Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 17:51, реферат
Конфликт - это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Особое
место в прогнозировании
Предупреждение
конфликта — это вид
Но
конфликты можно предупреждать,
осуществляя в целом
• постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;
• подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
• соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;
•
воспитание сотрудников, формирование
у них высокой психолого-
Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной.
Стимулирование
конфликта — это вид
Регулирование конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечения его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.
I этап. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами.
II этап. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.
III этап. Институциализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.
Кроме
того, в процессе регулирования конфликтов
важно учитывать некоторые
Разрешение
конфликта — это вид
Разрешение
конфликта может быть полным и
неполным. Полное разрешение конфликта
достигается при устранении причин, предмета
конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное
разрешение конфликта происходит тогда,
когда устраняются не все причины или
конфликтные ситуации. В таком случае
неполное разрешение конфликта может
быть этапом на пути к его полному разрешению.
Таблица 4.2 Технологии регулирования конфликта
Название | Основное содержание |
Информационные | Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т.п. |
Коммуникативные | Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения |
Социально-психологические | Работа с неформальными лидерами и микрогруппами, снижение социальной напряженности и укрепления социально-психологического климата в коллективе |
Организационные | Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т. п. |
В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.
Предпосылки разрешения конфликта:
• достаточная зрелость конфликта;
• потребность субъектов конфликта в его разрешении;
• наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.
Формы разрешения:
• уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);
• согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);
• взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);
• перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).
Способы разрешения:
• административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т. п.);
• педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.).
Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов — содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других.
Поэтому
универсального алгоритма деятельности
руководителя по управлению конфликтами
предложить невозможно. Но какие-то основные,
целесообразные шаги в таком алгоритме
можно выделить. Их мы представим в табл.
4.3.
Таблица 4.3 Алгоритм управления конфликтом
Шаг | Содержание деятельности | Способы (методы) реализации |
1 | Изучение причин возникновения конфликта | Наблюдение, анализ результатов деятельности; беседа; изучение документов; биографический метод, то есть изучение биографических данных участников конфликта и др. |
2 | Ограничение числа участников | Работа с лидерами в микрогруппах; перераспределение функциональных обязанностей; поощрение или наказание и т. п. |
3 | Дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов | Опрос экспертов; привлечение медиатора, психолога, переговорный процесс (медиация) и др. |
4 | Принятие решения | Административные методы; педагогические методы |
В процессе управленческой деятельности по разрешению конфликтов и в выборе алгоритма такой деятельности для руководителя важно учитывать следующие принципы управления конфликтами:
• объективности и адекватности оценки конфликта;
• конкретно-ситуационного подхода;
• гласности;
• демократического воздействия, опоры на общественное мнение;
•
комплексного использования способов
и приемов воздействия. Не менее важным
для руководителя в управлении конфликтами
является учет некоторых негативных факторов
принятия конструктивных решений, которые
представлены в табл. 4.4, а также использование
различных видов психологической власти
по разрешению конфликтов, разработанных
X. Корнелиус и Ш. Фэйр, отраженные в табл.
4.5.
Таблица 4.4 Негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту
Содержание фактора | Последствия |
Одностороннее суждение руководителя о подчиненных (как правило, только с точки зрения того, как они выполняют его указания) | Мешает понять мотивы конфликтующих и оценить динамику конфликта |
Интересы руководителя в конфликте как члена коллектива и как личности | Ошибочные решения, связанные с субъективной оценкой предмета конфликта |
Стремление как можно быстрее погасить конфликт | Ошибочные решения, часто приводящие к наказанию «правых» и «виноватых» |
Межличностные отношения с конфликтующими (симпатии, антипатии дружба и т. п.) | Ошибочные решения, проявляющиеся в предвзятом отношении к одному из участников конфликта |
Таблица 4.5 Различия в подходах к применению власти по разрешению конфликтов по X. Корнелиус и Ш. Фэйр1
Вид власти и ее проявления | |
Манипулирование | Влияние |
Исход конфликта зачастую затрагивает интересы влияющего | Исход, как правило, не затрагивает интересы влияющего |
Часто исход оказывается нежелательным для объекта влияния | Учитывается согласие и его отсутствие у объекта влияния |
Информация, неугодная субъекту влияния, утаивается | Объекту влияния предоставляется полная информация |
Объекту влияния не предоставляется возможность свободного выбора | Объекту влияния дается свобода выбора |
Примечание. Для конструктивного разрешения конфликтов следует использовать лишь власть влияния.
1. Принуждение (борьба, соперничество)
Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.
Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т. п. И во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «Кто кого...». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.
2. Уход
Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности наличные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.
При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.
В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.
Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.
Информация о работе Определение конфликта и пути его разрешения