Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание

Цель:

- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;

- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.

Содержание

Введение.........................................................................................................3

Глава 1. Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества).............................................................................................................7

История исследования проблемы……………………………………..7
Основные подходы к психологическому анализу одиночества…...15
Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия)……………………………24


Глава 2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте...................................................................................................................32

2.1 Общая характеристика детей подросткового возраста......................32

2.2. Особенности переживания одиночества подростками…………….39


Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества………………………………………………………………………53

3.1. Обоснование выбора методик……………………………………….53

3.2. Процедура исследования…………………………………………….56


Заключение………………………………………………………………..68


Библиография……………………………………………………………..69

Работа состоит из  1 файл

Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте.doc

— 292.50 Кб (Скачать документ)

      Экзистенциальное  одиночество (как исходная обреченность на непонимание другими) является частью человеческого существования. Оно включает в себя осознание своей разделенности с другими, поиски идентичности и смысла жизни. Источником экзистенциального одиночества является факт уникальности и единственности опыта каждого человека, факт человеческой экзистенции. Тягостно переживаемое одиночество (патологическое по Д.Гэв) предполагает часто хроническую разобщенность с самим собой и другими, являющуюся следствием невозможности построения и сохранения желаемых отношений со значимыми другими или результатом фрустрации потребности в социальной включенности.

49

      Тягостно  переживаемое одиночество, по мнению Гэв, характеризуется 4-мя компонентами:

      1. Отсутствием контакта с самим  собой.

      2. Неспособностью к преодолению  эмоциональных барьеров с другими.

      3. Неспособностью и неумением найти свое место в социальном сообществе.

      4. Утратой смысла собственной жизни.

      В то же время, по мнению К.Мустакаса - «Одиночество - это условие жизни человека, опыт человеческого существования, который дает индивидууму возможность  поддерживать, расширять и углублять его человеческую природу. Человек, в конечном счете, всегда одинок, живет ли он в изоляции или болезни, ощущает ли он утрату после смерти любимого существа или острое чувство радости в триумфе созидания. Я верю, что каждому человеку необходимо признать свое одиночество и четко осознать, что, в конечном счете, в каждый миг своего бытия человек одинок, - ужасающе, совершенно одинок Усилия, предпринимаемые для того, чтобы ускользнуть от экзистенциального переживания одиночества могут привести только к самоотчуждению. Когда человек избегает фундаментальной правды жизни, когда ему удается успешно отрицать ужасное одиночество индивидуального существования, он лишает себя одного из значительных средств своего собственного развития» [5].

      В таком понимании одиночества  присутствует известная доля фатальности  и обреченности. Это осознается самими экзистенциалистами. Одни из них при  этом ищут выход в Боге, другие - в  стремлении быть сверхчеловеком, третьи - в признании и принятии этого  факта. Нам наиболее близка позиция третьих. Как писал Р.М.Рильке: «Мы одиноки. Можно обманывать себя или делать вид, что это не так. Но насколько лучше признать это и из этого исходить» [5].

      Это подводит нас к мысли, что осознание  и признание своего

50

одиночества можно рассматривать как одно из условий человеческого развития и один из критериев личностной зрелости. Подростки переживают одиночество, приобретая опыт расставания со старыми ценностями, опыт утраты близких взаимоотношений, опыт потери какой-то части себя самого. Недобровольность и вынужденность этого переживания, обостряют чувство бессилия и беспомощности. Часто это приводит к сомнениям в собственной значимости, утрате доверия к миру и себе, к отчуждению и изоляции.

      Подростки остро ощущают ситуацию экзистенциального перелома: они одновременно хотят удовлетворять свои потребности в самостоятельности и независимости, но также и в близости, и социальной включенности и, поэтому остро переживают критические ситуации межличностных отношений (разрыв дружеских связей, непонимание взрослыми и ровесниками).

      Переживание одиночества у подростков связано  не только с ситуацией межличностных  отношений, но и с потерей смысла собственного существования и появлением ощущения экзистенциальной разобщенности  людей.

      Одиночество в этот период часто неприятно для подростков, они жалуются на него, но в то же время часто его сами ищут. Подросток хочет быть собой и, одновременно, боится этого. «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали. С одной стороны - они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом

      51

и самым  мрачным пессимизмом» [12].

      Подростки (почти все) еще не задумываются о  смысле жизни. Они чаще раздумывают  над тем (чувствуют, прежде всего) любимы они или нет, ценят их или нет и т.д.

      Подростков  потрясает осознание одиночества, осознание того, что они никому не нужны и нигде не могут найти  поддержки. Они чувствуют себя беспомощными и в то же время теряют доверие  к окружающим. Им не к кому пойти, не к кому обратиться, и никто в тот момент, включая их самих, как им кажется, не может помочь им удовлетворить их потребности.

      Одиночество, таким образом, часто переживается тягостно и воспринимается как момент остановки собственной активности, что часто приводит к нарушению привычной жизнедеятельности. Подростки, на наш взгляд, еще недостаточно овладели средствами рефлексивного контроля за своими состояниями и поведением.

      По  мнению Г.Салливана, именно подростки  испытывают одиночество, в своей  наиболее завершенной и страшной форме.

      Все переживания подростка находят  отражение в картине его поведения, в импульсивности поступков и  слов. Правда, многое еще зависит  от природной организации человека (темперамента).

      В целостной же картине поведения  подростка переживания, связанные с одиночеством, попытки любыми средствами преодолеть одиночество часто становятся причиной отклоняющегося поведения, порождают трудности личностного развития. Это и вынуждает исследователей обращаться к проблемам восприятия и переживания подростком различных аспектов одиночества и вести поиск средств, облегчающих подростку этот круг переживаний, помогающих ему отыскать наиболее конструктивный выход в различных ситуациях остро переживаемого одиночества. 
 
 

      52

      Глава 3. Опытно-экспериментальное  исследование проблемы одиночества.

      3.1. Обоснование выбора  методик. 

      Запланированный эксперимент отвечает целям и  задачам курсовой работы.

      Базой для исследования является МОУ СОШ  №6 города Орска Оренбургской области.

      Выборку составили учащиеся шестых - десятых классов, всего 107 человек.

        Нами использовались такие методики:

               1. Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA (версия 3) (Russell,1996). [7] (см. Приложение 1)

      Методика  разработана в Калифорнийском университете Д.Расселом, Л.А.Пепло и Г.Фергюссоном и предназначена для измерения уровня ощущения одиночества. Шкала представляет 20 утверждений и 4 варианта ответа (часто, иногда, редко, никогда). Путем подсчета количества каждого из вариантов ответов складывается максимально возможный показатель, что и показывает на уровень субъективного ощущения одиночества.

      2. Метод социометрических измерений  (социометрия ). [14] (см. Приложение 2)

      Этот  метод измерения межличностных  взаимоотношений в группе. Основоположник Дж. Морено, внедрение этого метода в исследованиях советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.А. Коломенского и других исследователей.

      Социометрическая  техника применяется для диагностики  межличностных и межгрупповых отношений, в целях их изменения, улучшения  и совершенствования. С помощью социометрии можно изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов

      53

конкретных  групп.

        Для углубленного изучения феноменологии  одиночества нами введены дополнительные методики:

      1. Методика Ценностные ориентации (М. Рокич). [6] (см. приложение 3)

      Тест  личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной  сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

      Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

      - Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

      - Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

      Это деление соответствует традиционному  делению на ценности - цели и ценности-средства.

      При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку  испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность

      54

ответов в ходе обследования.

      Достоинством  методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.

      2. Методика исследования сомоотношения (С.Р. Патилеев) [9] (см. приложение 4)

      Методика  позволяет исследовать особенности динамики сомосознания, структуры и особенностей отношения к собственному Я, отношений личности в целом.

      Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС) создан С.Р.Пантилеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений. Методика состоит из 9 субшкал по 10 - 14 пунктов, при подсчете которых выявляется процентное соотношение по каждой из субшкал, что позволяет судить о том, какой фактор - модальности выражен в большей степени.

      3. Метод изучения продуктов деятельности учащихся (сочинение «Причины моего одиночества») 
 
 
 
 
 
 
 

      55

      3.2. Процедура исследования 

      Первый этап исследования - констатирующий эксперимент, цель которого исследовать возрастную динамику ощущения одиночества в подростковом возрасте. На данном этапе нашего исследования мы провели диагностику всего периода подросткового возраста с 12 - 16 лет, что соответствует 6 - 10 классам. Главная цель данного этапа – выявить, в каком возрасте происходит резкое возрастание ощущения одиночества, а также проверить утверждение о том, что субъективное ощущение одиночества связано с социальным статусом. Полученные результаты мы можем наглядно увидеть в табл. 1 и табл. 2.  

      После результатов табл. 2 мы можем построить график (см. рис.1), где наглядно видно в каком возрасте происходит увеличение уровня ощущения одиночества.

      Из  табл. 2 и графика мы видим, что пик субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте приходиться на 9 класс, что соответствует возрасту 15 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества