Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание

Цель:

- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;

- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.

Содержание

Введение.........................................................................................................3

Глава 1. Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества).............................................................................................................7

История исследования проблемы……………………………………..7
Основные подходы к психологическому анализу одиночества…...15
Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия)……………………………24


Глава 2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте...................................................................................................................32

2.1 Общая характеристика детей подросткового возраста......................32

2.2. Особенности переживания одиночества подростками…………….39


Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества………………………………………………………………………53

3.1. Обоснование выбора методик……………………………………….53

3.2. Процедура исследования…………………………………………….56


Заключение………………………………………………………………..68


Библиография……………………………………………………………..69

Работа состоит из  1 файл

Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте.doc

— 292.50 Кб (Скачать документ)

      Содержание 

      Введение.........................................................................................................3

      Глава 1. Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества).............................................................................................................7

    1. История исследования проблемы……………………………………..7
    2. Основные подходы к психологическому анализу одиночества…...15
    3. Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия)……………………………24
 

      Глава 2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте...................................................................................................................32

      2.1 Общая характеристика детей подросткового возраста......................32

      2.2. Особенности переживания одиночества подростками…………….39 

      Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества………………………………………………………………………53

      3.1. Обоснование выбора методик……………………………………….53

      3.2. Процедура исследования…………………………………………….56  

      Заключение………………………………………………………………..68  

      Библиография……………………………………………………………..69  

      Приложения  
 
 
 
 
 

      Введение.

      Проблема  одиночества была актуальна во все  времена, ему посвящали свои работы писатели, философы, ученые. В последнее время эта проблема всё так же активно освящается и исследуется, психологи и социологи вносят огромный вклад в науку, изучая сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

      Но  до сих пор не существует единого  мнения как и определения о  том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то как единственно возможную основу человеческого бытия, то как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то — как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.

      Понимание природы одиночества позволит выработать оптимальные стратегии его преодоления, адекватные для современной нестабильной и неопределенной ситуации.

      В данной курсовой работе исследуется феномен одиночества. Выбор темы обусловлен желанием понять природу конфликта личности и среды, потребностью узнать, какое место занимает одиночество в современном обществе.

      Актуальность настоящей работы обусловлена практической потребностью изучения социальной позиции юных людей и людей репродуктивного возраста, их ценностно-смысловых ориентации, эмоциональных состояний и отношений в сегодняшней социокультурной ситуации. Исследование видов состояния одиночества, имеющего как негативную так и позитивную направленность позволяет сделать шаг к преодолению существующего противоречия в понимании роли и места одиночества в психической жизни человека. Теоретическая значимость исследования заключается в выведении одиночества человека на реально психологический уровень исследования, в уточнении и конкретизации его определения, исходящего из методологических концепций отечественной и зарубежной психологии, а также в изучении его механизмов и роли в процессе социализации личности, в онтогенезе ее психической жизни и поведения.

      Цель:

      - исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;

      - выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.

      Курсовая работа представляет анализ феномена одиночества средствами решения теоретических и эмпирических задач:

4

      1. Теоретический анализ сложившихся  научных подходов к пониманию  и изучению одиночества. 

      2. Выделение проблемы одиночества как социально-психологической проблемы, обусловленной осознанием негативных результатов социального взаимодействия.

      3. Выявление психологической природы состояния одиночества (отличительные особенности поведения, социальных отношений и ценностно-смысловые ориентации одинокого человека).

      4. Выделение и исследование основных видов состояния одиночества.

      5. Изучение феноменологии переживаний одиночества у современных подростков на материале анализа литературных данных и эмпирического исследования.

      6. Анализ данных, полученные в результате исследования.

      Предметом исследования являются особенности структуры ценностных ориентации и межличностных отношений, свойства личности и способы эмоционального реагирования, определяющие тип переживания одиночества и стратегию его преодоления, психологическая сущность и поведенческие проявления состояния одиночества юного человека.

      Объектом  исследования являются дети подросткового возраста от 12 до 16 лет (школьники). Всего было исследовано 107 человек (64 девочки и 43 мальчика), проживающих в г.Орске Оренбургской области.

     Гипотеза  исследования. Возникновение  чувства  одиночества  связано с недостаточным развитием регуляторного опыта. Переживание одиночества связано с текущими социальными ситуациями и проявляется в межличностных отношениях и поведении человека.

      В подростоковом периоде актуализируется переживание одиночества. Переживание одиночества и тенденция к изоляции ребенка-подростка возникает в связи с проблемами социальной идентификации и возрастными свойствами.  

5

      Субъективное  ощущение одиночества провоцируют  такие факторы как: качество социальных контактов, степень удовлетворенности потребности в общении, нереализации потребности в интимно-личностном общении.

