Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 15:32, курсовая работа
Цель:
- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;
- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества).............................................................................................................7
История исследования проблемы……………………………………..7
Основные подходы к психологическому анализу одиночества…...15
Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия)……………………………24
Глава 2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте...................................................................................................................32
2.1 Общая характеристика детей подросткового возраста......................32
2.2. Особенности переживания одиночества подростками…………….39
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества………………………………………………………………………53
3.1. Обоснование выбора методик……………………………………….53
3.2. Процедура исследования…………………………………………….56
Заключение………………………………………………………………..68
Библиография……………………………………………………………..69
Содержание
Введение................
Глава
1. Одиночество как психологическая проблема
(Феноменология одиночества)..................
Глава
2 Специфика переживания одиночества в
подростковом возрасте......................
2.1
Общая характеристика детей подросткового
возраста......................
2.2.
Особенности переживания одиночества
подростками…………….39
Глава
3. Опытно-экспериментальное исследование
проблемы одиночества…………………………………………………
3.1.
Обоснование выбора методик…………
3.2.
Процедура исследования…………………………………………….
Заключение……………………………………
Библиография………………………………
Приложения
Введение.
Проблема одиночества была актуальна во все времена, ему посвящали свои работы писатели, философы, ученые. В последнее время эта проблема всё так же активно освящается и исследуется, психологи и социологи вносят огромный вклад в науку, изучая сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
Но до сих пор не существует единого мнения как и определения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то как единственно возможную основу человеческого бытия, то как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то — как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.
Понимание природы одиночества позволит выработать оптимальные стратегии его преодоления, адекватные для современной нестабильной и неопределенной ситуации.
В данной курсовой работе исследуется феномен одиночества. Выбор темы обусловлен желанием понять природу конфликта личности и среды, потребностью узнать, какое место занимает одиночество в современном обществе.
Актуальность настоящей работы обусловлена практической потребностью изучения социальной позиции юных людей и людей репродуктивного возраста, их ценностно-смысловых ориентации, эмоциональных состояний и отношений в сегодняшней социокультурной ситуации. Исследование видов состояния одиночества, имеющего как негативную так и позитивную направленность позволяет сделать шаг к преодолению существующего противоречия в понимании роли и места одиночества в психической жизни человека. Теоретическая значимость исследования заключается в выведении одиночества человека на реально психологический уровень исследования, в уточнении и конкретизации его определения, исходящего из методологических концепций отечественной и зарубежной психологии, а также в изучении его механизмов и роли в процессе социализации личности, в онтогенезе ее психической жизни и поведения.
Цель:
- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;
- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.
Курсовая работа представляет анализ феномена одиночества средствами решения теоретических и эмпирических задач:
4
1.
Теоретический анализ
2. Выделение проблемы одиночества как социально-психологической проблемы, обусловленной осознанием негативных результатов социального взаимодействия.
3. Выявление психологической природы состояния одиночества (отличительные особенности поведения, социальных отношений и ценностно-смысловые ориентации одинокого человека).
4. Выделение и исследование основных видов состояния одиночества.
5. Изучение феноменологии переживаний одиночества у современных подростков на материале анализа литературных данных и эмпирического исследования.
6. Анализ данных, полученные в результате исследования.
Предметом исследования являются особенности структуры ценностных ориентации и межличностных отношений, свойства личности и способы эмоционального реагирования, определяющие тип переживания одиночества и стратегию его преодоления, психологическая сущность и поведенческие проявления состояния одиночества юного человека.
Объектом исследования являются дети подросткового возраста от 12 до 16 лет (школьники). Всего было исследовано 107 человек (64 девочки и 43 мальчика), проживающих в г.Орске Оренбургской области.
Гипотеза исследования. Возникновение чувства одиночества связано с недостаточным развитием регуляторного опыта. Переживание одиночества связано с текущими социальными ситуациями и проявляется в межличностных отношениях и поведении человека.
В
подростоковом периоде актуализируется
переживание одиночества. Переживание
одиночества и тенденция к изоляции ребенка-подростка
возникает в связи с проблемами социальной
идентификации и возрастными свойствами.
5
Субъективное ощущение одиночества провоцируют такие факторы как: качество социальных контактов, степень удовлетворенности потребности в общении, нереализации потребности в интимно-личностном общении.
Состояние
одиночества сопровождается конструктивным
или деструктивным
Методы исследования.
В качестве психодиагностических методик использованы:
1. Шкала одиночества. (Д.Рассела, Л.Пепло, М.Фергюсона).
2. Метод
социометрических измерений (
3. Методика Ценностные ориентации (М. Рокич)
4. Методика исследования сомоотношения (С.Р. Патилеев)
5. Метод изучения продуктов деятельности учащихся (сочинение «Причины моего одиночества»)
Практическая значимость заключается в следующем:
- возможность использования ее посылок и выводов в нормативных курсах общей и социальной психологии в педвузах,
- эмпирические результаты исследования помогут учителю в воспитательной работе с детьми-подростками.
В
нашей работе мы не затрагиваем клинические
аспекты одиночества (патологии) и рассматриваем
переживание одиночества как нормальное
состояние человека, развивающегося, как
одно из условий его полноценной самореализации
и личностной зрелости.
6
Глава 1. Одиночество как психологическая проблема.
1.1. История изучения проблемы.
«Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни человека»
Одиночество
как психическое состояние, имеющее
ярко выраженную негативную окраску, известно
человечеству, по крайней мере, с
античных времен. В истории философско-
По Платону условием достижения истины, добра и красоты является путь дружбы. Аристотель также в «Никомаховой этике» посвятил немало страниц описанию достоинств дружбы, отметив при этом и значение индивидуального развития. Древние греки больше думали над тем, как избежать одиночества, считая самым приемлемы и оптимальным путь дружбы.
Для
Платона и Аристотеля человек
был немыслим без процветающего
полиса. Счастье индивида имело место
только в контексте разумно
7
одинокий путь» [5, 59].
Если эпикурейцы еще утверждали зависимость человека от нескольких особенно близких людей, то скептики отвергали саму возможность длительности и постоянства чего-либо, включая и постоянство собственного «Я».
С развитием христианства возрастала и потребность в компенсации чувства разобщенности и покинутости. Средневековому человеку удалось найти средство избавления от одиночества - это была абсолютная сущность, с которой всегда можно вступить в контакт, можно ей молиться. Но затем тяжкие страдания привели человека к пониманию своей отстраненности и отделенности даже от Бога. Все же особо следует отметить, что именно в то время уже были вскрыты позитивные стороны одиночества в личностном становлении человека, в прояснении его взаимоотношений с миром.
С завершением средневекового этапа развития человек начинает обращаться все больше не к абсолютному и вечному Богу, а к самому человеку, его универсальной сущности (Г.В.Гегель), понятию родовой сущности (Л.Фейербах), понятию классового сознания (К.Маркс). И «как только человек понимает свое истинное сущностное положение и в той мере, насколько он его понимает, он становится безнадежно одиноким. Теперь он по своему усмотрению создает любое отношение и допускает любое значение, которое только позволит ему избежать своего одиночества» [5, 65].
На закате Ренессанса мы отмечаем, начиная с М.Монтеня, сосредоточение внимания на личности человека - проблеме его личностной идентичности.
Затем у Р.Декарта проявляется более отчетливое осознание собственной субъективности и метафизического одиночества. Философия сосредоточивает свое внимание на проблематике отношений между воспринимающим, самосознающим «Я» и его знанием о внешнем мире и другом сознании, что нашло свое выражение во взглядах Лейбница, в его
учении о монадах.
8
Крупный шаг к пониманию одиночества как психического феномена был осуществлен Гегелем. Им предложена теория о «двух мирах отчужденного от себя духа». Одиночество представляется как потеря двух отношений: связи с собой и связи с социальным миром. Последний является необходимым условием для объединения человека с самим собой. Человек должен иметь «дом», как в объективном, так и субъективном смыслах. Природа одиночества состоит в себялюбии субъективного духа, его стремлении утвердить собственную самость без соотношения ее с деятельностью объективного мирового духа - абсолютной идеи. В результате субъективный дух запутывается в собственных противоречиях, которые порождают у человека несчастное сознание.
Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества