Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 15:32, курсовая работа
Цель:
- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;
- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества).............................................................................................................7
История исследования проблемы……………………………………..7
Основные подходы к психологическому анализу одиночества…...15
Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия)……………………………24
Глава 2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте...................................................................................................................32
2.1 Общая характеристика детей подросткового возраста......................32
2.2. Особенности переживания одиночества подростками…………….39
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества………………………………………………………………………53
3.1. Обоснование выбора методик……………………………………….53
3.2. Процедура исследования…………………………………………….56
Заключение………………………………………………………………..68
Библиография……………………………………………………………..69
Экзистенциальное одиночество (как исходная обреченность на непонимание другими) является частью человеческого существования. Оно включает в себя осознание своей разделенности с другими, поиски идентичности и смысла жизни. Источником экзистенциального одиночества является факт уникальности и единственности опыта каждого человека, факт человеческой экзистенции. Тягостно переживаемое одиночество (патологическое по Д.Гэв) предполагает часто хроническую разобщенность с самим собой и другими, являющуюся следствием невозможности построения и сохранения желаемых отношений со значимыми другими или результатом фрустрации потребности в социальной включенности.
49
Тягостно переживаемое одиночество, по мнению Гэв, характеризуется 4-мя компонентами:
1. Отсутствием контакта с самим собой.
2.
Неспособностью к преодолению
эмоциональных барьеров с
3. Неспособностью и неумением найти свое место в социальном сообществе.
4.
Утратой смысла собственной
В то же время, по мнению К.Мустакаса - «Одиночество - это условие жизни человека, опыт человеческого существования, который дает индивидууму возможность поддерживать, расширять и углублять его человеческую природу. Человек, в конечном счете, всегда одинок, живет ли он в изоляции или болезни, ощущает ли он утрату после смерти любимого существа или острое чувство радости в триумфе созидания. Я верю, что каждому человеку необходимо признать свое одиночество и четко осознать, что, в конечном счете, в каждый миг своего бытия человек одинок, - ужасающе, совершенно одинок Усилия, предпринимаемые для того, чтобы ускользнуть от экзистенциального переживания одиночества могут привести только к самоотчуждению. Когда человек избегает фундаментальной правды жизни, когда ему удается успешно отрицать ужасное одиночество индивидуального существования, он лишает себя одного из значительных средств своего собственного развития» [5].
В таком понимании одиночества присутствует известная доля фатальности и обреченности. Это осознается самими экзистенциалистами. Одни из них при этом ищут выход в Боге, другие - в стремлении быть сверхчеловеком, третьи - в признании и принятии этого факта. Нам наиболее близка позиция третьих. Как писал Р.М.Рильке: «Мы одиноки. Можно обманывать себя или делать вид, что это не так. Но насколько лучше признать это и из этого исходить» [5].
Это подводит нас к мысли, что осознание и признание своего
50
одиночества можно рассматривать как одно из условий человеческого развития и один из критериев личностной зрелости. Подростки переживают одиночество, приобретая опыт расставания со старыми ценностями, опыт утраты близких взаимоотношений, опыт потери какой-то части себя самого. Недобровольность и вынужденность этого переживания, обостряют чувство бессилия и беспомощности. Часто это приводит к сомнениям в собственной значимости, утрате доверия к миру и себе, к отчуждению и изоляции.
Подростки остро ощущают ситуацию экзистенциального перелома: они одновременно хотят удовлетворять свои потребности в самостоятельности и независимости, но также и в близости, и социальной включенности и, поэтому остро переживают критические ситуации межличностных отношений (разрыв дружеских связей, непонимание взрослыми и ровесниками).
Переживание одиночества у подростков связано не только с ситуацией межличностных отношений, но и с потерей смысла собственного существования и появлением ощущения экзистенциальной разобщенности людей.
Одиночество в этот период часто неприятно для подростков, они жалуются на него, но в то же время часто его сами ищут. Подросток хочет быть собой и, одновременно, боится этого. «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали. С одной стороны - они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом
51
и самым мрачным пессимизмом» [12].
Подростки (почти все) еще не задумываются о смысле жизни. Они чаще раздумывают над тем (чувствуют, прежде всего) любимы они или нет, ценят их или нет и т.д.
Подростков
потрясает осознание
Одиночество,
таким образом, часто переживается
тягостно и воспринимается как момент
остановки собственной
По мнению Г.Салливана, именно подростки испытывают одиночество, в своей наиболее завершенной и страшной форме.
Все
переживания подростка находят
отражение в картине его
В
целостной же картине поведения
подростка переживания, связанные с
одиночеством, попытки любыми средствами
преодолеть одиночество часто становятся
причиной отклоняющегося поведения, порождают
трудности личностного развития. Это и
вынуждает исследователей обращаться
к проблемам восприятия и переживания
подростком различных аспектов одиночества
и вести поиск средств, облегчающих подростку
этот круг переживаний, помогающих ему
отыскать наиболее конструктивный выход
в различных ситуациях остро переживаемого
одиночества.
52
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества.
3.1.
Обоснование выбора
методик.
Запланированный эксперимент отвечает целям и задачам курсовой работы.
Базой для исследования является МОУ СОШ №6 города Орска Оренбургской области.
Выборку составили учащиеся шестых - десятых классов, всего 107 человек.
Нами использовались такие методики:
1. Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA (версия 3) (Russell,1996). [7] (см. Приложение 1)
Методика разработана в Калифорнийском университете Д.Расселом, Л.А.Пепло и Г.Фергюссоном и предназначена для измерения уровня ощущения одиночества. Шкала представляет 20 утверждений и 4 варианта ответа (часто, иногда, редко, никогда). Путем подсчета количества каждого из вариантов ответов складывается максимально возможный показатель, что и показывает на уровень субъективного ощущения одиночества.
2.
Метод социометрических
Этот метод измерения межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник Дж. Морено, внедрение этого метода в исследованиях советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.А. Коломенского и других исследователей.
Социометрическая
техника применяется для
53
конкретных групп.
Для углубленного изучения
1. Методика Ценностные ориентации (М. Рокич). [6] (см. приложение 3)
Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
- Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.
- Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это
деление соответствует
При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность
54
ответов в ходе обследования.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.
2. Методика исследования сомоотношения (С.Р. Патилеев) [9] (см. приложение 4)
Методика позволяет исследовать особенности динамики сомосознания, структуры и особенностей отношения к собственному Я, отношений личности в целом.
Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС) создан С.Р.Пантилеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений. Методика состоит из 9 субшкал по 10 - 14 пунктов, при подсчете которых выявляется процентное соотношение по каждой из субшкал, что позволяет судить о том, какой фактор - модальности выражен в большей степени.
3.
Метод изучения продуктов деятельности
учащихся (сочинение «Причины моего одиночества»)
55
3.2.
Процедура исследования
Первый этап исследования - констатирующий эксперимент, цель которого исследовать возрастную динамику ощущения одиночества в подростковом возрасте. На данном этапе нашего исследования мы провели диагностику всего периода подросткового возраста с 12 - 16 лет, что соответствует 6 - 10 классам. Главная цель данного этапа – выявить, в каком возрасте происходит резкое возрастание ощущения одиночества, а также проверить утверждение о том, что субъективное ощущение одиночества связано с социальным статусом. Полученные результаты мы можем наглядно увидеть в табл. 1 и табл. 2.
После результатов табл. 2 мы можем построить график (см. рис.1), где наглядно видно в каком возрасте происходит увеличение уровня ощущения одиночества.
Из
табл. 2 и графика мы видим, что пик субъективного
ощущения одиночества в подростковом
возрасте приходиться на 9 класс, что соответствует
возрасту 15 лет.
Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества