Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 15:32, курсовая работа
Цель:
- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;
- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества).............................................................................................................7
История исследования проблемы……………………………………..7
Основные подходы к психологическому анализу одиночества…...15
Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия)……………………………24
Глава 2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте...................................................................................................................32
2.1 Общая характеристика детей подросткового возраста......................32
2.2. Особенности переживания одиночества подростками…………….39
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества………………………………………………………………………53
3.1. Обоснование выбора методик……………………………………….53
3.2. Процедура исследования…………………………………………….56
Заключение………………………………………………………………..68
Библиография……………………………………………………………..69
Датский теолог и философ Серен Кьеркегор рассматривал одиночество как замкнутый мир внутреннего самосознания, принципиально не размыкаемый никем, кроме бога. Единственным собеседником затерянного в мире человека может стать образ бога в нем самом.
Феноменология Гуссерля дает представление о сознании как о нескончаемом потоке переживаний, начисто изолированных от всего внешнего и материального. Это признание принципиального одиночества человека, вечного и неизбывного. [5]
В нашей работе мы рассматриваем одиночество, прежде всего, в европейской, западной традиции.
Присущий человеку протест против одиночества стал генеральной темой многих гуманистических учений, возникших на Западе в XX веке. Можно выделить несколько этапов в исследовании проблемы переживания одиночества. В зарубежных научных исследованиях интерес к проблеме одиночества проявился в 50-60 годах двадцатого столетия. Считалось, что переживание одиночества является признаком «коммерческих», «потребительских» отношений, которые складываются в обществе. Первые концепции выстраивались на основе наблюдений и теоретических исследований. В 60-80-е годы двадцатого столетия было предложено
9
несколько схем, которые до сих пор являются значимыми для зарубежных и отечественных исследователей этой проблемы (Вейсс, 1973; Пепло и Перлман, 1980; Сандлер и Джонсон, 1980; Джонс, 1981). В 70-80-х годах проблема одиночества предстала в качестве предмета в социльно-психологических теоретических и прикладных зарубежных исследованиях. Феномен одиночества изучали как состояние, идентифицированное с негативными эмоциями, депрессией (Рубинстейн, Шейвер, 1979; Янг, 1978), связанное с социальной изоляцией, но не обусловленное ею (Таунсенд, 1968; Джонсон, Сандлер, 1969). Обнаружено, что одиночество имеет ряд признаков: остроту, предел и тип переживания (Вейсс, 1978; Перлман, Пепло, 1980; и др.).[10]
Представители различных научных школ и направлений (когнитивных, экзистенциональных, социологических, психодинамических, интеракционистских и др.) указывают на разные причины и особенности протекания одиночества. Если исследователи психодинамического направления рассматривают негативный опыт ранних лет жизни как причину одиночества, то гуманистическая концепция К.Роджерса присваивает ведущую роль текущим влияниям в процессе социализации. Своеобразие когнитивного подхода заключается в смешении типов переживания одиночества и противопоставлении действительного и желаемого взаимодействия субъекта. [11]
В исследованиях Джонс, Фримон, Госвик (1981) и др. одиночество рассматривается как проблема межличностного характера в категориях «отношение к другому», «закрытость-открытость», «дефицит социальных умений», «доверие» и др. Представления Фландерса (1982) расширили феноменологию одиночества: он включил в анализ состояния одиночества процессы приспособления и стратегии проживания.
Наибольшее внимание
10
анропологического универсума, согласно которому, внутренняя изолированность человека - основа любого индивидуального бытия. Поэтому человек выбирает одиночество, когда не находит эмоционального отклика в ходе общения с другими людьми. Согласно философии Ж.-П.Сартра, путь человека к себе или «в себя» всегда конфликтен и сопряжен с осознанием одиночества как экзистенциальной ситуации человеческого бытия в мире [5].
В
творчестве французского писателя - эссеиста
и философа А.Камю, исходящего из твердого
убеждения в абсурдности
Ф.Ницше, а затем и Э.Фромм продолжили мысль И.Канта о том, что одиночество может происходить от падения нравственных норм. Э.Фромм причиной одиночества называл культивирование неразумных потребностей. [20]
К.Хорни считала одиночество следствием негативного проявления идеологии рыночных отношений, конкурентности человека с человеком. [5]
В.Франкл полагал, что человек попадает в состояние одиночества утратив определенные ценности и смысл жизни. [5]
Д.Рисмен и О.Тоффлер видели причину одиночества в ускорении темпов жизни в условиях НТР, когда человек остается «один в толпе». [5]
Можно
считать, что одиночество как
объективная психологическая
В последнее десятилетие прошлого века вновь возрос интерес к проблеме одиночества. Среди современных работ можно выделить научные комментарии Андре (1991), утверждающие позитивный смысл в природе переживания одиночества; исследование Рокача и Брока (1996), выявляющее стратегии преодоления и факторы одиночества.
11
В отечественной литературе анализ изоляции, одиночества, отчужденности касался проблемы психического состояния в экстремальных условиях (О.А.Кузнецов, В.И.Лебедев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, Н.Ю.Хрящева, С.Т.Юрских и др.), проблемы последствий разводов и потерь, негативных результатов взаимодействия субъектов (А.В.Гозман., Г.С.Гурко, Л.А.Коростылева и др.), невозможности найти эмоциональный отклик (К.А.Абульханова-Славская, Е.И.Головаха, А.Г.Ковалев, И.С.Кон, Б.Д.Парыгин и др.) и т.д. Основополагающие методологические принципы концепции отечественной психологии: о сущности личности и ее психологической структуре (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.М.Андреева, А.В.Петровский, К.К.Платонов), о системной, межфункциональной организации человеческой психики и сознания (Л.С.Выготский), представления о психологической устойчивости личности (Е.П.Крупник), о динамики личности как взаимодействии базовых психодинамических тенденций: идентификации и обособления. [19] В последние годы в отечественной науке феномен одиночества представляли в философском (И.М.Ачильдиев, Л.И.Старовойтова), философско-социологическом (Г.М.Тихонов, Ж.В.Пузанова), социологическом (Ю.М.Черепухин, С.В.Куртиян) направлениях. Важно отметить социльно-психологическое исследование Ю.М.Швалбы, О.В.Данчевой, психолого-педагогическое - О.Б.Долгиновой
Изучив данные исследования, можно сделать вывод, что феноменология одиночества недостаточно разработана в отечественной науке. Одиночество как комплексный, психический феномен выступает объектом разных гуманитарных наук: социологии, классической социальной философии и психологии. Однако в отечественной психологии, за исключением диссертационного исследования Долгиновой О.Б. [3], пока нет специальных работ, посвященных одиночеству. Не исследована его сущность, психологическая природа, генезис, не определено место в системе классификации психических явлений. Можно сказать, что отечественная
12
психологическая наука как бы не замечала этот феномен. Вероятно, поэтому представленные в мировой психологии подходы к изучению одиночества связаны с именами зарубежных ученых, которые в уходящем двадцатом столетии исследовали этот крайне актуальный феномен в самых разных аспектах. Конечно, и в советский период становления и развития психологии некоторые ученые видели угрозу для человека в остром переживании им чувства одиночества. Вот, к примеру, слова одного из классиков психологии Б.Г.Ананьева: «По мере гигантского роста городов и массовых коммуникаций ... возрастает одиночество человека, усиливается конфликт между человеком как субъектом общения и обезличенностью его в сфере общения ...» [ 19 ].
При достаточно частом указании на одиночество как на психическое явление в отечественной психологии практически отсутствуют его теоретические и эмпирические исследования. Положение о том, что здоровье общества - это здоровье его членов, заслуживает изучения и в контексте емкой, межпредметной категории одиночества. В затянувшихся условиях социально-экономической нестабильности, характерной для нашей страны, проявления и последствия субъективного одиночества человека становятся по-особому злободневными и значимыми. Все более очевидна необходимость анализа природы и сущности этого состояния, специфики его переживания и проявления в жизни и деятельности.
Нельзя не согласится с Долгиновой О.Б., что при употреблении в описании или анализе личностных проявлений таких терминов, как "одиночество", "чувство одиночества", "состояние одиночества", "потребность в одиночестве", "изоляция", "уединение", и др., используются неоправданно широкие понятийные переносы [3]. Например, большая и, несомненно, имеющая научную ценность, работа О.Н.Кузнецова и В.И.Лебедева «Психология и психопатология одиночества» в действительности мало имеет отношение к собственно одиночеству. Скорее всего, авторы используют термин «одиночество» в качестве
13
подмены понятия сенсорной депривации [5]. Бесспорно, что эти два психических явления требуют дальнейшего научного исследования и четкого разделения.
И.С.Кон [4], также как и Р.С.Немов [5], рассматривая вопросы психологии юношеского возраста, описывают некоторые реакции личности и ее окружения на одиночество, предпринимают попытку определить причины данного состояния. По-видимому, эти ученые не ставили перед собой задачу рассмотреть одиночество как психический феномен, исследовать его психологическую природу, поскольку даже не дают ему определения.
В работе Ю.М.Швабла и О.В.Данчевой [22], на наш взгляд, происходит подмена понятий «одиночество» на «уединение» и «изоляция», что ведет к невосполнимым понятийным и собственно психологическим потерям. В.А.Андрусенко также называет одиночество изоляцией от людей, мира в целом, но предлагает категорию «душевного одиночества как необходимого этапа в определении возможностей своего «Я». [5]
Анализ
научной литературы свидетельствует,
что до сих пор не написана работа, в
которой была бы дана целостная характеристика
состояния одиночества, как психолого-педагогической
проблемы. Сложность построения научной
теории одиночества заключается в том,
что, с одной стороны оно являет собой
глобальное, сущностное, социально-обусловленное
явление с недостаточно четкими критериальными
признаками, с другой стороны, является
фактом сложного психического переживания,
уходящего в глубины индивидуального
сознания (рефлексия, интимность, субъектность
и пр.)
14
1.2.
Основные подходы к
психологическому анализу
одиночества
. В этой главе мы хотели бы сделать обзор как некоторых психологических взглядов об одиночестве, так и мнений психологов и философов о том, что делать человеку с одиночеством и как полноценно жить с ним.
Психологические представления об одиночестве.
1) Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман) [10]
Обобщая
положения некоторых
Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество же - это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), константное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.
Об этиологии одиночества писал и Г.Салливан. Рассматривая потребность в человеческой близости он считал, что она, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество.
15
Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.
2) Человеко-центрированный подход (К.Роджерс) [11]
Подход К.Роджерса к одиночеству отличается от психоаналитического в том, что он мало обращает внимания на ранние детские воспоминая, считая, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность.
Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества