта последний может приводить к все более нарастающему ощущению психологического дискомфорта. Происходит сдвиг мотива на цель: конфликтующие стороны начинают забывать о том, что их целью является конструктивное разрешение ситуации. На первое место выходит желание уязвить другого, причинить ему вред, порой даже ценой собственного вреда. Если внутрисемейный конфликт принимает затяжной характер, благодаря которому многие базовые потребности личности перестают удовлетворяться, то результатом такого конфликта для личности может быть невроз.

   На  уровне внутрисемейного функционирования деструктивная функция конфликта может проявляться в нарушении обмена информацией, системы взаимосвязей, ослаблять единство семьи, снижать ее сплоченность, способность противостоять трудностям.

   Нарастающий психологический дискомфорт, по мере того как конфликт начинает принимать  все более затяжной и деструктивный характер, побуждает супругов более активно искать конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Если самостоятельный поиск не увенчался успехом, конструктивным шагом на пути к разрешению конфликта становится обращение к психологу.

   Из  сказанного выше видно, что первоочередной задачей психолога-консультанта по отношению к супружеским конфликтам является не устранение или предотвращение конфликтов, а формирование у супругов навыков конструктивного поведения в конфликтной ситуации.

   В современной практической психологии разработан ряд техник, позволяющих  формировать у супругов навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации.

   Одной из таких техник является методика «Конструктивная ссора» чешского психолога  С. Кратохвила [1991, с. 207-211]. В некоторых  современных руководствах ее еще  называют «Конструктивный спор» [см., например, Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 460].

   Другой  известной методикой для выработки  у супругов навыков согласования и приспособления в конфликтной  ситуации является методика «Супружеский договор» [см., напр., Кратох-вил, 1991, с. 197-201] или, как ее порой называют, «Техника списка».

   В случае, если супруги не умеют слушать  друг друга и редко обращают внимание на позитивные аспекты чужого сообщения, целесообразно предложить им технику  «Супружеская конференция» [Шерман, Фредман, 1997, с. 181-184].

   Техникой  конструктивного разрешения назревающих конфликтных ситуаций является процедура «Семейный совет» [Шерман, Фредман, 1997, с. 184-186].

   Если  можно предполагать, что супруги  обладают богатыми внутренними ресурсами  для самостоятельного разрешения конфликтной  ситуации (высокий уровень образования, духовные ценностные ориентации), но повседневная динамика конфликтного взаимодействия не дает им включить в действие эти ресурсы из-за активизации защитных механизмов, то для преобразования типичных образцов поведения в супружеском конфликте можно использовать методику психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье В.А. Смехова [1985].

   Супруги могут долгое время конфликтовать  не только потому, что у них отсутствуют навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации, но и по иным, более глубинным причинам. Для исследования этих причин и последующей работы с ними можно использовать психодиагностическую методику «Реакции супругов на конфликт», разработанную украинским психологом А.С. Качаряном [см. Фурманов, Аладьин, Фурма-нова,1999, с. 175-178; 216-220].

 

     Диагностика конфликтов

    Тест  Оценка глубины конфликта

  В целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт, вашему вниманию предлагается данный тест. В тесте  представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по пятибалльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой — 5 баллами. После оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта. 

1. Стороны осознают причину конфликта 12345 Стороны не осознают 1 причину конфликта
2 Причина конфликта имеет эмоциональный характер 12345 Причина конфликта  имеет материальный характер
3 Цель конфликтующих — устремленность  к социальной справедливости 12345 Цель конфликтующих  — получение привилегий
4. Есть общая цель, к которой  стремятся все 12345 Общей цели нет
5 Сферы сближения выражены 12345 Сферы сближения  не выражены
6 Сферы сближения касаются эмоциональных  проблем 12345 Сферы сближения  касаются материальных (служебных) проблем
7. Лидеры мнений не выделяются 12345 Замечено влияние  лидеров мнений
8 В процессе общения оппоненты придерживаются норм поведения 12345 В процессе общения  оппоненты не придерживаются норм поведения

Информация о работе Определение конфликта и пути его разрешения