     Состояние одиночества сопровождается конструктивным или деструктивным переживаниями. Выбор стратегии совладания обеспечивает трансформацию негативного переживания в позитивное и его преодоление.

      Методы  исследования.

    В качестве психодиагностических методик использованы:

    1. Шкала одиночества. (Д.Рассела, Л.Пепло, М.Фергюсона).

    2. Метод  социометрических измерений (социометрия).

    3. Методика Ценностные ориентации (М. Рокич)

      4. Методика исследования сомоотношения (С.Р. Патилеев)

    5. Метод изучения продуктов деятельности учащихся (сочинение «Причины моего одиночества»)

      Практическая  значимость заключается в следующем:

      - возможность использования ее посылок и выводов в нормативных курсах общей и социальной психологии в педвузах,

      - эмпирические результаты исследования помогут учителю в воспитательной работе с детьми-подростками.

      В нашей работе мы не затрагиваем клинические  аспекты одиночества (патологии) и рассматриваем переживание одиночества как нормальное состояние человека, развивающегося, как одно из условий его полноценной самореализации и личностной зрелости. 
 
 
 
 
 
 

      6 

      Глава 1. Одиночество как психологическая проблема.

      1.1. История изучения проблемы.

                        «Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный  случай, напротив, оно всегда было и  остается главным и неизбежным испытанием в жизни человека» 

                                                                                                                  Т.Вульф 

      Одиночество как психическое состояние, имеющее  ярко выраженную негативную окраску, известно человечеству, по крайней мере, с  античных времен. В истории философско-психологической  мысли осмысление и объяснение проблемы одиночества достаточно многообразно: от преклонения перед ним на Древнем Востоке до неприятия в Древней Греции, от осознания необходимости одиночества для самопознания человека, его творческого развития до понимания его как проклятья человечества.

      По  Платону условием достижения истины, добра и красоты является путь дружбы. Аристотель также в «Никомаховой этике» посвятил немало страниц описанию достоинств дружбы, отметив при этом и значение индивидуального развития. Древние греки больше думали над тем, как избежать одиночества, считая самым приемлемы и оптимальным путь дружбы.

      Для Платона и Аристотеля человек  был немыслим без процветающего  полиса. Счастье индивида имело место  только в контексте разумно устроенного  общества. И только в александрийский период мы обнаруживаем человека, отделенного от своих собратьев. Самодостаточность человека уже не основывалась на принадлежности к полису. «Отныне путь к его спасению должен был раскрываться как личный и, таким образом, как

      7

      одинокий  путь» [5, 59].

      Если  эпикурейцы еще утверждали зависимость человека от нескольких особенно близких людей, то скептики отвергали саму возможность длительности и постоянства чего-либо, включая и постоянство собственного «Я».

      С развитием христианства возрастала и потребность в компенсации  чувства разобщенности и покинутости. Средневековому человеку удалось найти средство избавления от одиночества - это была абсолютная сущность, с которой всегда можно вступить в контакт, можно ей молиться. Но затем тяжкие страдания привели человека к пониманию своей отстраненности и отделенности даже от Бога. Все же особо следует отметить, что именно в то время уже были вскрыты позитивные стороны одиночества в личностном становлении человека, в прояснении его взаимоотношений с миром.

      С завершением средневекового этапа развития человек начинает обращаться все больше не к абсолютному и вечному Богу, а к самому человеку, его универсальной сущности (Г.В.Гегель), понятию родовой сущности (Л.Фейербах), понятию классового сознания (К.Маркс). И «как только человек понимает свое истинное сущностное положение и в той мере, насколько он его понимает, он становится безнадежно одиноким. Теперь он по своему усмотрению создает любое отношение и допускает любое значение, которое только позволит ему избежать своего одиночества» [5, 65].

      На  закате Ренессанса мы отмечаем, начиная  с М.Монтеня, сосредоточение внимания на личности человека - проблеме его  личностной идентичности.

      Затем у Р.Декарта проявляется более  отчетливое осознание собственной  субъективности и метафизического  одиночества. Философия сосредоточивает свое внимание на проблематике отношений между воспринимающим, самосознающим «Я» и его знанием о внешнем мире и другом сознании, что нашло свое выражение во взглядах Лейбница, в его

учении  о монадах.

8

      Крупный шаг к пониманию одиночества как психического феномена был осуществлен Гегелем. Им предложена теория о «двух мирах отчужденного от себя духа». Одиночество представляется как потеря двух отношений: связи с собой и связи с социальным миром. Последний является необходимым условием для объединения человека с самим собой. Человек должен иметь «дом», как в объективном, так и субъективном смыслах. Природа одиночества состоит в себялюбии субъективного духа, его стремлении утвердить собственную самость без соотношения ее с деятельностью объективного мирового духа - абсолютной идеи. В результате субъективный дух запутывается в собственных противоречиях, которые порождают у человека несчастное сознание.

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества